Введение
Проблема эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) младших школьников изучена недостаточно. Работ, посвященных развитию ЭИ в младшем школьном возрасте, намного меньше, чем тех, где изучается ЭИ дошкольников и подростков. Актуальность разработки данной методики обусловлена тем, что младший школьный возраст считается сензитивным для развития эмоционального интеллекта, но в то же время практически отсутствуют адекватные диагностические методики для изучения эмоционального интеллекта младших школьников [Кузнецова, 2012]. Аналитический обзор статей Scopus и Wos, проведенный в 2020 году О.М. Исаевой и С.Ю. Савиновой, показал, что выделяется группа статей, касающихся исследования эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, а также группа статей, посвященных развитию ЭИ учащихся средней школы и студентов. Статьи об исследовании ЭИ у детей младшего школьного возраста не были найдены авторами в количестве, достаточном для выделения в отдельную группу [Исаева, 2021].
Отметим, что существует несколько моделей эмоционального интеллекта, предложенных разными исследователями, приведем некоторые из них.
Д. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо создали «модель четырех ветвей»: восприятие информации, использование эмоций в деятельности и в мышлении, понимание эмоций, управление эмоциями [Mayer, 2000].
Рувен Бар-Она описал пять компонентов эмоционального интеллекта: самосознание, межличностная компетентность, адаптация, управление эмоциями, контроль над эмоциями и преобладающее настроение [Андреева, 2011].
Российские исследователи Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, Е.А. Сергиенко представили модель, состоящую из трех компонентов: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации), представления об эмоциях (включая их ценностное значение, роль в качестве источника информации о себе и других людях) и особенности эмоциональной реактивности (эмоциональная устойчивость, чувствительность) [Андреева, 2011; Люсин, 2004; Сергиенко, 2019].
К.С. Кузнецова создала обобщенную модель эмоционального интеллекта из четырех компонентов: когнитивного, поведенческого, рефлексивного и коммуникативного. Каждый компонент проявляется как внутриличностно, так и межличностно [Кузнецова, 2012].
И.Н. Андреева, проанализировав модели эмоционального интеллекта, считает, что большинство моделей сформулированы не четко, чаще в них описываются функции, а не процесс [Андреева, 2011].
Не имея возможности детально анализировать в данной статье модели ЭИ, отметим, что когнитивный компонент включен во все модели, а споры и разногласия касаются необходимости (или избыточности) включения других компонентов, которые представляются скорее способностями или личностными чертами, нежели компонентами структуры интеллекта [Кочетова, 2021]. Некоторые подходы акцентируются только на когнитивной составляющей. Например, М.Н. Бочкова и Н.В. Мешкова, проведя анализ разных моделей ЭИ, видят ЭИ как вид интеллекта, отвечающего за распознавание, понимание, использование и управление эмоциями, как собственными, так и окружающих людей, с которыми субъект вступает во взаимодействие [Бочкова, 2018].
Анализируя подходы к диагностике ЭИ у детей младшего школьного возраста, И.О. Карелина пишет, что за рубежом распространены методики диагностирования эмоций детей – emotion understanding tasks – в виде опросников, однако они не были переведены на русский язык. Например, П.Л. Харрис вместе с учеными из Гарвардского и Оксфордского университетов проводили оценку эмоционального интеллекта детей с помощью такого теста: ребенку озвучивают краткую историю по иллюстрированной книге и просят его определить эмоцию главного героя (с непрорисованным выражением лица). Необходимо выбрать одно из изображений лицевой экспрессии эмоций (радость, печаль, страх, злость, нейтральное эмоциональное состояние) [Карелина, 2024].
Изучив немногочисленные методики, мы считаем, что методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е.И. Изотовой позволяет исследовать когнитивные компоненты эмоционального развития детей в младшем школьном возрасте. Данная методика была стандартизирована в 2004 году на выборке 480 детей. Детям задают вопросы по четырем блокам: содержание чувств и эмоций, выражение эмоциональных переживаний, причины возникновения эмоций, развитие эмпатии. В современных русскоязычных исследованиях чаще всего используется именно эта методика [Гармаева, 2016; Свило, 2022].
Отметим также методику В.Б. Никишиной «Определение эмоций по фотографиям» 2003 года, она была модифицирована О.А. Баклыковой в 2021 году в магистерской научной работе. Ребенку предлагают список из 13 эмоций (злость, грусть, страх, радость, стыд, отвращение, интерес, удивление, скука, восторг, обида, удовольствие, смущение) и просят выбрать подходящее фото. Полученные результаты исследования по данной методике говорят о том, что в младшей школе необходимо обратить внимание на развитие у обучающихся умения распознавать эмоции [Баклыкова, 2023].
В сборнике Е.Н. Башкировой, посвященном диагностике эмоциональной сферы младших школьников, только одна методика направлена на диагностику понимания эмоций детьми, это методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго. Ребенку предлагают опознать эмоциональное состояние по графическим и фотографическим изображениям (используются 7 фотографий с изображением базовых эмоций) и ответить на вопросы о том, в каких ситуациях возникают определенные эмоции [Башкирова, 2022].
В литературе предлагаются варианты методики для дошкольников (например, [Савенкова, 2017]), основным приемом этих методик также является определение базовых эмоций по фотографиям. Кроме того, используется экспертная оценка поведения дошкольника, данные методики по форме напоминают карты наблюдений [Башкирова, 2022]. Для диагностики ЭИ у дошкольников используется также Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека А.М. Щетинина [Щетинина, 2000].
Из методик, оценивающих словарный запас школьников в сфере описания эмоций, можно назвать только одну – это методика «Словарь эмоций» Е.С. Ивановой, направленная на изучение пассивного запаса используемых слов. Она предназначена для подростков, диагностическая процедура заключается в том, что испытуемого просят назвать все слова, обозначающие эмоции и переживания [Иванова, 2008].
Таким образом, сегодня в России нет зарекомендовавших себя методик для исследования эмоционального интеллекта младших школьников. Преимущественно авторы прибегают к модификации некоторых из них, включая в них схожие, идентичные задания. Мы обнаружили дефицит в исследовании научной концепции эмоционального интеллекта в целом и заметный недостаток качественного инструментария для исследования.
В то же время в последние годы складывается практика, связанная с тем, что психологи, понимая необходимость развития ЭИ у младших школьников, предлагают разнообразные авторские программы. Однако дефицит адекватных диагностических методик не позволяет оценить эффективность этих программ.
В данной статье мы постарались, хотя бы отчасти, восполнить существующий в этой области пробел, предложив и апробировав методику «Словарь эмоций», предназначенную для младших школьников. Полный текст методики приведен в магистерской диссертации О.А. Баклыковой [Баклыкова, 2023]. Хотя апробация проводилась на младших школьниках, мы полагаем, что методика может быть успешно использована как для старших дошкольников, так и для учеников средней школы.
Разработка методического инструментария
Целью методики «Словарь эмоций» является выявление активного словарного запаса младших школьников, который они используют в ежедневной практике общения для обозначения эмоций и чувств. В качестве стимульного материала были взяты карточки и материалы игры Ю.Б. Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект» [Гиппенрейтер, 2014].
В первоначальный вариант методики «Словарь эмоций», предложенной А.А. Адаскиной в 2017 году, входило 12 изображений детей, на которых они взаимодействуют и проявляют разные эмоции и чувства. К каждой фотографии прилагается текст с описанием ситуации. Первая апробация проводилась с участием детей из Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ. Результаты этой апробации позволили описать дефицитарный вариант когнитивного компонента ЭИ. Некоторые школьники с РАС обходились использованием всего 2 слов («Ему хорошо», «Ему плохо»); средний словарный запас в сфере обозначения эмоций в этой группе составил 4 слова.
Результаты данной статьи опираются на ответы нормотипичных детей. В новой версии модификации в 2021 году мы решили расширить диагностические возможности методики и подобрали еще 8 фотографий, которые отображают следующие эмоции: удовольствие, обида, смущение, удивление, нежность, симпатия, благодарность и отвращение. Создали новый бланк методики, его фрагмент можно увидеть на рис. 1. К фотографиям добавлен конкретизирующий вопрос «Что чувствует Ира?», который предлагает ребенку задуматься над ситуацией, изображенной на фото, соотнести ее со своим опытом и предложить в поле для ответа слово, обозначающее эмоцию. Тексты и рисунки располагались на стандартных листах формата А4. Испытуемые вписывали свой ответ внизу, под фото и текстом, на специально выделенных строчках необходимо было указать название эмоции, которую испытывает ребенок, изображенный на фото, в конкретной представленной ситуации.
Диагностику можно проводить как в групповом, так и в индивидуальном формате, нами была создана инструкция для проведения психологом исследования по методике «Словарь эмоций» (рис. 2). Всего в бланке представлено 20 фотографий, за каждую верно определенную эмоцию начисляется 1 балл, максимум можно набрать 20 баллов. Также подсчитывается количество неверно названных эмоций и количество используемых младшим школьником уникальных названий эмоций (без повторов).
Рис. 1. Фрагмент бланка ответов «Словарь эмоций»

Рис. 2. Инструкция к методике «Словарь эмоций»
Организация исследования
Выборка: при апробации методики «Словарь эмоций» в исследовании приняли участие 96 младших школьников: с 1-го по 4-й класс, с нормотипичным развитием, в возрасте от 6 до 11 лет, из них: 50 мальчиков и 46 девочек, учащихся школ г. Москвы.
Процедура: тестирование проводилось на базе школ во время занятий с психологом, а также в свободное от занятий время. Ученики со второго по четвертый класс заполняли бланки в групповом формате работы, в первом классе психолог работал с детьми индивидуально. Некоторым ученикам 2-4-х классов была оказана индивидуальная помощь при выполнении тестирования.
Через 2-3 месяца (в разных классах сроки немного различались) было проведено повторное тестирование для оценки ретестовой надежности методики «Словарь эмоций».
Методики: для оценки внешней валидности были использованы две методики, направленные на диагностику когнитивного компонента эмоционального интеллекта младших школьников: 1. «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (Е.И. Изотова) [Изотова, 2018]; 2. «Определение эмоций по фотографиям» (В.Б. Никишина) [Никишина, 2003].
Результаты и обсуждение
По результатам описательной статистики (табл. 1) мы видим, что задания выполнялись детьми с разным уровнем успешности, этот результат соответствует замыслу методики, в которую специально были включены задания разной степени сложности. Мы намеренно включили несколько заданий, обозначающих одни и те же эмоции, проявляющиеся в разных жизненных ситуациях, контекстах, с разной интенсивностью, с участием двух или нескольких персонажей (см. Приложение). Это базовые эмоции, которые, по нашей гипотезе, ученики начальной школы испытывают наиболее часто: радость, удивление и обида. Данные задания мы обозначили при обработке данных как задания* (табл. 1, 2): «Радость1», «Радость2», «Радость3», «Удивление1», «Удивление2», «Обида1» и «Обида2». Повторение некоторых эмоций объясняется тем, что изображения отличаются контекстом, интенсивностью мимических проявлений, это позволяет детям по-разному интерпретировать картинки и использовать синонимы (например, «радость», «удовольствие», «восторг»), если они присутствуют в их активном словаре. Оценка активного словарного запаса в области эмоций как раз и является целью данной методики.
Злость, радость, грусть, удивление, страх практически безошибочно определяются и словесно обозначаются младшими школьниками. Достаточно хорошо они опознают и вербально определяют скуку. Наиболее сложным оказалось задание с картинкой, обозначающей нежность.
Таблица 1. Результаты описательной статистики по двум шкалам методики «Cловарь эмоций» и по отдельным пунктам
|
Задание №\ Шкала |
Наименование |
Среднее |
Стд. отклонение |
Корреляция отдельных заданий со шкалами |
|
|
Шкала |
Верное обозначение эмоций |
11,04 |
2,80 |
Верное обозначение эмоций |
Словарный запас |
|
Шкала |
Словарный запас |
8,87 |
2,59 |
0.71 |
|
|
Задание 8 |
Злость |
0,96 |
0,17 |
0,39 |
0,34 |
|
Задание 7 |
Радость1* |
0,92 |
0,27 |
0,48 |
0,35 |
|
Задание 10 |
Горе |
0,92 |
0,27 |
0,38 |
0,23 |
|
Задание 12 |
Радость3* |
0,87 |
0,33 |
0,23 |
0,09 |
|
Задание 9 |
Радость2* |
0,84 |
0,36 |
0,38 |
0,22 |
|
Задание 5 |
Удивление1* |
0,82 |
0,38 |
0,21 |
0,04 |
|
Задание 6 |
Грусть |
0,81 |
0,38 |
0,18 |
0,20 |
|
Задание 3 |
Страх |
0,80 |
0,39 |
0,32 |
0,18 |
|
Задание 11 |
Скука |
0,72 |
0,44 |
0,35 |
0,41 |
|
Задание 16 |
Удивление2* |
0,65 |
0,47 |
0,21 |
0,04 |
|
Задание 2 |
Обида1* |
0,44 |
0,49 |
0,32 |
0,16 |
|
Задание 15 |
Смущение |
0,41 |
0,49 |
0,22 |
0,13 |
|
Задание 4 |
Интерес |
0,38 |
0,48 |
0,33 |
0,29 |
|
Задание 18 |
Симпатия |
0,32 |
0,47 |
0,38 |
0,34 |
|
Задание 1 |
Стыд |
0,28 |
0,45 |
0,25 |
0,20 |
|
Задание 20 |
Отвращение |
0,26 |
0,44 |
0,51 |
0,44 |
|
Задание 14 |
Обида2* |
0,22 |
0,41 |
0,17 |
0,11 |
|
Задание 19 |
Благодарность |
0,20 |
0,40 |
0,39 |
0,48 |
|
Задание 13 |
Удовольствие |
0,17 |
0,38 |
0,25 |
0,32 |
|
Задание 17 |
Нежность |
0,04 |
0,21 |
0,02 |
0,21 |
Примечание: * – обозначены базовые эмоции, для уточнения понимания которых в методике использовались два задания .
Показатель альфа Кронбаха, рассчитанный для шкалы «Верное обозначение эмоций», равен 0,72, что показывает достаточный уровень внутренней согласованности.
Корреляция (коэффициент корреляции Спирмена) между двумя шкалами методики «Верное обозначение эмоций» и «Словарный запас» равна 0,71 (p≤0,001), что свидетельствует о том, что шкалы измеряют близкие показатели, однако не дублируют друг друга полностью. По сути, шкала «Верное обозначение эмоций» оценивает понимание контекста проявления эмоций, умение связать событие и эмоциональную реакцию, наиболее характерную в этой ситуации. Шкала «Словарный запас» оценивает именно активный словарный запас в области описания эмоциональных состояний. Очевидно, что эти шкалы связаны между собой, словарный запас сочетается с развитым понятийным аппаратом, выстраиванием логических связей между понятиями. Тем не менее коэффициент корреляции на границе высокого и среднего дает понимание того, что это связанные, но не совпадающие процессы.
Анализ корреляции отдельных пунктов со шкалой «Верное обозначение эмоций» показывает разный уровень связи – от 0,024 до 0,512 (табл. 1). Полное отсутствие связи со шкалой «Верное обозначение эмоций» показало задание с эмоцией «нежность». Как показывают результаты (табл. 1), это задание оказалось наиболее сложным для младших школьников, с ним справились менее 5% участников. Тем не менее мы полагаем, что исключать такие задания из методики не следует, так как предложенная шкала изначально содержит задания разной степени сложности, понимание более тонких и сложных эмоций – это зона ближайшего развития младших школьников. Включение сложных заданий позволяет выявить детей, достигших этого уровня. Мы видим в этом прямое практическое значение. Предполагаем, что данная методика будет использоваться в первую очередь как дополнение к программам развития эмоционального интеллекта, поэтому увеличение числа школьников, понимающих контекст и умеющих вербализовать сложные эмоциональные состояния, будет свидетельствовать об эффективности используемых программ. Педагогам, работающим в развивающем подходе, данная информация поможет формировать эффективно работающие минигруппы, объединяя учеников таким образом, чтобы «сильные» ученики вели за собой тех, кто хуже разбирается в сложностях мира человеческих эмоций. Учет индивидуальных особенностей, оценка зоны актуального и зоны ближайшего развития позволяют успешно адаптировать существующие программы под нужды конкретного класса и школы.
Оценка ретестовой надежности методики «Словарь эмоций»
Для оценки ретестовой надежности было проведено повторное обследование младших школьников с интервалом между обследованиями 2-3 месяца. Всего в этом этапе работы приняла участие половина общей выборки (48 учеников 1-4–х классов). Данные, полученные в результате расчета коэффициента корреляции Спирмена: показатель «верное обозначение эмоций» r=0,429 (p=0,003), «словарный запас» r=0,517 (p=0,000). Таким образом, несмотря на то, что коэффициенты корреляции значимы на высоком уровне, порог, который считается необходимым для достаточной ретестовой надежности (0,7), достигнут не был. Мы связываем это с тем, что измеряемые показатели не статичны, а находятся в развитии, причем развитие протекает неравномерно у мальчиков и девочек в этом возрасте.
Оценка валидности методики
Оценка конструктной валидности методики «Словарь эмоций» проводилась путем сравнения показателей «Словаря эмоций» с показателями двух других психодиагностических методик, оценивающих осведомленность младших школьников в сфере эмоциональных переживаний (показатели эмоционального интеллекта) (1. «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (Е.И. Изотова) [Изотова, 2018]; 2. «Определение эмоций по фотографиям» (В.Б. Никишина) [Никишина, 2003]).
В данном этапе исследования приняли участие 96 учеников 1-4 классов. В табл. 2 представлены результаты корреляционного анализа (использовался коэффициент корреляции Спирмена) между шкалами данных методик. Прослеживаются значимые корреляции (р<0,01) обоих показателей «Словаря эмоций» со всеми шкалами («Содержание чувств и эмоций», «Выражение эмоциональных переживаний», «Причины возникновения эмоций» по Е.И. Изотовой и «Определение эмоций по фотографиям» В.Б. Никишиной), за исключением шкалы «Развитие эмпатии». Мы полагаем, что отсутствие корреляции в данном случае объясняется тем, что шкала «Развитие эмпатии» относится к аффективному (и отчасти к поведенческому) компонентам ЭИ, в то время как все остальные шкалы оценивают разные стороны когнитивного компонента ЭИ. Вопросы шкалы «Развитие эмпатии» отличаются от вопросов других шкал, они направлены на то, чтобы ребенок представил ситуации, случившиеся с его друзьями и родными, и описал свое поведение – реакцию на эту ситуацию. Можно предположить, что адекватность ответов в данном случае связана не столько с пониманием эмоций, сколько с наличием соответствующих ситуаций и переживаний в опыте ребенка, отрефлексированности данных ситуаций.
Таблица 2. Корреляционный анализ показателей методики «Словарь эмоций» с методиками «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е.И. Изотовой и «Определение эмоций по фотографиям» В.Б. Никишиной
|
Шкалы |
«Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е.И. Изотовой |
«Определение эмоций по фотографиям» В.Б. Никишиной |
|||
|
Блок 1 Содержание чувств и эмоций |
Блок 2 Выражение эмоциональных переживаний |
Блок 3 Причины эмоций |
Блок 4 Развитие эмпатии |
Число правильных ответов |
|
|
Верное обозначение эмоций |
0,466** |
0,327** |
0,217* |
0,029 |
0,434** |
|
Словарный запас |
0,422** |
0,472** |
0,304** |
0,208* |
0,306** |
Примечание: * – p<0,05; ** – p<0,01.
Тестовые нормы
Первоначальная оценка показателей эксцесса и асимметрии показала приближенность распределения шкал методики к нормальному распределению. Однако, как видно по табл. 3, более строгие критерии дают оценку, что шкалы «Верное обозначение эмоций» и «Словарный запас» не удовлетворяют требованиям нормальности.
Таблица 3. Критерии нормальности шкал методики «Словарь эмоций»
|
Шкалы |
Критерий Колмогорова-Смирнова |
Критерий Шапиро-Уилка |
||
|
Статистика |
Значимость |
Статистика |
Значимость |
|
|
Верное обозначение эмоций |
0,140 |
0,001 |
0,968 |
0,004 |
|
Словарный запас |
0,102 |
0,002 |
0,981 |
0,067 |
В связи с этим было принято решение рассчитать тестовые нормы с учетом процентилей (см. табл. 4). Это дало нам возможность выделить три уровня (высокий, средний, низкий) в соотнесении с квартилями полученного распределения. На данном этапе работы с методикой мы решили ограничиться выделением 3 уровней, предполагая в будущем уточнить диагностические нормы на более широкой выборке.
Таблица 4. Таблица распределения сырых баллов по уровням
|
Уровни |
Верное обозначение эмоций |
Словарный запас |
|
Низкий (ниже 25 процентиля) |
0-9 |
0-6 |
|
Средний (25-74 процентиль) |
10-12 |
7-9 |
|
Высокий (75 и выше) |
13 и выше |
10 и выше |
Выводы
- Анализ литературы показал, что наблюдается дефицит русскоязычного инструментария для диагностики и исследования эмоционального интеллекта младших школьников.
- Предлагаемая нами методика «Словарь эмоций» может быть использована для оценки словарного запаса в области эмоциональных переживаний. Методика содержит две шкалы: «Верное обозначение эмоций» и «Словарный запас», измеряя понимание сути эмоциональных состояний и контекста, в котором они возникают, а также оценивая активный словарный запас в сфере описания эмоций.
- Валидность методики проверялась путем сопоставления с методиками «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (Е.И. Изотова) и «Определение эмоций по фотографиям» (В.Б. Никишина), в результате были получены значимые корреляции со всеми шкалами методик, оценивающих когнитивную составляющую ЭИ, что говорит о достаточной конструктной валидности. Не было выявлено корреляции с одной из шкал методики «Специальная осведомленность: эмоции и чувства», оценивающей аффективный и поведенческий компоненты ЭИ.
- Ретестовая надежность для показателя «Верное обозначение эмоций» оказалась на уровне r=0,429 (p=0,003), для показателя «Словарный запас» r=0,517 (p=0,000), что говорит о высокой корреляционной связи. Однако показатели оказались ниже допустимых для ретестовой надежности, что мы связываем с динамичностью исследуемого свойства.
- В ходе апробации методики нами были рассчитаны нормативные показатели. На основании полученных на обследованной выборке результатов были выделены три уровня (высокий, средний, низкий).
- Среднее число слов для обозначения эмоций у младших школьников составляет 8-9 слов, что соответствует числу базовых эмоций по П. Экману (8) [Экман, 2022], но несколько ниже, чем число базовых эмоций по К. Изарду (10) [Изард, 2012].
- Наиболее опознаваемыми и легко вербализуемыми эмоциями являются: злость, радость, грусть, удивление, страх. Наиболее сложной для младших школьников в нашем исследовании оказалось эмоциональное состояние «нежность».




















