Взгляд на социокультурную ситуацию развития ребенка с позиции психолого-антропологического подхода
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: зона ближайшего развития, психолого-антропологический подход, социокультурная ситуация развития ребенка, субъектно-деятельностный подход
Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в
Для цитаты: Чернов Д.Н. Взгляд на социокультурную ситуацию развития ребенка с позиции психолого-антропологического подхода // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
На современном этапе модернизации российского общества мы остро нуждаемся в кардинальном пересмотре своего отношения к подрастающему поколению, выработке новых ориентиров в понимании смысла и цели воспитания и обучения, реформации системы образования. Забота о ребенке признается приоритетным направлением в деятельности государства. От того, какой образ ребенка и социокультурной ситуации его развития лежит в основании этой деятельности, зависит будущее наших детей. В рамках решения проблемы модернизации отечественного образования В.И. Слободчиков (2011 г.) предложил проект построения инновационной образовательной программы «Школа антропологической практики», которая призвана преодолеть антропологический кризис, характеризующий современное российское общество. Мы считаем, что проблема не может быть решена только реформой образовательной системы, и предлагаем психолого-антропологический подход к анализу понятия социокультурная ситуация развития, который может быть использован для изучения и необходимого изменения современного отношения общества к ребенку, закономерной частью чего должна стать модернизация образования. Обобщим наши теоретические позиции в ряде тезисов.
1. Социокультурная ситуация развития ребенка включает переживание самого ребенка (и не только социальных отношений, но и феноменов культуры), возникающее через посредничество референтных субъектов воспитания и образования.
2. Это переживание реализуется в деятельностно-активностном комплексе, центром которого является ведущая деятельность возраста, а ближайшей периферией – иные виды деятельностей и активности, характерные для данного возраста.
3. Примат активного переживания социокультурных взаимоотношений в обществе приводит к необходимости рассмотрения социокультурной ситуации развития с позиций категории субъекта и его фундаментального свойства – субъектности.
4. Социокультурная ситуация развития ребенка включает переживание окружающих, в первую очередь референтных взрослых, отношений с ребенком. В основе этого переживания всегда лежит определенный образ ребенка, на который окружающие ориентируются в организации социокультурных условий, обеспечивающих воспитание и обучение ребенка. В зависимости от этого образа окружающие создают для ребенка «обогащенную» или «обедненную» социокультурную развивающую среду – условия, облегчающие или усложняющие реализацию ребенка как субъекта.
5. «Вершинным» образом ребенка, которым руководствуется взрослый во взаимоотношениях с ребенком, должно стать антропологическое представление о нем как об уникальном развивающемся субъекте, овладевающем пространством не только социума, но и культуры, потенциальном члене общества, способном стать творцом социокультурного пространства. Функциональный смысл такого отношения к ребенку – создание условий для его развития как субъекта жизненного пути.
6. Исходя из этого образа, значимые взрослые развертывают перед ребенком весь контекст социокультурных отношений в обществе, минимизируя влияние псевдокультурных явлений, насыщая среду культурными феноменами, имеющими антропоцентрическую ценность, либо субъективно переосмысливая социокультурные феномены в качестве антропоцентрически ценных. Тем самым задается зона дальнего, перспективного развития ребенка.
7. Создание перспективных условий для субъектного развития ребенка происходит во взаимодействии с референтными взрослыми, заинтересованными в воплощении в ребенке субъектного антропологического образа человека. При этом в воспитании и обучении соблюдается принцип зоны ближайшего развития, в которую включены в качестве средств поиска смысла своей жизнедеятельности социокультурные феномены.
8. Таким образом, сторонами, включенными в социокультурную ситуацию развития ребенка, являются ребенок; ближайшие взрослые (родители, воспитатели, педагоги); образовательные и воспитательные институты (детский сад, школа, система высшего образования); социокультурный фон развития (класс, этнос, раса, государство, общество).
9. Структурными единицами социокультурной ситуации развития, вступающими в динамическое взаимодействие, выступают:
– переживание-отношение ребенка как развивающегося субъекта, выражающее поиск жизненных смыслов в социокультурном окружении в зависимости от степени дифференциации и качественного усложнения устройства социокультурного пространства в сознании ребенка;
– переживание-отношение ближайшего окружения к ребенку, исходя из его образа как субъекта жизненного пути; в соотнесении с переживанием-отношением ребенка оно образует развивающее пространство со-переживания–со-отношения общности «ребенок – взрослый» и социокультурного контекста;
– ориентированная на реализацию определенного образа ребенка система воспитания и обучения, реализуемая конкретными педагогами, воспитателями (в идеале – субъектно-ориентированная);
– общественная идеология, актуализирующая определенные социокультурные традиции понимания человека (в предельном воплощении – как универсальной, уникальной, неповторимой, самоценной индивидуальности).
10. Условно в социокультурной ситуации развития ребенка можно выделить подсистемы:
– макроусловий развития: общественная идеология и система обучения и воспитания, принятая в определенном обществе и ее образовательных и воспитательных институтах;
– микроусловий развития: динамическая структура со-переживаний – со-отношений ребенка как развивающегося субъекта и ближайшего социокультурного окружения, которые вместе составляют различные детско-взрослые общности. При этом социокультурными микроусловиями в собственном смысле можно признать переживания-отношения, порождаемые в пространстве детско-родительской общности. Переживания-отношения, возникающие в пространстве детскопедагогической общности, в силу значимости для педагога социального заказа уже в существенной степени отражают особенности подсистемы макроусловий развития ребенка.
Психолого-антропологическое понимание социокультурной ситуации развития ребенка позволяет сформулировать стратегические задачи модернизации современной системы воспитания и обучения ребенка, исходя из целостного понимания взаимоотношений ребенка с Миром.
Во-первых, необходимо воссоздание антропологически адекватной общественной идеологии, доктрины в построении отношений «ребенок – государство».
Во-вторых, со стороны психологов, педагогов, государственных деятелей, т.е. лиц, заинтересованных в реализации в наших детях «вершинного» антропоцентрического образа, должна быть начата работа по выработке антропологически адекватных ориентиров для модернизации системы воспитания и образования ребенка в нашей стране.
В-третьих, должна быть начата работа по взращиванию воспитательско-педагогического сообщества, призванного реализовывать эти ориентиры в своей воспитательно-образовательной практике.
В-четвертых, необходима специальная подготовка воспитателей, педагогов и психологов к нравственно-воспитательной, обучающей, коррекционно-профилактической работе с родителями детей для того, чтобы, понимая цель и смысл воспитательно-образовательной политики государства, они стали мощным ресурсом в создании для ребенка развивающих условий для раскрытия его субъектности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что создание антропологически адекватной социокультурной ситуации развития ребенка – это не столько удел конкретного ребенка и его ближайшего окружения, сколько общественная задача, в решение которой должны быть вовлечены все ресурсы общества, начиная с государства и заканчивая родителями.
Литература
- Слободчиков В.И. Антропологизация отечественного образования – императив его модернизации // Психология образования. 2011. № 1. С. 4–19.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4455
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6