Субъектно-личностный вектор высшего образования: намерения и возможности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъект, личность, культура, свобода, профессия, утилизация, всеобщий труд, образование, развитие, посредничество
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Жуланова И.В., Медведев А.М. Субъектно-личностный вектор высшего образования: намерения и возможности // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Распространенным стало утверждение о необходимости ориентации высшего образования на формирование человека как субъекта и как личности. На чем основано это намерение? Начнем с распространенных деклараций.
Во-первых, это представления о прогрессе в социальной, экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной областях или, напротив, о кризисе и регрессе в тех же областях. И в случае признания прогресса, и в случае фиксации распада социальных и образовательных институтов логика дальнейших размышлений приводит к пониманию неадекватности прежних концепций образования и необходимости выработки новых подходов.
Во-вторых, это представления о развивающем характере образования. При всех различиях в понимании развития оно представляется как несомненный факт. Предполагается, что образование в той или иной форме в большей или в меньшей степени, но, несомненно, способствует развитию человека или само выступает формой этого развития.
В-третьих, это представления о свободе и об ответственности как атрибутах субъектности и связанные с ними представления о самоопределении молодых людей, в том числе студентов – как в широком жизненном пространстве, так и в пространстве профессии. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, – пишут об этом В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, – преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как “не-я”, человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя…» [4, с. 324]. Тем самым в центр образовательной ситуации ставится рефлексивное отношение – отношение человека к становлению своей человеческой реальности.
Все это означает, что образовательное пространство должно стать пространством самоопределения человека. В реальной образовательной практике с этим связано противоречие между необходимой вариативностью содержания и форм образования как условием самоопределения, с одной стороны, и реализуемой при этом его унификации и стандартизации – с другой. Последнее проявляется во введении жестких стандартов и требований, рейтинговых и тестовых систем, института внутреннего аудита.
Все отмеченные особенности ситуации профессионального образования можно представить через рассмотрение отношения «человек – профессия», полюсов этого отношения и характера связи, соединяющей эти полюсы. В данном случае для нас человек – это субъект жизнедеятельности, человеческая личность как «определитель поведения и мыслей» (Г. Олпорт), а профессия – совокупность деятельностей и действий, качество которых определяется общественными и корпоративными критериями успешности. Эти точки отсчета – «человек» и «профессия» – оказываются несовпадающими в силу ряда исторически складывавшихся обстоятельств. Общая задача профессионального образования состоит в поиске возможностей их совмещения.
Один из подходов к решению проблемы, имеющий длительную историю, – профессиографический – основывается на достижениях дифференциальной психологии, факторных теорий и теорий личностных черт. Своим возникновением он обязан появлению в начале XX в. служб профориентации. Работа профориентационных служб состояла в том, что у претендента на ту или иную профессию выявляли способности и психологические качества, соответствующие профессиональным требованиям. Этот подход представляет личность человека как определенную структуру, а ее развитие – как приращение структурных элементов при неизменности самой структуры, ее общей композиции.
Противоположным можно считать подход, представленный в гуманистической психологии и примыкающих к ней направлениях. Здесь отношение «человек – профессия» рассматривается не со стороны ожиданий и требований общества, а со стороны человека. Но при этом обнаружится парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: для современного человека реальной стала проблема свободного выбора. Проблема свободы в цивилизованном обществе рассматривается многими философами, историками, публицистами, психологами и педагогами. В своем психологическом содержании она столь же остра и сложна, как и проблема ограничения свободы человека. Например, Э. Фромм отмечает: «… свобода, достигнутая современными демократиями, предполагает обещание развития человека (курсив наш. – И.Ж., А.М.)... Но и при демократии это всего лишь обещания, но не исполнение обещанного. Мы скрываем нашу моральную проблему от самих себя <…> мы тоже подчиняемся власти силы, не власти диктатора или политической бюрократии, действующей с ним заодно, а анонимной власти рынка, успеха, общественного мнения, “здравого смысла” – или, вернее, общепринятой бессмыслицы <…> Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе. Она заключается в том, что мы утратили чувство значительности и уникальности индивида, превратили себя в орудие внешних целей, относимся к себе как к товарам, а наши силы отчуждены от нас. Мы стали вещами, и наши ближние стали вещами <…> У нас нет совести в гуманистическом ее понимании, посему мы не осмеливаемся доверять нашим оценкам» [6, с. 236–237].
Поскольку развитие цивилизации привело к узкой специализации профессиональной деятельности и сопутствующему отчуждению человека от средств и результатов труда, характеристика профессии стала ассоциироваться с функциональными характеристиками человека: человек в профессии все более представал своей «вещной стороной» и как вещь в ряду других вещей стал предметом утилизации. Человеческое сообщество, достигшее состояния цивилизации, предполагает использование производительных сил индивидов как одного из ресурсов своего существования и развития. Как пишет об этом В.И. Слободчиков, «ресурсы – это запасы, возможности, источники чего-либо, которые предназначены, прежде всего, и главным образом для их утилизации (здесь и далее шрифтовые выделения сделаны авторами. – И.Ж., А.М.) и прагматического использования в определенном производстве. Не составляет исключения и сам человек в качестве ресурса социального производства: он использовался либо как материал (“пушечное мясо”), либо как деталь социальной мегамашины (один из ее винтиков), либо как вид энергии (рабочая, производительная сила). И если еще в недавние времена – это прямо декларировалось, то и сегодня в завуалированной форме подобная идеология продолжает оставаться господствующей. В этом и состоит соблазн, а фактически – обман современных социальных преобразований, называемых реформами. Тотальная утилизация человеческой массы сменилась фрагментарной и ситуативной утилизацией, однако – повсеместной» [5, с. 14].
Отметим, что «человек функционирующий» и «человек субъектный» (или человек как личность) – различные психологические реальности. Те представления о человеке, которые традиционно разрабатываются в дифференциальной психологии и факторных теориях, относятся к «человеку функционирующему», и при их применении к области психологии профессий и профессиональной подготовки они действительно могут описывать человека как «специалиста-профессионала», как «человеческий товар» на рынке труда. Согласно К. Марксу, Э. Фромму, Э.В. Ильенкову, А.С. Арсеньеву, К. Обуховскому, с пониманием человека как личности такие представления несовместимы, они относятся к тому, кого К. Маркс называет «случайным индивидом», Э. Фромм – «рыночной персоной», К. Обуховский – «человеком-предметом». Личность возможна лишь там, где возможен свободный всеобщий труд.
В «Конспекте книги Джемса Милля “Основы политической экономии”» (в комментариях к ней) К. Маркс вводит допущение возможности всеобщего труда и в этом предположении определяет некоторые его критерии: «Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае каждый из нас в процессе своего производства двояким образом (курсив наш. – И.Ж., А.М.) утверждал бы и самого себя и другого: 1) Я в моем производстве опредмечивал бы мою индивидуальность, ее своеобразие, и поэтому во время деятельности я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни, а в созерцании произведенного предмета испытывал бы индивидуальную радость от сознания того, что моя личность выступает как предметная, чувственно созерцаемая и потому находящаяся вне всяких сомнений сила. 2) В твоем пользовании моим продуктом или твоем потреблении его я бы непосредственно испытывал сознание того, что моим трудом удовлетворена человеческая потребность, следовательно, опредмечена человеческая сущность, и что поэтому создан предмет, соответствующий потребности другого человеческого существа. 3) Я был бы для тебя посредником между тобою и родом и сознавался бы и воспринимался бы тобою как дополнение твоей собственной сущности, как неотъемлемая часть тебя самого, – и тем самым я сознавал бы самого себя утвержденным в твоем мышлении и в твоей любви. 4) В моем индивидуальном проявлении жизни я непосредственно создавал бы твое жизненное проявление, и, следовательно, в моей индивидуальной деятельности я непосредственно утверждал бы и осуществлял бы мою истинную сущность, мою человеческую, мою общественную сущность» [3, с. 35–36].
В этом предположении содержатся существенные для нас моменты. Всеобщий труд как «проявление жизни» есть труд свободный, в котором человек руководствуется своим личным мотивом. Опредмечиваясь, деятельность субъекта всеобщего труда переходит в форму произведения, т.е. такого продукта, в котором авторство воплотилось со всей своей несомненностью и представлено теперь как «чувственно созерцаемая личность». Всеобщий труд предполагает Другого, к которому обращены деятельность и ее продукт – произведение, т.е. целью выступает другой человек. В акте всеобщего труда человек предстает как непосредственно родовое существо и одновременно как посредник для Другого, восстанавливающий через произведение его связь с родом. Это посредничество и восстановление связи имеют отношение к порождению сознания, что неоднократно отмечалось психологами школы Л.С. Выготского (В.П. Зинченко, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным и Б.Д. Элькониным, В.И. Слободчиковым, К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман). И последнее: во всеобщем труде человек утверждает свою истинную человеческую, общественную сущность, т.е. поступает как личность, а не как случайный индивид.
Однако социальная реальность, и профессиональная в том числе, далеко не всегда способствует развитию человека как личности. «В реальной жизни деятельность человека выступает отдельными своими сторонами, связь которых нередко определяется внешними, а то и случайными обстоятельствами, – пишет о такой ситуации А.С. Арсеньев. – В предметной деятельности возникают особые формы, противоречащие ей и отличающиеся от нее, но существующие вместе, наряду с ней. Подобные исторически ограниченные формы, неполно, односторонне и извращенно выражающие действительное содержание деятельности, Маркс называл превращенными. Когда труд становится только средством для создания вещей и вещного богатства, он перестает быть способом формирования мира человека. В таком труде человек не утверждает, а утрачивает себя, не развивается, а деградирует. Иными словами, труд выступает как нечто извне навязанное человеку, как отрицательная форма его самодеятельности» [1, с. 13].
В стереотипных условиях узкопрофессионального функционирования личность не востребована, а ее явление может восприниматься как неадекватность, попытка быть «умней задачи» и вообще как неуместная странность. О невозможности всеобщей формы человеческого общения в ситуации рыночных отношений К. Маркс высказался в том же «Конспекте…»: «Единственно понятный язык, на котором мы говорим друг с другом, – это наши предметы в их отношениях друг к другу. Человеческого языка мы не поняли бы, и он остался бы недейственным; одной стороной он ощущался бы и сознавался бы как просьба, как мольба и потому как унижение и вследствие этого применялся бы с чувством стыда и отверженности, а другой стороной он воспринимался бы и отвергался бы как бесстыдство или сумасбродство. Мы взаимно до такой степени отчуждены от человеческой сущности, что непосредственный язык этой сущности представляется нам оскорблением человеческого достоинства, и, наоборот, отчужденный язык вещных стоимостей представляется чем-то таким, что вполне соответствует законному, уверенному в себе и признающему самое себя человеческому достоинству» [3, с. 35].
Приводимое здесь определение личности как субъекта всеобщего труда и всеобщей формы общения не совпадает с ее определением через совокупность черт, когда личность предстает как конкретная эмпирическая данность. «Личность – конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями, –определяют М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович в учебном пособии “Психология высшей школы”. – Мы не поймем личности, если не разберемся в ее направленности, характере, темпераменте, способностях, самосознании» [2, с. 10]. Мы полагаем, что, разобравшись в характере, темпераменте и способностях, мы также не поймем того, что такое личность, а в лучшем случае узнаем что-то о характере, темпераменте и способностях, да и то преимущественно натурально-эмпирически.
Понятно беспокойство педагогов, теряющих контроль над развитием личности, если отказаться от ее натурально-эмпирического понимания, предполагающего как прямое наблюдение, так и стандартизованные тестовые процедуры контроля «личностного развития». Ведь потеря контроля и управления педагогическим процессом снижает их значимость, а в пределе устраняет их самих как его субъектов. В связи с этим рядом с декларацией саморазвития личности часто встречается термин «педагогическая технология», закрепившийся в отечественной педагогике со времени попыток оптимизации образования (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, З.С. харьковская и др.).
Подведем итоги.
Выбор в качестве приоритетного субъектно-личностного направления высшего образования требует обращения к анализу категорий «субъект» и «личность». Такой анализ уже проведен в отечественной философии образования (А.С. Арсеньев, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов, Э.В. Ильенков) и в отечественной психологии развития (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков и др.). В результате было доказано, что формирование субъекта и личности не может происходить в педагогических системах, сохраняющих «вещную» ориентацию, и требует пересмотра самих оснований образования.
Акцент на развитии предполагает понимание этого процесса и отличение его от смежных форм приращения и трансформации качеств человека в ходе образования. Это требует специального проектирования ситуаций, в которых становится принципиально возможным явление субъектности и ее присвоение человеком.
Психолого-педагогический проект, ориентированный на субъектно-личностное развитие, предполагает посредничество, в котором обучающийся и обучающий предстают «как люди», восстанавливая связь с родовыми основами человеческой субъектности (человеческого самостояния), а не как носители функций. В этом случае профессия предстает как одна из проекций всеобщего труда и всеобщей формы человеческого общения, и поэтому как таковая она иронична в отношении личностного развития: как обещает его, так и ограничивает. Рефлексии студентов должны быть открыты риски профессионального развития (причем не только натурально-феноменологически описываемый симптомокомплекс, получивший название синдрома профессионального выгорания).
Представляемая нами позиция предполагает необходимость выхода в смысловой, экзистенциальный контекст. Предметом обсуждения становится не смысл профессии, а смысл человеческого существования, соотносимый с профессией, но не сводимый к ней, как цель не сводима к одному из возможных средств осуществления. Иначе декларирование ценности саморазвития себя как субъекта, как личности становится педагогической провокацией.
Литература
- Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Цель в воспитании личности // Философско-психологические проблемы развития образования. М. : ИНТОР, 1994. С. 22–34.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы : учеб. пособие. Минск: Тесей, 2003.
- Маркс К. Конспект книги Джемса Милля «Основы политической экономии» // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М. : Изд-во полит. лит., 1974. Т. 42. С. 5–40.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психологии. 1998. № 6. С. 3–17.
- Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2586
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1