Психологическое содержание ценностной перспективы образа возможного Я на ступени среднего профессионального образования*
Аннотация
Общая информация
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГИФ (проект № 10-06-83625а/у)
Ключевые слова: ценностная перспектива, образ возможного Я, представления о личностно-профессиональном будущем
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Минюрова С.А. Психологическое содержание ценностной перспективы образа возможного Я на ступени среднего профессионального образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Современное общество, ориентированное на инновации и внедрение новых технологий, заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно проектировать личностно-профессиональное развитие в постоянно меняющихся условиях. Формирование этих способностей уже на этапе обучения является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Значимость формирования в период профессиональной подготовки характеристик, которые составляют психологическое содержание образа возможного Я как структурных компонентов профессиональной Я-концепции, отмечается в работах многих отечественных ученых [2; 3].
При этом исследователи фокусируют внимание либо на выявлении и описании представлений человека о себе в будущем, либо на изучении его способности определять и претворять в жизнь задачи своего развития. Однако следует констатировать, что вне поля исследовательского внимания остается проблема ценностных оснований образа возможного Я. хотя именно ценности, являясь важнейшим структурным компонентом направленности личности, создают основу для определения человеком вектора изменения себя как открытой саморазвивающейся системы [1]. Особую значимость при этом приобретает ценностная перспектива – представления человека о своих ценностях, ценностных ориентациях в конкретном будущем (Д.А. Леонтьев). Мы придерживаемся позиции, согласно которой ценностные представления переживаются как идеалы – конечные ориентиры желательного состояния дел, а критерии желательности определяются их совместимостью со стратегическими целями и направленностью личности [4]. В качестве ориентиров желательного состояния дел для молодых людей на этапе профессионального обучения выступает содержание тех или иных образов собственной карьеры. Критерии желательности определяются совместимостью образов будущей карьеры с психологическими характеристиками личности, ее готовностью и способностями к постановке и достижению целей. Исходя из этого и обобщив исследования по проблеме представлений человека о собственном личностно-профессиональном будущем, мы выделяем в структуре ценностной перспективы образа возможного Я три основных компонента: когнитивный (представления о себе как личности в будущем, ценностные представления о будущей карьере); аффективно-мотивационный (отношение к собственному личностно-профессиональному будущему); регулятивно-деятельностный (готовность управлять своим поведением и деятельностью для достижения будущих целей).
Мы выдвинули гипотезу о том, что существуют особенности в проявлении компонентов ценностной перспективы образа возможного Я у студентов, получающих профессию по программам начального и среднего профессионального образования. Для проверки гипотезы проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление структуры и психологического содержания ценностной перспективы образа возможного Я у студентов учреждений среднего профессионального образования разного уровня. В исследовании приняли участие 208 студентов 1-го и 2-го курсов, из них 103 юноши и 105 девушек в возрасте от 15 до 18 лет (M = 16,68, SD = 0,93), обучающихся в учреждениях начального (базовый уровень подготовки) и среднего (повышенный уровень подготовки) профессионального образования Екатеринбургского профессионального лицея им. Курочкина, Нижнетагильского строительного техникума, Екатеринбургского промышленно-экономического колледжа, Нижнетагильского педагогического колледжа № 1.
В соответствии с теоретическими представлениями, целями и задачами исследования была разработана методическая процедура для изучения структурных компонентов ценностной перспективы образа возможного Я. В нее вошли методики: тест 20 высказываний «Кто Я» (М. Кун и Т. Макпартленд), методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн), методика «Личностный дифференциал», метод мотивационной индукции (ж. Нюттен), методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова).
Для обнаружения особенностей психологического содержания ценностной перспективы образа возможного Я была выполнена следующая обработка полученных по методикам данных:
- в каждой группе выполнен сравнительный анализ средних значений всех показателей, отражающих представленность когнитивного, аффективно-мотивационного, регулятивно-действенного компонентов ценностной перспективы образа возможного Я;
- выявлены значимые различия между группами в значениях показателей, отражающих представленность когнитивного, аффективно-мотивационного, регулятивно-действенного компонентов ценностной перспективы образа возможного Я;
- определены взаимосвязи между показателями внутри каждого компонента ценностной перспективы образа возможного Я.
Математико-статистическая обработка включала статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова, параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок, факторный анализ методом главных компонентов (Maximum likelihood) с последующим Varimaxвращением. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS 13.0 for Windows.
Анализ результатов позволил обнаружить следующие особенности психологического содержания ценностной перспективы образа возможного Я у студентов начального и среднего профессионального образования.
Когнитивный компонент. Для студентов, осваивающих повышенный уровень среднего профессионального образования, в образе возможного Я большее значение имеет социальный, профессиональный статус, который они приобретут, а также собственное эмоциональное состояние. Однако у студентов, осваивающих базовый уровень профессионального образования, достоверно выше показатели, отражающие их ориентацию на конкуренцию, победу над другими, преодоление препятствий, склонность к риску, решение трудных задач, новизну, разнообразие деятельности.
Аффективно-мотивационный компонент. Студенты, осваивающие базовый уровень образования, прогнозируют в будущем неудовлетворенность собственным поведением, уровнем социальных и профессиональных достижений. Для них характерно переживание зависимости от внешних обстоятельств и оценок, пассивность, нейтральность эмоциональных реакций, недостаточный самоконтроль. Студенты, осваивающие повышенный уровень среднего профессионального образования, напротив, ориентированы на то, что в будущем будут проявлять активность в учебной и учебно-профессиональной деятельности, в организации собственного досуга и развлечений. При этом следует отметить специфику формирования отношения к себе во временной перспективе. Студенты этой группы открыты настоящему и ближайшему будущему, однако переживают негативные эмоции по поводу далекого будущего. Для них характерны более высокие показатели негативного восприятия будущей действительности.
Регулятивно-действенный компонент. Студенты, осваивающие повышенный уровень среднего профессионального образования, проявляют большее стремление к независимости от окружающих людей, реализации своих возможностей. У них более развиты способности к прогнозированию, планированию событий своего будущего в профессиональной сфере. У представителей этой группы достоверно выше уровень индивидуальной меры рефлексивности, а также ориентации на самостоятельность. У студентов, осваивающих базовый уровень профессионального образования, выявлен низкий уровень развития рефлексии и поведенческой гибкости. Они менее самостоятельны в принятии решений.
Факторный анализ позволил свести всю совокупность показателей к трем основным факторам, которые можно рассматривать как ряд последовательных состояний сознания, сопровождающих переживание ценностных представлений о себе и будущей карьере (Т.Н. Березина).
Когнитивный компонент. У студентов начального профессионального образования обнаружены три варианта состояний, сопровождающие переживание ценностных представлений о себе и будущей карьере. Первый вариант – «ориентация на управление другими людьми и независимость в будущем» (28,5% – здесь и далее процент объяснимой дисперсии). Студенты переживают будущее как насыщенное разнообразными событиями, себя – как независимых людей, самостоятельно справляющихся с жизненными ситуациями, ориентированных на интеграцию усилий других людей. Второй вариант – «стабильность и интеграция стилей жизни в перспективном будущем» (21,9%). Состояние является противоположным первому. Студенты переживают будущее как стабильное, неизменное, постоянное, стремятся, чтобы в жизни было все сбалансированно. Третий вариант – «противоречивое представление о себе в будущем» (9,6%) – отражает переживание противопоставления своих представлений о желаемых в будущем личностно-волевых характеристиках и профессиональных характеристиках.
У студентов среднего профессионального образования переживание ценностных представлений о себе и будущей карьере сопровождается тремя вариантами состояний. Первый вариант – «ориентация на независимость, помощь другим людям и конкуренция в стабильном будущем» (26,9%). Студенты переживают будущее как стабильное, неизменное, предсказуемое. Во взаимоотношениях с другими людьми они ориентированы на победу, но в то же время не отказывают им в помощи. Основной ценностью является независимость при принятии решений. Второй вариант – «противоречивое представление о собственном имидже в будущем» (18,6%) – отражает переживание противопоставления своих представлений о желаемых в будущем телесно-физических характеристиках. Третий вариант – «противоречивое представление о социальном позиционировании себя в будущем» (8,2%) – отражает переживание противопоставления своих представлений о желаемом проявлении себя как яркой уникальной личности или как носителя общепринятых, нейтральных характеристик, свидетельствующих о «маскировочной» функции.
Аффективно-мотивационный компонент. У студентов начального профессионального образования три варианта состояний сопровождают переживание ценностных представлений о временной перспективе будущего личностно-профессионального пути. Первый вариант – «переживание представленности во временной перспективе профессиональной деятельности и общения с другими людьми» (26,4%), второй – «переживание представленности во временной перспективе учебной деятельности и общения с другими людьми» (17,8%), третий – «негативное переживание прошлого или закрытое будущее» (10,5%). На фоне переживания прошлых негативных событий будущее воспринимается как негативное, закрытое.
У студентов среднего профессионального образования выявлены три варианта состояний, сопровождающих переживание ценностных представлений о временной перспективе будущего личностно-профессионального пути. Первый вариант – «переживание представленности во временной перспективе негативной направленности на профессиональное обучение в будущем» (25,2%) – характеризует негативное отношение к возможному в будущем периоду профессионального обучения, что может быть связано с нежеланием учиться по выбранной специальности. Второй вариант – «переживание представленности во временной перспективе позитивной направленности на профессиональную деятельность» (21,0%). В данном случае студенты позитивно относятся к своей профессиональной деятельности и осознают ее значимость для взрослой жизни. Третий вариант – «переживание “здесь и сейчас” или приоритет настоящего перед будущим» (14,0%). Для студентов значимыми являются события настоящей жизни, им сложно представить свое будущее через несколько лет.
Регулятивно-деятельностный компонент. У студентов начального профессионального образования формирование готовности управлять своим поведением и деятельностью для достижения будущих целей связано с тремя вариантами состояний. Первый – «готовность осознанно и гибко планировать будущее» (25,8%) – отражает осознанное планирование и гибкое управление своим поведением для достижения целей, второй – «готовность к автономному управлению в будущем своим поведением и деятельностью» (18,6%), третий – «готовность к осознанной организации в будущем своего поведения и деятельности» (10,6%) – отражает высокий уровень развития индивидуальной рефлексии и процесса планирования.
Формирование готовности управлять своим поведением и деятельностью для достижения целей у студентов среднего профессионального образования сопровождается тремя вариантами состояний. Первый вариант – «готовность детализированно планировать будущее» (24,4%), второй – «готовность к автономному управлению в будущем своим поведением и деятельностью» (19,2%), третий – «готовность осознанно планировать будущее» (12,1%) – отражает высокий уровень развития процесса саморегуляции «планирование».
Полученные результаты указывают на то, что особое внимание следует обратить на формирование временного аспекта ценностной перспективы образа возможного Я. Важно преодолеть выявленное в исследовании негативное отношение студентов к своему прошлому опыту (возможно, связанное с неуспешностью в школьные годы) и к личностно-профессиональному будущему (возможно, обусловленное нестабильностью ситуации на рынке труда и затруднением с определением своего места в этой ситуации).
Анализ полученных результатов позволил выявить проблемные зоны в формировании ценностной перспективы образа возможного Я на ступени среднего профессионального образования. Выявлено отсутствие ориентации на самопознание и саморазвитие, противоречивость представлений о себе в будущем (когнитивный компонент). Обнаружено негативное отношение молодых людей к своему учебному прошлому и настороженное отношение к личностно-профессиональному будущему (аффективно-мотивационный компонент). Установлено, что готовность к управлению своим поведением и деятельностью в будущем зависит от мнения окружающих людей и собственной эмоциональной оценки (регулятивно-деятельностный компонент).
Психолого-педагогическим условием, способствующим преодолению выявленных проблемных зон, может стать обогащение представлений учащихся и студентов о личностнопрофессиональном будущем в рамках специально разработанных программ психологического сопровождения.
Литература
- Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46–55.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
- Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2005.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии. 2001. № 1. С. 57–66.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2784
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1