Проблема субъектности в психологическом образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъект, развитие, деятельность , психологическое образование, субъектность, посредник
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Юрина Е.А. Проблема субъектности в психологическом образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблема субъектности в психологическом образовании становится все более актуальной в последнее время. Ее обсуждение предполагает определение наших методологических позиций и обращение к философским основаниям.
Основную проблему психологии, на которую указывают философы и психологи-методологи, составляют потеря психологического содержания при изучении человека, отсутствие целостного отношения к нему. Другая, не менее важная, проблема, на которой мы хотим остановиться, – это потеря психологией философского понимания человека как универсального, безмерного существа [1]. Последнее определяет восприятие и отношение специалиста-психолога (как исследователя и практика) к Человеку. Это приводит к тому, что в психологии часто доминирует утилитарный подход, при котором человек рассматривается через наличие у него определенных свойств, способностей, умений, функций и т.п. Эта позиция транслируется студенту-психологу в процессе обучения, да и сам будущий профессионал рассматривается лишь через наличие у него определенных профессиональных знаний и умений. Часто без внимания остается личность профессионала, изменяющаяся в процессе его обучения.
Сквозная тема мифологии, религии, философии – это отношение «человек – мир». А.С. Арсеньев указывает на то, что при этом религия сосредоточена на проблеме самообнаружения и самовосприятия человека в мире, а философия – на самопонимании и самоопределении человека в мире. Применительно же к психологии эта проблема, на наш взгляд, может быть сформулирована как проблема самоосуществления и самореализации человека в мире. Выбор психологией естественнонаучной парадигмы с конца XIX в. и доминирующий субъект-объектный подход привели к возникновению «вещного» отношения к человеку как в психологической науке, так и в психологической практике. Человек рассматривался скорее как исполнитель определенных функций, но не как становящийся, развивающийся субъект собственной жизни, реализующий собственный замысел этой жизни. Другими словами, при субъект-объектном подходе не только «объект» описывался как «вещь», но и «субъект» приобрел «конечные меры».
Начиная со второй половины XX в. с развитием гуманистической и экзистенциальной психологии психологи все больше стали обращаться к идеям экзистенциальной философии, которая рассматривает человека как уникальное, безмерное существо в соотношении с миром. И здесь снова становится актуальным обращение к понятию «субъект», но уже в несколько ином определении. Человек как субъект в данном случае рассматривается как открытая нелинейная саморазвивающаяся система. Это означает, что человек как субъект способен к многовариативности преобразования не только окружающего мира, но и в первую очередь самого себя. Экзистенциальные философы и психологи делают акцент на уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и определенной точке пространства. В традициях подготовки гуманистически ориентированных и экзистенциально ориентированных психологов меняется подход к обучению специалиста, становятся востребованы идеи самопознания, саморазвития и самореализации профессионала. Гуманистические и экзистенциальные психологи подчеркивают идею о том, что каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся [2; 5].
Исходя из этого, мы видим, что человек потенциально субъектен. И такое отношение к человеку транслируется прежде всего в субъектно-деятельностном подходе (развитие и преобразование себя в деятельности), культурно-исторической психологии (проблема развития как «движения» в зоне близайшего развития (ЗБР) гуманистической (творческий потенциал человека, самоактуализация) и экзистенциальной (проблема свободы и смысла) психологии.
Принимая положение, что человек потенциально субъектен, мы понимаем, что актуализация его субъектности зависит, во-первых, от его внутренней интенции, а во-вторых, от особенностей его социальной ситуации развития. Для студента-психолога социальная ситуация развития – это образовательная ситуация. Студенческий возраст сензитивен к развитию и становлению субъектности. С.Л. Рубинштейн писал, что самостоятельность субъекта не исчерпывается только способностью выполнять те или иные задания. Она включает способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Все это требует большой внутренней работы и предполагает способность самостоятельно мыслить. Такая внутренняя работа возможна лишь начиная с подросткового возраста и продолжается в юношеском, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности. Это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания [3].
Становление субъектной позиции студента-психолога осуществляется во время обучения в вузе, в процессе овладения профессиональной деятельностью. Условно можно обозначить два подхода к пониманию процесса профессионализации. Первый – это «вписывание» индивида в ту или иную систему общественной деятельности. Здесь профессионализация рассматривается прежде всего через понятия «овладение» и «присвоение». Второй подход сконцентрирован на проблеме развития и саморазвития личности в профессии.
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация как в мире, так и в России обусловливает качественные изменения в системе «человек – профессия – общество». Актуальным становится изучение стратегий, которые позволят человеку эффективно воплощать в реальность представления о самом себе как профессионале через личностно-профессиональное развитие и саморазвитие, что напрямую связано с проблемой субъектности. Новые возможности для анализа личностно-профессионального развития открывают культурно-историческая психология и субъектно-деятельностный подход.
Субъектно-деятельностный подход акцентирует внимание на том, что субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется – он в них созидается и определяется. Исходя из того, что человек делает, можно понять, кто он есть, а направлением его деятельности можно определять и формировать его самого [3].
В культурно-исторической психологии развитие понимается как соотношение реальной и идеальной форм. По мнению Л.С. Выготского, это соотношение и определяет специфику человеческого развития. Предполагается, что в процессе развития идеальная форма как бы «уже существует» и «взаимодействует» с реальной, но до сих пор остается актуальным вопрос о том, как идеальная форма взаимодействует с реальной и как посредством этого взаимодействия осуществляется процесс развития. Идеальная форма существует как элемент культуры, и именно она задает направление и определяет содержание развития [4]. Профессиональное развитие также можно рассматривать с точки зрения соотношения идеальной и реальной форм. И в этом случае следует говорить о существовании определенной профессиональной культуры, на которую ориентируется «становящийся» субъект будущей профессиональной деятельности.
Обращение к проблеме развития в контексте культурно-исторической психологии предполагает возможность задавать направление профессионального развития, но главное – здесь открывается возможность создания, проектирования ситуаций, в которых возможны актуализация, развитие и становление субъектной позиции студентов-психологов. Ориентация на проблему профессиональной субъектности предполагает позицию преподавателя как посредника между «идеальной» и «реальной» формами. И тогда профессиональное развитие студента-психолога невозможно без особого рефлексивного отношения к себе как профессионалу, при этом предметом обсуждения становится не только профессия, но и место профессии в контексте жизни субъекта.
Литература
- Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М. : Академия, 2001.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, Универс, 1994.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2004.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М. : Академия, 2001.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. : Класс, 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3251
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3