Философские основания психологии образования: ментальный аспект
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: философия, психология образования, менталитет, установка , социальная динамика, общество, личность
Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Полежаев Д.В. Философские основания психологии образования: ментальный аспект // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Поиск философско-методологических основ психолого-образовательных концепций, подходов и авторских точек зрения необходимо рассматривать как насущную задачу любого исследователя. С одной стороны, он важен на начальном этапе работы, когда изучение богатого материала, оставленного предшественниками, позволяет выбрать ориентировочную основу конкретного исследования, скорректировать необходимые формулировки и исследовательский инструментарий. С другой стороны, поиск и выбор философских «опорных точек» позволяют выстраивать те или иные линии обобщения в исследовании, фиксируя исследовательский вектор работы – от частных, аспектных, несомненно, важных в научном отношении вопросов – к целостному представлению исследуемого феномена, акта, закономерности и др. Это важно с точки зрения преемственности авторской позиции ученого, который, внося нечто новое в современное ему социально-гуманитарное знание, должен иметь полное представление о научных школах, течениях, концепциях и подходах в их содержательной динамике.
Проблема общества и человека рассматривалась ранее и рассматривается сегодня в самых различных аспектах. Понятно, что историческое развитие общества и цивилизации вносит свои коррективы в этот процесс, предлагая новые направления научного осмысления в контексте социальных вызовов. Меняются склад ума и образ мышления отдельного человека, социальной группы и общества в целом, общие представления об окружающем мире. Можно говорить, что постепенно, не заметно для индивидуального сознания меняется менталитет народа, нации, общества. Не будем останавливаться подробно на категориальном аспекте разведения указанных терминов, понимая, что речь идет о больших социальных общностях. Полагаем необходимым обозначить авторское понимание феномена менталитета, на котором основывается наше видение ментального подхода, актуального для отечественного социально-гуманитарного знания в целом, и для социальной философии, философии образования, социальной психологии и психологии образования, как наук, рассматривающих различные аспекты взаимодействия личности и социальной среды.
Именно в личностных ментальностях и менталитете общества фокусируются, по утверждению А.Я. Гуревича, основные «силовые линии», пронизывающие общество [1, с. 151]. Эти «силовые линии» – суть аспекты различных социально-личностных отношений, присущих социальнокультурной группе в исторических (временных или пространственных) общностях. К ним относятся производственные, семейные, юридические (правовые), художественные и другие отношения, встроенные, на наш взгляд, в систему глубинно-психических социально-культурных установок, определяющих историческую индивидуальность конкретного общества.
Менталитет – это устойчивая во времени система внутренних глубинно-психологических установок общества, формируемая (и функционирующая) как под воздействием внешних условий, так и на уровне внесознательного (неосознаваемого). В структуре менталитета следует выделить основные функциональные блоки-установки: а) восприятие, в) оценку, с) поведение. Это своего рода «горизонтальное» деление феномена, характеризующее его реализацию. К «вертикальным» составляющим относятся ценностные социальные установки индивидуального и массового сознания и бессознательного, влияющие на выработку отношения к окружающим человека явлениям, событиям и процессам. В качестве наиболее важных можно обозначить правовую, природную (выражающие отношение к природе и действия в отношении нее, в том числе экологические), хозяйственно-экономическую (трудовую), национальную, патриотическую установки, установку, охватывающую этический аспект возрастных, семейных и половых отношений, эстетическую, религиозно-мистическую, языковую, воспитательную (тесно связанную с семейной) и некоторые другие установки. Соединение обозначенных условных «осей» представляет нам яркую картину социального осуществления отдельного индивида, социальной группы и общества в целом. Думаем, что не будет большой ошибкой признать эту схему функциональной схемой феномена менталитета. Различные аспекты «работы» менталитета общества и ментальности личности рассматривались нами ранее [3, с. 15–131].
Отдельная ментальная установка, а следовательно, и содержание ментальных феноменов – явление достаточно сложное. Оно включает элементы разного характера: содержательный, эмоциональный и волевой. Первый связан с необходимостью обладать некоторой суммой знаний о разных сторонах действительности. К знаниям и представлениям присоединяются социальные чувства, выражающие отношение к действительности. Слияние знаний с чувствами – показатель устойчивости установки. Третий элемент – побуждение к действию. Когда установка реализуется, ее волевой элемент проявляется в активности личности. Иначе говоря, система установок – не сумма мыслей и чувств, она – основа деятельного отношения личности к различным сторонам жизни [5, с. 151–209]. Сформированная фиксированная установка на основе опредмеченного опыта личности, воспринятой и переработанной информации «работает» не только в какой-либо конкретной ситуации, смоделированной заранее, но и во всех ситуациях, сопряженных с определенным уровнем и сферой применения возможностей человеческого разума.
В нескольких словах обозначим отдельные составляющие элементы ментального подхода. Он, полагаем, весьма востребован в современном социально-гуманитарном знании, поскольку помогает анализировать и проектировать те или иные коллективные, прежде всего поведенческие феномены, имеющие глубинно-психическую природу. В связи с этим его разработка, доведение до состояния, понятного и удобного для использования специалистами различных социально-гуманитарных отраслей, – настоятельная необходимость сегодняшнего дня. Наше понимание может быть выражено следующим образом.
Ментальный подход – это попытка обоснования современной действительности (социальных реалий, прежде всего) с точки зрения национальной глубинной духовности. Это попытка найти основу для ответа на вопросы, на которые человек в повседневной жизни на уровне обыденного здравого смысла ответить не в состоянии. В чем причины неудач современных реформ и модернизационных процессов? Ведь неудача может быть представлена как разница между ожидаемым и действительным. А что вообще есть это самое «ожидаемое», возможно ли его особо обозначить, рационализировать, формулируя раз и навсегда данным образом? Это вопросы ментального плана, к которым можно добавить проблему поиска ментального ядра: где таится первопричина современных правовых (нравственных, религиозных или иных) деформаций? Только ли в наборе жестких ограничительных мер? Или в «темной стороне» души русского человека и мира? И что есть душа России и русского человека?
Ментальный подход – это поиск онтологических оснований русской духовности и следующих из этого опор нашей социальной защиты, нашей любви к «нелюбимому» государству и благодарности к неблагодарному Отечеству. Ментальный подход – это поиск острых углов, проблем, являющих сущность русской цивилизации и культуры, русского общественного мироустройства, мировидения и мирочувствия. В структурном или, скорее, последовательно развертываемом содержательном отношении ментальный подход может быть в первом приближении представлен как анализ:
1) социальной действительности (в рамках ментального подхода невозможный «сам по себе» или «для себя») – только для дальнейшего синтеза (в том числе социального) или аспектного рассмотрения отдельных проблемных узлов и особенностей протекания социальных процессов (именно в таком ключе во многом выстроена концепция социальной логики Г. Тарда [4]);
2) исторической традиции (фольклорная народная традиция – сказки, песни, былины, эпос и др.; массовые представления – обычаи, суеверия, привычки и т. п.; письменная традиция – религиозность, в т. ч. апокрифическая, язычество и его бытовые – на уровне суеверий – проявления и т. п.; ученая традиция – религиозная, философская, литературная – и ее отражение в народной среде);
3) исторических фактов (и их интерпретация).
В таком ключе может быть представлен начальный этап социального анализа в рамках ментального подхода, обоснование которого мы полагаем необходимым для современного социальногуманитарного знания, прежде всего отечественного [2, с. 106–114]. Принципиальная открытость и незавершенность ментальных исследований напрямую связаны с вопросами социальной мобильности индивида, социальной группы и другими, которые не могут быть представлены в упрощенном виде. Это обусловлено со сложностью и многоуровневостью взаимосвязей рассматриваемых феноменов.
Весьма важным в контексте осмысления вопроса о возможных направлениях развития менталитета российского общества (личностных ментальностей) и, как следствие, предположительных сценариях социального развития стало обращение к проблеме взаимодействия менталитета и образования. Многие вопросы психологии образования так или иначе пересекаются или полностью совпадают со смыслами и значениями, которые отнесены нами к сфере ментального. Это могут быть личностные или социальные пространства, находящие свое место в образовательной сфере.
Сегодня педагогам, психологам и философам необходимо продолжать работать с образовательными ценностями. В чем смысл такой деятельности? Возможны следующие варианты смыслов: поддержка заказа общества, проведение его в массы; взаимодействие с другими ценностями, например, с ценностями других стран (для ровного вхождения в мировое сообщество); формирование экспертных элит, интеллектуальной, социальной и культурной миссий образования; самореализация человека через образование.
Очевидно, что данный перечень смыслов исследования ценностей и целей в образовании открытый. И прежде чем определять и тем более транслировать в образование те или иные цели и ценности, необходимо выяснить, зачем это нужно. Важно уделить внимание выявлению того ментального базиса образования, который явно или неявно уже существует и определяет суть настоящего образования, рассматриваемого как социальный феномен.
Образование может потенциально играть важную роль не только в национальном самоопределении, но и в создании общенационального «климата», в котором люди охотно и с гордостью выполняют свои гражданские обязанности и пользуются правами. От школ, которым поручено отвечать за интеллектуальное развитие молодежи и создание соответствующего климата, требуется больше, чем укрепление чувства гордости по отношению к национальным символам, таким как флаг, гимн, успех национальной олимпийской команды и др. Они должны давать ученикам прочные основы знаний, опирающиеся на непротиворечивую систему общих ценностей, которые можно отстаивать через доводы разума.
Концептуальными основаниями философских проблем образования и вместе с тем абрисом философии образования могут стать те, которые синтезируют в единую систему онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты образовательного процесса и которые характеризуют его как вполне определенный социокультурный феномен. К этим основаниям можно отнести 1) образование, его истоки, сущностные характеристики и место в системе культуры; 2) образование как динамическую систему в контексте его основных парадигм; 3) образование и проблемы синтеза гуманитарного знания. Выделенные основания могут обеспечить не только концептуальный подход к исследованию данного феномена, но и постоянную, непринужденную актуализацию вопросов образования в разнообразных общественно-политических и экономических ситуациях, закономерную и спонтанную сопряженность образовательной системы с системой социальной.
Из философских концепций в образовании исходят социально-этические концепции, лежащие в основе образования; соотношение личностного и социального начал в образовании: общество должно получить как результат образования воспитанность, духовность, человечность, патриотизм, сострадательность.
Образование как социально-психический феномен относится в большей степени к глубинной сфере менталитета, хотя в то же время как феномен социально-исторический и даже политический образование, естественно, отражает внешние черты общества и, таким образом, охватывает витальный блок менталитета. Именно в сфере образования заложены определенные социальные направленности дальнейшего развития общества, его в значительной степени национально окрашенные ментальные установки (в том числе, может быть, бессознательного плана). Можно уверенно говорить о том, что ментальное, глубинно-психологическое противостояние различных социумов может быть преодолено (но также и развернуто) в образовательной сфере.
Образование как система функционирует в конкретных социально-исторических условиях. Вместе с тем нельзя утверждать, что оно детерминируется только внешними условиями, иначе мы вынуждены были бы рассматривать его как исключительно идеологический феномен, а это принципиально неверно. В образовании присутствует не только «рацио» (социальный заказ, государственные требования, политические условия), но и «эмоцио» (умонастроение эпохи, специфика мыследеятельности людей, установки, сформированные в условиях длительного исторического времени). Существенным феноменом, влияющим на формирование, функционирование и видоизменение системы образования, является феномен менталитета, поэтому ментальный подход в социально-гуманитарном знании представляется нам имеющим полное (в смысле содержания) право на существование и практическое применение.
Литература
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М. : Индрик, 1993. (Сер. «Научная библиотека студента».)
- Полежаев Д.В. Ментальный подход в изучении социальных проблем (К проблеме психологической установки) // Философское осмысление судеб цивилизации : тез. XV ежегод. науч.-практ. конф. каф. философии РАН (29–30 янв. 2002 г.). М. : Изд-во ИФ РАН, 2002. Ч. III. С. 106–114.
- Полежаев Д.В. Русский менталитет: социально-философское осмысление : моногр. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007.
- Тард Г. Социальная логика. СПб. : Соц.-психол. центр, 1996. (Сер. «Библиотека практической психологии».)
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2903
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 16