Психологическое сопровождение обучающихся в кризисные периоды обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая адаптация, дезадаптация, психологогическое сопровождение, диагностика, коррекция
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Сеимова А.К., Федосеева С.Ю. Психологическое сопровождение обучающихся в кризисные периоды обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Состояние современной системы образования таково, что все более приоритетное значение приобретает сохранение психического, физического и социального здоровья обучаемых и обучающих в ходе образовательной деятельности. Для реализации этой задачи необходима организация психологического сопровождения субъектов образования на всей его траектории.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия [2, с. 21].
Организованная система психологического сопровождения субъектов образования в МОУ СОШ № 37 была призвана решить следующие задачи:
- содействовать развитию психологической компетентности субъектов образовательного пространства (обучающихся, педагогов, родителей);
- способствовать созданию условий для актуализации способностей учащихся методом развивающих и консультативно-коррекционных занятий;
- проводить систему различных мероприятий по профилактике нарушений личностного и возрастного развития.
Психологическое сопровождение предполагало организацию следующих видов деятельности: психопрофилактической, диагностической, коррекционно-развивающей, консультационной и методической.
В целях предупреждения дезадаптации обучающихся был сделан упор на диагностику адаптационных возможностей, а психопрофилактическая работа имела цель нейтрализовать негативные влияния кризисных периодов. Последующая коррекционная работа способствовала сохранению, формированию и укреплению психического здоровья категории обучающихся, подверженной данным кризисным влияниям.
В начале XX в. советским психологом Л.С. Выготским были открыты законы психического развития ребенка, которые позволили глубоко изучить проблему ведущей деятельности в развитии ребенка, проанализировать основные типы этой деятельности в онтогенезе, изучить специфические особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерности процесса интериоризации, проанализировать строение и формирование предметного действия.
Д.Б. Эльконин создал концепцию периодизации детства. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем – операционально-технической. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребенка с другими людьми, а операционально-техническая – его отношениями с предметным миром. Автор считает, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут решиться путем такого перехода. Если же он совершен до того, как эти противоречия созрели, искусственно форсирован без учета объективных факторов, то существенно пострадает формирование личности ребенка. На границе смены деятельности и наступают кризисные периоды [3, с. 190].
На протяжении всего пребывания в школе обучающиеся проходят ряд кризисных периодов: поступление в школу, переход к обучению в среднем звене, профессиональное самоопределение в старших классах.
По словам Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашловой, кризис семи лет – первый на этапе адаптации к новым образовательным условиям. Авторы отмечают, что в переходные периоды жизни детей, когда предстоит смена ведущей деятельности и обслуживающей ее формы общения, большое значение приобретают социальные воздействия взрослого, позволяющие своевременно задать зону ближайшего развития коммуникативной сферы 6–7-летнего ребенка с помощью инициации нового содержания общения [1, с. 16]. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка. В семилетнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. К семи годам появляется ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Помощью в данный период можно считать изменение стратегии поведения в отношении «родитель – ребенок»: предоставление самостоятельности, наряду с помощью в освоении новых социальных правил (Там же, с. 19).
Диагностика психологической готовности первоклассников к обучению в школе по методике МЕДИС (обследовано 30 чел.) показала, что дети с низким уровнем интеллектуальных способностей составляют 50%, со средним – 40%, с высоким – 19% обследованных. Согласно методике «Беседа о школе» Т.А. Нежновой (обследовано 25 чел.), школьную мотивацию имеют 68% обследованных, псевдошкольную и мотивацию на внешнее соответствие – 16% детей. По методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (обследовано 25 чел.) установлено, что низкий уровень готовности следовать указаниям учителя продемонстрировали 44%, средний – 40%, а высокий – 16% обследованных. Полученные данные позволяют сделать вывод о низком уровне психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.
При переходе в пятый класс обучающиеся также обнаруживают трудности в адаптации к обучению. Причинами такой дезадаптации является смена учебных предметов, их новое содержательное наполнение. характерные признаки – отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом, нервно-психическое напряжение, страх перед учителем, негативные реакции на замечания. Устранить эти причины авторы предлагают путем коррекции межличностных отношений в системе «учитель–ученик», а также повышения психологической компетентности педагогов [4, с. 19].
Обратимся к результатам диагностики адаптации обучающихся при переходе в среднее звено. По данным «Группового интеллектуального теста» Дж. Ванна (адаптация М.К. Акимовой с сотр., обследовано 20 чел.), низкий и средний уровень интеллекта обнаружен у 40%, высокий – у 20% обследованных. Социометрическое исследование позволило выявить следующую специфику распределения статусов обследованных: статус «звезда» обнаружен – у 15%, «предпочитаемый» – у 50%, «пренебрегаемый» – у 25%, «изолированный» и «отвергаемый» – у 5% учащихся, что позволяет сделать вывод о преобладании позитивной атмосферы в классе. Согласно тесту Филиппса, высокий уровень тревожности обнаружен у 20% обследуемых, средний – у 50%, низкий – у 30%, что свидетельствует о благоприятном эмоциональном фоне и в целом позволяет сделать вывод об удовлетворительной адаптации подростков к обучению в среднем звене.
Наиболее важным показателем психической адаптации старшеклассников к обучению является профессиональная направленность личности. Она формируется в процессе профориентации.
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Исследование обучающихся с целью выявления профессиональных склонностей и предпочтений (предварительная профессиональная диагностика) является наиболее важным компонентом в самоопределении школьников. Этот процесс включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала [5, с. 27].
В целях изучения психологической адаптации старшеклассников как фактора готовности к будущей профессиональной деятельности была проведена диагностика профессиональных склонностей и предпочтений с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. Обследование показало, что у 53% старшеклассников преобладает сфера предпочтений «человек–человек», у 16% – «человек – техника» и «человек – художественный образ», у 10% – «человек – знак» и у 5% – «человек – природа». Полученные данные помогли организовать профориентационную работу сообразно выявленным предпочтениям обследуемых.
Другим показателем адаптации может служить уровень познавательной активности, гнева и тревожности, который был выявлен по методу Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой у 22 старшеклассников. Исследование показало, что учащихся с продуктивной мотивацией и положительным эмоциональным отношением к учению не выявлено. У 9% учащихся был выявлен II уровень продуктивной мотивации, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Средний уровень (III) с несколько сниженной познавательной мотивацией выявлен у 73% обследуемых. У 18% старшеклассников установлены IV и V уровни со сниженной мотивацией и негативным отношением к обучению. Поскольку 91% учащихся имеют сниженный уровень познавательной мотивации (III, IV, V), можно сделать вывод о неудовлетворительной адаптации старшеклассников.
Психологическое сопровождение обучающихся осуществлялось в два периода. В адаптационный период было организовано посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися, индивидуальные беседы с субъектами образовательного процесса (дети, учителя, родители). В постадаптационный период с обследуемыми проводились консультативная работа по запросам педагогов и родителей, а также корекционно-развивающие занятия. С первоклассниками была реализована программа И.В. Данилова, с пятиклассниками – коррекционно-развивающая программа «Я иду в пятый класс», со старшеклассниками были проведены такие комплексы занятий, как формирование конструктивной позиции подростка во взаимоотношениях с родителями, формирование субъектной позиции в рамках личностного, профессионального и социального самоопределения. С обследуемыми проводилась как индивидуальная, так и групповая работа.
Таким образом, организованная система психологического сопровождения субъектов образовательного процесса МОУ СОШ №37 позволила своевременно выявить и скорректировать нарушения в психологической адаптации к таким сложным кризисным этапам, как поступление в школу, переход к обучению в среднем звене и адаптация старшеклассников, что способствовало формированию, сохранению и укреплению здоровья педагогов, обучающихся и родителей.
Литература
- Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2003.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М. : Генезис, 2000.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. : Тривола, 1996.
- Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе: метод. реком. для школьных психологов / под ред. Л.П.Пономаренко. Одесса : Астро Принт, 2004.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11669
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7