Проблемы междисциплинарного подхода к обеспечению безопасности образовательной среды
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: безопасность образовательной среды, подход к обеспечению безопасности образовательной среды, риски безопасности образовательной среды
Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Баева И.А., Гаязова Л.А. Проблемы междисциплинарного подхода к обеспечению безопасности образовательной среды // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Рассматривая фундаментальные проблемы образования в XXI в., хотелось бы выделить одну из наиболее актуальных проблем – обеспечение комплексной безопасности образовательной среды. Несмотря на отсутствие системного подхода при анализе статистических данных о происшествиях с участием учащихся в стенах общеобразовательных учреждений или вне школы, даже отдельные цифры, касающиеся асоциального и антисоциального поведения, зависимости, насилия и др., свидетельствуют о необходимости новых организационно-управленческих и содержательных подходов к обеспечению безопасности образовательной среды.
К основным понятиям, определяющим содержание рассматриваемой проблемы, относятся «образовательная среда», «безопасность образовательной среды» и «комплексная безопасность образовательного учреждения». Образовательная среда является психолого-педагогической реальностью, содержащей специально организованные условия для формирования и развития личности учащегося, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [1; 4]. Безопасность образовательной среды можно рассматривать как такое состояние организационных, пространственно-предметных и социальных аспектов образовательной среды, которое помимо обеспечения жизни и здоровья субъекта образования выступает необходимым условием для развития и формирования его личности и обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность учащихся, педагогов, родителей. Комплексная безопасность образовательного учреждения определяется как состояние защищенности учащихся и работников образовательного учреждения от угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование [2; 3].
Анализ проблемных ситуаций, имеющих отношение к обеспечению безопасности образовательной среды, показывает, что на сегодняшний день можно выделить, как минимум, четыре категории рисков ее нарушения. В их числе риски, связанные с проявлением насилия в межличностном взаимодействии в образовательной среде школы; любыми видами, типами и формами проявления агрессии одного человека по отношению к другому или группе людей с целью нанесения ущерба их физическому и психическому здоровью, нарушения их психологического благополучия. Ксенофобия и экстремизм, являющиеся, по существу, также проявлением насилия, тем не менее, выступают сегодня отдельной категорией рисков для субъектов образовательной среды. Это связано с особым содержательным наполнением и социальным значением проявлений ксенофобии и экстремизма, а также высокой степенью опасности для формирующейся личности, еще не имеющей устойчивой гражданской и нравственной позиции, но довольно часто обладающей выраженной потребностью быть частью группы, противопоставляющей себя нормам общества. Следующая категория рисков нарушения безопасности образовательной среды относится к саморазрушающему поведению, включающему разнообразные действия детей и подростков, связанные с нанесением ущерба собственной жизни и здоровью; это различные виды зависимостей, асоциальное и делинквентное поведение, суицидальное поведение. К отдельной категории рисков нарушения безопасности образовательной среды можно отнести риски, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Разнообразие рисков нарушения безопасности образовательной среды, как и разнообразие «мишеней», на которые они воздействуют, ставит проблему реализации междисциплинарного подхода на различных уровнях деятельности по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения. Необходимо развитие системы фундаментальных научных исследований в области обеспечения безопасности образовательной среды с учетом наработок различных научных направлений, исследующих психологические, педагогические, социальные, медицинские, правовые, информационные и материально-технические аспекты обеспечения и сопровождения безопасности в образовании.
Актуальной проблемой деятельности по обеспечению безопасности в образовании становится организация системы мониторинга безопасности образовательной среды учреждений различных видов и типов, позволяющей осуществлять своевременное выявление возможности актуализации рисков нарушения безопасности образовательной среды в конкретных образовательных учреждениях. Для осуществления эффективного мониторинга безопасности образовательной среды необходимо решение ряда задач. Некоторые из них хотелось бы раскрыть отдельно. Поскольку эффективность системы диагностики безопасности образовательной среды определяется в первую очередь ее чувствительностью к показателям нарушения тех или иных аспектов безопасности, важнейшей задачей является разработка системы индикаторов, позволяющих с достаточной долей точности выявлять не только наличие риска, но и возможность его превращения из потенциальной угрозы в реальную. Разработка системы этих индикаторов требует в свою очередь консолидации усилий специалистов различного профиля в совместной деятельности по разработке модели безопасности образовательной среды, проявляющей механизмы возникновения тех ли иных рисков и угроз и их взаимовлияния.
На уровне осуществления деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды, задачи которого связаны с разработкой и реализацией мероприятий по профилактике рисков и угроз и устранению их последствий, также требуются совместная деятельность специалистов различного профиля и подготовка специалистов, обладающих компетенциями в области обеспечения различных аспектов безопасности образовательного учреждения.
Литература
- Баева И.А., Рубцов В.В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности // Информационно-методический бюллетень № 2 городской экспериментальной площадки второго уровня / ред.-сост. И.А. Баева, В.В. Ковров. М. : Экон-Информ, 2009. С. 3–8.
- Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. М. : Изд-во НЦ «ЭНАС», 2006.
- Пилипенко В.Ф. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М. : Айрис-Пресс, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2678
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0