Роль кинематографа в становлении субъективной картины жизненного пути личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: кинопродукция, медиапространство, субъективная картина жизненного пути личности, сценарии жизненного пути личности, кинонасилие
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Смирнов В.М., Смотрова Т.Н. Роль кинематографа в становлении субъективной картины жизненного пути личности // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Как заметили однажды в своем интервью бельгийские кинорежиссеры ж.-П. и Л. Дарденны, неоднократные обладатели наград Каннского фестиваля и других всевозможных престижных премий, классики современного арт-хауса, кино вряд ли способно изменить человека, но оно должно к этому стремиться.
Один из ведущих теоретиков медиаобразования М. Маклюэн относит кино к «горячим» средствам массмедиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма, а иногда и с самой кинокамерой. Специфика кинозрелища – в его всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного. Собравшиеся вместе зрители и сегодня погружаются в этот мир сновидений, апеллирующий к бездонной и древней архаике нашего сознания, затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современности [3]. Стоит при этом упомянуть так популярные сейчас технологии 3D, полностью погружающие зрителя в виртуальную реальность.
Так что же собой представляет сегодняшний кинематограф и каково его влияние на жизнь современного человека?
Обычно при попытке ответить на этот вопрос сразу вспоминают примеры негативного влияния кинематографа, в частности, взаимосвязь кинонасилия и насилия в реальной жизни. Примеры преступлений, скопированных с медиапродукции, – довольно редкое явление, однако ввиду сенсационности подобных происшествий им обычно уделяется чрезвычайно много места и внимания в СМИ. Различные государственные и негосударственные общественные организации (особенно родительские) как в нашей стране, так и за рубежом постоянно выступают с заявлениями, требующими ограничения насилия, буквально льющегося с киноэкранов. Многие кинодеятели соглашаются с этими заявлениями, поддерживают их, что, однако, не мешает некоторым из них (например, Ф. Бондарчуку) производить кинопродукцию с элементами агрессии («Обитаемый остров»). Правда, несмотря на бытующее «правильное» общественное мнение, ученые до сих пор не могут ответить на вопрос о связи кинонасилия и проявления насилия в реальной жизни. В настоящее время существует несколько основных теорий, описывающих данную проблему:
- социально-когнитивная теория обучения или теория имитации, которая подразумевает, что зритель (особенно ребенок) при определенных обстоятельствах обучается агрессивному поведению киногероя и перенимает его у него (А. Бандура, Л. Берковец);
- катарсическая теория, согласно которой просмотр и воображаемое участие в актах насилия снижают актуальность его реального применения (С. Фешбах, Р. Зингер);
- теория десенсибилизации, сторонники которой утверждают, что регулярный просмотр сцен насилия делает кинозрителя все менее восприимчивым к жестокости на экране, в результате чего индивид с большей готовностью принимает насилие в реальной жизни (Р. Драбман, Т. Томас);
- теория возбуждения, представители которой считают, что просмотр сцен насилия ведет к усилению возбуждения, которое в дальнейшем может перейти в агрессию (П. Танненбаум, Д. Зиллман);
- теория дизингибиции, утверждающая, что по мере привыкания зрителей к сценам насилия и жестокости, особенно насилия, оправданного ситуацией или санкционированного обществом, ослабляется сдерживающее действие социальных санкций, направленных против совершения правонарушений (Л. Берковец, Дж. Алиото);
- теория стимулирования, базирующаяся на гипотезе, согласно которой просмотр насилия повышает у разочарованного зрителя готовность к агрессии (С. Комсток, Д. Фельсон);
- теория торможения, подразумевающая, что сцены насилия должны вызывать страх перед собственной агрессивностью; это тормозит реальное агрессивное поведение (Б. Книветон);
- теория отсутствия влияния, сторонники которой считают: все экспериментальные доказательства того, что между потреблением кинопродукции, содержащей сцены насилия, и реальной агрессивностью есть взаимосвязь, являются очень слабыми (Р. Маквайр, П. Милавски) [1, с. 2].
В то же время возникает вопрос о свободе самовыражения в искусстве. Многие признанные шедевры кинематографа весьма щедро изобилуют убийствами, кровью, агрессией. Так, классический фильм Л. Бунюэля «Андалузский пес» начинается сценой разрезания глаза бритвой. Причем эта сцена придумана С. Дали. И как можно исключить из истории кинематографа такие имена, как Ф. Коппола, М. Скорсезе, К. Тарантино, А. Куросава или А. Балабанов и даже С. Эйзенштейн? Если вдуматься, фильмы этих режиссеров не воспевают насилие, а воспитывают отвращение к нему.
Отдельно стоит обсудить влияние кинематографа на детскую, подростковую и юношескую аудиторию, когда под воздействием просмотренных фильмов дети начинают играть в «Чапая», «Тимура и его команду», «Сашу Белого», «Шреков». Так, агентство «ShanghaiDaily» сообщает, что, следуя примеру «Трансформеров», 14-летний мальчик пил бензин, чтобы стать таким же сильным и мощным, как его любимые герои. Дети восприимчивы практически ко всевозможным влияниям извне, и, конечно же, родителям следует тщательно следить за их медиапросмотром и, в частности, кинорационом.
Кроме того, киноиндустрия не стремится идти против общественного мнения. Ассоциация кинопрокатчиков в США, ориентируясь на общество, ввела следующие возрастные кинопрокатные категории:
- g (без возрастных ограничений);
- Pg (рекомендуется присутствие родителей);
- Pg-13 (лицам до 13 лет просмотр не желателен);
- R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого);
- NC-17 (лицам до 17 лет просмотр запрещен).
Сейчас американские кинопродюсеры с целью получения большой прибыли пытаются включить достаточно взрослые фильмы в детские рейтинги. По опросам российского портала kinopoisk. ru, фильмы категории R являются самыми популярными среди киноманов.
Наверное, бесполезно запрещать просмотр «неправильных» фильмов. Скорее, необходимо находить и преподносить молодежи «правильное» кино, не привносящее в личность и общество тенденции дестабилизации и разрушения, а напротив, выступающее фактором интеграции и личностного развития. Существуют многочисленные примеры использования кинематографа в решении задач практической психологии. Так, основатель онтопсихологии А. Менегетти разработал проективный диагностико-терапевтический метод синемалогии, состоящий в совместном просмотре и обсуждении специально отобранных фильмов. Лондонский психотерапевт Б. Вудер использовал собственную оригинальную методику для преодоления различных эмоциональных проблем: он рекомендует своим пациентам смотреть специально подобранные художественные фильмы, в которых герои справляются со сходными проблемами. Подобным образом кинопродукцию можно использовать в работе с молодыми людьми, направленную на оказание помощи в личностном и профессиональном самоопределении, сопровождении выбора жизненного пути.
Отметим, что в качестве одного из важных инструментов коррекции представлений молодых людей о жизненном пути применимы не только признанные отечественные киношедевры, но и современные картины.
Анализ зарубежной и отечественной кинопродукции позволяет сделать вывод о том, что при всем разнообразии внешних обстоятельств и жизненных событий базовые сценарии внутренних трансформаций героев достаточно ограничены и могут сводиться к трем основным вариантам:
1) Сценарий с сохранением личностной целостности героя.
жизненный путь героя складывается таким образом, что он проходит жизненные испытания, сохраняя исходную цельность и целостность своего духовно-личностного строения. Данные сценарии являются основой таких кинопроизведений, как «Форест Гамп» (реж. Р. Земекис, 1984), «Достучаться до небес» (реж. Т. жан, 1997), «жизнь прекрасна» (реж. Р. Бениньи, 1997), «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. М. Форман, 1975), «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук, 1959), «Офицеры» (реж. В. Роговой, 1971), «Унесенные ветром» (реж. В. Флеминг, Д. Кьюкор, 1939).
2) Сценарий с позитивной личностной трансформацией героя.
Жизненный путь героя сопровождается утратой старого Я и постепенным обретением новой, более позитивной с точки зрения традиционных норм и ценностей личной и социальной идентичности. К данному типу сценариев, на наш взгляд, можно отнести следующие кинокартины: «Властелин Колец» (реж. П. Джексон, 2001), «Король-лев» (реж. Р. Аллерс, Р. Минкофф, 1994), «Танцы с волками» (реж. К. Костнер, 1990), «Матрица» (реж. Братья Вачовски, 1999), «храброе сердце» (реж. М. Гибсон, 1995), «Москва слезам не верит» (реж. В. Меньшов, 1979).
3) Сценарии с негативной личностной транформацией.
Под влиянием жизненных обстоятельств/событий главный персонаж приобретает явно «негативную идентичность», при этом его личные жизненные цели и ценности входят в конфликт с общечеловеческими нормами и ценностями. В качестве образцов наиболее ярких кинематографических сценариев с негативной личностной транформацией, на наш взгляд, выступают «Леон» (реж. Люк Бессон, 1994), «Крестный отец» (реж. Ф. Коппола, 1972), «Реквием по мечте» (реж. Д. Аронофски, 2000), «Красота по-американски» (реж. С. Мэндес, 1999), «Летят журавли» (реж. М. Калатозов, 1957), «Апокалипсис сегодня» (реж. Ф. Коппола, 1979), «Брат» (реж. А. Балабанов, 1997).
Отметим, что мы отобрали только те примеры медиапродуктов, в которых в явном виде присутствует личностная динамика, определяющая тип героя. Эта динамика, вне зависимости от ее ценностной направленности, может быть достаточно сжатой во времени, например, при возникновении события, вызывающего эффект быстрой, радикальной трансформации, или же она может выражаться в постепенном раскрытии духовного потенциала личности.
Все эти сценарии, по нашему мнению, являются достаточно наглядными пособиями для молодых людей, планирующих свой жизненный путь, но их использование требует психологического сопровождения, поскольку молодые люди часто просматривают фильмы поверхностно, ориентируясь только на внешние эффекты, нередко упуская истинный смысл кинопроизведения, заложенный авторами. Часто молодые люди сами признаются в необходимости получения четких критериев оценки смысла и содержания медиапродукции, поэтому современная психология должна разрабатывать востребованные сегодня в молодежной целевой аудитории специальные программы формирования целостной субъективной картины жизненного пути личности в контексте осознанного выбора медиапродукции.
Литература
- Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. харьков : Гуманит. центр, 2007.
- Дженнингз Б., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М. : Изд. дом «Вильямс», 2004.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. : Кучково поле, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7131
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2