Диагностика личностных особенностей в структуре педагогических способностей

Аннотация

The article is devoted to the diagnosis the most important teaching skills. Developed teaching abilities (communicative, creative, emotional stability) determine the person's willingness to succeed professionally.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика, педагогические способности, экстраверсия, интроверсия, нейротизм, психотизм

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Оганесян Н.Т. Диагностика личностных особенностей в структуре педагогических способностей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Гуманистическая парадигма, выступающая теоретической основой разработки стратегии об­разования, предполагает признание человека как высшей ценности, его прав на свободное и пол­ноценное развитие своих склонностей и способностей. Ведущим ориентиром в сфере образования становятся создание условий для развития личности педагога, обеспечение реализации его потреб­ности в самоопределении, самовыражении, самоактуализации. При этом очевидно, что без посто­янной и последовательной работы в этом направлении, мониторинга этого процесса в педагогиче­ской деятельности образование утрачивает свой гуманистический смысл и направленность. Гово­рить о развитии личности педагога без наличия определенного уровня профессионального мастер­ства не имеет смысла. Профессиональное мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечи­вающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Остановим внима­ние только на некоторых, особо значимых, с нашей точки зрения, психологически насыщенных компонентах данной структуры.

Профессионально значимые способности развиваются в деятельности и определяют готов­ность человека к ней. Основные профессионально значимые педагогические способности, на ко­торых мы сосредоточим наше внимание, имеют следующее содержание:

1) коммуникативные способности – способности к общению, умение найти правильный под­ход к людям, установить с ними целесообразные с профессиональной точки зрения отношения;

2) эмоциональная устойчивость – это способность к самообладанию, саморегуляции; воз­можность владеть ситуацией и собой в ситуации;

3) творческая способность, или креативность, – это способность к творчеству, генерации и к реализации нестандартных идей.

Диагностика профессионально значимых способностей педагога подразумевает использо­вание тестирования. Удобны и достаточно просты в использовании многие тесты на определение уровня развития коммуникативных способностей, эмоциональной устойчивости, креативности и т.д. Но если нужен более информативный тест, который позволит получить максимум информа­ции при минимуме временных затрат, то наиболее подходящими для этих целей будут опросники Г. Айзенка [1]. Они являются одними из наиболее лаконичных и удобных для использования и ин­терпретации методик. Г. Айзенк выделяет лишь два взаимно ортогональных фактора: «экстравер­сия – интроверсия» и «нейротизм», а также «психотизм» как степень отклонения от нормы. Осталь­ные свойства личности Г. Айзенк считает иерархически подчиненными. Итак, исходя из этих со­ображений, предлагается использовать для работы опросник EPQ Г. Айзенка как наиболее опти­мальный вариант.

Выводы по первой шкале («интроверсия–экстраверсия») в самом кратком варианте таковы.

Экстравертированный тип личности отличается импульсивностью, гибкостью (и непосто­янством) поведения, выраженностью эмоций, возможной агрессивностью и фрустрированностью, страстностью и в общем неплохой, но эгоцентричной социальной адаптированностью. Его общи­тельность предполагает наличие скорее слушателей, чем собеседников. Такова же и его инициатив­ность, требующая скорее исполнителей, чем сотрудников.

Интровертность означает обращенность личности внутрь, к собственным переживаниям и мыслям. Иногда эти люди могут производить впечатление общительных, но это им дается ценой значительного напряжения, больших энергетических затрат. Не зря Д.А. Грей говорил, что «интро­верт при общении теряет энергию, а экстраверт – приобретает!» [2, с. 78]. Таким образом, при вы­боре профессии следует учитывать склонность этих людей к ограничению контактов, усталости и утомлению в связи с активным общением.

Выводы по второй шкале («нейротизм») в самом кратком варианте таковы.

Нейротизм (невротизм) характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). В случае эмоциональной неустойчивости (низ­кая степень нейротизма) при выборе профессии наблюдается ориентация на сферу гуманитарных или гуманистических интересов: литература, медицина, биология, история, а также на кабинет­ный, исполнительский стиль работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом сте­реотипе деятельности, где удовлетворяется потребность в избегании стрессов. Монотония перено­сится достаточно легко.

В случае эмоциональной устойчивости (низкая степень нейротизма) лиц со слабой выражен­ностью в личности описываемого фактора отличают хорошая работоспособность, адекватное отно­шение к себе и другим, зрелые представления об окружающей действительности, отсутствие бес­покойства по поводу межличностных отношений и уравновешенность.

Достижение разными людьми высокого уровня мастерства происходит за счет использова­ния приемов, которые при соответствующих свойствах нервной системы позволяют добиваться успехов в работе. Так, педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добивают­ся успехов за счет быстроты, оригинальности, экспромтности решений. Они артистичны, экспрес­сивны, готовы к импровизации, их эмоциональные реакции непосредственны и выразительны. Пе­дагоги с сильной уравновешенной, инертной нервной системой больше полагаются на предвари­тельную подготовку, на уроке действуют неторопливо, сдержаны в эмоциональных проявлениях, спокойны, последовательны, выдержанны, настойчивы.

Конечно, педагогов эмоционально неустойчивых, т.е. со слабым типом нервной системы, отличают вдумчивость, тонкое чутье педагогической ситуации, умение понять внутренний мир школьника, что очень важно для профессии учителя. хотя некоторые исследователи, в частности А.И. Кагальник и Л.П. Медник [3, с. 79–85], считают, что цена, которую платит человек со слабым типом нервной системы, чтобы стать хорошим педагогом, слишком велика. Это могут быть нерв­ное истощение, неврозы, поэтому слабый тип нервной системы нежелателен для педагога.

Выводы по третьей шкале («психотизм») в самом кратком варианте таковы. Лица с низким уровнем психотизма характеризуются высокой степенью конформности. Конформное поведение играет двойную как положительную, так и отрицательную роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства, при этом являясь защитой психики ин­дивидуума. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного незави­симого поведения или мнения.

Нонконформисты по большей части – лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек яв­ляется лидером в коллективе, то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Неконформность проявляется в способности к нешаблонному подходу в решении проблем, творческому озарению, поскольку над человеком не довлеют догмы традиционного подхода. При этом недостаточный опыт может ком­пенсироваться высоким интеллектом и способностью к самобытному оригинальному творческо­му восприятию.

Креативность и даже интуиция могут быть измерены посредством психометрических тестов. Как было обнаружено, они мало коррелируют с интеллектом, но довольно хорошо – с качествами личности. «Личностный параметр “психотизм”, как было неоднократно показано, довольно хоро­шо коррелирует с креативностью в тестах, и эта связь дала основания для причинного основания креативности», – пишет Г. Айзенк [1].

Креативность, кроме наличия мотивации и личной увлеченности, по мнению большинства авторов, предполагает и наличие таких особенностей, как независимость и убежденность. Незави­симость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считать­ся главным личностным качеством или признаком творческой личности.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оце­нок и суждений;

2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к но­вому и необычному;

3) высокая толерантность (терпимость) к неопределенным и неразрешимым ситуациям, кон­структивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте и т.д.

Часто в этом ряду упоминают особенности Я-концепции, которая характеризуется уверен­ностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужествен­ности в поведении.

Хотя гуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуются эмо­циональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречат этому.

Поскольку, как было уже отмечено, реализация потенциала личности зависит все-таки в зна­чительной степени от социального окружения и успешности воспитательных стратегий, приме­ненных к данной личности, трудно прогнозировать путь, по которому будет реализована некон­формность данной личности, т.е. пойдет ли развитие по позитивному, социально-приемлемому, социально-одобряемому пути или по пути негативному, связанному с деструктивным, разрушитель­ным для личности и для общества поведением. Личностные особенности педагога с высоким уров­нем психотизма могут быть канализированы в русло социально приемлемой деятельности (прежде всего – творчество) для того, чтобы реализовать нонконформизм данной личности.

Следует учесть, что представленные описания характеризуют лиц, находящихся на край­них полюсах континуума «наличие – отсутствие фактора». Чаще всего речь не идет о такой высо­кой степени выраженности описанных свойств. Представленные описания являются лишь моделя­ми, которые должны быть использованы при интерпретации в качестве ориентиров, дающих пред­ставление о личности педагога и демонстрирующие направления последующего диагностическо­го поиска. Как нам представляется, интерпретация результатов исследования этого уровня позво­ляет лишь выдвинуть гипотезу о том или ином типе личности, которая должна быть подтвержде­на либо опровергнута при помощи других методов. Полученные в результате диагностики данные психолог может использовать в индивидуальной работе по развитию личностного и творческого потенциалов педагогов.

Литература

  1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / пер. с англ. М. : Когито-центр, 2000.
  2. Грей Д.А. Сила нервной системы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция актива­ции // Вопр. психологии. 1968. № 3.
  3. Кагальник А.И., Медник Л.П. Темперамент учителя и успешность профессиональной деятельности // Вопр. психологии. 1986. № 2.

Информация об авторах

Оганесян Наталья Томовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории психологической безопасности в образования центра экстренной психологической помощи , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: ogas@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6424
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 21