Диагностика личностных особенностей в структуре педагогических способностей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: диагностика, педагогические способности, экстраверсия, интроверсия, нейротизм, психотизм
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Оганесян Н.Т. Диагностика личностных особенностей в структуре педагогических способностей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Гуманистическая парадигма, выступающая теоретической основой разработки стратегии образования, предполагает признание человека как высшей ценности, его прав на свободное и полноценное развитие своих склонностей и способностей. Ведущим ориентиром в сфере образования становятся создание условий для развития личности педагога, обеспечение реализации его потребности в самоопределении, самовыражении, самоактуализации. При этом очевидно, что без постоянной и последовательной работы в этом направлении, мониторинга этого процесса в педагогической деятельности образование утрачивает свой гуманистический смысл и направленность. Говорить о развитии личности педагога без наличия определенного уровня профессионального мастерства не имеет смысла. Профессиональное мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Остановим внимание только на некоторых, особо значимых, с нашей точки зрения, психологически насыщенных компонентах данной структуры.
Профессионально значимые способности развиваются в деятельности и определяют готовность человека к ней. Основные профессионально значимые педагогические способности, на которых мы сосредоточим наше внимание, имеют следующее содержание:
1) коммуникативные способности – способности к общению, умение найти правильный подход к людям, установить с ними целесообразные с профессиональной точки зрения отношения;
2) эмоциональная устойчивость – это способность к самообладанию, саморегуляции; возможность владеть ситуацией и собой в ситуации;
3) творческая способность, или креативность, – это способность к творчеству, генерации и к реализации нестандартных идей.
Диагностика профессионально значимых способностей педагога подразумевает использование тестирования. Удобны и достаточно просты в использовании многие тесты на определение уровня развития коммуникативных способностей, эмоциональной устойчивости, креативности и т.д. Но если нужен более информативный тест, который позволит получить максимум информации при минимуме временных затрат, то наиболее подходящими для этих целей будут опросники Г. Айзенка [1]. Они являются одними из наиболее лаконичных и удобных для использования и интерпретации методик. Г. Айзенк выделяет лишь два взаимно ортогональных фактора: «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм», а также «психотизм» как степень отклонения от нормы. Остальные свойства личности Г. Айзенк считает иерархически подчиненными. Итак, исходя из этих соображений, предлагается использовать для работы опросник EPQ Г. Айзенка как наиболее оптимальный вариант.
Выводы по первой шкале («интроверсия–экстраверсия») в самом кратком варианте таковы.
Экстравертированный тип личности отличается импульсивностью, гибкостью (и непостоянством) поведения, выраженностью эмоций, возможной агрессивностью и фрустрированностью, страстностью и в общем неплохой, но эгоцентричной социальной адаптированностью. Его общительность предполагает наличие скорее слушателей, чем собеседников. Такова же и его инициативность, требующая скорее исполнителей, чем сотрудников.
Интровертность означает обращенность личности внутрь, к собственным переживаниям и мыслям. Иногда эти люди могут производить впечатление общительных, но это им дается ценой значительного напряжения, больших энергетических затрат. Не зря Д.А. Грей говорил, что «интроверт при общении теряет энергию, а экстраверт – приобретает!» [2, с. 78]. Таким образом, при выборе профессии следует учитывать склонность этих людей к ограничению контактов, усталости и утомлению в связи с активным общением.
Выводы по второй шкале («нейротизм») в самом кратком варианте таковы.
Нейротизм (невротизм) характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). В случае эмоциональной неустойчивости (низкая степень нейротизма) при выборе профессии наблюдается ориентация на сферу гуманитарных или гуманистических интересов: литература, медицина, биология, история, а также на кабинетный, исполнительский стиль работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом стереотипе деятельности, где удовлетворяется потребность в избегании стрессов. Монотония переносится достаточно легко.
В случае эмоциональной устойчивости (низкая степень нейротизма) лиц со слабой выраженностью в личности описываемого фактора отличают хорошая работоспособность, адекватное отношение к себе и другим, зрелые представления об окружающей действительности, отсутствие беспокойства по поводу межличностных отношений и уравновешенность.
Достижение разными людьми высокого уровня мастерства происходит за счет использования приемов, которые при соответствующих свойствах нервной системы позволяют добиваться успехов в работе. Так, педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности, экспромтности решений. Они артистичны, экспрессивны, готовы к импровизации, их эмоциональные реакции непосредственны и выразительны. Педагоги с сильной уравновешенной, инертной нервной системой больше полагаются на предварительную подготовку, на уроке действуют неторопливо, сдержаны в эмоциональных проявлениях, спокойны, последовательны, выдержанны, настойчивы.
Конечно, педагогов эмоционально неустойчивых, т.е. со слабым типом нервной системы, отличают вдумчивость, тонкое чутье педагогической ситуации, умение понять внутренний мир школьника, что очень важно для профессии учителя. хотя некоторые исследователи, в частности А.И. Кагальник и Л.П. Медник [3, с. 79–85], считают, что цена, которую платит человек со слабым типом нервной системы, чтобы стать хорошим педагогом, слишком велика. Это могут быть нервное истощение, неврозы, поэтому слабый тип нервной системы нежелателен для педагога.
Выводы по третьей шкале («психотизм») в самом кратком варианте таковы. Лица с низким уровнем психотизма характеризуются высокой степенью конформности. Конформное поведение играет двойную как положительную, так и отрицательную роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства, при этом являясь защитой психики индивидуума. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.
Нонконформисты по большей части – лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе, то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Неконформность проявляется в способности к нешаблонному подходу в решении проблем, творческому озарению, поскольку над человеком не довлеют догмы традиционного подхода. При этом недостаточный опыт может компенсироваться высоким интеллектом и способностью к самобытному оригинальному творческому восприятию.
Креативность и даже интуиция могут быть измерены посредством психометрических тестов. Как было обнаружено, они мало коррелируют с интеллектом, но довольно хорошо – с качествами личности. «Личностный параметр “психотизм”, как было неоднократно показано, довольно хорошо коррелирует с креативностью в тестах, и эта связь дала основания для причинного основания креативности», – пишет Г. Айзенк [1].
Креативность, кроме наличия мотивации и личной увлеченности, по мнению большинства авторов, предполагает и наличие таких особенностей, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством или признаком творческой личности.
Творческим людям присущи следующие личностные черты:
1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3) высокая толерантность (терпимость) к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте и т.д.
Часто в этом ряду упоминают особенности Я-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественности в поведении.
Хотя гуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречат этому.
Поскольку, как было уже отмечено, реализация потенциала личности зависит все-таки в значительной степени от социального окружения и успешности воспитательных стратегий, примененных к данной личности, трудно прогнозировать путь, по которому будет реализована неконформность данной личности, т.е. пойдет ли развитие по позитивному, социально-приемлемому, социально-одобряемому пути или по пути негативному, связанному с деструктивным, разрушительным для личности и для общества поведением. Личностные особенности педагога с высоким уровнем психотизма могут быть канализированы в русло социально приемлемой деятельности (прежде всего – творчество) для того, чтобы реализовать нонконформизм данной личности.
Следует учесть, что представленные описания характеризуют лиц, находящихся на крайних полюсах континуума «наличие – отсутствие фактора». Чаще всего речь не идет о такой высокой степени выраженности описанных свойств. Представленные описания являются лишь моделями, которые должны быть использованы при интерпретации в качестве ориентиров, дающих представление о личности педагога и демонстрирующие направления последующего диагностического поиска. Как нам представляется, интерпретация результатов исследования этого уровня позволяет лишь выдвинуть гипотезу о том или ином типе личности, которая должна быть подтверждена либо опровергнута при помощи других методов. Полученные в результате диагностики данные психолог может использовать в индивидуальной работе по развитию личностного и творческого потенциалов педагогов.
Литература
- Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / пер. с англ. М. : Когито-центр, 2000.
- Грей Д.А. Сила нервной системы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации // Вопр. психологии. 1968. № 3.
- Кагальник А.И., Медник Л.П. Темперамент учителя и успешность профессиональной деятельности // Вопр. психологии. 1986. № 2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6424
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 21