Значение профессиональных представлений в адаптации студента к обучению в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональные представления студентов, удовлетворенность профессиональным выбором, адаптационные способности, тревожность
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Для цитаты: Рогов Е.И., Симченко А.Н. Значение профессиональных представлений в адаптации студента к обучению в вузе // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, в психологических концепциях нет единого подхода к пониманию адаптационных способностей. К факторам, ухудшающим адаптацию, относят недостаток информации, отрицательное отношение к профессии, неправильные представления о ней. Эти факторы считаются основной причиной дезадаптации. К показателям адаптированности личности также можно отнести тревожность, достаточно ярко отражающуюся на эффективности деятельности.
Учитывая то, что в процессе вузовского обучения формируются представления о профессиональной деятельности, а жизнедеятельность студента значительно зависит от их адаптационных способностей, понятно, что взаимосвязь данных психологических явлений до сих пор нуждается в уточнении, и именно эта связь выступила объектом нашего исследования.
В качестве респондентов выступили студенты-психологи первого и третьего курсов, обучающиеся на факультете педагогики и психологии ЮФУ. Возраст студентов первого курса находится в диапазоне от 17 до 19 лет, а возраст студентов третьего курса – от 19 до 20 лет.
В ходе исследования были использованы такие методики, как опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности (Е.И. Рогов); для изучения процессов адаптации были задействованы многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным; опросник тревожности Ч.Д. Спилберга (в адаптации Ю.Л. ханина); методика по изучению удовлетворенности профессией (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).
При интерпретации полученных у первокурсников данных по опроснику Е.И. Рогова были выявлены высокие значения по фактору «Оценка» представлений об объекте профессиональной деятельности, что свидетельствует о принятии студентами профессии, осознании ее объекта как носителя позитивных, социально желательных показателей, а также в определенной степени удовлетворенность профессией. Данная характеристика соответствует по полученным результатам как студентам первого, так и студентам третьего курса, хотя значения студентов-психологов третьего курса несколько выше.
Такие факторы, как «Сила образа» (свидетельствующий о развитии самоконтроля и зависимости от внешних обстоятельств и оценок), «Активность образа» (может интерпретироваться как свидетельство уровня общительности и отзывчивости объекта) и «Четкость образа» (свидетельствующий о точности, контрастности, адекватности и яркости в сознании субъекта), по результатам опроса студентов первого курса принимают средние значения.
Значения по фактору «Сила образа» у студентов-психологов третьего курса более приближены к высокому уровню, что говорит об уверенности, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Высокие значения по фактору «Активность образа» у третьекурсников свидетельствуют о высокой активности, общительности и эмоциональной отзывчивости, а по фактору «Четкость образа» – о точности, адекватности и яркости объекта профессии в сознании субъектов.
Таким образом, по большинству параметров представления об объекте деятельности у студентов третьего курса выше, чем у студентов первого курса. Профессиональные представления на первом курсе являются весьма упрощенными, схематичными, не отражающими специфики профессии, они недостаточно отчетливы и целостны. На этапе погружения в учебно-профессиональную деятельность профессиональные представления характеризуются достаточной полнотой, целостностью, яркостью и отчетливостью.
После проведения статистической обработки данных – определения достоверности различий на уровне исследуемого признака с помощью U-критерия Манна-Уитни по данной методике – были обнаружены значимые различия по критериям активности образа, четкости образа и оценки образа между представлениями студентов первого и третьего курсов.
Исследование уровня адаптивности с помощью опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) показало, что у студентов-психологов первого и третьего курсов наблюдаются достаточно выраженные различия адаптации к обучению.
У студентов-первокурсников наиболее высокие значения имеет шкала коммуникативных способностей, которая показывает, что им легче всего построить отношения с другими людьми. Наименее высокие показатели выявлены по шкале «нервно-психическая устойчивость», что говорит об их трудностях в поведенческой регуляции. Студенты третьего курса набрали наиболее высокие значения по шкале моральной нормативности, что свидетельствует об их ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения. Менее высокие показатели выявлены также по шкале «нервно-психическая устойчивость».
Сравнение результатов студентов первого и третьего курсов, полученных по опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ), позволяет предположить, что обучение в вузе способствует повышению адаптивных способностей студентов по показателям коммуникативных способностей и коммуникативной нормативности. Показатели нервно-психической устойчивости не являются выраженными и практически не изменяются за время обучения в вузе.
В качестве еще одного индикатора адаптивности был использован показатель тревожности, по которому студенты первого и третьего курсов проявили умеренную ситуативную тревожность. При этом показатели студентов первого курса (42,1 балла) близки к значениям высокой тревожности (45 баллов), а показатели студентов третьего курса (33,2 балла) – к значениям низкой тревожности (30 баллов). Этот факт позволяет говорить о том, что в процессе вузовского обучения уровень ситуативной тревожности у студентов снижается, и уровень их адаптивности выше. По шкале личностной тревожности была выявлена такая же тенденция, т. е. показатели студентов первого курса (44,3 балла) практически достигли границы высокой тревожности (45 баллов), а результаты студентов третьего курса (33,1 балла) близки к значениям низкой тревожности (30 баллов).
Исследование уровня удовлетворенности профессией, являющегося дополнительным индикатором адаптивности студента к процессу обучения, выявило невысокий общий уровень удовлетворенности профессией у студентов первого курса (Кз=0,2) и различную значимость факторов привлекательности профессии. Наиболее позитивное значение имели такие факторы, как работа с людьми (Кз=0,8) и возможность самосовершенствования (Кз=0,6). Негативное отношение респондентов вызывают следующие факторы: переутомление от работы (Кз= –0,3), небольшая зарплата (Кз= –0,4) и частый контакт с людьми (Кз= –0,1).
У студентов третьего курса уровень удовлетворенности профессией значительно выше (Кз=0,5), но позитивное значение имели такие факторы, как работа с людьми (Кз=0,95), возможность самосовершенствования (Кз=0,9), соответствие работы способностям (Кз=0,8), возможность достичь социального признания и уважения (Кз=0,77), необходимость постоянного творчества на работе (Кз=0,62) и соответствие работы характеру (Кз=0,63). Негативную реакцию третьекурсников вызывают небольшая зарплата (Кз= –0,05) и частый контакт с людьми (Кз= –0,2). Полученные данные свидетельствуют об изменении уровня удовлетворенности студентов выбранной профессией при обучении в вузе (значимые различия на уровне 0,01).
На следующем этапе данного исследования требовалось выяснить значение профессиональных представлений в становлении адаптивных способностей студентов. С этой целью были проанализированы значения корреляционных связей между показателями профессиональных представлений и индикаторами адаптивных способностей студентов.
В результате проведенного анализа выявлено, что профессиональные представления на первом курсе, вероятно, из-за несформированности практически не связаны с индикаторами адаптивности. Выявлена обратная связь фактора оценки объекта профессиональной деятельности и ситуативной тревожности (r= –0,42 при r≤0,01), т. е. чем выше показатели ситуативной тревожности, тем ниже уровень фактора оценки, ниже уровень уважительного отношения к объекту профессиональной деятельности. Поскольку ситуативная тревожность может рассматриваться как неустойчивый показатель, то и профессиональные представления, связанные с ним, вероятно, должны рассматриваться как не имеющие достаточной устойчивости. Следствием данной связи могут быть возможные невротические или иные проблемы, обусловленные ощущением малой ценности объекта.
Анализ корреляционных взаимосвязей профессиональных представлений на третьем курсе выявил наличие обратной связи между фактором силы и удовлетворенностью профессией (r= –0,46 при r≤0,01), т. е. можно предположить, что высокие показатели удовлетворенности профессией ведут к снижению уровня самоконтроля студента, способности держаться принятой линии поведения. Если студент не видит всех особенностей своей профессии, то ситуация ухудшится в сторону либо отрицательного отношения к профессии, либо ослабления самоконтроля студента.
Проведенный корреляционный анализ позволяет говорить о том, что существует прямая связь между фактором оценки и коммуникативными способностями (r= –0,44 при r≤0,01) и фактором четкости и коммуникативными способностями (r = 0,34 при r≤0,05). Данные взаимосвязи свидетельствуют о том, что высокие коммуникативные способности студента приводят к большей точности, адекватности, яркости образа будущей профессии в сознании субъекта. Можно предположить, что при большом объеме коммуникативных связей у студента будет большой объем информации, с помощью которой он может четче представить образ своей будущей профессии, вследствие чего он в большей мере мотивирован к обучению, у него повышается интерес к образованию и, соответственно, растут адаптационные способности.
Данные положения подтверждаются также наличием устойчивых обратных корреляционных связей между коммуникативными способностями и ситуативной (r= –0,74 при r≤0,01) и личностной (r= –0,80 при r≤0,01) тревожностью.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволяет говорить о том, что, несмотря на развитие профессиональных представлений от курса к курсу, вхождение в специальность и овладение профессиональными знаниями, взаимосвязи между представлениями и показателями адаптационных способностей выражены недостаточно четко как на первом, так и на третьем курсе обучения. Это позволяет заключить, что адаптационные способности связаны с профессиональными представлениями частично. Наибольшее значение в данном случае имеют коммуникативные способности, стимулирующие формирование профессиональных представлений. Связь фактора оценки и ситуативной тревожности (r= –0,42 при r≤0,01) к третьему курсу пропадает, что указывает на удовлетворенность студентов старших курсов уровнем достижений и особенностями своей личности.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4327
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8