Диагностический комплекс в структуре психопрофилактики эмоционального выгорания у студентов-выпускников медицинского университета*

Аннотация

The article presents a systematic view at principles of creating diagnostic complex. It serves to scientific researches in emotional burnout, which regarded as alternative to moral health. The principles are used as a base of psychological prophylaxes work addressed to medical university graduates.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и АВО в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Эмоциональное выгорание: диагностика предпосылок и психопрофилактика у выпуск¬ников медицинского вуза», проект № 11-16-34003а/В.

Ключевые слова: диагностический комплекс, психопрофилактика, выгорание, нравственное здоровье

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Черникова Т.В., Болучевская В.В. Диагностический комплекс в структуре психопрофилактики эмоционального выгорания у студентов-выпускников медицинского университета // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Многочисленные исследования проблем эмоционального выгорания (психоэмоционально­го истощения) у работников социономической сферы нередко обнаруживают противоречивые дан­ные, полученные на сходных выборках в сходных экспериментальных условиях. Неоднозначность понимания диагностических показателей усугубляется разноголосицей в интерпретации результа­тов. При этом на фоне интенсификации труда при угрозе потери рабочего места не перестает быть насущной проблема внедрения итогов эксперимента в практику психопрофилактической работы. Успешное решение задачи, вероятно, возможно при условии рассмотрения вопросов психологиче­ской профилактики эмоционального выгорания у специалистов профессий помогающего типа (в нашем случае – у выходящих на самостоятельную практику врачей) одновременно в нескольких исследовательских контекстах. Такой подход позволит избежать волюнтаризма при вмешательстве в жизнь профессионала, осложненную эмоционально-производственными переживаниями, квали­фицированными согласно диагностическим методикам.

Во-первых, трактовка эмоционального выгорания связана с вопросами обретения и сохране­ния нравственного здоровья, а значит, выбор диагностических методов выявления нарушений дол­жен быть направлен в равной степени и на выявление ресурсов психоэмоциональной устойчиво­сти. Устойчивый к эмоциональному выгоранию выпускник медицинского вуза должен иметь трез­вые представления о своей способности к переработке знаний, социальных установок и производ­ственных проб в средства профессионального взаимодействия, основанные на приоритете ценно­сти другого человека и реализуемые на принципах принятия, уважения и альтруизма.

Во-вторых, проблема эмоционального выгорания связана с общими проблемами профессио­нального самоопределения личности. Работы ученых-психологов последних лет показывают, что тематика ценностно-нравственного компонента в профессиональном самоопределении занимает все большую долю в исследованиях на студенческих выборках. Для этого имеются серьезные пред­посылки: стали студентами люди, рожденные в «лихие 90-е» (когда происходило общее «помут­нение ценностей»), обнаружилось амбивалентное отношение к профессии медика (помогать боль­ным людям или наживаться на них) [1], в приоритеты вышли предприимчивость и артистизм, а на последнее место отодвинулась интеллектуально-рационалистическая направленность труда [4].

В-третьих, отраженный в стандартах высшего профессионального образования компетент­ностный подход к подготовке студентов-медиков продолжает линию юридической ответственно­сти за результаты труда (презумпция виновности врачей), не принимая в расчет ответственность морально-личностную и тем самым разводя врачей и пациентов по разные стороны баррикады. Так, отчужденность докторов от больных просматривается уже в динамике диагностических данных лонгитюдных исследований на выборке студентов медицинского вуза на протяжении всего процесса обучения: от курса к курсу уменьшается их ориентация на пациента и усиливается ориентация на себя и свои потребности. В то же самое время в практике подготовки врачей на занятиях общегуманитарного блока учебных дисциплин имеется успешный опыт реализации ценностно-нравственного компонента профессии: предметно обсуждается декларируемая готовность к сотрудничеству с па­циентом на основе гуманистических принципов человеколюбия, добропорядочности и моральной ответственности [3].

В контексте принятого российским образованием компетентностного подхода открывает­ся не охваченная перечнем компетенций проблема становления и укрепления нравственной по­зиции медика в процессе его технологической подготовки к врачебной деятельности. Ценностно­нравственный компонент профессии в свете обнаруженного противоречия требует специальной научно-технологической разработки и внедрения наравне с предметно-профессиональным. Такую работу должен предварять диагностический срез, на основе которого предстоит выявить состояние у студентов-выпускников эмоционального благополучия (или выгорания) и соотнести его с их цен­ностными ориентациями, основанными на представлениях о сущности и назначении профессии, на мотивационных приоритетах труда, содержании социально-психологических установок и т.п.

Включенная в образовательную работу система психологической профилактики эмоциональ­ного выгорания станет возможной, если подобранный диагностический комплекс обеспечит со­вместимость и взаимодополняемость исследовательских методик, разработанных в традициях раз­личных научных направлений и школ. В итоге это обеспечит полноту и непротиворечивость экспе­риментальных данных, пригодных для построения на их основе психопрофилактической работы. Предполагается, что предложенный диагностический комплекс для оценки психологической рабо­ты по профилактике эмоционального выгорания у выпускников медицинского университета будет отвечать по меньшей мере трем важнейшим принципам.

1. Принцип объективации исследуемого явления, основывается на традициях естественнона­учной стратегии осуществления исследований. Согласно этой традиции, изучаемое явление кон­статируется как объективная данность, не подлежащая изменению. Определяются уровни или виды эмоционального выгорания по шкалам, и диагностические методики совершенствуются в направ­лении точности описания индивидуального проявления изучаемого феномена у каждого испытуе­мого, их подгруппы или группы в целом.

Предпосылки эмоционального выгорания выявляются чаще всего исходя из психофизиоло­гических данных. Психопрофилактика проводится путем консультирования по результатам диагно­стики и предоставления общих или индивидуальных рекомендаций. Собственно психопрофилак­тическая (упреждающая) работа сводится к учету работником слабого типа своей нервной систе­мы. Основная линия профилактической работы может быть условно выражена формулой: «Если вступил в профессию, которая оказалась не по плечу, то надо экономно расходовать силы и найти индивидуальные способы восполнения своих психофизиологических ресурсов». Чаще всего пси­хопрофилактика сводится к психогимнастическим упражнениям и аутогенной тренировке на рас­слабление и саморегуляторное стимулирование потенциала работоспособности.

Реализация преподавателем медицинского вуза принципа объективации исследуемого явле­ния с позиций академической стратегии образования позволит: а) определять общие проблемы ста­новления специалиста и разрабатывать развивающие средства для включения их в систему прак­тических занятий по психологии в вузе; б) оказывать помощь в оценке готовности к практической работе, т.е. степени понимания и принятия профессиональных задач с оценкой ресурсов для их ре­шения; в) подбирать и составлять контрольно-оценочные задания с ориентацией не только на со­держание материала, но и на психопрофилактику эмоционального выгорания.

2. Принцип сочетания в диагностических методиках вопросов и заданий словесного и практи­ческого типа в большей степени соответствует практико-ориентированной (технологической) тради­ции исследования. Согласно этой традиции, диагностические средства не только имеют вид опрос­ников и экспертных процедур, предваряющих учебно-развивающую работу. Часто они включены в содержание заданий в ходе применения активных методов обучения на занятиях. Эмоциональное выгорание исследуется в моделируемых условиях его проявления, выявленные особенности клас­сифицируются, исследуемые трудности профессии переформулируются в стимулы саморазвития.

Предпосылки эмоционального выгорания основываются на недостаточном владении пред­метными и коммуникативными технологиями, а также на ошибочной интерпретации отдельных явлений профессиональной деятельности. Психопрофилактика эмоционального выгорания проис­ходит за счет изменения (суммирования и переработки) других точек зрения участников учебно­тренировочной группы на диагностируемые явления и события. Психопрофилактика в условиях активного обучения обеспечивается за счет психотерапевтического эффекта отстранения от про­блемы, ее рационализации, определения направлений самообразовательной работы, перенесения в практику и реализации в режиме профессиональных проб с оценкой результативности. Условная формула осуществления психопрофилактики такого рода может быть выражена девизом: «Если ты вступил в профессию, для реализации которой недостаточно ресурсов, то их надо инвентаризиро­вать и развить, насколько это возможно».

Принцип сочетания в диагностическом комплексе заданий-вопросов и практических проб обеспечивает мотивационную вовлеченность в освоение профессиональной деятельности. Препо­даватель, осуществляя подготовку врачей к выполнению самостоятельной работы, максимально на­сыщает учебные занятия материалами, приближенными к реальной деятельности. В качестве при­мера такой работы может служить проведение конференции по итогам производственной практи­ки в форме балинтовской группы. Алгоритм рассмотрения трудного случая из жизни учреждения здравоохранения или конкретного врача послужит образцом для многостороннего самостоятель­ного анализа профессиональных трудностей в будущем.

3. Принцип анализа ценностно-смысловых оснований профессиональной деятельности ис­ходит из антропологического подхода к образованию, раскрытого в работах В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [2]. Ведущей становится идея самопреобразования, т.е. неразрывности диагностики и развития в условиях рефлексивного принятия ценностного императива профессии и освоения гу­манитарных отношений.

Предпосылками эмоционального выгорания (а не его результатами) выступают искаженные смыслы и ценности профессиональной деятельности. Как доказано в исследовании Е.Г. Ожоговой, выгоранию в первую очередь подвержены работники с индивидуалистической ориентацией, «по­требители» и «пользователи». Позитивным эмоциональным настроем и устойчивостью к выгора­нию обладают лица с выраженной конструктивной позицией, «генераторы» и «интеграторы». Пси­хопрофилактическая работа строится исходя из формулы-требования: «Следует вступать в профес­сию, если для этого есть достаточные основания; в противном случае требуется пересмотреть со­держание предстоящей деятельности с учетом имеющихся возможностей таким образом, чтобы не вредить людям-пациентам».

Принцип исследования и учета ценностно-смысловых оснований профессиональной дея­тельности побуждает преподавателя высшей школы, занятого подготовкой высококвалифицирован­ных кадров для сферы здравоохранения, обязывает рассматривать две важнейшие стороны профес­сии, смыслы деятельности и способы деятельности по профессии в их неразрывной связи в каче­стве специального предмета учебных занятий. Смыслы деятельности обсуждаются в ходе анализа а) мотивов профессии – творческих, широких социальных, самообразовательных; б) социально­психологических установок на результативный труд, свободу, альтруизм; в) способности к конструк­тивной рефлексии деятельности – интеллектуальной, кооперативной, коммуникативной, личност­ной; ретроспективной, ситуативной, прогностической. Способы деятельности проявятся через ди­агностируемые: а) креативность, трактуемую с позиций экзистенциально-гуманистической психо­логии; б) коммуникативность и характер профессионального общения; в) рефлексию эмоциональ­ного восприятия содержания профессиональной деятельности.

Принцип анализа эмоционального выгорания как сопровождающего профессиональную дея­тельность явления позволяет определить индивидуальное соотношение должностных требований и профессиональных возможностей. Ориентация на общекультурные и общепрофессиональные компетенции, связанные со способностью к совладающему поведению, решением собственных личностных проблем, владением должным объемом профессиональной коммуникации, позволит удерживать деятельность специалиста на нормативном уровне исполнения обязанностей и убере­жет работника от незапланированных эмоциональных растрат.

Литература

  1. Болучевская В.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий : моногр. Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2010.
  2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психо­логии. 1998. № 6. С. 3–17.
  3. Третьяк С.В. Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту про­фессионального образования (на материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
  4. Черникова Т.В. Изучение потребностей и устремлений студенческой молодежи в ходе занятий по психологическим дисциплинам // Становление и развитие высшего профессионального образования в нацио­нальных республиках Юга России / под ред. А.Н. Команджаева [и др.]. Элиста, 2010. С. 165–169.

Информация об авторах

Черникова Тамара Васильевна, доктор психологических наук, доц., проф. Волгогр. гос. соц.-пед. ун-та, e-mail: tamara@vspu.ru

Болучевская Валентина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России, e-mail: boluchevskaya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2778
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3