Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Аннотация

The article describes the major problems and the specificity of psychological support of early aged children in a part-time group and the working experience in the center of the prolonged day of the Mordovian Evseviev State Teacher’s Training Institute.

Общая информация

Ключевые слова: сопровождение, группа кратковременного пребывания, психическое развитие детей раннего возраста, проблемы поведения

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Тарасова Л.Е. Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития системы образования. Это положение получи­ло подтверждение в опыте успешного построения служб сопровождения в ряде образовательных учреждений России.

На базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева создан Центр продленного дня, одной из форм работы которого является психолого-педагогическое сопро­вождение детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания «Интересно все вокруг».

Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопро­вождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку не­обходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы [2, с. 137]. Сопровождение опирается на следующие методологиче­ские принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов, включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ре­бенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормиро­вания, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики. В качестве организаци­онной основы выступил запрос (социальный заказ) родителей на услуги по сопровождению детей.

Опрос показал, что родители приводят детей в данную группу для решения следующих за­дач: 1) постепенное включение детей в социум, следствием чего должна стать адаптация детей к дошкольному учреждению; 2) целенаправленное и педагогически оптимально организованное раз­витие детей. В связи с этим задача специалистов системы сопровождения состоит в поиске и реа­лизации различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения, нейтрализации фак­торов риска социальной дезадаптации, актуализации собственного потенциала развития ребенка.

В процессе сопровождения выделяют три взаимосвязанных компонента:

  • диагностика развития (психического, личностного, социального) ребенка;
  • реализация программ индивидуальных и групповых занятий развивающей направленности;

 

– анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для об­учения и развития и требований, предъявляемых ею к уровню развития ребенка.

На первом этапе важно было организовать адаптацию к условиям группы кратковременно­го пребывания, поэтому на занятиях рядом с детьми находились мамы. Тем самым мы пытались создать у ребенка доверие к нам (воспитателю и педагогу-психологу) через взаимодействие с ро­дителями. Время совместного пребывания ребенка с мамой в группе зависело от множества при­чин: если ребенок болел или долго не посещал группу по каким-то иным причинам, то приходи­лось начинать заново.

На этапе диагностики мы использовали авторскую методику психолого-педагогического об­следования Е.А. Стребелевой. Основой методики выступает «диагностическое обучение», позво­ляющее провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и определить «зону ближайшего развития» для оказания каждому ребенку индивидуальной помощи [3, с. 137].

При построении программ психолого-педагогического сопровождения учитывались, во­первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность по­ведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические осо­бенности работы с детьми раннего возраста. Первая особенность состоит том, что маленький ребе­нок может воспринимать только те воздействия взрослого, которые адресованы лично ему. Необ­ходимы взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение – все то, что свидетельству­ет о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения взрослого. Вторая особенность – неэффективность чисто вербаль­ных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию беспо­лезны, т. к. дети еще плохо понимают их и не могут регулировать свое поведение посредством сло­ва. Следствием этого является необходимость эмоционального вовлечения детей, создания общего смыслового поля, эмоциональной включенности взрослого в нужные действия [1, с. 76], поэтому на каждое занятие к малышам приходят разные гости (мишка, кукла, ежик и др.), которые попада­ют в разные интересные игровые ситуации.

При проведении занятий необходимо, чтобы у каждого ребенка была своя игрушка в руках, т. к. индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями.

Развитие познавательных процессов базируется на основе формирования образов зрительного и слухового восприятия, осязания. Занятия проводятся с подгруппой детей (по 5 человек) в течение 15–20 минут. Своеобразие восприятия ребенка раннего возраста заключается в его фиксации толь­ко одного качества объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие.

На развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины и расположения в простран­стве использовали следующие игры и упражнения: «Разложи предметы по цветным коробочкам», «Веселый поезд (на основе рамок Монтессори)», «Веселые матрешки», «Парные картинки». Мы использовали разнообразные методы и приемы: пальчиковые игры, работу с манной крупой, раз­резные картинки, игры со шнуровкой и др.

Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться в работе, – это проблемы в по­ведении ребенка раннего возраста. В нашей практике они наблюдались у трех мальчиков с разны­ми проявлениями проблем в поведении. Согласно Т.И. Чирковой, все возможные причины можно условно разделить на четыре группы: первая группа причин связана с особенностями жизнедея­тельности семьи; вторая характеризуется ошибками родителей и воспитателей, допускаемыми при воспитании ребенка; третья основана на медицинских показателях; четвертая обусловлена острым протеканием кризисов психического развития детей [4, с. 25]. Изучение детей и работа с родителя­ми показали, что у двух детей проблемы в поведении связаны с ошибками в воспитании, а в одном случае появилась необходимость в консультации с логопедом и неврологом. Вполне очевидно, что решение этих проблем требует продолжительного времени и значительных совместных усилий педагога-психолога и родителей.

Литература

  1. Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.И. Психологическая служба раннего возраста // Психоло­гическая наука и образование. 2005. № 1.
  2. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов / Департамент образования Администрации Ярославской области ГОУ ЯО «Центр помощи детям». URl : http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html.
  3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития // Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 0. 2011. С. 48–56.
  4. Чиркова Т.И. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста: консультации психолога. Н. Новго­род : Нижегор. гуманит. центр, 2001.

Информация об авторах

Тарасова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: let01@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4952
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 13