Психологическое содержание ценностной перспективы образа возможного Я на ступени среднего профессионального образования*

Аннотация

This article discusses the psychological structure and content of the components of the image «possible self» of students in primary and secondary professional education.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГИФ (проект № 10-06-83625а/у)

Ключевые слова: ценностная перспектива, образ возможного Я, представления о личностно-профессиональном будущем

Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Минюрова С.А. Психологическое содержание ценностной перспективы образа возможного Я на ступени среднего профессионального образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Современное общество, ориентированное на инновации и внедрение новых технологий, заин­тересовано в специалистах, способных самостоятельно проектировать личностно-профессиональное развитие в постоянно меняющихся условиях. Формирование этих способностей уже на этапе об­учения является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Значимость формирования в период профессиональной подготовки характеристик, которые составляют пси­хологическое содержание образа возможного Я как структурных компонентов профессиональной Я-концепции, отмечается в работах многих отечественных ученых [2; 3].

При этом исследователи фокусируют внимание либо на выявлении и описании представле­ний человека о себе в будущем, либо на изучении его способности определять и претворять в жизнь задачи своего развития. Однако следует констатировать, что вне поля исследовательского внима­ния остается проблема ценностных оснований образа возможного Я. хотя именно ценности, явля­ясь важнейшим структурным компонентом направленности личности, создают основу для опреде­ления человеком вектора изменения себя как открытой саморазвивающейся системы [1]. Особую значимость при этом приобретает ценностная перспектива – представления человека о своих цен­ностях, ценностных ориентациях в конкретном будущем (Д.А. Леонтьев). Мы придерживаемся по­зиции, согласно которой ценностные представления переживаются как идеалы – конечные ориен­тиры желательного состояния дел, а критерии желательности определяются их совместимостью со стратегическими целями и направленностью личности [4]. В качестве ориентиров желательного со­стояния дел для молодых людей на этапе профессионального обучения выступает содержание тех или иных образов собственной карьеры. Критерии желательности определяются совместимостью образов будущей карьеры с психологическими характеристиками личности, ее готовностью и спо­собностями к постановке и достижению целей. Исходя из этого и обобщив исследования по пробле­ме представлений человека о собственном личностно-профессиональном будущем, мы выделяем в структуре ценностной перспективы образа возможного Я три основных компонента: когнитив­ный (представления о себе как личности в будущем, ценностные представления о будущей карь­ере); аффективно-мотивационный (отношение к собственному личностно-профессиональному бу­дущему); регулятивно-деятельностный (готовность управлять своим поведением и деятельностью для достижения будущих целей).

Мы выдвинули гипотезу о том, что существуют особенности в проявлении компонентов цен­ностной перспективы образа возможного Я у студентов, получающих профессию по программам начального и среднего профессионального образования. Для проверки гипотезы проведено эмпири­ческое исследование, направленное на выявление структуры и психологического содержания цен­ностной перспективы образа возможного Я у студентов учреждений среднего профессионально­го образования разного уровня. В исследовании приняли участие 208 студентов 1-го и 2-го курсов, из них 103 юноши и 105 девушек в возрасте от 15 до 18 лет (M = 16,68, SD = 0,93), обучающихся в учреждениях начального (базовый уровень подготовки) и среднего (повышенный уровень подго­товки) профессионального образования Екатеринбургского профессионального лицея им. Курочки­на, Нижнетагильского строительного техникума, Екатеринбургского промышленно-экономического колледжа, Нижнетагильского педагогического колледжа № 1.

В соответствии с теоретическими представлениями, целями и задачами исследования была разработана методическая процедура для изучения структурных компонентов ценностной пер­спективы образа возможного Я. В нее вошли методики: тест 20 высказываний «Кто Я» (М. Кун и Т. Макпартленд), методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн), методика «Личностный дифференциал», метод мотивационной индукции (ж. Нюттен), методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чер­нявская), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова).

Для обнаружения особенностей психологического содержания ценностной перспективы об­раза возможного Я была выполнена следующая обработка полученных по методикам данных:

  • в каждой группе выполнен сравнительный анализ средних значений всех показателей, отра­жающих представленность когнитивного, аффективно-мотивационного, регулятивно-действенного компонентов ценностной перспективы образа возможного Я;
  • выявлены значимые различия между группами в значениях показателей, отражающих пред­ставленность когнитивного, аффективно-мотивационного, регулятивно-действенного компонентов ценностной перспективы образа возможного Я;
  • определены взаимосвязи между показателями внутри каждого компонента ценностной пер­спективы образа возможного Я.

 

Математико-статистическая обработка включала статистический критерий нормально­сти Колмогорова-Смирнова, параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок, факторный анализ методом главных компонентов (Maximum likelihood) с последующим Varimax­вращением. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического па­кета SPSS 13.0 for Windows.

Анализ результатов позволил обнаружить следующие особенности психологического содер­жания ценностной перспективы образа возможного Я у студентов начального и среднего профес­сионального образования.

Когнитивный компонент. Для студентов, осваивающих повышенный уровень среднего про­фессионального образования, в образе возможного Я большее значение имеет социальный, про­фессиональный статус, который они приобретут, а также собственное эмоциональное состояние. Однако у студентов, осваивающих базовый уровень профессионального образования, достоверно выше показатели, отражающие их ориентацию на конкуренцию, победу над другими, преодоле­ние препятствий, склонность к риску, решение трудных задач, новизну, разнообразие деятельности.

Аффективно-мотивационный компонент. Студенты, осваивающие базовый уровень обра­зования, прогнозируют в будущем неудовлетворенность собственным поведением, уровнем соци­альных и профессиональных достижений. Для них характерно переживание зависимости от внеш­них обстоятельств и оценок, пассивность, нейтральность эмоциональных реакций, недостаточный самоконтроль. Студенты, осваивающие повышенный уровень среднего профессионального обра­зования, напротив, ориентированы на то, что в будущем будут проявлять активность в учебной и учебно-профессиональной деятельности, в организации собственного досуга и развлечений. При этом следует отметить специфику формирования отношения к себе во временной перспективе. Сту­денты этой группы открыты настоящему и ближайшему будущему, однако переживают негативные эмоции по поводу далекого будущего. Для них характерны более высокие показатели негативного восприятия будущей действительности.

Регулятивно-действенный компонент. Студенты, осваивающие повышенный уровень сред­него профессионального образования, проявляют большее стремление к независимости от окру­жающих людей, реализации своих возможностей. У них более развиты способности к прогнози­рованию, планированию событий своего будущего в профессиональной сфере. У представителей этой группы достоверно выше уровень индивидуальной меры рефлексивности, а также ориента­ции на самостоятельность. У студентов, осваивающих базовый уровень профессионального обра­зования, выявлен низкий уровень развития рефлексии и поведенческой гибкости. Они менее само­стоятельны в принятии решений.

Факторный анализ позволил свести всю совокупность показателей к трем основным факто­рам, которые можно рассматривать как ряд последовательных состояний сознания, сопровождаю­щих переживание ценностных представлений о себе и будущей карьере (Т.Н. Березина).

Когнитивный компонент. У студентов начального профессионального образования обнару­жены три варианта состояний, сопровождающие переживание ценностных представлений о себе и будущей карьере. Первый вариант – «ориентация на управление другими людьми и независимость в будущем» (28,5% – здесь и далее процент объяснимой дисперсии). Студенты переживают буду­щее как насыщенное разнообразными событиями, себя – как независимых людей, самостоятель­но справляющихся с жизненными ситуациями, ориентированных на интеграцию усилий других людей. Второй вариант – «стабильность и интеграция стилей жизни в перспективном будущем» (21,9%). Состояние является противоположным первому. Студенты переживают будущее как ста­бильное, неизменное, постоянное, стремятся, чтобы в жизни было все сбалансированно. Третий вариант – «противоречивое представление о себе в будущем» (9,6%) – отражает переживание про­тивопоставления своих представлений о желаемых в будущем личностно-волевых характеристи­ках и профессиональных характеристиках.

У студентов среднего профессионального образования переживание ценностных представле­ний о себе и будущей карьере сопровождается тремя вариантами состояний. Первый вариант – «ори­ентация на независимость, помощь другим людям и конкуренция в стабильном будущем» (26,9%). Студенты переживают будущее как стабильное, неизменное, предсказуемое. Во взаимоотношени­ях с другими людьми они ориентированы на победу, но в то же время не отказывают им в помо­щи. Основной ценностью является независимость при принятии решений. Второй вариант – «про­тиворечивое представление о собственном имидже в будущем» (18,6%) – отражает переживание противопоставления своих представлений о желаемых в будущем телесно-физических характери­стиках. Третий вариант – «противоречивое представление о социальном позиционировании себя в будущем» (8,2%) – отражает переживание противопоставления своих представлений о желаемом проявлении себя как яркой уникальной личности или как носителя общепринятых, нейтральных характеристик, свидетельствующих о «маскировочной» функции.

Аффективно-мотивационный компонент. У студентов начального профессионального обра­зования три варианта состояний сопровождают переживание ценностных представлений о времен­ной перспективе будущего личностно-профессионального пути. Первый вариант – «переживание представленности во временной перспективе профессиональной деятельности и общения с други­ми людьми» (26,4%), второй – «переживание представленности во временной перспективе учеб­ной деятельности и общения с другими людьми» (17,8%), третий – «негативное переживание про­шлого или закрытое будущее» (10,5%). На фоне переживания прошлых негативных событий буду­щее воспринимается как негативное, закрытое.

У студентов среднего профессионального образования выявлены три варианта состояний, сопровождающих переживание ценностных представлений о временной перспективе будуще­го личностно-профессионального пути. Первый вариант – «переживание представленности во временной перспективе негативной направленности на профессиональное обучение в будущем» (25,2%) – характеризует негативное отношение к возможному в будущем периоду профессиональ­ного обучения, что может быть связано с нежеланием учиться по выбранной специальности. Вто­рой вариант – «переживание представленности во временной перспективе позитивной направлен­ности на профессиональную деятельность» (21,0%). В данном случае студенты позитивно отно­сятся к своей профессиональной деятельности и осознают ее значимость для взрослой жизни. Тре­тий вариант – «переживание “здесь и сейчас” или приоритет настоящего перед будущим» (14,0%). Для студентов значимыми являются события настоящей жизни, им сложно представить свое буду­щее через несколько лет.

Регулятивно-деятельностный компонент. У студентов начального профессионального об­разования формирование готовности управлять своим поведением и деятельностью для достиже­ния будущих целей связано с тремя вариантами состояний. Первый – «готовность осознанно и гиб­ко планировать будущее» (25,8%) – отражает осознанное планирование и гибкое управление сво­им поведением для достижения целей, второй – «готовность к автономному управлению в буду­щем своим поведением и деятельностью» (18,6%), третий – «готовность к осознанной организа­ции в будущем своего поведения и деятельности» (10,6%) – отражает высокий уровень развития индивидуальной рефлексии и процесса планирования.

Формирование готовности управлять своим поведением и деятельностью для достижения це­лей у студентов среднего профессионального образования сопровождается тремя вариантами состо­яний. Первый вариант – «готовность детализированно планировать будущее» (24,4%), второй – «го­товность к автономному управлению в будущем своим поведением и деятельностью» (19,2%), тре­тий – «готовность осознанно планировать будущее» (12,1%) – отражает высокий уровень развития процесса саморегуляции «планирование».

Полученные результаты указывают на то, что особое внимание следует обратить на форми­рование временного аспекта ценностной перспективы образа возможного Я. Важно преодолеть вы­явленное в исследовании негативное отношение студентов к своему прошлому опыту (возможно, связанное с неуспешностью в школьные годы) и к личностно-профессиональному будущему (воз­можно, обусловленное нестабильностью ситуации на рынке труда и затруднением с определени­ем своего места в этой ситуации).

Анализ полученных результатов позволил выявить проблемные зоны в формировании цен­ностной перспективы образа возможного Я на ступени среднего профессионального образования. Выявлено отсутствие ориентации на самопознание и саморазвитие, противоречивость представле­ний о себе в будущем (когнитивный компонент). Обнаружено негативное отношение молодых лю­дей к своему учебному прошлому и настороженное отношение к личностно-профессиональному будущему (аффективно-мотивационный компонент). Установлено, что готовность к управлению своим поведением и деятельностью в будущем зависит от мнения окружающих людей и собствен­ной эмоциональной оценки (регулятивно-деятельностный компонент).

Психолого-педагогическим условием, способствующим преодолению выявленных про­блемных зон, может стать обогащение представлений учащихся и студентов о личностно­профессиональном будущем в рамках специально разработанных программ психологического со­провождения.

Литература

  1. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46–55.
  2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
  3. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2005.
  4. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов воз­можного будущего // Вопр. психологии. 2001. № 1. С. 57–66.

Информация об авторах

Светлана Алигарьевна Минюрова, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра развития педагогического образования, Российская академия образования (ФГБУ РАО), Профессор кафедры психологии развития личности имени академика РАО В.С. Мухиной Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: minyurova@uspu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 2921
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 2921
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1