Развитие социальной зрелости личности в период студенчества
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личность, социальная зрелость, студенческий возраст
Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Руднева И.А. Развитие социальной зрелости личности в период студенчества // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Как показывает анализ научной литературы, показатели социальной зрелости личности во многом определяются и зависят от возрастных особенностей человека. Известно, что понятие «возраст» характеризует качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития человека. Исследователи отмечают, что в последнее столетие произошли заметные онтогенетические сдвиги в развитии человека – ускорились процессы его общего соматического, полового, нервно-психического созревания и одновременно замедлились процессы старения, особенно в сфере интеллекта и личности.
Для понимания возраста человека исследователи предлагают различать хронологический возраст – прожитое индивидом число лет; физиологический возраст – степень физического развития человека; психологический возраст – степень душевного развития; педагогический возраст – степень овладения культурой данного общества [4, с. 9].
Учитывая гетерохронность процесса развития человека, могут возникать возрастные несовпадения. Такое несовпадение возрастов у человека не свидетельствует о каких-то нарушениях, например, юноша к 23 годам по морфологическим и психофизиологическим параметрам может являться зрелым и при этом психологически незрелым. Для нас в процессе изучения социальной зрелости студентов было важно фокусировать внимание на возрастах от 16–17 до 21–23 лет. Анализ результатов исследования Б.Г. Ананьева показывает, что изучаемый нами период юношества характеризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека. К 19–23 годам завершается биологическое развитие человека, замедляется и прекращается рост; заканчивается формирование скелета, что является морфологическим признаком зрелости; достигает уровня взрослой нормы артериальное давление. Пик развития психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечается в 19 лет, а максимальный уровень всех видов чувствительности – в 20 лет [1, с. 285].
Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития человека. В возрасте 21 года завершается развитие высших эмоций человека (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания. Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания, завершающееся к 18–21 году. К окончанию вуза юноша/девушка 22–23 лет достигает физиологической и психосексуальной зрелости. Следовательно, в этот период происходит развитие организма человека до достижения конечного результата – зрелого организма определенного вида, заданного биологическими законами. Социальное же развитие человека может происходить бесконечно.
Исследования психологов показывают, что зрелой личностью является человек, достигший достаточно высокого уровня психического развития, признаком чего выделяется способность человека быть активным, самостоятельным, быть хозяином положения и самого себя. Исследования Л.И. Божович показывают, что стремление детей занять новое «взрослое» положение в жизни и выполнить важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность впервые появляется в возрасте 6–7 лет. К числу системных образований, формирующих зрелую личность, автор относит осознание человеком себя как субъекта действия и как субъекта в системе человеческих отношений, наличие внутренней позиции, самоопределение [2]. Только на определенной стадии онтогенеза и по мере накопления социального опыта человек способен определить необходимый и достаточный уровень своего социального, духовного и нравственного развития.
Переход от юности к взрослости, подчеркивал И.С. Кон, в большинстве случаев сопровождается кристаллизацией чувства личной идентичности. При всей своей кажущейся «интимности, интроспекции самоопределения, «поиска Я» этот процесс имеет мировоззренческий смысл, социальный характер, который с возрастом становится все более явным» [3, с. 204]. Взрослость (зрелость), полагает И.С. Кон, это не статическое положение, «стать взрослым» – это процесс, стадия жизненного пути, социальные роли и обязанности, в которых человек реализует свои индивидуальные человеческие возможности (Там же, с. 201). Однако личность человека может не только развиваться в течение жизни человека, но и регрессировать. Это может происходить в силу особых обстоятельств. Регресс в развитии личности психологи связывают с растущей социальной изоляцией человека, его постепенным освобождением или сознательным отказом от обязанностей и функций в обществе, что приводит к сужению объема личностных свойств и деформации структуры личности. И тогда существование человека как личности и субъекта деятельности заканчивается раньше, чем наступает физическая старость. Иными словами, социальная зрелость личности зависит от возрастных особенностей человека, но строго не определяется ими.
Социальная зрелость личности понимается как один из результатов развития человека в онтогенезе, включающий физическую зрелость (результат биологического созревания) и психологическую зрелость (результат психического развития). Социальная зрелость личности является результатом определенного жизненного этапа человека.
Процесс развития личности в онтогенезе, совершающийся по внутренним закономерностям, является перспективно направленным и «целостным по своему содержанию». Целостность как философская категория представляет собой «внутреннее единство объектов, их относительную автономность, независимость от окружающей среды» [5, с. 35]. Социальная зрелость, как результат процесса социализации и индивидуализации личности, в своей совокупности обладает данными характеристиками. Социально зрелая личность обладает внутренним единством – единством ценностных ориентаций, мотивов и потребностей, способов деятельности – и относительно автономна: на основе собственных ценностных ориентаций совершает самостоятельные и ответственные действия, поступки. Социально зрелая личность функционирует самостоятельно – она ориентирована на универсальные человеческие ценности, умеет находить баланс между своими потребностями и требованиями других людей и общества. Следовательно, социальную зрелость можно определить как целостное личностное качество.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что социальная зрелость личности – это результат определенного жизненного этапа развития человека в онтогенезе как личностный динамично развивающийся феномен (результат процессов социализации/ индивидуализации) и как целостное качество человека. Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения концепции возрастного развития личности позволяет определить, что возрастные особенности студенчества сензитивны для развития социальной зрелости человека в период вузовского обучения.
Литература
- Ананьев Б.Г. Структура развития психофизических функций взрослого человека // хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Ин-т практ. психол., 1996.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Междунар. пед. академия, 1995.
- Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М. : Наука, 1988.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М. : Просвещение, 1981.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1985. № 6. С. 26–37.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 17494
В прошлом месяце: 295
В текущем месяце: 149