Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга

203

Аннотация

Актуальность и цель. Для обеспечения доступности образования, с учетом специфических особенностей, характерных для расстройств аутистического спектра (РАС), необходим системный подход к созданию специальных условий, основанный на анализе объективных показателей включенности детей с РАС в общеобразовательную среду. Выявлены тенденции включения детей с РАС в систему общего образования на основе результатов Всероссийского мониторинга 2022 года.

Методы и методики. Мониторинг включал сбор, обработку и анализ статистических данных. Для сбора данных разработана структурированная статистическая форма с перечнем основных критериев и условий, необходимых для организации образования детей с РАС. Данные предоставлены органами исполнительной власти 85 субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Результаты. Общая численность обучающихся с РАС в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась на 17% и составила 45888 человек. Доля детей, получающих образование на разных уровнях, в общей численности детей с РАС, включенных в систему образования, составляет: на уровне ранней помощи — 2,1%; дошкольного образования — 28%; начального, основного и среднего общего образования — 68,5%; среднего и высшего профессионального образования — 1,5%. В 56 субъектах Российской Федерации созданы 64 региональных ресурсных центра, осуществляющих сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС, и подготовку специалистов, работающих с детьми и семьями.

Выводы. Ежегодный интенсивный рост численности детей с РАС в российской системе образования свидетельствует о доступности образования и обуславливает высокие требования к системе обучения учащихся в образовательных организациях в соответствии с действующим законодательством. Увеличение доли учащихся с РАС, получающих инклюзивное образование, и уменьшение доли детей, обучающихся индивидуально на дому, указывает на расширение возможностей их включения в систему общего образования. В целях улучшения качества образования детей с РАС необходимо внедрение в работу образовательных организаций федеральных адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования, а также подготовка квалифицированных кадров.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, система общего образования, образование детей с РАС, сопровождение, региональный ресурсный центр, мониторинг

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210301

Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации программы стратегического академического лидерства«Приоритет-2030» по научно-исследовательскому проекту «Технологии обучения и адаптации для реализации межведомственных моделей образования и сопровождения детей с РАС»

Получена: 18.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Хаустов А.В., Шумских М.А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 3. С. 5–17. DOI: 10.17759/autdd.2023210301

Полный текст

Введение

Проблема включения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в систему образования и их обучение является одной из самых острых в современном мировом образовательном пространстве [21; 22]. Теме оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России со стороны родительского, профессионального, научного сообщества и государственной власти оказывается особое внимание. В стране интенсивно развивается система образования детей и подростков с аутизмом. Актуальность темы возрастает непрерывно. Это связано, прежде всего, со стремительным и неуклонным ростом численности детей с аутистическими расстройствами.

Несмотря на задействованные ресурсы, проблема доступности и качества образования лиц с РАС в России, их подготовки к взрослой жизни остается актуальной [4; 18]. Системные решения принимаются государственными структурами [17] на основе анализа объективных данных о состоянии образования обучающихся с РАС в России, доступности образования, о численности детей с РАС в образовательных организациях, о созданных условиях их включения в систему образования, полученных в ходе ежегодных мониторингов. Анализ результатов мониторинга позволяет выявить ключевые тенденции, направления роста, определить перспективы развития и выработать рекомендации и нормативные документы, нацеленные на совершенствование системы образования и сопровождения детей в спектре аутизма [19; 20].

Методы сбора данных

Всероссийский мониторинг состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводится ежегодно в субъектах Российской Федерации в соответствии с формой, разработанной Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета. Мониторинговые данные предоставлены органами исполнительной власти 85 субъектов Российской Федерации (РФ), осуществляющими государственное управление в сфере образования.

В ходе мониторинга проводился сбор данных об общей численности обучающихся лиц с РАС в субъектах РФ, о численности детей/обучающихся с РАС, посещающих службы ранней помощи (в системе образования), получающих образование на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования. Систематизированы данные о численности обучающихся с РАС по формам получения образования и формам обучения, по формам (моделям) организации образования на уровне дошкольного и общего образования. Выявлены данные о численности детей с РАС, получающих помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения, а также сведения о величине поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования, установленных в регионах. Получена информация о наличии в субъектах Российской Федерации региональных ресурсных центров (РРЦ) по организации комплексного сопровождения детей с РАС и об организациях, в структуре которых действуют РРЦ.

Результаты и обсуждение

Динамика численности обучающихся с РАС и условий организации их образования в России Общая численность лиц с РАС согласно мониторингу 2022 года составила 45888 человек. Проведённый мониторинг выявил динамику увеличения численности, по сравнению с 2021 годом, на 17%, прирост составил 6771 человек (таблица 1).

В целом, численность детей с РАС и частота встречаемости расстройств аутистического спектра сильно отличаются в различных регионах России. В сравнении с данными 2021 года соотношение численности лиц с РАС по федеральным округам (ФО) отражено в таблице 2.

По всем федеральным округам отмечается достаточно равномерный небольшой (12—18%) прирост численности детей с РАС в системе образования. Наибольшая динамика выявлена в Центральном федеральном округе — 27%. Приволжский ФО и Сибирский ФО прибавили 19% и 16% соответственно. Такая ситуация может свидетельствовать о развитии системы выявления детей с рисками развития РАС и диагностики РАС в регионах этих округов, а также о готовности субъектов РФ к включению таких детей в систему образования. По Южному федеральному округу выявлена наименьшая динамика прироста численности детей с РАС, что составило менее 1 % по сравнению с 2021 годом: всего 22 человека. СевероКавказский округ, показавший в 2021 году прирост численности детей с РАС на 50%, в 2022 году даже уменьшил свои показатели на 3%.

Таблица 1

Динамика численности обучающихся с РАС в России 

Год

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Численность детей с РАС в образовании

15998 чел.

22953 чел.

23093 чел.

32899 чел.

39117 чел.

45888 чел.

Таблица 2

Численность обучающихся с РАС по федеральным округам (ФО) 

Федеральный округ / год

2018

2019

2020

2021

2022

Центральный ФО

5175

6006

11526

13476

17216

Южный ФО

3111

3215

4065

4463

4485

Северо-Западный ФО

1262

1485

1833

2173

2451

Дальневосточный ФО

1201

995

1716

1803

2070

Сибирский ФО

2870

3339

3789

4879

5678

Уральский ФО

2472

2618

3260

3650

4115

Приволжский ФО

3760

4493

5291

6449

7709

Северо-Кавказский ФО

895

942

1419

2224

2164

Результаты, полученные в ходе мониторинга, и их сравнение с данными мировой статистики о частоте встречаемости аутизма примерно у 1 ребенка из 100 детей общей детской популяции [1; 23] продолжают свидетельствовать о недостаточной выявляемости детей с РАС в России и о неравномерности развития системы диагностики в различных регионах.

По итогам мониторинга выявлено, что продолжает прослеживаться неравномерность распределения обучающихся с РАС по уровням образования — от ранней помощи до высшего профессионального образования (таблица 3).

Среди детей с РАС охвачены деятельностью служб ранней помощи в системе образования 980 детей, — это 2,1% от общей численности обучающихся с РАС в России; 12810 детей (28%) получают образовательные услуги на уровне дошкольного образования; 31396 человек (68,5% ) — это школьники, обучающиеся на уровнях начального, основного и среднего общего образования; 661 человек (1,4%) обучаются на уровне среднего профессионального образования; 12 человек (0,026 %) выявлены на уровне высшего профессионального образования. Процентное соотношение почти не отличается от результатов мониторингов прошлых лет.

Небольшой охват услугами в системе образования прослеживается на уровне ранней помощи. Это объясняется, в первую очередь, трудностями организации системы ранней помощи в Российской Федерации, несмотря на ее интенсивное развитие в ряде регионов. Только 39 субъектов РФ заявили о существовании служб ранней помощи, осуществляющих сопровождение детей с рисками развития РАС, причем в 19 регионах из них численность детей, получающих данную услугу, составляет всего от 1 до 9 человек. В Москве охвачены деятельностью служб ранней помощи 447 детей с риском развития расстройств в спектре аутизма (45,6% от общей численности получающих данную услугу в РФ).

Анализ данных мониторинга показал, что общая численность детей с РАС на уровне дошкольного образования — 12810 человек, их доля в общей численности лиц с РАС немного увеличилась по сравнению с 2021 годом (на 2%) и составляет 28%.

Среди применяемых моделей организации дошкольного образования группы компенсирующего вида по-прежнему сохраняют ведущую позицию — 7232 ребенка с РАС дошкольного возраста получают образование в таких группах, что составляет 64% от общей численности детей с РАС на уровне дошкольного образования (таблица 4). Анализ результатов мониторинга по этому параметру проводился по всем субъектам РФ за исключением Москвы, которая не предоставила свои данные по этому показателю.

По итогам 2022 года, показатель численности детей, посещающих группы комбинированного вида с включением в ресурсную группу [16], увеличился на 40% и насчитывает на сегодняшний день 886 детей. Увеличилась и их доля с 6,2% до 7,8% от общей численности детей с РАС, включенных в систему дошкольного образования.

Согласно полученным сведениям, обучение детей с РАС по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с РАС (далее — АООП ДО РАС) проводится во всех регионах, за исключением Республик Алтай, Бурятия и Ненецкого АО. При включении детей с РАС в группы нейротипичных сверстников или детей с другими нарушениями развития их образование осуществляется по АООП, по которым обучается основной контингент этих групп.

Таблица 3

Распределение детей (обучающихся) с РАС по уровням образования 

Уровень образования / год

2018

2019

2020

2021

2022

Ранняя помощь

387

535

572

569

980

Дошкольное образование

6898

7192

8089

10152

12810

Начальное общее образование

8460

10149

13950

19241

21937

Основное общее образование

4310

4750

5548

7885

9004

Среднее общее образование

244

238

354

422

455

Среднее профессиональное образование

89

116

269

432

661

Высшее профессиональное образование

8

10

7

13

12


Таблица 4

Численность детей с РАС, получающих дошкольное образование по различным моделям организации образования 

Модель организации образования / год

2018

2019

2020

2021

2022*

Группа комбинированного вида

1869

1932

1831

2249

2624

Группа комбинированного вида с обеспечением поддержки ребенка в ресурсной группе

187

378

278

633

886

Группа компенсирующего вида

3986

4367

5286

6281

7232

Вариативные формы дошкольного образования

843

798

520

773

451

Индивидуальное обучение на дому

162

287

174

216

120

*Без учёта г. Москва

Процент дошкольников с РАС, обучающихся по АООП ДО РАС, в 2022 году составил 72% от общего числа детей с РАС этой возрастной группы. В 2021 году эта доля составляла 58%, в 2020 году — 47%, в 2019 году всего 37%. Таким образом, прослеживается убедительная динамика увеличения числа детей с РАС, обучающихся по АООП ДО РАС. В целом, можно сделать вывод о том, что разработанная и утвержденная (22.03.2022 г.) в России Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра позволила большинству организаций России разработать свои образовательные программы, учитывающие особые потребности детей с РАС. Данная тенденция, вероятно, будет усилена в связи с принятием Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [12; 15].

Общая численность детей с РАС на уровнях начального, основного и среднего общего образования составляет 31396 человек, их доля в общей численности лиц с РАС — 68,5%.

По показателю численности детей, получающих общее образование по различным моделям организации образования, анализ проводился по всем субъектам РФ, за исключением Москвы, которая не предоставила данные. 38% школьников с РАС (10362 чел.) обучаются в отдельных коррекционных классах (таблица 5). В абсолютном значении и процентном соотношении этот показатель уменьшился по сравнению с 2021 годом, даже несмотря на увеличение общей численности обучающихся с РАС на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Численность уменьшилась почти на 1000 учеников, доля упала на 3%.

Анализ данных мониторинга показал, что процент школьников с РАС, посещающих общеобразовательные инклюзивные классы, составил 20% (5368 чел.), что на 5% больше, чем в прошлом году (15,4%). Увеличилась численность детей с РАС, обучающихся в условиях инклюзии с применением модели «Ресурсный класс», и составила 2105 человек (7,8%), но увеличения их доли по сравнению с прошлым годом не произошло, что свидетельствует о ряде трудностей внедрения такой модели — нормативно-правовых, организационных, кадровых, финансовых.

Заслуживает внимания факт уменьшения в абсолютном значении численности обучающихся, для которых образование организовано в формате индивидуального обучения на дому; долевое значение, несмотря на динамику роста общей численности, уменьшилось на 2%.

Незначительное увеличение доли учащихся с РАС, получающих инклюзивное образование, и уменьшение доли детей, обучающихся индивидуально на дому, тем не менее, указывает на расширение возможностей включения детей в систему общего образования.

Численность детей, получающих начальное, основное и среднее общее образование по различным моделям организации образования

Таблица 5

Модель организации образования / год

2018

2019

2020

2021

2022*

Общеобразовательный (инклюзивный) класс

2118

2370

3016

4244

5368

Инклюзивный класс с обеспечением поддержки ребенка в ресурсном классе

529

758

1402

2081

2105

Отдельный (коррекционный) класс

5461

6767

8103

11354

10362

Индивидуальное обучение на дому

5138

5944

7331

9870

9172

*Без учёта г. Москва

Данные мониторинга указывают на то, что доля школьников, для которых разработана адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования (далее — АООП ОО) для обучающихся с РАС, составляет 58%; в 2021 году этот показатель составлял 54%. В 2022 году 42% учеников с РАС проходили обучение по иным программам, в том числе по АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), тяжелыми множественными нарушениями развития. Несмотря на выраженную положительную динамику по сравнению с 2021 годом, такой результат является свидетельством существенного дефицита системы обучения лиц с РАС. Отсутствие в образовательных организациях специфических АООП, разработанных и реализуемых для обучающихся с РАС при их включении в группу сверстников с другими особенностями развития, указывает на то, что их особые образовательные потребности не учитываются. Такая ситуация может быть связана с тем, что специалисты, работающие в «неоднородных» классах, не владеют технологиями индивидуализации образовательных программ, позволяющих реализовывать различные варианты АООП в условиях одного класса. Особым рискам подвержены учащиеся 5—9 классов, для которых не предусмотрен отдельный ФГОС обучающихся с ОВЗ. Ученики с РАС в этом возрасте обучаются по ФГОС основного общего образования вместе с нейротипичными сверстниками или по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Представленная картина характерна для большинства регионов, статистически значимых отличий на уровне субъектов РФ не наблюдается. Однако необходимо отметить, что только 3 региона из 85, принимавших участие в мониторинге, заявили о полном отсутствии АООП для обучающихся с РАС. Это Калмыкия, Ненецкий автономный округ и Санкт-Петербург. Если для первых двух регионов в силу их географических особенностей и довольно малой численности выявленных школьников с РАС (22 и 1 человек соответственно) это может быть оправданным, то для Санкт-Петербурга такая ситуация является экстраординарной.

Перспективы позитивных изменений такой ситуации высоки в связи с утверждением Федеральных адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях общего образования, предъявляющих стандартные требования к образовательной деятельности общеобразовательных организаций [3; 8; 9; 14].

Показатель включенности детей с РАС в очный формат обучения, соответствующий их особым образовательным потребностям, вырос по сравнению с прошлым 2021 годом с 90% до 92% от общей численности обучающихся с РАС (таблица 6).

Однако можно предположить, что большинство детей, получающих образование на дому (таблица 5), включены в статистическую отчетность как обучающиеся в очном формате. Это указывает на то, что несмотря на формальное причисление ребенка к очной форме обучения, в реальности его потребности в социализации не удовлетворяются, поскольку он не посещает школу [10].

Увеличилась численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО), — с 432 человек в 2021 году до 661 в 2022 году. Их доля в общей численности лиц с РАС осталась на уровне 2021 года и составляет на данный момент 1,4%. Увеличилось количество регионов, вовлеченных в данную работу, — с 37 в 2021 году до 49 в 2022 году, но данную услугу получают (по данным органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования) от 1 до 10 человек в регионе. Наилучший показатель отмечается в Москве: в 2022 году доля обучающихся на уровне СПО составила 6% от общей численности обучающихся с РАС данного региона. Необходимо также отметить, что, например, Тульская область успешно подтверждает свою системную работу в области организации обучения лиц с РАС на уровне СПО: 21 обучающийся в 2020 году, 20 — в 2021 году, 25 — в 2022 году, что составляет около 4% от общей численности лиц с РАС, выявленных в регионе. Также Смоленская и Саратовская области заявили, что около 4% учащихся от общей численности обучающихся с РАС получают образование на уровне СПО [2].

Обеспеченность обучающихся с РАС сопровождением специалистов

В результате анализа данных мониторинга выявлено, что кадровая проблема по обеспечению обучающихся с РАС специалистами остается актуальной (таблицы 7, 8). В 2021 году отмечались позитивные изменения ситуации с обеспеченностью детей с РАС помощью специалистов психолого-педагогического сопровождения. Однако в 2022 году система кадрового обеспечения не смогла оперативно среагировать на рост численности обучающихся с РАС, увеличив число специалистов. В 2021 году необходимую психологическую поддержку получали 98% учащихся с РАС (38470 из 39117), в 2022 году этот показатель снизился на 14 пунктов и составил 84% (38503 уже из 45888). Прирост в 2022 г. общей численности детей с РАС по сравнению с 2021 годом на 17% повлек за собой диспропорциональное снижение объемов психологической помощи. Динамику обеспеченности специалистами в течение последних лет можно проследить по таблицам 7 и 8.

Таблица 6

Численность обучающихся с РАС по формам обучения 

Год / форма обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Вне организации

2018

18114

1459

637

305

2019

20023

2079

720

324

2020

25801

1885

694

413

2021

34952

2625

1024

516

2022

42588

1787

841

602

Похожая ситуация произошла с обеспечением потребности в социальных педагогах. Отрицательный эффект в процентном отношении усилился снижением абсолютных значений. Поддержку от социальных педагогов в 2022 году получали всего 56% (25888) обучающихся с РАС, в то время как в 2021 году почти 70% (27116 человек) детей с РАС были обеспечены их помощью.

В абсолютном значении увеличилась численность детей, получающих услуги дефектолога, — на 4655 человек, но в процентном отношении осталась на уровне 2021 года, что составило 66%. Это подтверждает необходимость подготовки молодых специалистов по разработанной в 2021 году примерной Основной образовательной программе высшего образования направления «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра».

Примерно такая же динамика (уменьшение на 1%) наблюдается в части получения детьми с РАС логопедической помощи. В 2022 году логопедическую помощь получает 73% обучающихся (33699 человек), в прошлом году этот показатель составил — 74%. (28913 человек).

Увеличение численности учащихся с РАС, охваченных тьюторским сопровождением, на 4276 человек ненамного изменило ситуацию в процентном отношении по сравнению с прошлым годом и составило 37% (в 2021 году — менее 33%) от общей численности обучающихся с РАС. Проблема организации тьюторского сопровождения остается актуальной, но отмечается важная тенденция увеличения доли детей, обеспеченных тьюторским сопровождением.

Состояние дел в Российской Федерации с получением лицами с РАС сопровождения ассистента-помощника и в 2022 году не изменилось кардинально, что отражает небольшую потребность в услугах данного специалиста у лиц с РАС.

Таким образом, процесс обучения лиц с РАС обеспечен кадрами недостаточно. Трудности организации сопровождения связаны в том числе с невысоким уровнем подготовки специалистов. Результаты мониторинга показали, что более чем 34448 педагогам различных специальностей, работающим с лицами, имеющими РАС, необходимо пройти соответствующие курсы повышения квалификации по направлениям их деятельности

Финансовые условия обеспечения образования обучающихся с РАС

В целях выявления размеров финансового обеспечения для создания необходимых специальных образовательных условий для обучающихся с РАС в мониторинг включен параметр наличия в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов подушевого финансирования образования обучающихся с РАС по категориям: для имеющих статус ОВЗ и для имеющих статус ребенок-инвалид.

Таблица 7

Численность детей с РАС, получающих сопровождение специалистов (обеспеченность обучающихся с РАС специалистами) 

Специалист / год

2018

2019

2020

2021

2022

Педагог-психолог

14940

18532

23341

38470

38503

Учитель-дефектолог

9926

11904

16136

25789

30444

Учитель-логопед

12352

14914

19137

28913

33699

Социальный педагог

8738

10443

13113

27116

25888

Тьютор

1926

2999

5453

12864

17140

Ассистент (помощник)

700

925

1722

1725

2094

 Таблица 8

Доля детей с РАС, получающих сопровождение специалистов, в динамике 

Специалист / год

2018

2019

2020

2021

2022

Педагог-психолог

65%

80%

80%

98%

84%

Учитель-дефектолог

43%

52%

55%

66%

66%

Учитель-логопед

54%

65%

66%

74%

73%

Социальный педагог

38%

45%

45%

70%

56%

Тьютор

8,50%

13%

19%

33%

37%

Ассистент (помощник)

3%

4%

5%

4%

5%

Результаты мониторинга показали большой разброс по стране установленных поправочных (корректирующих) коэффициентов. В большинстве регионов установлены коэффициенты в размере от 0,1 до 4 или фиксированные доплаты к окладам педагогических работников.

В 2022 году 17 регионов из 85 заявили об отсутствии в субъекте поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования образования обучающихся с РАС, в 2021 году таких было 12. Причины снижения показателей не ясны. Это может быть как следствием отсутствия у регионов возможностей дополнительного финансирования в целях сопровождения детей-инвалидов, так и ошибками статистического учета.

Связи наличия коэффициентов финансирования в регионе (или даже увеличенного коэффициента) и обеспеченности специалистами в результате мониторинга выявлено не было. Белгородская область, не имея поправочного (корректирующего) коэффициента финансирования образования обучающихся с РАС, показывает почти 100% обеспеченности специалистами психолого-педагогического сопровождения. В то же время, регионы Дальневосточного федерального округа — Приморский край с коэффициентом 2; Республика Саха (Якутия) с коэффициентом 13,03 в дошкольном образовании и 5,2 в начальной школе; Сахалин с коэффициентом от 4,89 до 3,15, в зависимости от уровня образования, — могут обеспечить специалистами только порядка 49—55% обучающихся с РАС своего региона.

Таким образом, помимо введения поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования в соответствии с Примерной методикой [11] и инструментарием определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ, региональным органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо обеспечить целевое использование средств, дополнительно выделяемых образовательным организациям на организацию качественного психолого-педагогического сопровождения и обучения по образовательным моделям, требующим значительного объема финансирования.

Ресурсная поддержка системы образования и сопровождения детей с РАС на региональном уровне

В ходе проведенного мониторинга были проанализированы данные о наличии в субъектах РФ региональных ресурсных центров по организации комплексного сопровождения детей с РАС, осуществляющих координирующие функции в регионах по данному направлению работы и оказывающих влияние на включенность детей с РАС в систему образования, качество оказываемой помощи и, как следствие, на статистические показатели.

Ситуация с развитием региональных ресурсных центров в различных регионах складывается по разному. В ходе мониторинга 2022 года 56 субъектов РФ (в 2021 году — 52) заявили о существовании в регионе одного или нескольких РРЦ. По данным регионов, всего в России действует 64 РРЦ, из них большинство — 30 РРЦ — организованы на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Есть центры, созданные на базе общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ — 5 и 17 РРЦ соответственно. На базе учреждений высшего и среднего профессионального образования продолжают действовать 3 РРЦ.

На базе организаций социальной защиты в России созданы 6 РРЦ. В Астраханской и Новгородской областях такой центр единственный в регионе. В остальных случаях в регионе есть еще по одному РРЦ, созданному уже в структуре организации образования, — в Волгоградской, Новосибирской, Ульяновской областях.

В 7 регионах России функционируют не по одному, а по несколько РРЦ. Например, в Нижегородской области 3 РРЦ созданы на базе организаций трёх ключевых ведомств: образования, социальной защиты, здравоохранения. В Самарской области 3 РРЦ созданы только в образовательных организациях.

РРЦ, созданный на базе организаций системы здравоохранения, остался только в Нижегородской области. В Республике Бурятия функции РРЦ по РАС в 2021 году были возложены на службу ранней помощи при городской поликлинике, в 2022 году — на Центр комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов уже в системе образования.

В перечне РРЦ 2022 года отсутствует и РРЦ, созданный на базе НКО в Калмыкии: РОО помощи и поддержки семьям с детьми-аутистами по Республике Калмыкия «Тенгрин Эдста» («Отмеченные небом»), который был заявлен в мониторинге 2021 года. В 2022 году Республика Калмыкия не представила информацию о существовании РРЦ в своём регионе. Республика Татарстан ежегодно в мониторингах меняет информацию о РРЦ региона. В этом году заявлено об отсутствии РРЦ, несмотря на активно развивающуюся систему помощи детям с РАС.

Слабо представлен созданными РРЦ Дальневосточный ФО: они есть всего в 3 регионах из 9. Отмечается успешность работы РРЦ Хабаровского края (в регионе 281 обучающийся с РАС), поддержанного консультационной и методической помощью Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета.

В Приморском крае, Амурской области, на Сахалине, Камчатке, в Магадане — в регионах, в которых выявлены соответственно 828, 127, 295, 206, 93 обучающихся с РАС, не созданы условия ресурсной поддержки системы образования и сопровождения лиц с РАС.

В Московской области формально РРЦ не создан, но указываются 2 учреждения — Научно-методический центр сопровождения обучения детей с ОВЗ Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» и Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики, образования и коррекции», на которые «возложены функции РРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС».

Анализ ситуации в отношении развития региональных ресурсных центров в России показывает, что вопрос становления сети таких центров в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ «Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» [5] остается очень актуальным. В настоящий момент в 29 регионах РРЦ не созданы. Существующие центры сталкиваются с различного рода организационными барьерами, недостатками кадрового и финансового обеспечения, трудностями межведомственного и сетевого взаимодействия. Многие семьи и специалисты различных регионов не получают необходимое сопровождение и поддержку.

Таким образом, множество РРЦ по-прежнему нуждаются в консультационной и методической поддержке Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФРЦ МГППУ), а также в реализации сетевых проектов, нацеленных на развитие системы помощи детям с РАС и включение детей с РАС в систему общего образования.

Заключение и выводы

Анализ результатов проведенного Всероссийского мониторинга позволил выявить основные тенденции, возможности и дефициты включения детей и подростков с РАС в систему общего образования и определить перспективные направления в развитии системы сопровождения детей с РАС в России, актуальные на данном этапе.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом выявлена положительная динамика по следующим показателям:

  • Увеличение численности обучающихся лиц с РАС, по сравнению с 2021 годом, на 17%; прирост составил 6771 человек.
  • Увеличение численности и доли (на 14%) дошкольников с РАС, обучающихся по АООП дошкольного образования детей с РАС, по сравнению с 2021 годом, что свидетельствует об учете их особых образовательных потребностей в ходе образовательного процесса.
  • Увеличение доли школьников с РАС, для которых разработаны и применяются АООП начального и основного общего образования, на 4% по сравнению с 2021 годом.
  • Небольшое увеличение доли учащихся с РАС, получающих инклюзивное образование, и уменьшение доли детей, обучающихся индивидуально на дому, что указывает на расширение возможностей их включения в систему общего образования.

Проведенный анализ выявил следующие проблемные зоны:

  • Недостаточная выявляемость РАС, неравномерность развития системы диагностики и статистического учета в различных регионах.
  • Минимальный охват услугами в системе образования на уровне ранней помощи, среднего общего и профессионального образования.
  • Доля школьников, для которых в образовательных организациях разработана АООП для обучающихся с РАС, составляет всего 58%, что является существенным дефицитом системы обучения лиц с РАС. Отсутствие в образовательных организациях специфических АООП, разработанных и реализуемых для обучающихся с РАС при их включении в группу нейротипичных сверстников и учащихся с другими особенностями развития, указывает на то, что их особые образовательные потребности не учитываются.
  • Недостаточная обеспеченность обучающихся с РАС поддержкой специалистов психолого-педагогического сопровождения, включенных в процесс обучения детей с РАС.
  • Несформированность во многих регионах модели деятельности региональных ресурсных центров помощи детям с РАС, задача которых заключается в адресном сопровождении семей и ресурсной поддержке специалистов образовательных и других организаций.

Наиболее актуальными мероприятиями, нацеленными на развитие региональных систем сопровождения лиц с РАС, в соответствии с результатами мониторинга, являются:

  • Внедрение в работу региональных организаций здравоохранения современных скрининговых и диагностических инструментов, нацеленных на выявление детей с рисками развития РАС и на диагностику РАС и включенных в Клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации «Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, реабилитация, профилактика» [7].
  • Внедрение в работу общеобразовательных организаций Федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного, начального, основного общего образования для обучающихся с ОВЗ в целях максимального учета особых образовательных потребностей и обеспечения качественного образования детей с РАС [12; 13; 14].
  • Внедрение на региональном и муниципальном уровнях инклюзивных образовательных моделей, технологий и практик, способствующих включению детей с РАС в систему общего образования [3].
  • Организация подготовки кадров в педагогических вузах по разработанной в 2021 году примерной ООП ВО, направление «Специальное (дефектологическое) образование»  (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра».
  • Внедрение в субъектах РФ «Методики нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ» в целях создания специальных образовательных условий для обучающихся с РАС [6].
  • Организация сетевого взаимодействия ФРЦ МГППУ и РРЦ, а также РРЦ с другими региональными организациями, осуществляющими сопровождение и образование детей с РАС.

Литература

  1. Всеобъемлющие согласованные усилия по лечению всего спектра нарушений, связанных с аутизмом: Доклад Секретариата № EB133/4 / Всемирная организация здравоохранения. Женева, 8 апреля 2013. 9 с.
  2. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц: № 14000п-П8 [Электронный ресурс] / Правительство РФ. Москва, 2021. 44 с. URL: https://autism-frc.ru/education/mezhvedomstvennye-kompleksnye-plany (дата обращения: 14.09.2023).
  3. Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года): № 14068п-П8 [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2023. 40 с. URL: https://autism-frc.ru/education/mezhvedomstvennyekompleksnye-plany (дата обращения: 14.09.2023).
  4. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 51—61. DOI: 10.17759/autdd.2020180106
  5. Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / ФРЦ МГППУ. Москва, 2017. 11 л.
  6. Письмо от 31.01.2023 № АБ-356/07: О финансовом обеспечении образования обучающихся с ОВЗ / Министерство просвещения РФ. Москва, 2023. 7 с.
  7. Постановление от 17.11.2021 № 1968: Об утверждении Правил поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6—9 и 11 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Правительство РФ. Москва, 2021. 3 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111190015 (дата обращения: 14.09.2023).
  8. Приказ от 18.05.2023 № 370: Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2023. 5683 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040 (дата обращения: 14.09.2023).
  9. Приказ от 18.05.2023 № 372: Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2023. 3909 с. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130044 (дата обращения: 14.09.2023).
  10. Приказ от 22.03.2021 № 115: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2021. 16 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200066 (дата обращения: 14.09.2023).
  11. Приказ от 22.09.2021 № 662: Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2021. 53 с. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202111150021 (дата обращения: 14.09.2023).
  12. Приказ от 24.11.2022 № 1022: Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2022. 739 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036 (дата обращения: 14.09.2023).
  13. Приказ от 24.11.2022 № 1023: Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2022. 1215 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220005 (дата обращения: 14.09.2023).
  14. Приказ от 24.11.2022 № 1025: Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2022. 2105 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006 (дата обращения: 14.09.2023).
  15. Приказ от 25.11.2022 № 1028: Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2022. 236 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 14.09.2023).
  16. Приказ от 31.07.2020 № 373: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. Москва, 2020. 13 с. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021 (дата обращения: 14.09.2023).
  17. Распоряжение от 18.12.2021 № 3711-р [Об утверждении Концепции развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года] [Электронный ресурс] / Правительство РФ. 45 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112280026 (дата обращения: 14.09.2023).
  18. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 4—11. DOI:10.17759/autdd.2021190101
  19. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 3. С. 6—14. DOI:10.17759/autdd.2022200301
  20. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся и результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301
  21. Garrad T.A., Rayner C., Pedersen S. Attitudes of Australian primary school teachers towards the inclusion of students with autism spectrum disorders // Journal of Research in Special Educational Needs. 2019. Vol. 19. № 1. Pp. 58—67. DOI:10.1111/1471-3802.12424
  22. Nuske H.J., Hassrick E.M.-G., Bronstein B. et al. Broken bridges — new school transitions for students with autism spectrum disorder: A systematic review on difficulties and strategies for success // Autism. 2019. Vol. 23. № 2. Pp. 306— 325. DOI:10.1177/1362361318754529
  23. Zeidan J, Fombonne E., Scorah J. et al. Global prevalence of autism: A systematic review update // Autism Research. 2022. Vol. 15. № 5. Pp. 778—790. DOI:10.1002/aur.2696

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Шумских Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9878-8558, e-mail: shumskihma@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1092
В прошлом месяце: 116
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 203
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4