Диагностический комплекс в структуре психопрофилактики эмоционального выгорания у студентов-выпускников медицинского университета*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и АВО в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Эмоциональное выгорание: диагностика предпосылок и психопрофилактика у выпуск¬ников медицинского вуза», проект № 11-16-34003а/В.
Ключевые слова: диагностический комплекс, психопрофилактика, выгорание, нравственное здоровье
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Черникова Т.В., Болучевская В.В. Диагностический комплекс в структуре психопрофилактики эмоционального выгорания у студентов-выпускников медицинского университета // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Многочисленные исследования проблем эмоционального выгорания (психоэмоционального истощения) у работников социономической сферы нередко обнаруживают противоречивые данные, полученные на сходных выборках в сходных экспериментальных условиях. Неоднозначность понимания диагностических показателей усугубляется разноголосицей в интерпретации результатов. При этом на фоне интенсификации труда при угрозе потери рабочего места не перестает быть насущной проблема внедрения итогов эксперимента в практику психопрофилактической работы. Успешное решение задачи, вероятно, возможно при условии рассмотрения вопросов психологической профилактики эмоционального выгорания у специалистов профессий помогающего типа (в нашем случае – у выходящих на самостоятельную практику врачей) одновременно в нескольких исследовательских контекстах. Такой подход позволит избежать волюнтаризма при вмешательстве в жизнь профессионала, осложненную эмоционально-производственными переживаниями, квалифицированными согласно диагностическим методикам.
Во-первых, трактовка эмоционального выгорания связана с вопросами обретения и сохранения нравственного здоровья, а значит, выбор диагностических методов выявления нарушений должен быть направлен в равной степени и на выявление ресурсов психоэмоциональной устойчивости. Устойчивый к эмоциональному выгоранию выпускник медицинского вуза должен иметь трезвые представления о своей способности к переработке знаний, социальных установок и производственных проб в средства профессионального взаимодействия, основанные на приоритете ценности другого человека и реализуемые на принципах принятия, уважения и альтруизма.
Во-вторых, проблема эмоционального выгорания связана с общими проблемами профессионального самоопределения личности. Работы ученых-психологов последних лет показывают, что тематика ценностно-нравственного компонента в профессиональном самоопределении занимает все большую долю в исследованиях на студенческих выборках. Для этого имеются серьезные предпосылки: стали студентами люди, рожденные в «лихие 90-е» (когда происходило общее «помутнение ценностей»), обнаружилось амбивалентное отношение к профессии медика (помогать больным людям или наживаться на них) [1], в приоритеты вышли предприимчивость и артистизм, а на последнее место отодвинулась интеллектуально-рационалистическая направленность труда [4].
В-третьих, отраженный в стандартах высшего профессионального образования компетентностный подход к подготовке студентов-медиков продолжает линию юридической ответственности за результаты труда (презумпция виновности врачей), не принимая в расчет ответственность морально-личностную и тем самым разводя врачей и пациентов по разные стороны баррикады. Так, отчужденность докторов от больных просматривается уже в динамике диагностических данных лонгитюдных исследований на выборке студентов медицинского вуза на протяжении всего процесса обучения: от курса к курсу уменьшается их ориентация на пациента и усиливается ориентация на себя и свои потребности. В то же самое время в практике подготовки врачей на занятиях общегуманитарного блока учебных дисциплин имеется успешный опыт реализации ценностно-нравственного компонента профессии: предметно обсуждается декларируемая готовность к сотрудничеству с пациентом на основе гуманистических принципов человеколюбия, добропорядочности и моральной ответственности [3].
В контексте принятого российским образованием компетентностного подхода открывается не охваченная перечнем компетенций проблема становления и укрепления нравственной позиции медика в процессе его технологической подготовки к врачебной деятельности. Ценностнонравственный компонент профессии в свете обнаруженного противоречия требует специальной научно-технологической разработки и внедрения наравне с предметно-профессиональным. Такую работу должен предварять диагностический срез, на основе которого предстоит выявить состояние у студентов-выпускников эмоционального благополучия (или выгорания) и соотнести его с их ценностными ориентациями, основанными на представлениях о сущности и назначении профессии, на мотивационных приоритетах труда, содержании социально-психологических установок и т.п.
Включенная в образовательную работу система психологической профилактики эмоционального выгорания станет возможной, если подобранный диагностический комплекс обеспечит совместимость и взаимодополняемость исследовательских методик, разработанных в традициях различных научных направлений и школ. В итоге это обеспечит полноту и непротиворечивость экспериментальных данных, пригодных для построения на их основе психопрофилактической работы. Предполагается, что предложенный диагностический комплекс для оценки психологической работы по профилактике эмоционального выгорания у выпускников медицинского университета будет отвечать по меньшей мере трем важнейшим принципам.
1. Принцип объективации исследуемого явления, основывается на традициях естественнонаучной стратегии осуществления исследований. Согласно этой традиции, изучаемое явление констатируется как объективная данность, не подлежащая изменению. Определяются уровни или виды эмоционального выгорания по шкалам, и диагностические методики совершенствуются в направлении точности описания индивидуального проявления изучаемого феномена у каждого испытуемого, их подгруппы или группы в целом.
Предпосылки эмоционального выгорания выявляются чаще всего исходя из психофизиологических данных. Психопрофилактика проводится путем консультирования по результатам диагностики и предоставления общих или индивидуальных рекомендаций. Собственно психопрофилактическая (упреждающая) работа сводится к учету работником слабого типа своей нервной системы. Основная линия профилактической работы может быть условно выражена формулой: «Если вступил в профессию, которая оказалась не по плечу, то надо экономно расходовать силы и найти индивидуальные способы восполнения своих психофизиологических ресурсов». Чаще всего психопрофилактика сводится к психогимнастическим упражнениям и аутогенной тренировке на расслабление и саморегуляторное стимулирование потенциала работоспособности.
Реализация преподавателем медицинского вуза принципа объективации исследуемого явления с позиций академической стратегии образования позволит: а) определять общие проблемы становления специалиста и разрабатывать развивающие средства для включения их в систему практических занятий по психологии в вузе; б) оказывать помощь в оценке готовности к практической работе, т.е. степени понимания и принятия профессиональных задач с оценкой ресурсов для их решения; в) подбирать и составлять контрольно-оценочные задания с ориентацией не только на содержание материала, но и на психопрофилактику эмоционального выгорания.
2. Принцип сочетания в диагностических методиках вопросов и заданий словесного и практического типа в большей степени соответствует практико-ориентированной (технологической) традиции исследования. Согласно этой традиции, диагностические средства не только имеют вид опросников и экспертных процедур, предваряющих учебно-развивающую работу. Часто они включены в содержание заданий в ходе применения активных методов обучения на занятиях. Эмоциональное выгорание исследуется в моделируемых условиях его проявления, выявленные особенности классифицируются, исследуемые трудности профессии переформулируются в стимулы саморазвития.
Предпосылки эмоционального выгорания основываются на недостаточном владении предметными и коммуникативными технологиями, а также на ошибочной интерпретации отдельных явлений профессиональной деятельности. Психопрофилактика эмоционального выгорания происходит за счет изменения (суммирования и переработки) других точек зрения участников учебнотренировочной группы на диагностируемые явления и события. Психопрофилактика в условиях активного обучения обеспечивается за счет психотерапевтического эффекта отстранения от проблемы, ее рационализации, определения направлений самообразовательной работы, перенесения в практику и реализации в режиме профессиональных проб с оценкой результативности. Условная формула осуществления психопрофилактики такого рода может быть выражена девизом: «Если ты вступил в профессию, для реализации которой недостаточно ресурсов, то их надо инвентаризировать и развить, насколько это возможно».
Принцип сочетания в диагностическом комплексе заданий-вопросов и практических проб обеспечивает мотивационную вовлеченность в освоение профессиональной деятельности. Преподаватель, осуществляя подготовку врачей к выполнению самостоятельной работы, максимально насыщает учебные занятия материалами, приближенными к реальной деятельности. В качестве примера такой работы может служить проведение конференции по итогам производственной практики в форме балинтовской группы. Алгоритм рассмотрения трудного случая из жизни учреждения здравоохранения или конкретного врача послужит образцом для многостороннего самостоятельного анализа профессиональных трудностей в будущем.
3. Принцип анализа ценностно-смысловых оснований профессиональной деятельности исходит из антропологического подхода к образованию, раскрытого в работах В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [2]. Ведущей становится идея самопреобразования, т.е. неразрывности диагностики и развития в условиях рефлексивного принятия ценностного императива профессии и освоения гуманитарных отношений.
Предпосылками эмоционального выгорания (а не его результатами) выступают искаженные смыслы и ценности профессиональной деятельности. Как доказано в исследовании Е.Г. Ожоговой, выгоранию в первую очередь подвержены работники с индивидуалистической ориентацией, «потребители» и «пользователи». Позитивным эмоциональным настроем и устойчивостью к выгоранию обладают лица с выраженной конструктивной позицией, «генераторы» и «интеграторы». Психопрофилактическая работа строится исходя из формулы-требования: «Следует вступать в профессию, если для этого есть достаточные основания; в противном случае требуется пересмотреть содержание предстоящей деятельности с учетом имеющихся возможностей таким образом, чтобы не вредить людям-пациентам».
Принцип исследования и учета ценностно-смысловых оснований профессиональной деятельности побуждает преподавателя высшей школы, занятого подготовкой высококвалифицированных кадров для сферы здравоохранения, обязывает рассматривать две важнейшие стороны профессии, смыслы деятельности и способы деятельности по профессии в их неразрывной связи в качестве специального предмета учебных занятий. Смыслы деятельности обсуждаются в ходе анализа а) мотивов профессии – творческих, широких социальных, самообразовательных; б) социальнопсихологических установок на результативный труд, свободу, альтруизм; в) способности к конструктивной рефлексии деятельности – интеллектуальной, кооперативной, коммуникативной, личностной; ретроспективной, ситуативной, прогностической. Способы деятельности проявятся через диагностируемые: а) креативность, трактуемую с позиций экзистенциально-гуманистической психологии; б) коммуникативность и характер профессионального общения; в) рефлексию эмоционального восприятия содержания профессиональной деятельности.
Принцип анализа эмоционального выгорания как сопровождающего профессиональную деятельность явления позволяет определить индивидуальное соотношение должностных требований и профессиональных возможностей. Ориентация на общекультурные и общепрофессиональные компетенции, связанные со способностью к совладающему поведению, решением собственных личностных проблем, владением должным объемом профессиональной коммуникации, позволит удерживать деятельность специалиста на нормативном уровне исполнения обязанностей и убережет работника от незапланированных эмоциональных растрат.
Литература
- Болучевская В.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий : моногр. Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2010.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психологии. 1998. № 6. С. 3–17.
- Третьяк С.В. Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
- Черникова Т.В. Изучение потребностей и устремлений студенческой молодежи в ходе занятий по психологическим дисциплинам // Становление и развитие высшего профессионального образования в национальных республиках Юга России / под ред. А.Н. Команджаева [и др.]. Элиста, 2010. С. 165–169.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2810
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0