Формирование рефлексивной позиции младшего школьника в учебном диалоге
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: диалог, учебный диалог, младший школьник, отношение к себе как к ученику, развивающее взаимодействие, рефлексивная позиция
Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Карабекова Н.В. Формирование рефлексивной позиции младшего школьника в учебном диалоге // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Современный этап развития общего (начального) образования связан с реализацией новых стандартов – стандартов второго поколения. Целью образования провозглашается общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, гарантирующее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [2; 3]. Достижение данной цели предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), при этом особое место отводится формированию универсальных учебных действий – метапредметных и межпредметных способностей, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию.
Очевидно, что построение, например, «личностных универсальных действий» или «регулятивных универсальных действий» требует качественно иного подхода к организации учебного взаимодействия. Оно должно стать развивающим. Основной вектор такого взаимодействия – формирование у ребенка нового отношения к себе (как к ученику), новой позиции (субъектной). Под субъектной позицией мы понимаем, с одной стороны, способность ребенка выделять себя, обсуждать свое изменение (план личностных преобразований); с другой стороны, способность действовать произвольно, в соответствии с поставленной целью, самостоятельно ставить цели, осуществлять их, оценивать результаты своих действий (план предметных преобразований, регуляции деятельности). Эта позиция рефлексивна: ребенок осознает свои способы действия, свое изменение – движение от незнания к знанию, от неумелости к умелости.
Авторы модернизации системы начального образования отмечают, что для развития ребенка как субъекта учебной деятельности учитель должен показывать ему изменения, происходящие в его сознании в процессе обучения, побуждать сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, создавать условия для участия самого ученика в оценивании, выработке критериев оценки и в их применении к разным ситуациям, учить ребенка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в речи [2, с. 40].
На наш взгляд, решение этих задач возможно при организации диалогического общения. В широком смысле диалог как форма взаимодействия обычно противопоставляется монологу и конфликту. В первом случае речь идет об «уподоблении» общающихся, обсуждении одной точки зрения, одного содержания. Во втором случае имеют в виду столкновение или несовместимость взглядов общающихся. В качестве диалога рассматривается не просто взаимодействие двух или более лиц, а общение людей различных представлений, убеждений, взглядов с целью понять собеседника.
С.Ю. Курганов выделяет три смысла учебного диалога на уроке:
1) Каждое научное понятие рассматривается на уроке как диалог разных исторически существовавших логик, культур, способов понимания. Эти логики не навязываются извне, а «всплывают» в репликах учащихся и учителя, ведущих диалог. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик и способов понимания обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость, неполноту и в то же время глубинность. Это диалог логик.
2) В ходе учебного диалога возникает особое общение между учащимися и учителем, в котором участники не просто «проявляют» те или иные грани мышления, но, прежде всего, нащупывают собственный взгляд на мир. Это диалог голосов.
3) Учебный диалог адекватен диалогическому мышлению лишь тогда, когда столкновение логических и культурных блоков, спор и разногласие, разведение и слияние голосов постоянно сопрягаются с внутренним диалогом мыслителя с самим собой. Этот микродиалог с внутренними собеседниками протекает в форме особой внутренней речи, не тождественной речи внешней [4].
Таким образом, диалог здесь – всегда представленность нескольких позиций, одна из которых – личная позиция его участника. Содержание диалога – учебный материал, научное знание по различным предметам. Принципиально важно, что представленные в нем позиции всегда личные; проблемы, обсуждаемые вопросы всегда личностно значимы и для ученика, и для учителя. Иначе, считает автор, если проблемы существуют только для учащихся, диалог – лишь красивая и эффектная игрушка. Таким образом, содержанием учебного диалога выступает проявление собственной точки зрения на обсуждаемый предмет, и это содержание личностно значимо для каждого участника диалога, т.е. входит в его внутренний мир.
В психологии диалог рассматривается как конкретное событие общения. А.Ф. Копьев называет его прорывом личностей навстречу друг другу; в диалоге происходит самообнаружение человека в ответ на соответствующий посыл партнера. Чаще всего понятие диалога рассматривается в связи с практикой психологического консультирования как способ взаимодействия консультанта и клиента. Здесь выделяются следующие характеристики диалогического уровня общения:
1) свобода вхождения в диалог: вхождение – избегание есть результат определенного нравственного выбора;
2) диалогическая интенция: свобода отношения клиента в реальности консультации – работа лишь с тем, что предлагает клиент [3].
В консультации диалог необходим для проникновения во внутренний мир клиента. Рассмотрим, что выступает содержанием диалога в данном случае.
По мнению Т.А. Флоренской, в структуре личности человека есть «наличное Я» (характер, темперамент, психические особенности, которые создаются из прошлого опыта, оценок и воздействий окружающих) и «духовное Я» (творческое призвание, перспектива становления личности). «Духовное Я» обычно не осознается, однако может активно руководить жизнью человека. Реализация жизненного призвания возможна, по мнению автора, в случае если «наличное Я» вступает в диалог с «духовным Я». В такой ситуации формируется нравственная установка личности, ориентирующая свое поведение на «голос совести» (вопреки, возможно, голосу эгоистичного Я). Таким образом, диалог здесь трактуется как внутренний диалог двух Я, порождающий перспективу духовного становления личности.
Внешний диалог (двух реальных собеседников) требуется для возникновения диалога внутреннего: чтобы состоялся внутренний диалог, человеку бывает необходим диалог с собеседником извне – человеком, верящим в него, его духовные возможности, тогда он сам начинает верить в себя и открывает эти возможности в себе [5].
Содержание диалога с младшими школьниками в практической работе педагога-психолога может выступать своеобразной моделью организации развивающего взаимодействия. Для первоклассников, испытывающих трудности в обучении из-за недостаточной психологической готовности к школе, были организованы занятия, направленные на формирование рефлексивной позиции ребенка. Дети осваивали специально организованную деятельность, сочетающую компоненты игры и учебной деятельности [1].
Средством формирования рефлексивной позиции выступал диалог, целенаправленно построенный психологом во взаимодействии с ребенком. Психолог выстраивал своеобразное учебноигровое общение, в котором выступал одновременно с двух позиций по отношению к ребенку: 1) как равноправный партнер по игре и общению; 2) как ведущий, обучающий в ситуации учебного взаимодействия. Это позволяло организовать управление психическим развитием ребенка за счет актуализации и расширения зоны его ближайшего развития (Л.С. Выготский). При построении диалога психолог ставил следующие цели: 1) актуализировать и поддерживать интерес ребенка к себе, своему изменению; 2) обеспечивать готовность и способность ребенка обсуждать свои возможности, их рост; 3) передавать ребенку средства обсуждения предметных преобразований и собственных достижений; 4) способствовать появлению у ребенка нового переживания – чувства собственной компетентности в освоении деятельности.
В содержании диалога психолог всегда вводил два плана обсуждения: предметных преобразований (операциональный компонент деятельности) и личностных изменений (мотивационносмысловой компонент деятельности). Пропорциональность этих двух планов рефлексии на протяжении занятий изменялась. На начальных этапах освоения деятельности преобладало обсуждение способов действий, и уже с первых занятий в обсуждении присутствовал и другой план – приобретение ребенком новых способностей, смыслов, осознание значения полученного на занятиях опыта. Задача психолога – расширять второй план обсуждения, делать его основным. В ходе диалога взрослый обеспечивал ребенка лексическими средствами рефлексии процесса освоения деятельности, собственных достижений. Ребенок постепенно сам начинал выделять моменты своего роста, при этом о своих достижениях он говорил, по выражению В.И. Слободчикова, не на «языке предмета» («здесь надо сделать так-то»), а на «языке самосознания» («я научился», «я теперь умею» и т.п.), использовал лексику, позволяющую передать свои переживания, изменения. При этом он сравнивал себя с самим собой, рефлексировал собственный опыт, учился устанавливать границы своей компетентности.
Таким образом, специально построенный психологом учебный диалог с ребенком на развивающих занятиях позволяет: 1) задавать новое содержание общения ребенка со взрослым за счет выстраивания общего предмета взаимодействия, связанного с выделением как способов действия, так и моментов самоизменения; 2) актуализировать интерес ребенка к себе, к переживаниям по поводу своего личностного роста, самоизменения; 3) формировать рефлексивную позицию ребенка в освоении деятельности, выражающуюся в готовности обсуждать переживания своей компетентности.
Указанное содержание диалогического общения разрабатывалось и реализовывалось в индивидуальной работе психолога с ребенком. Однако, на наш взгляд, эти принципы организации развивающего взаимодействия могут быть применены и в деятельности учителя начальной школы при формировании универсальных учебных действий.
Литература
-
Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопр. психологии. 1993. № 1. С. 47–53.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010.
-
Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопр. психологии. 1990. № 3. С. 17–25.
-
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя М. : Просвещение, 1989.
-
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3266
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0