Формирование основ гражданской идентичности и субъектности в психобиографическом аспекте

Аннотация

The article suggests a new idea of moulding civil identity. It is based on psychobiographical aspect. To fulfill this task it’s important for a child since his l-st form at school to start learning their genealogy in a close connection with the history of their own country. It is necessary to teach a child to project their life. To achieve this goal the author suggests using metods and programmes of psychobiographical and causemetrical approaches.

Общая информация

Ключевые слова: гражданская идентичность, психобиографическая компетентность, субъект жизни

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Формирование основ гражданской идентичности и субъектности в психобиографическом аспекте // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В новых стандартах образования и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности прежде всего подчеркивается необходимость формирования у школьников основ россий­ской гражданской идентичности, патриотизма, субъектности в деятельности и жизни [7].

Решение этих задач возможно и на основе каузометрического психобиографического подхо­да (Р.А. Ахмеров, Е.И. Головаха, А.А. Кроник) [3; 4; 5]. В настоящее время нами на базе гимназии № 61 г. Набережные Челны разрабатывается программа воспитания юных граждан России.

Основная цель нашей психобиографической программы – воспитание жизнестойких граж­дан Российской Федерации, способных самостоятельно строить свой жизненный путь, ориентиру­ясь на общечеловеческие ценности.

Задачи: сформировать у выпускников гимназии: 1) основы российской гражданской иден­тичности; 2) нравственно-духовные установки взаимодействия и сотрудничества в поликультур­ном социуме; 3) основы позитивного биографического мышления (мыслить масштабно, гибко, ра­зумно в биографическом времени); 4) генеалогическое мышление (мыслить в историческом време­ни своей родословной, видеть свою значимую роль в цепи родословной); 5) жизнетворческие уста­новки в самореализации.

Задачи 3–5 можно обозначить как психобиографическую компетентность. Нами было введе­но понятие «жизнетворческая компетентность», или «психобиографическая компетентность» [1], под которой мы понимаем знание родословной и истории своей семьи; знания и умения по само­анализу и проектированию возможных вариантов своей жизни, готовность к творческому поиску в трудных жизненных ситуациях. Соответственно формирование психобиографической компетент­ности предполагает формирование субъектных качеств личности в жизнепостроении, самореали­зации – воспитание жизнестойких граждан страны.

Человек, обладающий психобиографической компетентностью, являющийся субъектом сво­ей жизни, жизнестойкий, всегда найдет способ и форму адекватного включения в общество для са­мореализации [1].

Воспитание жизнестойких граждан необходимо начинать с дошкольного и младшего школь­ного возраста. Это будет одновременно профилактикой риска деструктивных форм самореализа­ции (алкоголизм, наркомания, уход в секты и др.) и решения жизненных проблем (суицид и др.) по той причине, что у человека будет сформирован позитивно-биографический склад мышления, ло­гика конструктивного способа решения жизненных проблем [2].

Для укрепления в человеке субъектных начал предлагаются программы «Семь Я» (для детей дошкольного возраста) [5] и «Уроки жизнетворчества» (для старшеклассников) [6].

В основу программы «Семь Я» положена идея – чем раньше ребенок узнает историю своей семьи, тем осознаннее будет строить свою жизнь, продолжать историю своего рода. Познание се­мейной истории происходит через оформление странички семейного альбома по разным темам со­вместно с родственниками, предлагаемым программой (наши имена, любимые игрушки, когда мы родились, наши профессии и др.). В результате воссоздаются значимые события семейной истории и создается «зона ближайшего биографического» развития на 10–20 лет вперед, когда повзрослев­ший ребенок начнет строить собственную семью и ее будущее. Цель программы – способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений через доступные ему формы познания своей родословной [5].

В настоящее время нами, согласно требованиям новых стандартов образования, разрабатыва­ется пакет программы воспитания «Мой путь в будущее». Основные идеи нашей программы следу­ющие. Чтобы сформировать основы гражданской идентичности, необходимо начать с составления школьником родословной своей семьи во взаимосвязи с городом (населенным пунктом), где они живут, областью, республикой и Российской Федерацией. Наша программа воспитания рассчитана на младших школьников (на четыре года). Родословные альбомы школьники составляют вместе с родителями и другими родственниками. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных от­ношений необходимо значительно повысить роль семьи как проводника социализации. Процесс со­циализации ребенка начинается в семье. Семья для маленького ребенка является тем «внутренним условием» (по С.Л. Рубинштейну), через которое пропускается внешняя детерминация его развития.

Ребенок становится маленьким исследователем. Главное в том, что познание мира через ге­неалогию позволяет маленькому человеку почувствовать себя значимым звеном в цепи поколений своего рода.

В среднем звене школьного обучения формирование субъектности продолжается на приме­ре учебных дисциплин в изучении биографии известных человечеству людей, а в старших клас­сах – через «Уроки жизнетворчества» [6].

Уроки жизнетворчества помогают старшекласснику в поиске своего жизненного пути. Уро­ки основаны на освоении каузометрического метода анализа своей жизни. На основе обратной свя­зи старшеклассник учится конструктивному биографическому мышлению, получает навыки про­ектирования собственной жизни (Там же).

Психобиографический подход дополняет другие подходы в воспитании личности и в фор­мировании основ гражданской идентичности, субъектности школьников. Важно то, что психобио­графический подход позволяет связать воспитательные воздействия с жизненным путем человека.

Литература

  1. Ахмеров Р.А. Биографический клуб как одна из форм психологической службы // Психология образо­вания: психологическое обеспечение «Новой школы»: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. г. Москва, 27– 29 янв. 2010 г. М. : Общерос. общ. организация «Федерация психологов образования России», 2010. С. 100–101.
  2. Ахмеров Р.А. Психобиографическая модель в организации психологической помощи // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии : материалы науч. конф. 19– 21 окт. 2010 г. / отв. ред. Л.А. Цветкова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. Ч. 1. С. 523–524.
  3. Ахмеров Р.А., Казанкина С.Г., Кроник А.А. [и др.]. Программы развития психобиографической компетентности: новая форма воспитания жизнестойких граждан России // Конкурентоспособный педагог и успешный ученик в системе инновационного образования России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ка­зань : Изд-во ТГГПУ, 2010. С. 45–47.
  4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М. : Смысл, 2008.
  5. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Ярославль : Изд-во «Ремдер», 2005.
  6. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М. : Смысл, 2008.
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URl: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.

Метрики

Просмотров

Всего: 3067
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3