Проблемы междисциплинарного подхода к обеспечению безопасности образовательной среды

Аннотация

The problem of the multidisciplinary approach to safety and security of educational environment is discussed in the paper. Designated risks for safety and security of the educational environment and activities are aimed at their prevention and elimination.

Общая информация

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, подход к обеспечению безопасности образовательной среды, риски безопасности образовательной среды

Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Баева И.А., Гаязова Л.А. Проблемы междисциплинарного подхода к обеспечению безопасности образовательной среды // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Рассматривая фундаментальные проблемы образования в XXI в., хотелось бы выделить одну из наиболее актуальных проблем – обеспечение комплексной безопасности образовательной сре­ды. Несмотря на отсутствие системного подхода при анализе статистических данных о происше­ствиях с участием учащихся в стенах общеобразовательных учреждений или вне школы, даже от­дельные цифры, касающиеся асоциального и антисоциального поведения, зависимости, насилия и др., свидетельствуют о необходимости новых организационно-управленческих и содержательных подходов к обеспечению безопасности образовательной среды.

К основным понятиям, определяющим содержание рассматриваемой проблемы, относят­ся «образовательная среда», «безопасность образовательной среды» и «комплексная безопасность образовательного учреждения». Образовательная среда является психолого-педагогической ре­альностью, содержащей специально организованные условия для формирования и развития лич­ности учащегося, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [1; 4]. Без­опасность образовательной среды можно рассматривать как такое состояние организационных, пространственно-предметных и социальных аспектов образовательной среды, которое помимо обес­печения жизни и здоровья субъекта образования выступает необходимым условием для развития и формирования его личности и обеспечивает правовую, социальную, психологическую, инфор­мационную защищенность учащихся, педагогов, родителей. Комплексная безопасность образова­тельного учреждения определяется как состояние защищенности учащихся и работников образо­вательного учреждения от угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечива­ющее его безопасное функционирование [2; 3].

Анализ проблемных ситуаций, имеющих отношение к обеспечению безопасности образова­тельной среды, показывает, что на сегодняшний день можно выделить, как минимум, четыре кате­гории рисков ее нарушения. В их числе риски, связанные с проявлением насилия в межличностном взаимодействии в образовательной среде школы; любыми видами, типами и формами проявления агрессии одного человека по отношению к другому или группе людей с целью нанесения ущерба их физическому и психическому здоровью, нарушения их психологического благополучия. Ксено­фобия и экстремизм, являющиеся, по существу, также проявлением насилия, тем не менее, выступа­ют сегодня отдельной категорией рисков для субъектов образовательной среды. Это связано с осо­бым содержательным наполнением и социальным значением проявлений ксенофобии и экстремиз­ма, а также высокой степенью опасности для формирующейся личности, еще не имеющей устой­чивой гражданской и нравственной позиции, но довольно часто обладающей выраженной потреб­ностью быть частью группы, противопоставляющей себя нормам общества. Следующая категория рисков нарушения безопасности образовательной среды относится к саморазрушающему поведе­нию, включающему разнообразные действия детей и подростков, связанные с нанесением ущерба собственной жизни и здоровью; это различные виды зависимостей, асоциальное и делинквентное поведение, суицидальное поведение. К отдельной категории рисков нарушения безопасности об­разовательной среды можно отнести риски, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Разнообразие рисков нарушения безопасности образовательной среды, как и разнообразие «мишеней», на которые они воздействуют, ставит проблему реализации междисциплинарного под­хода на различных уровнях деятельности по обеспечению комплексной безопасности образователь­ного учреждения. Необходимо развитие системы фундаментальных научных исследований в обла­сти обеспечения безопасности образовательной среды с учетом наработок различных научных на­правлений, исследующих психологические, педагогические, социальные, медицинские, правовые, информационные и материально-технические аспекты обеспечения и сопровождения безопасно­сти в образовании.

Актуальной проблемой деятельности по обеспечению безопасности в образовании стано­вится организация системы мониторинга безопасности образовательной среды учреждений раз­личных видов и типов, позволяющей осуществлять своевременное выявление возможности акту­ализации рисков нарушения безопасности образовательной среды в конкретных образовательных учреждениях. Для осуществления эффективного мониторинга безопасности образовательной сре­ды необходимо решение ряда задач. Некоторые из них хотелось бы раскрыть отдельно. Посколь­ку эффективность системы диагностики безопасности образовательной среды определяется в пер­вую очередь ее чувствительностью к показателям нарушения тех или иных аспектов безопасно­сти, важнейшей задачей является разработка системы индикаторов, позволяющих с достаточной долей точности выявлять не только наличие риска, но и возможность его превращения из потенци­альной угрозы в реальную. Разработка системы этих индикаторов требует в свою очередь консо­лидации усилий специалистов различного профиля в совместной деятельности по разработке мо­дели безопасности образовательной среды, проявляющей механизмы возникновения тех ли иных рисков и угроз и их взаимовлияния.

На уровне осуществления деятельности по обеспечению безопасности образовательной сре­ды, задачи которого связаны с разработкой и реализацией мероприятий по профилактике рисков и угроз и устранению их последствий, также требуются совместная деятельность специалистов раз­личного профиля и подготовка специалистов, обладающих компетенциями в области обеспечения различных аспектов безопасности образовательного учреждения.

Литература

  1. Баева И.А., Рубцов В.В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности // Информационно-методический бюллетень № 2 городской экспе­риментальной площадки второго уровня / ред.-сост. И.А. Баева, В.В. Ковров. М. : Экон-Информ, 2009. С. 3–8.
  2. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. М. : Изд-во НЦ «ЭНАС», 2006.
  3. Пилипенко В.Ф. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М. : Айрис-Пресс, 2006.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2640
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3