Значение профессиональных представлений в адаптации студента к обучению в вузе

Аннотация

The results of the research reveal the dynamics of interconnections of professional ideas with indicators of student’s adaptation to the educational activity in the higher educational establishment. The communication skills promoting the formation of professional ideas are of great importance.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные представления студентов, удовлетворенность профессиональным выбором, адаптационные способности, тревожность

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Для цитаты: Рогов Е.И., Симченко А.Н. Значение профессиональных представлений в адаптации студента к обучению в вузе // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, в психологи­ческих концепциях нет единого подхода к пониманию адаптационных способностей. К факторам, ухудшающим адаптацию, относят недостаток информации, отрицательное отношение к профессии, неправильные представления о ней. Эти факторы считаются основной причиной дезадаптации. К показателям адаптированности личности также можно отнести тревожность, достаточно ярко от­ражающуюся на эффективности деятельности.

Учитывая то, что в процессе вузовского обучения формируются представления о профессио­нальной деятельности, а жизнедеятельность студента значительно зависит от их адаптационных способностей, понятно, что взаимосвязь данных психологических явлений до сих пор нуждается в уточнении, и именно эта связь выступила объектом нашего исследования.

В качестве респондентов выступили студенты-психологи первого и третьего курсов, обуча­ющиеся на факультете педагогики и психологии ЮФУ. Возраст студентов первого курса находится в диапазоне от 17 до 19 лет, а возраст студентов третьего курса – от 19 до 20 лет.

В ходе исследования были использованы такие методики, как опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности (Е.И. Рогов); для изучения процессов адаптации были задействованы многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), разра­ботанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным; опросник тревожности Ч.Д. Спилберга (в адапта­ции Ю.Л. ханина); методика по изучению удовлетворенности профессией (модификация Н.В. Кузь­миной, А.А. Реана).

При интерпретации полученных у первокурсников данных по опроснику Е.И. Рогова были выявлены высокие значения по фактору «Оценка» представлений об объекте профессиональной деятельности, что свидетельствует о принятии студентами профессии, осознании ее объекта как носителя позитивных, социально желательных показателей, а также в определенной степени удов­летворенность профессией. Данная характеристика соответствует по полученным результатам как студентам первого, так и студентам третьего курса, хотя значения студентов-психологов третьего курса несколько выше.

Такие факторы, как «Сила образа» (свидетельствующий о развитии самоконтроля и зависи­мости от внешних обстоятельств и оценок), «Активность образа» (может интерпретироваться как свидетельство уровня общительности и отзывчивости объекта) и «Четкость образа» (свидетель­ствующий о точности, контрастности, адекватности и яркости в сознании субъекта), по результа­там опроса студентов первого курса принимают средние значения.

Значения по фактору «Сила образа» у студентов-психологов третьего курса более прибли­жены к высокому уровню, что говорит об уверенности, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Высокие значения по фактору «Активность образа» у третьекурсников свидетельствуют о высокой активности, общительности и эмоциональной отзыв­чивости, а по фактору «Четкость образа» – о точности, адекватности и яркости объекта профессии в сознании субъектов.

Таким образом, по большинству параметров представления об объекте деятельности у сту­дентов третьего курса выше, чем у студентов первого курса. Профессиональные представления на первом курсе являются весьма упрощенными, схематичными, не отражающими специфики профес­сии, они недостаточно отчетливы и целостны. На этапе погружения в учебно-профессиональную деятельность профессиональные представления характеризуются достаточной полнотой, целост­ностью, яркостью и отчетливостью.

После проведения статистической обработки данных – определения достоверности различий на уровне исследуемого признака с помощью U-критерия Манна-Уитни по данной методике – были обнаружены значимые различия по критериям активности образа, четкости образа и оценки обра­за между представлениями студентов первого и третьего курсов.

Исследование уровня адаптивности с помощью опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) по­казало, что у студентов-психологов первого и третьего курсов наблюдаются достаточно выражен­ные различия адаптации к обучению.

У студентов-первокурсников наиболее высокие значения имеет шкала коммуникативных способностей, которая показывает, что им легче всего построить отношения с другими людьми. Наименее высокие показатели выявлены по шкале «нервно-психическая устойчивость», что гово­рит об их трудностях в поведенческой регуляции. Студенты третьего курса набрали наиболее вы­сокие значения по шкале моральной нормативности, что свидетельствует об их ориентации на со­блюдение общепринятых норм поведения. Менее высокие показатели выявлены также по шкале «нервно-психическая устойчивость».

Сравнение результатов студентов первого и третьего курсов, полученных по опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ), позволяет предположить, что обучение в вузе способствует повыше­нию адаптивных способностей студентов по показателям коммуникативных способностей и ком­муникативной нормативности. Показатели нервно-психической устойчивости не являются выра­женными и практически не изменяются за время обучения в вузе.

В качестве еще одного индикатора адаптивности был использован показатель тревожности, по которому студенты первого и третьего курсов проявили умеренную ситуативную тревожность. При этом показатели студентов первого курса (42,1 балла) близки к значениям высокой тревожно­сти (45 баллов), а показатели студентов третьего курса (33,2 балла) – к значениям низкой тревож­ности (30 баллов). Этот факт позволяет говорить о том, что в процессе вузовского обучения уро­вень ситуативной тревожности у студентов снижается, и уровень их адаптивности выше. По шка­ле личностной тревожности была выявлена такая же тенденция, т. е. показатели студентов перво­го курса (44,3 балла) практически достигли границы высокой тревожности (45 баллов), а резуль­таты студентов третьего курса (33,1 балла) близки к значениям низкой тревожности (30 баллов).

Исследование уровня удовлетворенности профессией, являющегося дополнительным ин­дикатором адаптивности студента к процессу обучения, выявило невысокий общий уровень удов­летворенности профессией у студентов первого курса (Кз=0,2) и различную значимость факторов привлекательности профессии. Наиболее позитивное значение имели такие факторы, как работа с людьми (Кз=0,8) и возможность самосовершенствования (Кз=0,6). Негативное отношение респон­дентов вызывают следующие факторы: переутомление от работы (Кз= –0,3), небольшая зарплата (Кз= –0,4) и частый контакт с людьми (Кз= –0,1).

У студентов третьего курса уровень удовлетворенности профессией значительно выше (Кз=0,5), но позитивное значение имели такие факторы, как работа с людьми (Кз=0,95), возмож­ность самосовершенствования (Кз=0,9), соответствие работы способностям (Кз=0,8), возможность достичь социального признания и уважения (Кз=0,77), необходимость постоянного творчества на работе (Кз=0,62) и соответствие работы характеру (Кз=0,63). Негативную реакцию третьекурсни­ков вызывают небольшая зарплата (Кз= –0,05) и частый контакт с людьми (Кз= –0,2). Полученные данные свидетельствуют об изменении уровня удовлетворенности студентов выбранной профес­сией при обучении в вузе (значимые различия на уровне 0,01).

На следующем этапе данного исследования требовалось выяснить значение профессиональ­ных представлений в становлении адаптивных способностей студентов. С этой целью были про­анализированы значения корреляционных связей между показателями профессиональных пред­ставлений и индикаторами адаптивных способностей студентов.

В результате проведенного анализа выявлено, что профессиональные представления на пер­вом курсе, вероятно, из-за несформированности практически не связаны с индикаторами адаптив­ности. Выявлена обратная связь фактора оценки объекта профессиональной деятельности и ситу­ативной тревожности (r= –0,42 при r≤0,01), т. е. чем выше показатели ситуативной тревожности, тем ниже уровень фактора оценки, ниже уровень уважительного отношения к объекту профессио­нальной деятельности. Поскольку ситуативная тревожность может рассматриваться как неустойчи­вый показатель, то и профессиональные представления, связанные с ним, вероятно, должны рассма­триваться как не имеющие достаточной устойчивости. Следствием данной связи могут быть воз­можные невротические или иные проблемы, обусловленные ощущением малой ценности объекта.

Анализ корреляционных взаимосвязей профессиональных представлений на третьем курсе выявил наличие обратной связи между фактором силы и удовлетворенностью профессией (r= –0,46 при r≤0,01), т. е. можно предположить, что высокие показатели удовлетворенности профессией ве­дут к снижению уровня самоконтроля студента, способности держаться принятой линии поведе­ния. Если студент не видит всех особенностей своей профессии, то ситуация ухудшится в сторону либо отрицательного отношения к профессии, либо ослабления самоконтроля студента.

Проведенный корреляционный анализ позволяет говорить о том, что существует прямая связь между фактором оценки и коммуникативными способностями (r= –0,44 при r≤0,01) и фактором чет­кости и коммуникативными способностями (r = 0,34 при r≤0,05). Данные взаимосвязи свидетель­ствуют о том, что высокие коммуникативные способности студента приводят к большей точности, адекватности, яркости образа будущей профессии в сознании субъекта. Можно предположить, что при большом объеме коммуникативных связей у студента будет большой объем информации, с по­мощью которой он может четче представить образ своей будущей профессии, вследствие чего он в большей мере мотивирован к обучению, у него повышается интерес к образованию и, соответ­ственно, растут адаптационные способности.

Данные положения подтверждаются также наличием устойчивых обратных корреляционных связей между коммуникативными способностями и ситуативной (r= –0,74 при r≤0,01) и личност­ной (r= –0,80 при r≤0,01) тревожностью.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволяет говорить о том, что, несмот­ря на развитие профессиональных представлений от курса к курсу, вхождение в специальность и овладение профессиональными знаниями, взаимосвязи между представлениями и показателями адаптационных способностей выражены недостаточно четко как на первом, так и на третьем курсе обучения. Это позволяет заключить, что адаптационные способности связаны с профессиональными представлениями частично. Наибольшее значение в данном случае имеют коммуникативные способ­ности, стимулирующие формирование профессиональных представлений. Связь фактора оценки и ситуативной тревожности (r= –0,42 при r≤0,01) к третьему курсу пропадает, что указывает на удов­летворенность студентов старших курсов уровнем достижений и особенностями своей личности.

Информация об авторах

Рогов Евгений Иванович, доктор педагогических наук, Зав.кафедрой организационной и прикладной психологии, Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: profrogov@yandex.ru

Симченко Анастасия Николаевна, Магистрант ЮФУ факультет педагогики и практической психологии кафедра «Организационной психологии», e-mail: kindlyfox1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4278
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7