Психологическое сопровождение развития индивидуальности дошкольников с низким уровнем воображения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: игра дошкольников, пологендерное развитие индивидуальности, структура интегральной индивидуальности, психологическое сопровождение
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Мищенко Л.В. Психологическое сопровождение развития индивидуальности дошкольников с низким уровнем воображения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Изучением воображения дошкольников занимались О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др. Повышение интереса к данной теме в России и за рубежом объясняется колоссальным значением воображения в развитии детей. Особенно важным становится выявление специфики воображения мальчиков и девочек, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, т. к. именно в этот период, по мнению Л.С. Выготского, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) говорили об относительности детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Методологической основой исследования выступают следующие подходы и концепции: личностно-деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теория Л.С. Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций; положение А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которому основной путь развития ребенка – это амплификация, т.е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Индивидуальность дошкольников в зависимости от уровня развития воображения исследуется нами на основе системного подхода в русле теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Системное исследование позволяет изучить индивидуальность дошкольника как изначально единое целое с учетом сложнейших взаимосвязей всех его свойств [1; 2]. В то же время следует отметить, что индивидуальность мальчиков и девочек имеет определенные различия, а развитие воображения – свои нюансы.
Гендерные исследования или исследования, изучающие половые различия, в большинстве своем строятся на поэлементном сравнении свойств мальчиков и девочек, не дающем целостного представления об их индивидуальности. Кроме того, и в том и другом случае во главе угла ставятся либо биологические, либо социально-психологические особенности. В подобных исследованиях усматривается редукция, т.е. сведение всей психологической реальности к чему-то одному, что является в ней главным. Здесь также проявляется «линейный детерминизм», т.е. стремление представить причины и следствия в виде одномерной цепочки. Но человек – это саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система с многоуровневым строением и со сложной системой внутриуровневых и межуровневых связей, а значит, и детерминация выступает как системная, многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных уровней.
Многочисленные исследования, проведенные в этом русле, показали, что своеобразие целостной индивидуальности мальчиков и девочек уже не может быть описано в традиционных терминах, и позволили нам ввести в научный язык новый термин «пологендерное исследование индивидуальности». В результате было создано новое междисциплинарное научное направление в системе психологического знания – интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека. Методологическая основа интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека строится на междисциплинарной области психологического знания, на базе психологии интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития, психологии пола, гендерной психологии [3; 4; 5].
Исследование проводилось в 2010–2011 гг. на базе ДОУ СОШ №12, 30 г. Пятигорска, в нем участвовали 120 дошкольников, из них – 60 девочек и 60 мальчиков. С помощью специальной методики было исследовано развитие воображения у дошкольников и выделены группа детей с хорошо развитым воображением (30 девочек и 30 мальчиков) и группа детей с низким уровнем развития воображения (30 девочек и 30 мальчиков). Далее были диагностированы свойства психодинамического, вторичных свойств, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности дошкольников с высоким и низким уровнем развития воображения. Диагностика психодинамического уровня проводилась с помощью методик «Широта классификаций» (вариант Р.Б. Кеттелла, 1985), «Неструктурированные рисунки» Р. Кеттелла и «Песочные часы» В.С. Мерлина, «Тест руки» Т.Н. Курбатовой. Вторичные свойства индивида изучались с помощью методики «Магазин» З.М. Истоминой, методики «Изучение запоминания в различных видах деятельности» А.А. Смирнова. Свойства личностного уровня исследовались с помощью методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации В.Г. Щур «Лесенка» и методики Г.А. Урунтаева «Изучение проявления самооценки в разных видах деятельности». Свойства социально-психологического уровня диагностировались с помощью методики Рене – жиля, изучались свойства, характеризующие отношение ребенка к его окружению.
Исследовалась специфика пологендерных структур индивидуальности дошкольников с высоким и низким уровнем развития воображения. Выявлено, что структуры интегральной индивидуальности мальчиков с высоким уровнем развития воображения более гармоничны, чем у девочек с таким же уровнем развития воображения, в то время как интегральная индивидуальность мальчиков с низким уровнем развития воображения менее гибкая и пластичная, чем у девочек.
Учитывая данные особенности, мы разработали программу психологического сопровождения развития интегральной индивидуальности младших школьников с низким воображением, определили критерии эффективности психологического сопровождения младших школьников с низким воображением, основанные на характеристике целостности и гибкости структуры их интегральной индивидуальности (увеличение гибких облических связей и уменьшение жестких ортогональных; увеличение плотности разноуровневых связей; повышение приспособительных возможностей личностного и социально-психологического уровней). Были определены психологические условия, обеспечивающие эффективную организацию психологического сопровождения дошкольников с низким воображением. Мы спроектировали теоретическую модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности дошкольников с низким воображением, состоящую из четырех модулей: эмоционально-когнитивного, атрибутивно-поведенческого, личностно-смыслового и рефлексивно-оценочного, а также обосновали необходимость учета пологендерного аспекта при подготовке и реализации программы психологического сопровождения. В результате установлено, что реализация программы психологического сопровождения способствует гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности дошкольников с низким воображением.
Литература
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. 4-е изд. М. : Изд-во РАО; Пятигорск : Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 2009.
- Мерлин В.С. Очерк теории интегрального исследования индивидуальности. М.: Наука, 1986.
- Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека : моногр. Т. I. Период поздней юности. М. : Изд-во Совр. гуманит. ун-та, 2010.
- Мищенко Л.В., Дудова И.О. Психолого-педагогические условия развития пологендерных структур интегральной индивидуальности старших дошкольников при обучении английскому языку // Роль психологии и педагогики в модернизации российского образования: методология, теория, практика. Пятигорск : Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 2009. С. 366–383.
- Мищенко Л.В., Белополова М.П. Пологендерные исследования интегральной индивидуальности младших школьников с низким уровнем развития воображения // Роль психологии и педагогики в модернизации российского образования: методология, теория, практика. Пятигорск : Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 2009. С. 349–366.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4211
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1