Формирование основ гражданской идентичности и субъектности в психобиографическом аспекте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гражданская идентичность, психобиографическая компетентность, субъект жизни
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Формирование основ гражданской идентичности и субъектности в психобиографическом аспекте // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В новых стандартах образования и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности прежде всего подчеркивается необходимость формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, патриотизма, субъектности в деятельности и жизни [7].
Решение этих задач возможно и на основе каузометрического психобиографического подхода (Р.А. Ахмеров, Е.И. Головаха, А.А. Кроник) [3; 4; 5]. В настоящее время нами на базе гимназии № 61 г. Набережные Челны разрабатывается программа воспитания юных граждан России.
Основная цель нашей психобиографической программы – воспитание жизнестойких граждан Российской Федерации, способных самостоятельно строить свой жизненный путь, ориентируясь на общечеловеческие ценности.
Задачи: сформировать у выпускников гимназии: 1) основы российской гражданской идентичности; 2) нравственно-духовные установки взаимодействия и сотрудничества в поликультурном социуме; 3) основы позитивного биографического мышления (мыслить масштабно, гибко, разумно в биографическом времени); 4) генеалогическое мышление (мыслить в историческом времени своей родословной, видеть свою значимую роль в цепи родословной); 5) жизнетворческие установки в самореализации.
Задачи 3–5 можно обозначить как психобиографическую компетентность. Нами было введено понятие «жизнетворческая компетентность», или «психобиографическая компетентность» [1], под которой мы понимаем знание родословной и истории своей семьи; знания и умения по самоанализу и проектированию возможных вариантов своей жизни, готовность к творческому поиску в трудных жизненных ситуациях. Соответственно формирование психобиографической компетентности предполагает формирование субъектных качеств личности в жизнепостроении, самореализации – воспитание жизнестойких граждан страны.
Человек, обладающий психобиографической компетентностью, являющийся субъектом своей жизни, жизнестойкий, всегда найдет способ и форму адекватного включения в общество для самореализации [1].
Воспитание жизнестойких граждан необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста. Это будет одновременно профилактикой риска деструктивных форм самореализации (алкоголизм, наркомания, уход в секты и др.) и решения жизненных проблем (суицид и др.) по той причине, что у человека будет сформирован позитивно-биографический склад мышления, логика конструктивного способа решения жизненных проблем [2].
Для укрепления в человеке субъектных начал предлагаются программы «Семь Я» (для детей дошкольного возраста) [5] и «Уроки жизнетворчества» (для старшеклассников) [6].
В основу программы «Семь Я» положена идея – чем раньше ребенок узнает историю своей семьи, тем осознаннее будет строить свою жизнь, продолжать историю своего рода. Познание семейной истории происходит через оформление странички семейного альбома по разным темам совместно с родственниками, предлагаемым программой (наши имена, любимые игрушки, когда мы родились, наши профессии и др.). В результате воссоздаются значимые события семейной истории и создается «зона ближайшего биографического» развития на 10–20 лет вперед, когда повзрослевший ребенок начнет строить собственную семью и ее будущее. Цель программы – способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений через доступные ему формы познания своей родословной [5].
В настоящее время нами, согласно требованиям новых стандартов образования, разрабатывается пакет программы воспитания «Мой путь в будущее». Основные идеи нашей программы следующие. Чтобы сформировать основы гражданской идентичности, необходимо начать с составления школьником родословной своей семьи во взаимосвязи с городом (населенным пунктом), где они живут, областью, республикой и Российской Федерацией. Наша программа воспитания рассчитана на младших школьников (на четыре года). Родословные альбомы школьники составляют вместе с родителями и другими родственниками. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо значительно повысить роль семьи как проводника социализации. Процесс социализации ребенка начинается в семье. Семья для маленького ребенка является тем «внутренним условием» (по С.Л. Рубинштейну), через которое пропускается внешняя детерминация его развития.
Ребенок становится маленьким исследователем. Главное в том, что познание мира через генеалогию позволяет маленькому человеку почувствовать себя значимым звеном в цепи поколений своего рода.
В среднем звене школьного обучения формирование субъектности продолжается на примере учебных дисциплин в изучении биографии известных человечеству людей, а в старших классах – через «Уроки жизнетворчества» [6].
Уроки жизнетворчества помогают старшекласснику в поиске своего жизненного пути. Уроки основаны на освоении каузометрического метода анализа своей жизни. На основе обратной связи старшеклассник учится конструктивному биографическому мышлению, получает навыки проектирования собственной жизни (Там же).
Психобиографический подход дополняет другие подходы в воспитании личности и в формировании основ гражданской идентичности, субъектности школьников. Важно то, что психобиографический подход позволяет связать воспитательные воздействия с жизненным путем человека.
Литература
- Ахмеров Р.А. Биографический клуб как одна из форм психологической службы // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. г. Москва, 27– 29 янв. 2010 г. М. : Общерос. общ. организация «Федерация психологов образования России», 2010. С. 100–101.
- Ахмеров Р.А. Психобиографическая модель в организации психологической помощи // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии : материалы науч. конф. 19– 21 окт. 2010 г. / отв. ред. Л.А. Цветкова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. Ч. 1. С. 523–524.
- Ахмеров Р.А., Казанкина С.Г., Кроник А.А. [и др.]. Программы развития психобиографической компетентности: новая форма воспитания жизнестойких граждан России // Конкурентоспособный педагог и успешный ученик в системе инновационного образования России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань : Изд-во ТГГПУ, 2010. С. 45–47.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М. : Смысл, 2008.
- Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Ярославль : Изд-во «Ремдер», 2005.
- Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М. : Смысл, 2008.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URl: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.
Метрики
Просмотров
Всего: 3067
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3