Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: деятельностный подход, продуктивное обучение
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Каплунович С.М. Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Современная социально-экономическая обстановка в стране диктует определенные требования к обществу, общей культуре и, соответственно, к профессиональному образованию настоящих и будущих специалистов.
Настоящий этап развития педагогической психологии характеризуется выбором в качестве фундаментального разработанного в отечественной науке деятельностного подхода. Теория деятельности, созданная усилиями В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, завоевывает все большую популярность. Сущность деятельностного подхода состоит в рассмотрении любого психического феномена в его становлении и функционировании сквозь призму категории деятельности. Применительно к процессу обучения его можно охарактеризовать тремя основными принципами: непрерывной связью психики и деятельности; единством внешне материальной и внутренне психической деятельности, порождаемой внешней; социальной природой развития психики человека. В качестве основной характеристики деятельности выделяют активность, которая побуждает субъекта к осуществлению деятельности. А это значит, что обучение, построенное на основе деятельностного подхода, должно быть направлено на организацию активного присвоения студентами системы знаний и действий.
Одним из направлений, реализующих деятельностный подход в образовании, является продуктивное обучение. Вначале как активное практико-ориентированное обучение оно получило широкое распространение на Западе. Его основоположниками явились И. Бём, С.И. Гессен, Д. Дьюи, С. Френе, Й. Шнайдер и др. В 1990-х гг. продуктивное обучение стало завоевывать образовательное пространство и в нашей стране. Современные подходы к его внедрению в систему российского образования нашли отражение в отечественных психолого-педагогических исследованиях.
Введение продуктивного обучения в образовательный процесс профессиональной школы реализует его принципы, отличающиеся ярко выраженной творческой направленностью и нестандартностью подходов к обучению и воспитанию посредством деятельности (активности) студентов с учетом их индивидуальности. Так, И. Бём и Й. Шнейдер определяют продуктивное обучение как новый путь достижения образовательных целей в соответствии с методами выбора продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации; самоорганизации своего образовательного процесса; участия в групповой рефлексии и осмысления на теоретическом уровне опыта деятельности; анализа опыта и подготовки нового поля продуктивной деятельности [2].
Говоря о применении продуктивного обучения в профессиональной школе, необходимо отметить некоторые особенности. В силу своей всеобщности, доступности и обязательности школьное образование должно обеспечить каждому ученику повышение общекультурного уровня, приобщение к сокровищницам общечеловеческих ценностей, формирование способности самостоятельного отыскания и «присвоения» знаний (А.Н. Леонтьев), т.е. способности к самообразованию. Всеобщность гарантирует включенность (неизолированность) человека в ценностные ориентации и общечеловеческую культуру. С психологической точки зрения, в школе ведущей должна быть интериоризация: деятельность по переводу внешнего во внутреннее. Ученику необходимо присвоить культуру и понять ее, овладеть методами ее самостоятельного освоения.
Иные изменения в личности профессионала должна обеспечить профессиональная школа. В отличие от выпускника школы он должен уметь не столько брать, сколько в профессиональном плане отдавать мировой человеческой культуре и производству. Другими словами, специалисту следует не «присваивать», а профессионально изменять, преобразовывать, трансформировать окружающее пространство, мир людей и объектов, с которыми он взаимодействует. С психологической точки зрения, ведущим процессом здесь должна стать экстериоризация. Выпускник профессиональной школы должен прежде всего развить у себя способность использовать свои знания для изменения, трансформации окружающего мира, т.е. осуществлять переход из «внутри» во «вне». И именно эта деятельность составляет одну из главных целей продуктивного обучения.
Однако осуществление продуктивного обучения через деятельностную составляющую учебного процесса возможно посредством реализации определенных условий. Исследование, проведенное нами, было направлено на поиск и апробацию наиболее эффективных условий реализации деятельностного подхода при продуктивном обучении в профессиональной школе. В этом мы видели свою цель.
Согласно нашей гипотезе, продуктивное обучение будет эффективно, если его реализовывать в зоне ближайшего развития путем построения индивидуального образовательного маршрута студента с учетом гетерогенности мышления и смены позиции педагога с «поводыря» и «рикши» на роль «социального организатора образовательной среды» (по меткому выражению Л.С. Выготского).
Известно, что настоящее время знаменует собой переход от информационной к ментальной парадигме образования (Л.И. Айдарова, В.П. Зинченко, В.В. Рубцов). Исходя из этого, мы сочли, что при подготовке будущего специалиста доминантной должна выступать развивающая функция обучения. Л.С. Выготский убедительно показал, что обучение будет эффективным, если оно осуществляется в зоне ближайшего развития обучаемых. Соответственно, и деятельность педагога должна быть направлена на конструирование процесса обучения в зоне ближайшего развития. Наиболее полно, на наш взгляд, реализовать эту идею при различных формах организации учебного процесса позволяет методика «Ключевое слово» [3], поэтому именно ее мы использовали в своем экспериментальном обучении.
Следующим условием осуществления эффективного продуктивного обучения является разработка индивидуального образовательного маршрута с учетом гетерогенности мышления студентов. Базовую модель мы заимствовали у И.Я. Каплуновича, описавшего структуру мышления в виде пересечения пяти подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической и композиционной. Они не рядоположны, и у каждого доминирует одна из них (Там же). Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут, ориентируясь на доминантную подструктуру студента, преподавателю удается конструировать обучение в логике обучаемого и в соответствии с его зоной ближайшего развития.
Изменение позиции преподавателя с «поводыря» на роль организатора социальной среды – еще одно непременное условие деятельностного подхода при реализации продуктивного обучения в системе профессионального образования. В этой ситуации «педагог не меняет состояние ученика, если оно не вписывается в зону его ближайшего развития, если оно не понимается им, не принимается, не идет от его имени, если ученик сопротивляется и связан с сохранением “единости” себя. Педагог создает лишь условия для того, чтобы ученик сам заметил “дефект”, сам вырастил потребность в своем изменении, сам желал бы его, искал пути прихода к новому состоянию, сам бы строил траектории своего изменения и т.д.» [1, с. 53].
Верификация гипотезы исследования подтвердила ее справедливость. Студенты, обучавшиеся по экспериментальной методике, продемонстрировали более высокие показатели качественной успеваемости, умения решать практические задачи на продуктивном и творческом уровнях в сравнении со студентами, обучающимися по традиционной системе. Это дает основание сделать вывод о том, что внедрение продуктивного обучения является одним из перспективных направлений реализации деятельностного подхода в системе профессионального образования.
Литература
- Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Великий Новгород, 2009.
- Бём И. Международный заочный курс повышения квалификации в методических письмах // Школьные технологии. 1999. №4. С. 195–272.
- Каплунович И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 2. С. 36–45.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6984
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13