Психологическое сопровождение развития индивидуальности дошкольников с низким уровнем воображения

Аннотация

The article presents the research in characteristics of individual gender structures of preschool children with high and low level of development of imagination. The author finds out that the structures of boys’integrated individuality with high level of development of imagination were more harmonious than girls’structures with the same level of development of imagination, while boys’integrated individuality with low level of development of imagination were less flexible and plastic than girls’ structures.

Общая информация

Ключевые слова: игра дошкольников, пологендерное развитие индивидуальности, структура интегральной индивидуальности, психологическое сопровождение

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Мищенко Л.В. Психологическое сопровождение развития индивидуальности дошкольников с низким уровнем воображения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Изучением воображения дошкольников занимались О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, А.В. За­порожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др. Повышение интереса к данной теме в России и за рубежом объясняется колоссальным значением воображения в развитии детей. Особенно важ­ным становится выявление специфики воображения мальчиков и девочек, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, т. к. именно в этот период, по мнению Л.С. Выготского, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психиче­ского развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка бо­гаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) говорили об относитель­ности детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития дру­гих психических процессов.

Методологической основой исследования выступают следующие подходы и концепции: личностно-деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теория Л.С. Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций; положе­ние А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которому основной путь развития ребенка – это амплификация, т.е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Индивидуальность дошкольников в зависимости от уровня развития воображения исследует­ся нами на основе системного подхода в русле теории интегральной индивидуальности В.С. Мер­лина. Системное исследование позволяет изучить индивидуальность дошкольника как изначаль­но единое целое с учетом сложнейших взаимосвязей всех его свойств [1; 2]. В то же время следу­ет отметить, что индивидуальность мальчиков и девочек имеет определенные различия, а разви­тие воображения – свои нюансы.

Гендерные исследования или исследования, изучающие половые различия, в большинстве своем строятся на поэлементном сравнении свойств мальчиков и девочек, не дающем целостного представления об их индивидуальности. Кроме того, и в том и другом случае во главе угла ставят­ся либо биологические, либо социально-психологические особенности. В подобных исследовани­ях усматривается редукция, т.е. сведение всей психологической реальности к чему-то одному, что является в ней главным. Здесь также проявляется «линейный детерминизм», т.е. стремление пред­ставить причины и следствия в виде одномерной цепочки. Но человек – это саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система с многоуровневым строением и со сложной системой внутриуров­невых и межуровневых связей, а значит, и детерминация выступает как системная, многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных уровней.

Многочисленные исследования, проведенные в этом русле, показали, что своеобразие це­лостной индивидуальности мальчиков и девочек уже не может быть описано в традиционных тер­минах, и позволили нам ввести в научный язык новый термин «пологендерное исследование инди­видуальности». В результате было создано новое междисциплинарное научное направление в си­стеме психологического знания – интегративная психология пологендерного развития индивиду­альности человека. Методологическая основа интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека строится на междисциплинарной области психологического знания, на базе психологии интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития, психо­логии пола, гендерной психологии [3; 4; 5].

Исследование проводилось в 2010–2011 гг. на базе ДОУ СОШ №12, 30 г. Пятигорска, в нем участвовали 120 дошкольников, из них – 60 девочек и 60 мальчиков. С помощью специальной ме­тодики было исследовано развитие воображения у дошкольников и выделены группа детей с хоро­шо развитым воображением (30 девочек и 30 мальчиков) и группа детей с низким уровнем развития воображения (30 девочек и 30 мальчиков). Далее были диагностированы свойства психодинамиче­ского, вторичных свойств, личностного и социально-психологического уровней интегральной ин­дивидуальности дошкольников с высоким и низким уровнем развития воображения. Диагностика психодинамического уровня проводилась с помощью методик «Широта классификаций» (вариант Р.Б. Кеттелла, 1985), «Неструктурированные рисунки» Р. Кеттелла и «Песочные часы» В.С. Мер­лина, «Тест руки» Т.Н. Курбатовой. Вторичные свойства индивида изучались с помощью методи­ки «Магазин» З.М. Истоминой, методики «Изучение запоминания в различных видах деятельно­сти» А.А. Смирнова. Свойства личностного уровня исследовались с помощью методики Т.В. Дем­бо – С.Я. Рубинштейн в модификации В.Г. Щур «Лесенка» и методики Г.А. Урунтаева «Изучение проявления самооценки в разных видах деятельности». Свойства социально-психологического уровня диагностировались с помощью методики Рене – жиля, изучались свойства, характеризую­щие отношение ребенка к его окружению.

Исследовалась специфика пологендерных структур индивидуальности дошкольников с вы­соким и низким уровнем развития воображения. Выявлено, что структуры интегральной индивиду­альности мальчиков с высоким уровнем развития воображения более гармоничны, чем у девочек с таким же уровнем развития воображения, в то время как интегральная индивидуальность мальчи­ков с низким уровнем развития воображения менее гибкая и пластичная, чем у девочек.

Учитывая данные особенности, мы разработали программу психологического сопровожде­ния развития интегральной индивидуальности младших школьников с низким воображением, опре­делили критерии эффективности психологического сопровождения младших школьников с низким воображением, основанные на характеристике целостности и гибкости структуры их интеграль­ной индивидуальности (увеличение гибких облических связей и уменьшение жестких ортогональ­ных; увеличение плотности разноуровневых связей; повышение приспособительных возможностей личностного и социально-психологического уровней). Были определены психологические усло­вия, обеспечивающие эффективную организацию психологического сопровождения дошкольни­ков с низким воображением. Мы спроектировали теоретическую модель психологического сопро­вождения развития структур интегральной индивидуальности дошкольников с низким воображе­нием, состоящую из четырех модулей: эмоционально-когнитивного, атрибутивно-поведенческого, личностно-смыслового и рефлексивно-оценочного, а также обосновали необходимость учета по­логендерного аспекта при подготовке и реализации программы психологического сопровождения. В результате установлено, что реализация программы психологического сопровождения способ­ствует гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности дошкольников с низким воображением.

Литература

  1. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. 4-е изд. М. : Изд-во РАО; Пя­тигорск : Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 2009.
  2. Мерлин В.С. Очерк теории интегрального исследования индивидуальности. М.: Наука, 1986.
  3. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека : моногр. Т. I. Период поздней юности. М. : Изд-во Совр. гуманит. ун-та, 2010.
  4. Мищенко Л.В., Дудова И.О. Психолого-педагогические условия развития пологендерных структур интегральной индивидуальности старших дошкольников при обучении английскому языку // Роль психологии и педагогики в модернизации российского образования: методология, теория, практика. Пятигорск : Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 2009. С. 366–383.
  5. Мищенко Л.В., Белополова М.П. Пологендерные исследования интегральной индивидуальности младших школьников с низким уровнем развития воображения // Роль психологии и педагогики в модер­низации российского образования: методология, теория, практика. Пятигорск : Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 2009. С. 349–366.

Информация об авторах

Мищенко Любовь Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4177
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9