Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сопровождение, группа кратковременного пребывания, психическое развитие детей раннего возраста, проблемы поведения
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Тарасова Л.Е. Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития системы образования. Это положение получило подтверждение в опыте успешного построения служб сопровождения в ряде образовательных учреждений России.
На базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева создан Центр продленного дня, одной из форм работы которого является психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания «Интересно все вокруг».
Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы [2, с. 137]. Сопровождение опирается на следующие методологические принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов, включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ребенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормирования, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики. В качестве организационной основы выступил запрос (социальный заказ) родителей на услуги по сопровождению детей.
Опрос показал, что родители приводят детей в данную группу для решения следующих задач: 1) постепенное включение детей в социум, следствием чего должна стать адаптация детей к дошкольному учреждению; 2) целенаправленное и педагогически оптимально организованное развитие детей. В связи с этим задача специалистов системы сопровождения состоит в поиске и реализации различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения, нейтрализации факторов риска социальной дезадаптации, актуализации собственного потенциала развития ребенка.
В процессе сопровождения выделяют три взаимосвязанных компонента:
- диагностика развития (психического, личностного, социального) ребенка;
- реализация программ индивидуальных и групповых занятий развивающей направленности;
– анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и требований, предъявляемых ею к уровню развития ребенка.
На первом этапе важно было организовать адаптацию к условиям группы кратковременного пребывания, поэтому на занятиях рядом с детьми находились мамы. Тем самым мы пытались создать у ребенка доверие к нам (воспитателю и педагогу-психологу) через взаимодействие с родителями. Время совместного пребывания ребенка с мамой в группе зависело от множества причин: если ребенок болел или долго не посещал группу по каким-то иным причинам, то приходилось начинать заново.
На этапе диагностики мы использовали авторскую методику психолого-педагогического обследования Е.А. Стребелевой. Основой методики выступает «диагностическое обучение», позволяющее провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и определить «зону ближайшего развития» для оказания каждому ребенку индивидуальной помощи [3, с. 137].
При построении программ психолого-педагогического сопровождения учитывались, вопервых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Первая особенность состоит том, что маленький ребенок может воспринимать только те воздействия взрослого, которые адресованы лично ему. Необходимы взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение – все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения взрослого. Вторая особенность – неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию бесполезны, т. к. дети еще плохо понимают их и не могут регулировать свое поведение посредством слова. Следствием этого является необходимость эмоционального вовлечения детей, создания общего смыслового поля, эмоциональной включенности взрослого в нужные действия [1, с. 76], поэтому на каждое занятие к малышам приходят разные гости (мишка, кукла, ежик и др.), которые попадают в разные интересные игровые ситуации.
При проведении занятий необходимо, чтобы у каждого ребенка была своя игрушка в руках, т. к. индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями.
Развитие познавательных процессов базируется на основе формирования образов зрительного и слухового восприятия, осязания. Занятия проводятся с подгруппой детей (по 5 человек) в течение 15–20 минут. Своеобразие восприятия ребенка раннего возраста заключается в его фиксации только одного качества объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие.
На развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины и расположения в пространстве использовали следующие игры и упражнения: «Разложи предметы по цветным коробочкам», «Веселый поезд (на основе рамок Монтессори)», «Веселые матрешки», «Парные картинки». Мы использовали разнообразные методы и приемы: пальчиковые игры, работу с манной крупой, разрезные картинки, игры со шнуровкой и др.
Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться в работе, – это проблемы в поведении ребенка раннего возраста. В нашей практике они наблюдались у трех мальчиков с разными проявлениями проблем в поведении. Согласно Т.И. Чирковой, все возможные причины можно условно разделить на четыре группы: первая группа причин связана с особенностями жизнедеятельности семьи; вторая характеризуется ошибками родителей и воспитателей, допускаемыми при воспитании ребенка; третья основана на медицинских показателях; четвертая обусловлена острым протеканием кризисов психического развития детей [4, с. 25]. Изучение детей и работа с родителями показали, что у двух детей проблемы в поведении связаны с ошибками в воспитании, а в одном случае появилась необходимость в консультации с логопедом и неврологом. Вполне очевидно, что решение этих проблем требует продолжительного времени и значительных совместных усилий педагога-психолога и родителей.
Литература
- Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.И. Психологическая служба раннего возраста // Психологическая наука и образование. 2005. № 1.
- Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов / Департамент образования Администрации Ярославской области ГОУ ЯО «Центр помощи детям». URl : http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html.
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития // Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 0. 2011. С. 48–56.
- Чиркова Т.И. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста: консультации психолога. Н. Новгород : Нижегор. гуманит. центр, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4952
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 13