Особенности деятельности приват-тьютора (на примере обучения иностранному языку)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: принцип индивидуализации, индивидуальный подход, лингво-гувернер, тьютор, приват-тьютор, тьюторство
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Азарова Е.А. Особенности деятельности приват-тьютора (на примере обучения иностранному языку) // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Приоритет современного образования – это индивидуальный подход к ученику. Его осуществление возможно при эффективной и продуктивной организации образовательного процесса, который будет не только включать передачу знаний, умений и навыков, но и иметь психолого-педагогическую составляющую в форме сопровождения ученика при его продвижении по индивидуальной образовательной траектории. Для овладения иностранным языком ситуация для обучающихся не самая благоприятная, т.к. при существующей в настоящее время сетке часов в старших классах (2–3 часа в неделю) вряд ли можно реализовать дифференцированный, тем более индивидуальный подход к школьникам, создать для них благоприятную образовательную и воспитательную среду. Эту задачу взяли на себя не только новые типы школ – гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением иностранных языков, но и семья. Как правило, семейное образование в наиболее полной форме реализует индивидуальное обучение – взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.). В рамках индивидуального подхода с использованием Европейского языкового портфолио в условиях приват-тьюторства возможно добиться высокого уровня языковой подготовки учащихся.
Тьютор (с англ. tutor) – это «домашний учитель, (школьный) наставник, опекун». Тьюторство как форма наставничества возникло в первых британских университетах – Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.). В России тьюторское движение началось с 1988 г. в школьном обучении и до 2003 г. присутствовало в частных школах, гимназиях.
Тьюторская деятельность, в отличие от обычной педагогической, работает с принципом индивидуализации, т.е. это личная образовательная траектория ученика, составленная по уровню его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации. Приват-тьюторство рассматривается как разновидность гувернерства. Если гувернеры в последнее время были приравнены к репетиторам, цель которых состояла в передаче знаний ученикам, то тьютор осуществляет комплексную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение своего воспитанника наряду с его обучением.
Интерес к практике приват-тьюторства и насущная потребность в ней обусловлены объективными причинами:
- актуализацией и востребованностью знания иностранного языка, что не всегда возможно реализовать в условиях не только средней школы, но и лицея, гимназии;
- ростом популярности и востребованности домашнего учителя (репетитора, гувернера, тьютора) со знанием иностранного языка.
Реализуя индивидуализацию обучения, тьютор в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности, индивидуализации.
Психологически принцип идивидуализации очень похож на индивидуальный подход. Принцип индивидуального подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей учащегося (Я. Коменский). Работает педагог фронтально, а усвоение идет индивидуально. Основное содержание этого принципа – найти адекватные способы передачи содержания разным людям [2].
В практике тьюторства при реализации принципа индивидуализации возникает вопрос: «Если все люди разные, то зачем мы всем даем одинаковое содержание?». В рамках принципа индивидуализации тьютор работает с индивидуальной образовательной программой (ИОП) ученика и осуществляет тьюторское сопровождение [1, с. 230–234].
Возможные этапы тьюторской деятельности:
1-й этап – диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников;
2-й этап – фиксирование каждым учеником, а затем и учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания;
3-й этап – выстраивание системы личного отношения ученика к предстоящей к усвоению образовательной области или теме; 4-й этап – программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности; 5-й этап – деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников; 6-й этап – демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение;
7-й этап – рефлексивно-оценочный.
Методы, с помощью которых можно эффективно реализовать приват-тьюторство: портфолио ученика; метод проектов; использование мультимедийных средств; дистанционное обучение во время отсутствия тьютора; интернет-технологии; обучение в сотрудничестве.
Анализ опыта работы лингво-гувернера (репетитора) и тьютора показал бóльшую эффективность и продуктивность работы приват-тьютора. Лингво-гувернер ограничен педагогическими задачами, т.е. по большому счету предлагает традиционную форму обучения, только в домашних условиях. В основном это традиционные формы подачи материала с целью научения аудированию, чтению, говорению. Как показывает практика, традиционный способ обучения иностранному языку в меньшей степени развивает желание мыслить на языке и тормозит свободную практику устной и письменной речи. Когда учитель работает только на готовый ответ, это не мотивирует познавательную мотивацию и активность ученика. При деятельности тьютора и составлении индивидуальной карты ученика (траектории, маршрута) мы получаем иной результат. В этом случае работа идет вопросом на вопрос, активизируя познавательную активность, расширяя ресурс ученика и показывая ему, где он в потенциально избыточной среде, владея технологией выбора, может найти ответ. Тьютор использует другой временной лимит, он работает с детьми в течение 5–6 часов, и у него есть возможность использовать новые технологии – метод сотрудничества, проектов, портфолио, видеоуроки, уроки-спектакли, фотоуроки и т.д. Если тьютор по объективным обстоятельствам отсутствует, то, имея задание, ученики выходят с ним на связь в интернет-пространстве и продолжают занятия.
Периодические срезы знаний и опыт подтверждают успешность использования тьюторской практики как психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения иностранному языку. Обладая определенным уровнем психологических, педагогических, методических (лингводидактических), профессиональных знаний, можно создать оптимальные условия для качественного обучения иноязычной речи людей в любом возрасте. Для обучающихся иных возрастных групп также эффективно использовать такие элементы тьюторства, как составление ИОП, карты маршрута, дополненной батареей индивидуальных заданий. Если принцип индивидуального подхода работает с общими умениями, которые одинаковы для всех, но в индивидуальной форме (разное количество времени, требуемое для выполнения задания, отсутствие помощи педагога, учет психологических особенностей ученика), то принцип индивидуализации работает с разными учащимися по-разному, но целью также остается приобретение знаний.
Литература
- Азарова Е.А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве // Преподаватель высшей школы в 21-м веке : тр. 8-й Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 8. Ростов н/Д., 2010. Ч. 2. С. 230–234.
- Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф. М. : ИТИП РАО, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3627
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2