Проблема субъектности в психологическом образовании

Аннотация

In our article we analyze a problem of subjectness in the higher psychological education. The analysis is based on the cultural-historical theory by l.S. Vygotsky and the subject-activity theory by S.l. Rubinstein. Also we discuss a problem of facilitation of student’s subjectness activity during the education and we analyze the place of profession in the context of the life of subject.

Общая информация

Ключевые слова: субъект, развитие, деятельность , психологическое образование, субъектность, посредник

Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Юрина Е.А. Проблема субъектности в психологическом образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблема субъектности в психологическом образовании становится все более актуальной в последнее время. Ее обсуждение предполагает определение наших методологических позиций и обращение к философским основаниям.

Основную проблему психологии, на которую указывают философы и психологи-методологи, составляют потеря психологического содержания при изучении человека, отсутствие целостного отношения к нему. Другая, не менее важная, проблема, на которой мы хотим остановиться, – это потеря психологией философского понимания человека как универсального, безмерного существа [1]. Последнее определяет восприятие и отношение специалиста-психолога (как исследователя и практика) к Человеку. Это приводит к тому, что в психологии часто доминирует утилитарный под­ход, при котором человек рассматривается через наличие у него определенных свойств, способно­стей, умений, функций и т.п. Эта позиция транслируется студенту-психологу в процессе обучения, да и сам будущий профессионал рассматривается лишь через наличие у него определенных про­фессиональных знаний и умений. Часто без внимания остается личность профессионала, изменя­ющаяся в процессе его обучения.

Сквозная тема мифологии, религии, философии – это отношение «человек – мир». А.С. Ар­сеньев указывает на то, что при этом религия сосредоточена на проблеме самообнаружения и са­мовосприятия человека в мире, а философия – на самопонимании и самоопределении человека в мире. Применительно же к психологии эта проблема, на наш взгляд, может быть сформулирова­на как проблема самоосуществления и самореализации человека в мире. Выбор психологией есте­ственнонаучной парадигмы с конца XIX в. и доминирующий субъект-объектный подход привели к возникновению «вещного» отношения к человеку как в психологической науке, так и в психологи­ческой практике. Человек рассматривался скорее как исполнитель определенных функций, но не как становящийся, развивающийся субъект собственной жизни, реализующий собственный замы­сел этой жизни. Другими словами, при субъект-объектном подходе не только «объект» описывал­ся как «вещь», но и «субъект» приобрел «конечные меры».

Начиная со второй половины XX в. с развитием гуманистической и экзистенциальной пси­хологии психологи все больше стали обращаться к идеям экзистенциальной философии, которая рассматривает человека как уникальное, безмерное существо в соотношении с миром. И здесь сно­ва становится актуальным обращение к понятию «субъект», но уже в несколько ином определении. Человек как субъект в данном случае рассматривается как открытая нелинейная саморазвива­ющаяся система. Это означает, что человек как субъект способен к многовариативности преобра­зования не только окружающего мира, но и в первую очередь самого себя. Экзистенциальные фи­лософы и психологи делают акцент на уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и определенной точке пространства. В традициях подготовки гума­нистически ориентированных и экзистенциально ориентированных психологов меняется подход к обучению специалиста, становятся востребованы идеи самопознания, саморазвития и самореали­зации профессионала. Гуманистические и экзистенциальные психологи подчеркивают идею о том, что каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся [2; 5].

Исходя из этого, мы видим, что человек потенциально субъектен. И такое отношение к че­ловеку транслируется прежде всего в субъектно-деятельностном подходе (развитие и преобразо­вание себя в деятельности), культурно-исторической психологии (проблема развития как «движе­ния» в зоне близайшего развития (ЗБР) гуманистической (творческий потенциал человека, самоак­туализация) и экзистенциальной (проблема свободы и смысла) психологии.

Принимая положение, что человек потенциально субъектен, мы понимаем, что актуализация его субъектности зависит, во-первых, от его внутренней интенции, а во-вторых, от особенностей его социальной ситуации развития. Для студента-психолога социальная ситуация развития – это образовательная ситуация. Студенческий возраст сензитивен к развитию и становлению субъект­ности. С.Л. Рубинштейн писал, что самостоятельность субъекта не исчерпывается только способ­ностью выполнять те или иные задания. Она включает способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Все это требует большой внутренней работы и предполагает способность самостоятельно мыслить. Та­кая внутренняя работа возможна лишь начиная с подросткового возраста и продолжается в юноше­ском, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ста­вит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способ­ности. Это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания [3].

Становление субъектной позиции студента-психолога осуществляется во время обучения в вузе, в процессе овладения профессиональной деятельностью. Условно можно обозначить два подхода к пониманию процесса профессионализации. Первый – это «вписывание» индивида в ту или иную систему общественной деятельности. Здесь профессионализация рассматривается преж­де всего через понятия «овладение» и «присвоение». Второй подход сконцентрирован на пробле­ме развития и саморазвития личности в профессии.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация как в мире, так и в России обусловли­вает качественные изменения в системе «человек – профессия – общество». Актуальным стано­вится изучение стратегий, которые позволят человеку эффективно воплощать в реальность пред­ставления о самом себе как профессионале через личностно-профессиональное развитие и са­моразвитие, что напрямую связано с проблемой субъектности. Новые возможности для анали­за личностно-профессионального развития открывают культурно-историческая психология и субъектно-деятельностный подход.

Субъектно-деятельностный подход акцентирует внимание на том, что субъект в своих дея­ниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется – он в них сози­дается и определяется. Исходя из того, что человек делает, можно понять, кто он есть, а направ­лением его деятельности можно определять и формировать его самого [3].

В культурно-исторической психологии развитие понимается как соотношение реальной и иде­альной форм. По мнению Л.С. Выготского, это соотношение и определяет специфику человеческо­го развития. Предполагается, что в процессе развития идеальная форма как бы «уже существует» и «взаимодействует» с реальной, но до сих пор остается актуальным вопрос о том, как идеальная форма взаимодействует с реальной и как посредством этого взаимодействия осуществляется про­цесс развития. Идеальная форма существует как элемент культуры, и именно она задает направле­ние и определяет содержание развития [4]. Профессиональное развитие также можно рассматри­вать с точки зрения соотношения идеальной и реальной форм. И в этом случае следует говорить о существовании определенной профессиональной культуры, на которую ориентируется «становя­щийся» субъект будущей профессиональной деятельности.

Обращение к проблеме развития в контексте культурно-исторической психологии предпола­гает возможность задавать направление профессионального развития, но главное – здесь открыва­ется возможность создания, проектирования ситуаций, в которых возможны актуализация, развитие и становление субъектной позиции студентов-психологов. Ориентация на проблему профессио­нальной субъектности предполагает позицию преподавателя как посредника между «идеальной» и «реальной» формами. И тогда профессиональное развитие студента-психолога невозможно без осо­бого рефлексивного отношения к себе как профессионалу, при этом предметом обсуждения стано­вится не только профессия, но и место профессии в контексте жизни субъекта.

Литература

  1.  Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М. : Академия, 2001.
  2.  Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, Универс, 1994.
  3.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2004.
  4.  Эльконин Б.Д. Психология развития. М. : Академия, 2001.
  5.  Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. : Класс, 2005.

Информация об авторах

Юрина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: ellurina@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3210
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 6