Психологическое сопровождение обучающихся в кризисные периоды обучения

Аннотация

The article describes the diagnosis and correction of psychological adjustment at school at the beginning of the middle and senior periods of studying within the framework of psychological support.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая адаптация, дезадаптация, психологогическое сопровождение, диагностика, коррекция

Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сеимова А.К., Федосеева С.Ю. Психологическое сопровождение обучающихся в кризисные периоды обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Состояние современной системы образования таково, что все более приоритетное значение приобретает сохранение психического, физического и социального здоровья обучаемых и обуча­ющих в ходе образовательной деятельности. Для реализации этой задачи необходима организация психологического сопровождения субъектов образования на всей его траектории.

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психи­ческого развития ребенка в условиях школьного взаимодействия [2, с. 21].

Организованная система психологического сопровождения субъектов образования в МОУ СОШ № 37 была призвана решить следующие задачи:

  • содействовать развитию психологической компетентности субъектов образовательного про­странства (обучающихся, педагогов, родителей);
  • способствовать созданию условий для актуализации способностей учащихся методом раз­вивающих и консультативно-коррекционных занятий;
  • проводить систему различных мероприятий по профилактике нарушений личностного и возрастного развития.

 

Психологическое сопровождение предполагало организацию следующих видов деятельно­сти: психопрофилактической, диагностической, коррекционно-развивающей, консультационной и методической.

В целях предупреждения дезадаптации обучающихся был сделан упор на диагностику адап­тационных возможностей, а психопрофилактическая работа имела цель нейтрализовать негатив­ные влияния кризисных периодов. Последующая коррекционная работа способствовала сохране­нию, формированию и укреплению психического здоровья категории обучающихся, подвержен­ной данным кризисным влияниям.

В начале XX в. советским психологом Л.С. Выготским были открыты законы психического развития ребенка, которые позволили глубоко изучить проблему ведущей деятельности в развитии ребенка, проанализировать основные типы этой деятельности в онтогенезе, изучить специфиче­ские особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерности процесса ин­териоризации, проанализировать строение и формирование предметного действия.

Д.Б. Эльконин создал концепцию периодизации детства. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем – операционально-технической. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребен­ка с другими людьми, а операционально-техническая – его отношениями с предметным миром. Ав­тор считает, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, на­сколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут решиться путем такого перехода. Если же он совершен до того, как эти противоре­чия созрели, искусственно форсирован без учета объективных факторов, то существенно постра­дает формирование личности ребенка. На границе смены деятельности и наступают кризисные пе­риоды [3, с. 190].

На протяжении всего пребывания в школе обучающиеся проходят ряд кризисных периодов: поступление в школу, переход к обучению в среднем звене, профессиональное самоопределение в старших классах.

По словам Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашловой, кризис семи лет – первый на этапе адапта­ции к новым образовательным условиям. Авторы отмечают, что в переходные периоды жизни де­тей, когда предстоит смена ведущей деятельности и обслуживающей ее формы общения, большое значение приобретают социальные воздействия взрослого, позволяющие своевременно задать зону ближайшего развития коммуникативной сферы 6–7-летнего ребенка с помощью инициации ново­го содержания общения [1, с. 16]. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка. В семилетнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. К семи годам появляет­ся ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и корен­ным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Помо­щью в данный период можно считать изменение стратегии поведения в отношении «родитель – ре­бенок»: предоставление самостоятельности, наряду с помощью в освоении новых социальных пра­вил (Там же, с. 19).

Диагностика психологической готовности первоклассников к обучению в школе по методи­ке МЕДИС (обследовано 30 чел.) показала, что дети с низким уровнем интеллектуальных способ­ностей составляют 50%, со средним – 40%, с высоким – 19% обследованных. Согласно методике «Беседа о школе» Т.А. Нежновой (обследовано 25 чел.), школьную мотивацию имеют 68% обсле­дованных, псевдошкольную и мотивацию на внешнее соответствие – 16% детей. По методике «Гра­фический диктант» Д.Б. Эльконина (обследовано 25 чел.) установлено, что низкий уровень готов­ности следовать указаниям учителя продемонстрировали 44%, средний – 40%, а высокий – 16% обследованных. Полученные данные позволяют сделать вывод о низком уровне психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.

При переходе в пятый класс обучающиеся также обнаруживают трудности в адаптации к об­учению. Причинами такой дезадаптации является смена учебных предметов, их новое содержатель­ное наполнение. характерные признаки – отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом, нервно-психическое напряжение, страх перед учителем, негативные реакции на замеча­ния. Устранить эти причины авторы предлагают путем коррекции межличностных отношений в си­стеме «учитель–ученик», а также повышения психологической компетентности педагогов [4, с. 19].

Обратимся к результатам диагностики адаптации обучающихся при переходе в среднее звено. По данным «Группового интеллектуального теста» Дж. Ванна (адаптация М.К. Акимовой с сотр., обследовано 20 чел.), низкий и средний уровень интеллекта обнаружен у 40%, высокий – у 20% обследованных. Социометрическое исследование позволило выявить следующую специфику рас­пределения статусов обследованных: статус «звезда» обнаружен – у 15%, «предпочитаемый» – у 50%, «пренебрегаемый» – у 25%, «изолированный» и «отвергаемый» – у 5% учащихся, что позво­ляет сделать вывод о преобладании позитивной атмосферы в классе. Согласно тесту Филиппса, вы­сокий уровень тревожности обнаружен у 20% обследуемых, средний – у 50%, низкий – у 30%, что свидетельствует о благоприятном эмоциональном фоне и в целом позволяет сделать вывод об удо­влетворительной адаптации подростков к обучению в среднем звене.

Наиболее важным показателем психической адаптации старшеклассников к обучению явля­ется профессиональная направленность личности. Она формируется в процессе профориентации.

Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий подготовки моло­дежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивиду­альные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудо­вых ресурсов в интересах общества. Исследование обучающихся с целью выявления профессио­нальных склонностей и предпочтений (предварительная профессиональная диагностика) является наиболее важным компонентом в самоопределении школьников. Этот процесс включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала [5, с. 27].

В целях изучения психологической адаптации старшеклассников как фактора готовности к будущей профессиональной деятельности была проведена диагностика профессиональных склон­ностей и предпочтений с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климо­ва. Обследование показало, что у 53% старшеклассников преобладает сфера предпочтений «чело­век–человек», у 16% – «человек – техника» и «человек – художественный образ», у 10% – «чело­век – знак» и у 5% – «человек – природа». Полученные данные помогли организовать профориен­тационную работу сообразно выявленным предпочтениям обследуемых.

Другим показателем адаптации может служить уровень познавательной активности, гне­ва и тревожности, который был выявлен по методу Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андре­евой у 22 старшеклассников. Исследование показало, что учащихся с продуктивной мотивацией и положительным эмоциональным отношением к учению не выявлено. У 9% учащихся был выяв­лен II уровень продуктивной мотивации, позитивное отношение к учению, соответствие социаль­ному нормативу. Средний уровень (III) с несколько сниженной познавательной мотивацией выяв­лен у 73% обследуемых. У 18% старшеклассников установлены IV и V уровни со сниженной моти­вацией и негативным отношением к обучению. Поскольку 91% учащихся имеют сниженный уро­вень познавательной мотивации (III, IV, V), можно сделать вывод о неудовлетворительной адапта­ции старшеклассников.

Психологическое сопровождение обучающихся осуществлялось в два периода. В адаптаци­онный период было организовано посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися, ин­дивидуальные беседы с субъектами образовательного процесса (дети, учителя, родители). В пост­адаптационный период с обследуемыми проводились консультативная работа по запросам педаго­гов и родителей, а также корекционно-развивающие занятия. С первоклассниками была реализова­на программа И.В. Данилова, с пятиклассниками – коррекционно-развивающая программа «Я иду в пятый класс», со старшеклассниками были проведены такие комплексы занятий, как формирова­ние конструктивной позиции подростка во взаимоотношениях с родителями, формирование субъ­ектной позиции в рамках личностного, профессионального и социального самоопределения. С об­следуемыми проводилась как индивидуальная, так и групповая работа.

Таким образом, организованная система психологического сопровождения субъектов обра­зовательного процесса МОУ СОШ №37 позволила своевременно выявить и скорректировать нару­шения в психологической адаптации к таким сложным кризисным этапам, как поступление в шко­лу, переход к обучению в среднем звене и адаптация старшеклассников, что способствовало фор­мированию, сохранению и укреплению здоровья педагогов, обучающихся и родителей.

Литература

  1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Акаде­мия, 2003.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М. : Генезис, 2000.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. : Тривола, 1996.
  4. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе: метод. реком. для школьных психологов / под ред. Л.П.Пономаренко. Одесса : Астро Принт, 2004.
  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж : Ин-т практ. психо­логии, 1996.

Информация об авторах

Сеимова Александра Константиновна, педагог-психолог СОШ № 37

Федосеева Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доц. Волгогр. гос. соц.-пед. ун-та

Метрики

Просмотров

Всего: 11669
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7