Антропологическая перспектива российского образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: антропологизация образования, антропология образования, новый образ современного образования, образование как философско-антропологическая категория, проблемы российского образования, саморазвитие, субъектность, человеческий потенциал, человечность
Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Исаев Е.И. Антропологическая перспектива российского образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Образование является сложнейшей формой общественной практики, его роль и место на данном историческом этапе в масштабе всего постсоветского пространства исключительны и уникальны. В ситуации кризиса социальной и культурной жизни именно образование становится пространством личностного развития каждого человека, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества.
Воспитание, становление человека, развитие собственно человеческого в человеке – первейшая и фундаментальная цель и ценность современного российского образования. Исторические вызовы современному человечеству – глобальные экологические проблемы, мировая угроза терроризма, лавинообразный рост информации и интенсивное обновление информационных технологий во всех сферах общественной жизни, высокий динамизм социальной жизни и высокая психоэмоциональная напряженность профессиональной деятельности требуют актуализации и максимального развития человеческого потенциала в каждом человеке.
Вместе с тем выделяется приоритетная антропологическая (гуманистическая) цель и ценность современного образования – обеспечить становление в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Способность к субъектному, автономному действию и поведению – сущностная основа становления многообразных способностей и качеств человека на разных ступенях образования. Автономия человека – приоритетная идея современного образования. Авторитетные отечественные философы А.П. Огурцов и В.В. Платонов утверждают, что отрицание автономии субъекта ведет к подрыву самой идеи образования. Основная идея образования в свете категории автономии человека – это подведение воспитуемого к самополаганию в отношении жизненных дел, начиная со своего тела, окружающего мира предметов, орудий до способности строить отношения с другими людьми, организациями и т.п. Автономия человека, отмечают философы, – это его автономия в отношении к социально-политическим и правовым структурам, на что должно быть нацелено политическое, идеологическое и правовое воспитание подрастающих поколений.
Необходимыми психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека являются свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков. Важной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должны стать создание условий для самостоятельного выбора, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов. Ребенок, подросток, юноша и девушка, приобретшие опыт свободного, самостоятельного, ответственного поведения и деятельности в сфере образования, духовно и психологически готовы и способны к автономному – самодетерминируемому и саморегулируемому – поведению в многообразных ситуациях социальной и личной жизни.
Сегодня человеческое измерение – «человечность» как особая валентность содержания и способов деятельности самых разных социальных субъектов – становится предметом пристального внимания многих ученых, политиков, практиков социально-педагогической сферы. В современном мире отчетливо осознается, что человеческий потенциал может оказаться потенциально неисчерпаемым ресурсом культурно-исторического развития общества и личности. Вопрос в том, как, при каких условиях, за счет чего возможны консолидация и наращивание мощности, а главное, качества этого самого человеческого потенциала?
Один из безусловных вызовов нашего времени – требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человеческого в человеке. Из всех форм общественной практики именно образование (прежде всего инновационное) пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В современных концепциях и программах развития образования появилось принципиально новое измерение – гуманитарно-антропологическое. Центральной для гуманитарно-антропологического подхода как принципиально инновационной парадигмы в психологии и педагогике является идея возможности и необходимости восхождения человека к полноте собственной реальности. Речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования – стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему отстаивать собственную человечность, быть как материалом и ресурсом социального производства, так и подлинным субъектом культуры и исторического действия.
Образование – это путь и форма становления целостного человека, обретения им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории. Сущность и цель так понятого образования – это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. В пространстве образования может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких образовательных ситуаций, в которых становятся возможными и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и становление авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в этом пространстве, возможно становление автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе – его субъектности в собственной жизни.
Этот новый образ образования требует пересмотра устоявшихся представлений о нем. Образование не может быть сведено к знаниям, умениям и навыкам, имеющим прежде всего предметнодисциплинарный характер. Недостаточно формирования у школьников только социально значимых компетенций. Уже не может удовлетворить современное общество цель развития только познавательных способностей детей, подростков, юношей.
Функцию образования нельзя сводить к воспитанию социально полезных качеств у подрастающих поколений. Образование не есть социальный тренинг, натаскивание и «подготовка к жизни», окультуривание «сырой» природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социальнопроизводственного потребления и использования на благо общества. Социализация – это лишь отдельная задача и функция образования.
Перед современным образованием встает проблема развития целостного человека – полноценного развития его физических, психических, социальных и духовных способностей и качеств. Современный ритм и темп человеческой жизни диктуют необходимость многостороннего и в то же время целостного развития человека. В настоящее время уже вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив нашей цивилизации от тех способностей и качеств человека, которые формируются в образовании.
Антропологический императив становится приоритетным для современного образования. В современном российском обществе выявляются проблемные ситуации образования подрастающих поколений, которые диктуют необходимость комплексных, антропологически ориентированных научных исследований. Категория человека, его развития и становления на ступенях образования в этих исследованиях должна стать центральной, системообразующей. Обозначим основные проблемы, решение которых возможно с помощью комплексного человекознания.
Проблема обособления семьи от образовательных учреждений. Такое обособление уже привело к замене общественного воспитания семейным, с одной стороны, и формально-государственным – с другой. И та и другая форма воспитания не открывает, а заслоняет сферу общественной жизни взрослых. В одном случае она заслоняется преобладанием эмоционально-личностных контактов, в другом – формально-социальных. В результате взрослый выступает перед ребенком не как носитель идеальной формы – норм и форм общественной жизни, а лишь как носитель частных черт и качеств (В.И. Слободчиков).
Необходим поиск образцов, идеальных форм, связывающих детскую жизнь с жизнью общества (взрослых), придающих ей смысл жизни в обществе и тем самым организующих ее. Этот поиск, по определению, должен быть междисциплинарным, включающим совместные усилия теологов, философов, культурологов, историков, педагогов и психологов.
Проблема снижения творческого потенциала образовательных программ дошкольных учреждений. Психолого-педагогические исследования последних лет показывают, что в дошкольном образовании предпочтение отдается процессам социализации детей, освоения ими культурного наследия в ущерб их творчеству, созиданию нового. Творческий потенциал теряет игровая деятельность детей. Как следствие, – недоразвитие у детей творческого воображения, снижение их общего творческого потенциала. Культуросозидательный потенциал детства фактически игнорируется и не востребуется сообществом взрослых (В.Т. Кудрявцев).
Этот факт выдвигает перед психологией и педагогикой задачи определения целевых ориентиров дошкольного образования, построения нормативной модели развития в детском возрасте, разработки модели образовательного процесса и адекватных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие детей на данной ступени и нормальный переход их к следующему этапу развития. Развитие (реформирование, модернизация, преобразование) общества сейчас совершается слишком быстро для того, чтобы уповать на стихийное (как это было в прошлом) разрешение указанных проблем, всегда требующее очень большого времени. В этой сфере, как и во многих других (экономике, экологии и т.п.), стало необходимым направленное вмешательство, но на основе комплексных научных исследований и проектных разработок.
Следующая проблема, имеющая давнюю традицию – проблема преемственности ступеней образования. Это теоретическое обоснование специфики и необходимости новой ступени образования – ее ценностей, целей, содержания, эстафетности в отношении к предыдущей ступени.
Знание специфики и характера новой ступени образования определяет тип адекватной ей позиции взрослого (педагога) и способы его педагогической деятельности. Обоснование необходимости и содержания новой ступени образования возможно при выявлении ее предпосылок: при выделении субъектных оснований перехода ребенка к новому типу развития, который может быть реализован лишь при обеспечении адекватного содержания, осваиваемого в новом ведущем типе деятельности.
Проблема преемственности в образовании – это в первую очередь проблема проектирования непрерывного развивающего образования подрастающих поколений в опоре на знания закономерностей развития человека в образовании, на выделение в развивающем образовании качественно определенных ступеней, каждая из которых «принимает эстафету» от предшествующей и передает ее последующей. Разработка программ перехода, образующегося с одной ступени на другую, – комплексная психолого-педагогическая и медицинская проблема.
В современной школе остро стоит проблема осуществления безопасного образования. Суть безопасного образования – сохранение и обеспечение здоровья школьника на протяжении всех лет обучения. Включение в учебные планы школ новых учебных предметов, увеличение объемов учебной нагрузки, неоправданное использование новых технологий и образовательных проектов, информатизации и компьютеризации образовательных процессов приводят к физической и психической перегрузке школьников.
Сегодня школьная перегрузка достигла катастрофических размеров, стала основной внутренней бедой школы. По данным Института возрастной физиологии РАО, школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 3 раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в 4 раза – число нарушений психического здоровья детей.
Критерии благополучия и развития школьника должны стать исходной точкой и инвариантом любой педагогической системы. Необходимы прогнозирование и выявление влияния педагогической практики на школьника, наличия вреда его психическому и личностному развитию. Однако в педагогике и образовании инструментальные представления о норме и критериях отклонений от нее не выработаны. Разработка таких норм и методов их оценки – актуальная антропологическая задача психолого-педагогических и медицинских наук.
Актуальная во все времена, но приобретшая особую остроту в современном обществе проблема нормального перехода от детства к взрослости, определения возможностей сферы образования в ее решении. Взросление подростков – сложный и противоречивый процесс, требующий большого внимания и такта со стороны взрослых. Тенденция к взрослости у подростков зачастую реализуется в неадекватных, нередко асоциальных формах. Этот возраст опасен проявлениями отрицательных и губительных для здоровья подростка форм демонстрации своей взрослости – приобщением к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, выбору неоправданно рискованных форм поведения, склонности к проявлению социальных девиаций.
В психологических исследованиях показано, что многие негативные проявления социализации подростков снимаются в практике дополнительного образования. В дополнительном образовании подросток и взрослый являются активными соучастниками многоплановой образовательной деятельности, способствующей решению задач личностного и профессионального самоопределения (В.Н. Савиных). Именно в практике полного образования (целостности основного и дополнительного образования) взрослый и подросток являются активными соучастниками со-бытийной общности, обеспечивающей возможности содержательно и продуктивно решать задачи вхождения подростков во взрослую жизнь. Полное образование как норма образования и развития подростков предполагает проектирование и реализацию адекватных ступени основного общего образования образовательных программ.
Одним из существенных критериев эффективности образовательных стратегий является психологическое здоровье детей и подростков. Современные образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы. Эти состояния чаще всего носят латентный характер и не дают оснований для лечения у психоневролога или психиатра. Дети, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства психологии, педагогики и медицины.
Для успешной реализации профессиональной деятельности с такими школьниками педагоги и практические психологи образования нуждаются в теории, удерживающей полноту душевной жизни человека. Необходим понятийный аппарат, который схватывает специфику сложных феноменов духовно-душевного неблагополучия, позволяет их фиксировать, «прочитывать» и проектировать эффективные контрмеры. Такой понятийный аппарат может быть выработан в рамках психолого-педагогической антропологии.
Еще одна комплексная проблема – проблема педагогической деятельности и профессионального педагогического образования. Педагогическая деятельность в современном образовании претерпевает существенные изменения; происходит ее переориентация с предметно-знаниевой на личностную парадигму, при которой ее целью становится формирование у школьников опыта ориентировки не столько в сфере предметных знаний и явлений, сколько в собственной жизненной сфере, в области самоорганизации своей личности. Такое изменение – это не просто одно из направлений ее трансформации, а становление педагогической деятельности как таковой, своеобразное возвращение к ее сущности (В.А. Болотов).
Новые ценности, цели и содержание образования невозможно реализовать в непосредственном педагогическом воздействии. Способности к самообразованию и саморазвитию нельзя сформировать путем прямого педагогического действия. Если ученик не знает что-то или не умеет что-то делать, то педагог его научит. Саморазвитию научить нельзя, прямым образом от педагога к ученику эта способность не передается.
В личностно ориентированном образовании ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы воспитанник сам вырастал в меру этих подлинно человеческих способностей, встал на путь их обретения. Данные человеческие ценности и способности могут появиться и быть только в развитии, и не просто в развитии, а в саморазвитии, в развитии собственной самости, самого себя.
Продуктивные идеи о профессиональной подготовке педагогов высказал в свое время К.Д. Ушинский в «Педагогической антропологии». Он отмечал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский полагал, что в университетах должны быть открыты особые педагогические или антропологические факультеты, которые основной целью имели бы изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания.
Современные исследователи единодушны в том, что идеи и положения «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского не только не потеряли своей актуальности, но по настоящему еще не освоены педагогическим сообществом. Видный исследователь творчества известного педагога Э.Д. Днепров считает, что только сейчас наступает «время Ушинского», пора настоящего его прочтения. Идея К.Д. Ушинского о том, что в деле воспитания человека необходимо его всестороннее познание, актуальна для современной психолого-педагогической науки и должна наконец-то воплотиться во всей ее полноте в практике профессионального педагогического образования.
Для решения этих и других не менее актуальных проблем образования подрастающих поколений в психолого-педагогической науке должно быть принципиально переосмыслено само понятие образования – оно должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления человеческого в человеке. Должна быть создана антропология образования – комплексное знание о закономерностях становления человека в образовании.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4622
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4