Развивающий диалог в образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развивающий диалог, философия и технология диалога, диалогические отношения, интерес, уважение, любовь, вера, смирение, благодарность
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Пежемская Ю.С. Развивающий диалог в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Метод построения развивающих диалогических отношений, эффективный в современной образовательной среде для работы учителя, психолога, социального работника с различными категориями людей, был выделен и подробно описан Е.Н. Чесноковой. Она занималась его разработкой и апробацией с 1995 г. и представила в 2005 г. на защите диссертации. Одной из основных философских и методологических предпосылок, на которые изначально опиралась Е.Н. Чеснокова, были взгляды П. Фрейра (1921–1997), бразильского педагога и гуманиста [3; 8; 9].
Диалог – это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что «не срабатывают» традиционные методы обучения, так называемые «активные» методы, консультационные и терапевтические программы в качестве реабилитационно-обучающих в случаях задержек развития, педагогической и социальной запущенности, химической и компьютерной зависимости и т.д. [7].
Выбирая развивающий диалог как одно из наиболее эффективных средств, способствующих разрешению социально-психологических проблем учащихся, необходимо учитывать следующие моменты [2]:
1) развивающий диалог – универсальный инструмент развития, который имеет философскую и технологическую составляющие;
2) характер развивающего диалога определяется в первую очередь философской составляющей – отношением и ценностями, представлениями и идеями, которые мы используем во взаимодействии с учащимися;
3) изменения и разрешение проблем происходят только при условии системного использования инструмента диалога в отношениях и, как правило, отсрочены во времени, т. к. никакое развитие и восстановление не могут происходить мгновенно; ни один из компонентов этой системы в отдельности не обладает целостностью и ни один из них не может быть «изъят» без ущерба для системы диалога в целом;
4) базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию и без которых технологическая сторона не работает, являются отношения любви, интереса, веры, уважения, смирения и благодарности.
Остановимся более подробно на базовых отношениях (ценностях) развивающего диалога.
Интерес предполагает поисковую активность, направленную на исследование и выявление потребностей: «Что на самом деле нужно ученику? На основе каких успехов в прошлом (его личных, а не в сравнении с другими людьми) можно поддержать его действия в будущем?». Интерес учителя к ученику выражается в действии через установление личного контакта с ним.
Может ли диалог состояться без контакта? Если контакт не установлен, то никакие техники работать не будут. От кого зависит контакт? От того, кто хочет вступить в контакт. Кто отвечает за контакт в отношениях с учениками? Взрослые (учителя, консультанты, социальные работники, врачи, родители).
Что включает в себя подлинный контакт? Зрительный контакт; радость; физический контакт; договор об удобном времени; открытое проявление своих чувств; равенство позиций; полное внимание; умение найти в человеке то, что нам нравится; личный интерес; признание права ученика на разные состояния; отношение дарителя – готовность поделиться; позитивная обратная связь, которая помогает переоценить свою роль и позицию; умение управлять собственными чувствами и не переносить их на других, принимать негативные чувства; поддержка; обеспечение пространства, в котором можно проявить себя; вера; умение выслушать и понять потребности человека. Если один человек ведет себя таким образом, то создается атмосфера, в которой другой может изменяться. Контакт является основой нашего взаимодействия с учеником.
Уважение. У каждого человека (и взрослого, и ребенка) есть право иметь свои потребности, границы. Важно уважать чужие границы и защищать свои нетравмирующим образом.
Базовым принципом развивающего диалога является передача ответственности человеку за его жизнь во всех ее проявлениях. «Если в процессе развития что-то было нарушено или разрушено, то восстановление пропущенного или утраченного происходит при создании тех же условий, в которых идет естественное, здоровое развитие» [2, с. 93].
Научаясь уважать себя, человек начинает относиться с уважением к другим. «У каждого человека есть права», – говорим мы, когда встречаемся с подростком, чтобы рассказать ему о занятиях, которые мы проводим в школе. «Знаешь ли ты права, которые есть у тебя?», «Какое из твоих прав кажется тебе самым важным?». Очень часто этим правом оказывается право на безопасность.
А. Маслоу к категории безопасности причисляет следующие потребности: потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в постоянстве, структуре, порядке, законе… Вопреки мнению о том, что подросток стремится к вседозволенности, психологи и педагоги обнаруживают: подросток нуждается в том, чтобы жить в структурированном мире, его угнетает непредсказуемость.
Взрослые являются гарантами прав ребенка на безопасность, обеспечение надлежащей защиты. Гнев родителя или учителя, угроза физического наказания, грубое обращение, словесное оскорбление подчас вызывают тревогу у подростка. В такой обстановке потребность в безопасности оказывает сильное влияние на мотивацию учебной деятельности. Так, подростки группы социального риска, которые живут в нестабильных семейных условиях, оказываются исключенными из школы, характеризуются значимо более низкими показателями потребности в достижении (t=3,27, p<0,01), направленности на приобретение знаний (t=4,79, p<0,001) и более высокими показателями склонности к проявлению агрессии при сравнении с подростками группы «социальной нормы» [5].
Основными мотивационными побуждениями к учению для подростков групп социального риска являются потребность в достижении успеха и преодолении трудностей; потребность в общении и отношениях (построенных на взаимном уважении), в комфортном состоянии; потребность реализовать свое право учиться и быть принятым вместо того, чтобы быть исключенным из учебного процесса. Таким образом, формирование и восстановление мотивации учения связаны с преодолением взаимного отчуждения учащихся и учителей от школы, через изменение отношений между ними и равное разделение ответственности в учебном процессе, с изменением статуса (положения) подростка в школьной системе (Там же).
Принятие ответственности происходит при наделении человека правами. Нет прав – нет ответственности. Ответственность может быть передана только на условиях договора о взаимных обязательствах. Право – результат договора двух сторон, и вторая сторона должна быть гарантом его соблюдения.
Вера. Вера предполагает, что каждый человек может выработать множество вариантов решения любой проблемы и выбрать лучший. Задача учителей состоит в том, чтобы создать для этого условия. Вера часто подменяется жесткими ожиданиями: ребенок должен поступать так, а не иначе. Ожидания не сбываются, возникают обиды. Ожидания лишают человека права на собственный опыт.
Вера не основана ни на прежнем опыте, ни на предположениях. Она не требует никаких обоснований. Мы просто верим, что человек сможет сам решить свои проблемы. Чем больше вера, тем больше отказ от ожиданий, тем более свободным в выборе чувствует себя подросток и тем шире зона его поисковой активности.
В диалоге ученик может учиться на собственных задачах: самостоятельно формулировать проблему, искать пути ее решения, отвечая на открытые вопросы: «Какая у тебя самая большая проблема на сегодняшний день? Какая потребность не удовлетворяется и вызывает беспомощность?», «Какая ситуация тебя больше всего тревожит? Какую роль ты играешь в создании этой ситуации? Как ты поддерживаешь ее развитие?».
Любовь. Почему детей надо любить? Полное принятие обеспечивается только любовью. Любовь – также совершенно необходимое условие для развития мышления.
Существует два варианта «беспомощной» любви.
1. Взрослый активный, ребенок пассивный: «Я тебя люблю и знаю лучше, что тебе нужно. Я обеспечу тебе развитие и золотое детство, потом ты будешь мне благодарна: фигурное катание, 4 языка, музыкальный инструмент, бассейн, рисование, бег по утрам…».
2. Взрослый пассивный, ребенок активный: «Я их так люблю, что они делают со мной все, что хотят».
В диалоге любовь может быть только партнерской (я тебя вижу, слышу и чувствую, потому что ты мне интересен, потому я что уважаю тебя и верю в тебя), а патерналистская, или родительская, любовь (я тебя люблю, а потому лучше знаю, что тебе надо) и любовь жертвы (я тебя люблю, а потому ты можешь делать со мною все, что угодно) исключены.
Смирение – это очень сложная тема, которая включает много понятий. Пожалуй, лучше всего об этом могут сказать люди, принявшие путь духовного служения. Например, митрополит Антоний Сурожский говорил, что «смирение начинается с момента, когда мы вступаем в состояние внутреннего мира; это примиренность со всеми обстоятельствами жизни <…> Внутренняя примиренность с обстоятельствами, с людьми не означает, что мы должны рассматривать все обстоятельства как будто они добрые, но означает, что наше место в их среде для того, чтобы мы внесли туда нечто <…> Если от русского слова, приводящего к мысли о примиренности, внутреннем покое <…> перейти к тому, как латинский язык определяет смирение, это тоже дает нам интересную картину. Слово humilitas происходит от слова humus, т.е. “плодородная земля” и просто “земля”. И если взять землю как притчу, то вот – она лежит безмолвная, открытая под небом; она принимает безропотно и дождь, и солнце, и семя; она и все, что мы выкидываем из нашей жизни; в нее врезается плуг и глубоко ранит, и она остается открыта, безмолвна, и она все принимает и из всего приносит плод <…> И еще одно: я не думаю, что смирение заключается в том, чтобы давать кому бы то ни было себя затоптать в грязь <…> человек может быть глубоко смиренным, а по чувству ответственности поступать твердо, строго и решительно» [1].
Смирение в действии – это значит: «Я не ставлю себя выше ученика». Смирение – это не быть в центре всего, обеспечивая результаты, а позволять Другому влиять на собственную судьбу и встретить реальность. Любая, самая умная позиция управления ограничена, поэтому всегда важен диалог. Любой человек, даже растущий, – лучший эксперт своей жизни, надо только этому научиться.
Взрослым нужно запастись терпением (на недели и месяцы) в ожидании «запаздывающих» положительных изменений в детях и подростках, т. к. дети и подростки – «сложные динамические системы с запаздыванием». Работа с социально-психологическими проблемами детей и подростков оказывается неэффективной, т. к. при ее построении часто используют объяснение сложных проблем, опираясь на поиск их причин, и поэтому ошибаются в выборе мишеней, целей и средств работы. Чтобы помощь в разрешении проблем стала успешной, необходимо научиться мыслить системно и искать закономерные связи между событиями или процессами, которые на первый взгляд могут оказаться не связанными друг с другом. Когда вы имеете дело с системой, не важно, в какой точке процесса вы начнете работу. Все элементы соединены между собой, поэтому, где бы вы ни начинали, вы обязательно попадете в цикл обратной связи. Анализируя систему, установите ее границы, ориентируясь на цели, которые вы преследуете. Обращайте внимание на повторяющиеся события, которые образуют закономерности [2].
Благодарность – это признание ценности личности другого человека. Быть благодарным – значит быть довольным тем, что имеешь. Человеку, который не испытывает чувства благодарности, никогда не бывает до конца хорошо, его все время что-то не устраивает. Чего бы он ни достиг или ни получил, ему всегда чего-то не хватает. Никогда в своей жизни он не испытывает удовлетворения. Благодарность испытывает человек, живущий с ощущением, что получает от жизни немало. В основе благодарности лежат любовь и способность дорожить тем, что получаешь. Вряд ли можно чувствовать себя лучше, чем рядом с человеком благодарным и признательным, поэтому взрослым важно развивать в себе способность быть благодарными людьми: «За что вы можете быть благодарны самому трудному для вас ученику?».
Благодарность в действии выражается и через позитивную обратную связь. Последнюю важно давать ребенку не только по тем социальным ролям, которые он вынужден исполнять, но и просто ему как личности. Давать обратную связь подросткам следует незамедлительно, если мы хотим, чтобы она их чему-то научила, т. е. была эффективной.
Контакт и принятие без критики необходимы, чтобы протекал поиск, они освобождают мышление и творчество. Критика замораживает процесс мышления. Как часто учитель на уроке делает негативные замечания («не то, не надо, не будем, неправильно, думай лучше»)? В среднем два раза в минуту (90 замечаний за урок).
Позитивная обратная связь усиливает безопасность и облегчает для человека возможность думать. Учителя привыкли ставить оценки за ошибки – правильно или не правильно – это операция по сличению. Как дать позитивную обратную связь ученику? Она включает два компонента – эмоциональный и содержательный. Эмоциональная часть – радость тому, что сказал человек; содержательная часть – обобщение и возвращение, дополнение, уточнение, структурирование того, что сказал человек. Если наша эмоциональная реакция скупая, то люди обычно угасают. Важно отслеживать свое состояние и интерес. Мы радуемся тому, что человек рассказывает: «Прекрасно! Какая замечательная мысль! Расскажи побольше!». В результате человек раскрывается.
Если вы как учитель искренне радуетесь, находите что-то ценное в ответе ученика, то нет правильных или неправильных ответов, есть путь развития мысли. Развивающий диалог – это не набор рецептов, годных на все случаи жизни. Это внутреннее состояние души, которое надо в себе развить, построить. Чтобы овладеть возможностями развивающего диалога, надо многое изменить в себе [10].
Диалог – это не новая педагогическая технология, методика или инструмент, это прежде всего отношение, новое отношение к себе, другим, к миру. В связи с этим «технические» средства диалога, такие как открытые вопросы; позитивная обратная связь; исследование ситуаций-ограничителей рефлексивного процесса, потребностей; передача ответственности; дополнение, обобщение и возвращение знания в реструктурированном виде и др., являются сами по себе не «золотым ключиком» к решению проблем воспитания, а средствами создания новых межличностных отношений. Диалог – это также средство преодоления когнитивной беспомощности, восстановление поисковой активности и развитие рефлексивных процессов всех участников воспитательного процесса. Взрослый и подросток становятся со-исследователями в диалоге. Их роли принципиально меняются: они вступают в горизонтальные, симметричные демократические отношения. Опираясь на принципы развивающего диалога, стараясь не пропустить ни одного звена в рефлексивной цепочке, пошагово задавая вопросы, побуждая сначала думать, а затем действовать, можно создать условия, в которых ребенок постепенно станет «делателем собственной жизни» [10].
Литература
- Антоний, митрополит Сурожский. Человек перед Богом. М. : Практика, 2006.
- Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социальнопсихологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. СПб., 2004.
- Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб., 2001.
- Пежемская Ю.С. Подростки групп социального риска и их социально-психологическая реабилитация: материалы исследования и опыт практической работы. СПб., 2007.
- Пежемская Ю.С. Школа, в которой я хочу учиться. Потребность в безопасности // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании: материалы Всерос. конф. г. Санкт-Петербург, 27– 28 нояб. 2003 г. М., 2003.
- Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб. : Речь, 2006.
- Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей «группы риска» : учеб.-метод. комплекс. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками, или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2001. С. 85–105.
- Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель – ученик» : дис. … канд. психол. наук. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Чеснокова Е.Н. Развивающий диалог с осужденными подростками (психологические основы развивающего диалога как основного инструмента социально-психологической реабилитации) // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / под. ред. Л.А. Регуш. СПб., 2003. С. 170–191.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 13626
В прошлом месяце: 122
В текущем месяце: 110