Особенности деятельности приват-тьютора (на примере обучения иностранному языку)

Аннотация

The importance of private-tutors is due to take the main principle of individualization in the system of modern education. In contrast to a teacher and a tutor, a private-tutor is supposed to provide the psychological and educational support for students with the expansion of the cognitive and motivation resources.

Общая информация

Ключевые слова: принцип индивидуализации, индивидуальный подход, лингво-гувернер, тьютор, приват-тьютор, тьюторство

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Азарова Е.А. Особенности деятельности приват-тьютора (на примере обучения иностранному языку) // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Приоритет современного образования – это индивидуальный подход к ученику. Его осущест­вление возможно при эффективной и продуктивной организации образовательного процесса, который будет не только включать передачу знаний, умений и навыков, но и иметь психолого-педагогическую составляющую в форме сопровождения ученика при его продвижении по индивидуальной образо­вательной траектории. Для овладения иностранным языком ситуация для обучающихся не самая благоприятная, т.к. при существующей в настоящее время сетке часов в старших классах (2–3 часа в неделю) вряд ли можно реализовать дифференцированный, тем более индивидуальный подход к школьникам, создать для них благоприятную образовательную и воспитательную среду. Эту за­дачу взяли на себя не только новые типы школ – гимназии, лицеи, школы с углубленным изучени­ем иностранных языков, но и семья. Как правило, семейное образование в наиболее полной фор­ме реализует индивидуальное обучение – взаимодействие учителя с одним учеником (репетитор­ство, тьюторство, консультации и т.п.). В рамках индивидуального подхода с использованием Евро­пейского языкового портфолио в условиях приват-тьюторства возможно добиться высокого уров­ня языковой подготовки учащихся.

Тьютор (с англ. tutor) – это «домашний учитель, (школьный) наставник, опекун». Тьютор­ство как форма наставничества возникло в первых британских университетах – Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.). В России тьюторское движение началось с 1988 г. в школьном обучении и до 2003 г. присутствовало в частных школах, гимназиях.

Тьюторская деятельность, в отличие от обычной педагогической, работает с принципом ин­дивидуализации, т.е. это личная образовательная траектория ученика, составленная по уровню его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации. Приват-тьюторство рас­сматривается как разновидность гувернерства. Если гувернеры в последнее время были прирав­нены к репетиторам, цель которых состояла в передаче знаний ученикам, то тьютор осуществля­ет комплексную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение своего воспитанника на­ряду с его обучением.

Интерес к практике приват-тьюторства и насущная потребность в ней обусловлены объек­тивными причинами:

  • актуализацией и востребованностью знания иностранного языка, что не всегда возможно реализовать в условиях не только средней школы, но и лицея, гимназии;
  • ростом популярности и востребованности домашнего учителя (репетитора, гувернера, тью­тора) со знанием иностранного языка.

Реализуя индивидуализацию обучения, тьютор в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности, индивидуализации.

Психологически принцип идивидуализации очень похож на индивидуальный подход. Прин­цип индивидуального подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей уча­щегося (Я. Коменский). Работает педагог фронтально, а усвоение идет индивидуально. Основное содержание этого принципа – найти адекватные способы передачи содержания разным людям [2].

В практике тьюторства при реализации принципа индивидуализации возникает вопрос: «Если все люди разные, то зачем мы всем даем одинаковое содержание?». В рамках принципа индивиду­ализации тьютор работает с индивидуальной образовательной программой (ИОП) ученика и осу­ществляет тьюторское сопровождение [1, с. 230–234].

Возможные этапы тьюторской деятельности:

1-й этап – диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных ка­честв учеников;

2-й этап – фиксирование каждым учеником, а затем и учителем фундаментальных образо­вательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета даль­нейшего познания;

3-й этап – выстраивание системы личного отношения ученика к предстоящей к усвоению образовательной области или теме; 4-й этап – программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятель­ности; 5-й этап – деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников; 6-й этап – демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение;

7-й этап – рефлексивно-оценочный.

Методы, с помощью которых можно эффективно реализовать приват-тьюторство: портфо­лио ученика; метод проектов; использование мультимедийных средств; дистанционное обучение во время отсутствия тьютора; интернет-технологии; обучение в сотрудничестве.

Анализ опыта работы лингво-гувернера (репетитора) и тьютора показал бóльшую эффек­тивность и продуктивность работы приват-тьютора. Лингво-гувернер ограничен педагогически­ми задачами, т.е. по большому счету предлагает традиционную форму обучения, только в домаш­них условиях. В основном это традиционные формы подачи материала с целью научения аудиро­ванию, чтению, говорению. Как показывает практика, традиционный способ обучения иностран­ному языку в меньшей степени развивает желание мыслить на языке и тормозит свободную прак­тику устной и письменной речи. Когда учитель работает только на готовый ответ, это не мотивиру­ет познавательную мотивацию и активность ученика. При деятельности тьютора и составлении ин­дивидуальной карты ученика (траектории, маршрута) мы получаем иной результат. В этом случае работа идет вопросом на вопрос, активизируя познавательную активность, расширяя ресурс уче­ника и показывая ему, где он в потенциально избыточной среде, владея технологией выбора, может найти ответ. Тьютор использует другой временной лимит, он работает с детьми в течение 5–6 ча­сов, и у него есть возможность использовать новые технологии – метод сотрудничества, проектов, портфолио, видеоуроки, уроки-спектакли, фотоуроки и т.д. Если тьютор по объективным обстоя­тельствам отсутствует, то, имея задание, ученики выходят с ним на связь в интернет-пространстве и продолжают занятия.

Периодические срезы знаний и опыт подтверждают успешность использования тьюторской практики как психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения иностранному язы­ку. Обладая определенным уровнем психологических, педагогических, методических (лингводи­дактических), профессиональных знаний, можно создать оптимальные условия для качественно­го обучения иноязычной речи людей в любом возрасте. Для обучающихся иных возрастных групп также эффективно использовать такие элементы тьюторства, как составление ИОП, карты маршру­та, дополненной батареей индивидуальных заданий. Если принцип индивидуального подхода ра­ботает с общими умениями, которые одинаковы для всех, но в индивидуальной форме (разное ко­личество времени, требуемое для выполнения задания, отсутствие помощи педагога, учет психо­логических особенностей ученика), то принцип индивидуализации работает с разными учащими­ся по-разному, но целью также остается приобретение знаний.

Литература

  1. Азарова Е.А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве // Пре­подаватель высшей школы в 21-м веке : тр. 8-й Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 8. Ростов н/Д., 2010. Ч. 2. С. 230–234.
  2. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реали­зации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: мате­риалы науч. конф. М. : ИТИП РАО, 2006.

Информация об авторах

Азарова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Южного федерального университета, кафедра психологии образования, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Gold-rostov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3627
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2