Введение
Интерес науки к проблеме развития личности, проявления различных видов социальной идентичности – одно из следствий усиления в динамично изменяющихся условиях субъективной значимости для индивидов их причастности к большим социальным общностям, таким как этнос, страна и человечество в целом. Результаты исследований показывают, что ощущение себя членом указанных групп вместе с эмоционально-ценностными проявлениями этого членства дает возможность индивиду удовлетворить базовые потребности в психологической безопасности, принятии, самоуважении [Аполлонов, 2020; Гриценко, 2020; Микляева, 2011; Муращенкова, 2022; Нестик, 2018; Фетисова, 2021].
Подтверждение важной роли этнической, гражданской и глобальной идентичности в обеспечении психологической защищенности и стабильности человека ставит перед исследователями задачу раскрытия взаимосвязи данных видов идентичностей и ценностей. Особое значение изучение связей ценностей с этнической, гражданской и глобальной идентичностями приобретает для периода раннего юношеского или старшего школьного возраста, так как именно на данном этапе развития личности идет интенсивный процесс социального самоопределения человека, процесс отождествления себя с различными социальными группами и формирования ценностного отношения к ним [Branje, 2021; Crocetti, 2022].
В науке накоплен определенный эмпирический материал о связях этнической и гражданской идентичностей с индивидуальными ценностями [5; 7; 16; 18; 28]. Так, согласно исследованию С. Рокас и ее коллег, идентификация с нацией положительно связана с ценностями Сохранения и отрицательно – с ценностями Открытости изменениям [Roccas, 2010]. В исследовании З.Х. Лепшоковой на выборке русского этнического большинства выявлено наличие положительной связи ценностей Сохранения с позитивностью этнической (русской) и гражданской (российской) идентичностями [Лепшокова, 2021]. Частично совпадающие с предыдущими исследованиями результаты получены также на выборке русских в исследовании В.А. Федотовой: ценности социального фокуса (Сохранение и Самопреодоление) оказались положительно связаны с формированием позитивной этнической и гражданской идентичностями русских, тогда как ценности личностного фокуса (Открытость изменениям и Самоутверждение) – негативно связаны с их формированием. Наибольший вклад при этом в связь ценностей с этнической и гражданской идентичностями внесла ценность Традиции [Федотова, 2024].
В то же время на выборке сербских студентов, в зависимости от того, владели ли они одним или двумя языками, были получены более разнообразные связи между ценностями и этнической идентичностью. Ориентация студентов-монолингвов на ценность Традиция (входит в метаценность Сохранение) положительно коррелировала с таким видом этнической идентичности, как этнофанатизм; ориентация на ценность Универсализм (входит в метаценность Самопреодоление) – положительно коррелировала с этнонигилизмом; наконец, ориентация на ценность Стимуляция (входит в метаценность Открытость изменениям) положительно коррелировала с позитивной этнической идентичностью. У студентов-билингвов была выявлена одна значимая положительная связь: между ориентацией на ценность Гедонизм (входит в метаценность Самоутверждение) и таким типом этнической идентичности, как этноизоляционизм [Карабущенко, 2016].
Описанные выше результаты исследований получены на выборках взрослых людей. Тогда как исследования, раскрывающие характер взаимосвязи этнической и гражданской (национальной) идентичностей с ценностями на этапе взросления, в подростковом и раннем юношеском возрасте, довольно редки. Среди последних исследований отметим зарубежное лонгитюдное исследование с интервалом в 1 год, проведенное в группах еврейских подростков – израильтян (большинство) и арабских подростков – граждан Израиля (меньшинство) [20]. В обеих группах были выявлены положительные связи национальной идентичности с ценностями Сохранение, а также отрицательные связи с ценностями Универсализм (метаценность Самопреодоление) и Открытость изменениям. Однако если указанные связи национальной идентичности с ценностями Сохранение и Универсализм были обнаружены в обоих срезах лонгитюда, то связь национальной идентичности с ценностью Открытость изменениям – лишь во втором срезе. Кроме того, среди арабских подростков из числа меньшинств была выявлена положительная связь ценности Власть (метаценность Самоутверждение) с национальной идентификацией, что является свидетельством того, что ориентация на реализацию своих амбиций в отношении статуса, влияния и контроля над ресурсами может усиливать идентификацию арабских подростков как израильтян [20]. В еще одном исследовании зарубежных коллег, проведенном на китайских школьниках, выявлены положительные связи национальной идентичности со всеми ценностями высшего порядка (по Ш. Щварцу): Сохранение, Самопреодоление, Самоутверждение, Открытость изменениям [Guan, 2024].
Исследований, посвященных изучению связи ценностей и глобальной идентичности за последние пять лет, мы не обнаружили. В то же время известно, что глобальная идентичность тесно связана с такими основополагающими характеристиками личности, как низкий уровень этноцентризма, авторитарности и социального доминирования; высокий уровень межкультурной компетентности, доброжелательности, доверия к людям; убежденность личности в благосклонности и осмысленности мира; наличие нравственной позиции [11; 26; 27]. В свою очередь, отсутствие авторитаризма и этноцентризма, наличие высокого уровня межкультурной компетентности включают в себя такие характеристики, как открытость, интерес, толерантность к новому, иному, непохожему, которые положительно связаны с ценностями Открытости изменениям, а такие характеристики, как высокая доброжелательность и высокая сознательность, положительно связаны с ценностями заботы о людях, природе или ценностями Самопреодоления [Алексеева, 2019]. Согласно другим исследованиям, глобальное мировоззрение включает в себя такие компоненты, как космополитизм, гибкость, глубину и критичность мышления [Levy, 2007], способность к эффективной коммуникации, позитивное отношение к глобализационным изменениям и способность быстро адаптироваться к ним [Story, 2014].
Таким образом, наличие в науке данных о неоднозначном и противоречивом характере взаимосвязей индивидуальных ценностей с этнической и гражданской идентичностями, а также отсутствие данных о непосредственных взаимосвязях их с глобальной идентичностью актуализирует проблему необходимости изучения мотивационно-ценностной детерминации этнической, гражданской и глобальной идентичностей в раннеюношеском или старшем школьном возрасте как наиболее сензитивном для социального самоопределения и отождествления себя с различными социальными группами.
Целью нашего исследования являлось определение характера взаимосвязи индивидуальных ценностей с этнической, гражданской и глобальной идентичностями у русских старшеклассников из разных регионов страны. Наше внимание было сфокусировано на русских старшеклассниках, проживающих в центральном (г. Смоленск и г. Москва) и дальневосточном (г. Хабаровск) российских регионах, отличающихся высокой долей русского населения – более 90% [Регионы России. Основные, 2021]. Выбор данных городов обусловлен также вероятными различиями в ценностных приоритетах у жителей, связанных с географическим расположением городов и ориентацией жителей на так называемые «западные» (близость Смоленска к странам Европы) или «восточные» (близость Хабаровска к Китаю и Японии) ценности, а также близостью (Смоленск) или удаленностью (Хабаровск) от столицы и крупнейшего мегаполиса (Москва) [Березутский, 2022; Кочегарова, 2015; Пылкова, 2004]. Еще одна линия ценностных различий, согласно теории межгенерационных ценностных изменений [Inglehart, 2005], может быть связана с особенностями социально-экономической ситуации в исследуемых нами регионах [12]. Так, в рейтинге российских регионов по качеству жизни в 2023 г. Смоленская область является наименее благоприятным регионом, занимая 51-ю строчку, тогда как Хабаровский край – 31-ю, а Москва – 1-ю [Рейтинг российских регионов, 2023]. Однако довольно сложно предусмотреть, будут ли различия в характере взаимосвязи индивидуальных ценностей с этнической, гражданской и глобальной идентичностями у русских старшеклассников из центрального и дальневосточного регионов страны, но предположить их наличие позволяют данные исследований, подтверждающих межрегиональную неоднородность ценностных приоритетов у российской молодежи [Мартынова, 2023; Яницкий, 2019]. Мы поставили исследовательский вопрос: существуют ли универсальные и специфические взаимосвязи между индивидуальными ценностями и этнической, гражданской и глобальной идентичностями у русских старшеклассников из Москвы, Смоленска и Хабаровска?
Выборка, процедура и основной инструментарий исследования
В исследовании приняли участие 484 старшеклассника-гражданина России в возрасте от 15 до 18 лет, идентифицировавшие себя как русские. В выборку центрального региона вошли 155 старшеклассников из Москвы (M=16, SD=0,79, 54% девушек) и 156 старшеклассников из Смоленска (M=16, SD=0,49, 63% девушек). Выборку из дальневосточного региона составили 173 старшеклассника из Хабаровска (M=16,8, SD=0,71, 66% девушек).
Социально-психологический опрос проходил очно на базе средних образовательных школ Смоленска, Москвы, Хабаровска с использованием онлайн-платформы anketolog.ru в период с мая по декабрь 2023 года.
Методики измерения. Для выявления этнической, гражданской и глобальной идентичностей использовалась расширенная и модифицированная нами методика «Идентификация с человечеством» (IWAH) С. МакФарленда [McFarland, 2012] в адаптации Т.А. Нестика [Нестик, 2018], состоящая из 9 вопросов, на каждый из которых предлагалось пять ответов, построенных по типу шкалы Ликерта и отражающих отношение респондентов: 1) к людям своей национальности, 2) к гражданам России и 3) к людям, живущим на нашей планете. (Пример утверждения: как много общего, на ваш взгляд, между вами и этими группами людей? Варианты ответов: 1 – совершенно ничего общего, 2 – мало общего, 3 – есть что-то общее, 4 – немало общего, 5 – очень много общего»). Коэффициенты альфа Кронбаха для каждой шкалы представлены в табл. 1.
Индивидуальные ценности измерялись с помощью обновленного «Портретного ценностного опросника» Ш. Шварца (PVQ-RR) [Schwartz, 2012], адаптированного на российской выборке, включающего 57 утверждений, каждое из которых необходимо было оценить по шкале от 1 до 6, в зависимости от того, в какой степени описанный человек похож на респондента [Шварц, 2012].
Контрольными переменными исследования выступили возраст, пол, а также уровень материального положения семьи респондентов, который определялся в соответствии со шкалой: 1 – на данный момент моя семья испытывает значительные материальные трудности; 2 – сейчас моей семье хватает денег только на самое необходимое; 3 – на данный момент моя семья не испытывает материальных трудностей, можем позволить себе многое; 4 – нынешнее материальное положение моей семьи позволяет мне ни в чем себе не отказывать.
Обработка и анализ данных осуществлялись с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 23. Применялись методы описательной статистики, регрессионный анализ. Проверка данных на нормальность распределения была выполнена с помощью теста Колмогорова-Смирнова. В качестве зависимых переменных в регрессионном анализе выступили этническая, гражданская и глобальная идентичности. Предикторами выступили 10 базовых индивидуальных ценностей.
Результаты исследования
Проверка данных на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова (коррекция значимости Лильефорса) продемонстрировала их соответствие нормальному распределению (на уровне значимости 0,05) во всех трех исследуемых выборках.
Описательная статистика по результатам исследования представлена в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения, стандартные отклонения и согласованность шкал (коэффициенты альфа Кронбаха) оценки основных переменных исследования у русских старшеклассников из Смоленска (N=156), Хабаровска (N=173) и Москвы (N=155)
|
Шкалы |
Смоляне |
Хабаровчане |
Москвичи |
||||||
|
М |
SD |
Коэффициент α Кронбаха |
М |
SD |
М |
SD |
коэффициент α Кронбаха |
||
|
Индивидуальные ценности (по Ш. Шварцу) (min=1, max=6) |
|||||||||
|
Стимуляция |
4,26 |
0,81 |
0,80 |
4,13 |
1,08 |
0,72 |
4,13 |
1,01 |
0,81 |
|
Гедонизм |
5,10 |
0,2 |
0,75 |
4,93 |
0,92 |
0,71 |
4,98 |
0,83 |
0,84 |
|
Достижение |
4,95 |
0,78 |
0,77 |
4,77 |
1,05 |
0,81 |
4,78 |
0,97 |
0,81 |
|
Традиция |
3,64 |
1,28 |
0,72 |
3,04 |
1,35 |
0,84 |
3,57 |
1,44 |
0,82 |
|
Самостоятельность |
5,17 |
0,55 |
0,71 |
5,04 |
0,66 |
0,83 |
5,04 |
0,69 |
0,81 |
|
Власть |
3,60 |
1,04 |
0,81 |
3,49 |
1,18 |
0,83 |
3,53 |
1,07 |
0,79 |
|
Безопасность |
4,88 |
0,74 |
0,84 |
4,74 |
0,75 |
0,81 |
4,68 |
0,83 |
0,82 |
|
Конформизм |
4,30 |
0,79 |
0,86 |
4,07 |
0,93 |
0,79 |
4,07 |
0,91 |
0,72 |
|
Универсализм |
4,53 |
0,78 |
0,80 |
4,12 |
0,82 |
0,72 |
4,11 |
0,9 |
0,74 |
|
Благожелательность |
5,33 |
0,56 |
0,81 |
5,15 |
0,71 |
0,75 |
5,11 |
0,82 |
0,81 |
|
Виды социальной идентичности (min=1, max=5) |
|||||||||
|
Этническая идентичность |
3,46 |
0,88 |
0,85 |
3,23 |
0,97 |
0,81 |
3,42 |
0,9 |
0,76 |
|
Гражданская идентичность |
3,6 |
0,86 |
0,80 |
3,39 |
0,91 |
0,77 |
3,54 |
0,91 |
0,71 |
|
Глобальная идентичность |
3,23 |
0,83 |
0,76 |
2,91 |
0,99 |
0,82 |
3,14 |
0,99 |
0,72 |
Примечание: жирным шрифтом выделены наибольшие средние значения (курсивом – наименьшие) по каждой оцениваемой характеристике среди школьников трех регионов.
Для анализа взаимосвязей этнической, гражданской и глобальной идентичностей с индивидуальными ценностями был использован иерархический регрессионный анализ с контролем основных социально-демографических переменных. На первом шаге была произведена оценка вклада социально-демографических характеристик старшеклассников (пол, возраст, материальное положение семьи) в дисперсию показателей трех видов идентичностей, а на втором шаге – оценка вклада ценностей.
Не выявлено значимых взаимосвязей между тремя типами идентичности и уровнем материального положения респондентов (табл. 2). У школьников из Москвы и Хабаровска возраст также не связан с зависимыми переменными. В то же время для более старших русских школьников из Смоленска характерна более выраженная идентификация с представителями русской национальности (β=0,20, p<0,01) и гражданами своей страны (β=0,20, p<0,01). У юношей из Хабаровска этническая (β=-0,28, p<0,000) и гражданская (β=-0,21, p<0,01) идентичности выражены в большей степени, чем у девушек, а у смолян подобная зависимость выявлена только в отношении этнической идентичности (β=-0,18, p<0,05). У юношей-москвичей этническая (β=-0,16, p<0,05) и гражданская (β=-0,19, p<0,01) идентичности выражены в большей степени, чем у девушек.
Таблица 2
Иерархический регрессионный анализ связей этнической, гражданской и глобальной идентичностей смоленских (N=156), хабаровских (N=173) и московских (N=155) старшеклассников с их индивидуальными ценностями при контроле социально-демографических параметров
|
Предикторы |
Зависимые переменные |
||||||||
|
Этническая идентичность |
Гражданская идентичность |
Глобальная идентичность |
|||||||
|
С |
Х |
М |
С |
Х |
М |
С |
Х |
М |
|
|
Возраст |
0,20** |
0,03 |
0,10 |
0,20** |
0,01 |
0,08 |
0,1 |
0,002 |
0,01 |
|
Пол 1 – м, 2 – ж |
-0,18* |
-0,28*** |
-0,16* |
-0,12 |
-0,21** |
-0,19** |
0,11 |
-0,06 |
-0,003 |
|
Материальное положение семьи |
-0,06 |
0,02 |
0,04 |
-0,03 |
-0,02 |
0,01 |
-0,03 |
0,02 |
-0,03 |
|
Ценности (по Ш. Шварцу) |
|||||||||
|
Стимуляция |
0,13 |
-0,08 |
0,08 |
0,08 |
-0,07 |
0,10 |
-0,02 |
-0,13 |
0,12 |
|
Гедонизм |
0,01 |
-0,05 |
-0,07 |
0,05 |
0,03 |
-0,05 |
0,04 |
-0,08 |
-0,04 |
|
Достижение |
-0,07 |
0,14 |
0,20* |
-0,06 |
0,17 |
0,19 |
-0,16 |
0,07 |
0,25** |
|
Традиция |
0,21* |
0,35*** |
0,30** |
0,25** |
0,23** |
0,15 |
0,07 |
0,08 |
-0,05 |
|
Самостоятельность |
-0,12 |
0,14 |
-0,19 |
-0,14 |
0,13 |
-0,17 |
0,09 |
0,20** |
-0,15 |
|
Власть |
0,08 |
-0,18* |
-0,18 |
0,10 |
-0,24** |
-0,16 |
0,11 |
-0,06 |
-0,15 |
|
Безопасность |
0,34*** |
0,11 |
0,16 |
0,28** |
0,12 |
0,24* |
0,28** |
-0,19 |
-0,15 |
|
Конформизм |
0,23* |
-0,04 |
-0,16 |
0,33** |
0,05 |
-0,06 |
0,10 |
0,04 |
0,17 |
|
Универсализм |
0,08 |
0,19 |
0,20* |
0,04 |
0,14 |
0,25* |
0,28* |
0,37** |
0,42*** |
|
Благожелательность |
-0,09 |
-0,10 |
0,11 |
-0,12 |
-0,13 |
-0,03 |
-0,10 |
-0,08 |
-0,03 |
|
R2 |
0,41*** |
0,31*** |
0,31*** |
0,36*** |
0,27*** |
0,21*** |
0,18*** |
0,17*** |
0,22*** |
|
F |
7,43 |
6,97 |
4,85 |
7,71 |
4,55 |
4,15 |
3,64 |
3,71 |
4,40 |
|
ΔR2 |
0,36 |
0,30 |
0,28 |
0,38 |
0,24 |
0,25 |
0,21 |
0,23 |
0,29 |
Примечание: обозначения в названиях столбцов: «С» – смоляне, «Х» – хабаровчане и «М» – москвичи; в таблице представлены показатели моделей второго шага иерархической регрессии; представлены стандартизированные коэффициенты регрессии (β); * – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001; R2 (скорректированный) – доля объясненной дисперсии зависимой переменной; изменения R2 значимы на уровне p<0,001 во всех моделях; F – статистика Фишера. VIF – коэффициенты мультиколлинеарности для всех регрессоров в моделях имеют приемлемые значения (в интервале от 1,04 до 1,63). Таблицы с корреляциями между центрированными значениями ценностей и зависимыми переменными представлены в Приложении.
Выявлена общая для всех старшеклассников (смолян, хабаровчан, москвичей) положительная связь этнической идентичности с ценностью Традиция. Кроме этого, этническая идентичность положительно связана с ценностями Безопасность и Конформизм у смолян, отрицательно – с ценностью Власть у хабаровчан и положительно – с ценностями Достижение и Универсализм у москвичей.
Общих для трех групп старшеклассников связей гражданской идентичности с индивидуальными ценностями мы не обнаружили. В то же время у смолян выявлен аналогичный (как и в отношении этнической идентичности) паттерн связи гражданской идентичности с ценностями Традиция, Безопасность и Конформизм. Гражданская идентичность у хабаровчан положительно связана с ценностью Традиция и отрицательно – с ценностью Власть, а у москвичей – положительно связана с ценностями Безопасность и Универсализм.
При анализе связей глобальной идентичности с ценностями была выявлена как общая для всех старшеклассников положительная связь глобальной идентичности с ценностью Универсализм, так и регионально-специфические связи: положительные связи глобальной идентичности у смолян с ценностью Безопасность, у хабаровчан – с ценностью Самостоятельность, а у москвичей – с ценностью Достижение.
Обсуждение результатов
При анализе связей индивидуальных ценностей с этнической идентичностью было обнаружено, что общим предиктором выраженности этнической идентичности у всех старшеклассников, независимо от региона проживания, выступает ценность Традиция (как компонент метаценности Сохранение), т.е. выраженная этническая идентичность у русских старшеклассников связана с принятием и сохранением традиционных норм, представлений, правил, образцов жизни. Сходные результаты были получены и на других российских выборках [Лепшокова, 2021; Федотова, 2024]. Данный эффект в наибольшей степени проявился у смоленских старшеклассников, у которых наряду с ценностью Традиция предикторами выраженности этнической идентичности выступили также и две другие ценности, входящие в метаценность Сохранение, – ценности Конформизм (ограничение побуждений и действий, причиняющих вред другим людям или нарушающих социальную гармонию) и Безопасность (стабильность, гармония общества, ближайшего окружения и самого индивида). Интересно, что у смоленских школьников ценности Сохранения оказались предиктором и гражданской российской идентичности, что согласуется с данными исследования З.Х. Лепшоковой и подтверждает вывод о том, что для представителей русского этноса как этнического большинства РФ характерно слияние этнической (русской) и гражданской (российской) идентичностей в единую этно-национальную идентичность [Лепшокова, 2021].
У старшеклассников-хабаровчан этническая и гражданская идентичности также имеют одинаковые ценностные предикторы – это значимость ценности Традиция (как компонента метаценности Сохранение) и отрицание ценности Власть (как компонента метаценности Самоутверждение). Иными словами, если ориентация на ценности сохранения традиций и поддержания стабильности общества выступает для хабаровских школьников фактором идентификации с русским этносом и гражданами России, то ориентация на достижение высокого статуса, престижа, влияния на других людей таким фактором не является. Наши данные, полученные на русских старшеклассниках, составляющих этническое большинство в исследуемых российских регионах, в целом согласуются с данными, полученными на выборке еврейских подростков, составляющих этническое большинство в Израиле, и расходятся с данными, полученными на выборке арабских подростков, составляющих этническое меньшинство в Израиле [Benish-Weisman, 2024]. Учитывая, что сегодняшние общества, включая российское, становятся все более поликультурными, возникает необходимость изучения российских старшеклассников, составляющих этнические меньшинства в регионах РФ.
У старшеклассников из Москвы, также как у старшеклассников из Смоленска и Хабаровска ценности Сохранение выступают предикторами этнической (ценность Традиция) и гражданской (ценность Безопасность) идентичностей. В то же время у московских школьников, в отличие от школьников из смоленского и хабаровского регионов, предиктором этнической, гражданской, а также глобальной идентичностей является также ценность Универсализм (понимание и поддержание благополучия всех людей, забота о природе), входящая в метаценность Самопреодоление. Иными словами, в сознании московских школьников с выраженной ориентацией на заботу о благополучии других людей выражены идентификации и с русскими, и с гражданами России, и с человечеством в целом. Возможно, это связано с тем, что отношения жителя мегаполиса с другими людьми во многом определяются представлениями о равенстве и свободе каждого человека [Микляева, 2011].
Наличие связей глобальной идентичности с ценностью Универсализм, входящей в блок ценностей высшего порядка Самопреодоление (выход за пределы собственного эго), подтверждает тезис ряда исследователей о том, что идентификация с человечеством прямо связана с уровнем нравственной зрелости индивида [McFarland, 2013]. В то же время в нашем исследовании обнаружен ряд регионально-специфических положительных связей глобальной идентичности с ценностями, включенными в метаценности, находящиеся (согласно Ш. Шварцу) в оппозиции друг к другу: у смолян – с ценностью Безопасность (метаценность Сохранение), у хабаровчан – с ценностью Самостоятельность (метаценность Открытость изменениям), у москвичей – с ценностью Достижение (метаценность Самоутверждение). Тот факт, что ценность Безопасность выступает у смоленских старшеклассников детерминантой глобальной идентичности (так же как этнической и гражданской), может быть объясняется близостью места их проживания к западным рубежам РФ и пониманием того, что реализация ценностей безопасного, стабильного и гармоничного существования общества, семьи, самого человека, особенно в нынешних социально-политических условиях, зависит от многих людей. Поэтому возможно значимость ценности Безопасность способствует усилению у смоленских школьников идентификации с представителями больших социальных групп: этнос, граждане страны, человечество в целом. Значимый вклад ценности Самостоятельность в ощущение себя представителем всего человечества у хабаровских школьников, на наш взгляд, можно объяснить следующим образом. Переориентация России в последние годы на Восток, развитие различных форм сотрудничества и взаимодействия между Дальним Востоком и Китаем, с одной стороны, создает возможности для широкой вовлеченности населения Хабаровского края в глобализационные процессы и развитие глобальной идентичности у его жителей [Березутский, 2022; Кочегарова, 2015]. С другой стороны, густонаселенный, экономически развитый Китай, соседствующий с малонаселенной территорией Хабаровского края, воспринимается как угроза безопасности России, как угроза «русскости» [Пылкова, 2004], что в свою очередь, вероятно, является триггером актуализации у жителей российско-китайского приграничья потребностей в автономности, независимости, самостоятельности.
Значимый вклад ценностей Достижение в идентификацию со всем человечеством у московских старшеклассников также может быть обусловлен особенностями социально-культурного контекста. Молодые люди Москвы по сравнению с молодежью Смоленска и Хабаровска обладают бОльшим потенциалом для достижения личного успеха и карьерного роста, в том числе и на мировом уровне [Фетисова, 2021]. В столице несоизмеримо больше, чем в региональных городах, представлены международные компании, более востребованы знания иностранных языков, имеются более широкие возможности для международных стажировок и т.п. Вероятно, в том числе и поэтому ориентация на ценность Достижение выступает предиктором выраженности глобальной идентичности у московских старшеклассников.
Основные итоги исследования
-
Универсальным предиктором этнической идентичности у опрошенных русских старшеклассников, независимо от региона проживания, выступают ценности Сохранения. При этом наибольший вклад в выраженность этнической идентичности вносит ценность Традиция.
-
Ценности Сохранения являются общим предиктором гражданской идентичности у смоленских и хабаровских старшеклассников. Наличие одинаковых ценностей, детерминирующих выраженность этнической (русской) и гражданской (российской) идентичностей у русских старшеклассников из Смоленска и Хабаровска, демонстрирует неразрывную связь процессов идентификации с представителями русского этноса и гражданами страны и свидетельствует о единстве этно-национальной идентичности у русских смоленских и хабаровских старшеклассников.
-
У старшеклассников из Москвы ресурсом поддержания этнической и гражданской идентичностей наряду с ценностями Сохранения (Традиция, Безопасность) выступает также ценность блока Самопреодоление (Универсализм). И это, вероятно, связано с тем, что бесконфликтная социальная жизнь в мегаполисе невозможна без понимания и соблюдения равных прав и обязанностей, уважительного отношения друг к другу.
-
Общим предиктором глобальной идентичности у смоленских, хабаровских и московских старшеклассников является ценность Универсализм (компонент метаценности Самопреодоления) – как проявление значимости заботы о благе других людей. То есть выход за пределы своего эго выступает универсальной детерминантой идентификации русских старшеклассников со всем человечеством.
-
Наряду с универсальным предиктором (ценность Универсализм) выявлены и специфические для каждой группы старшеклассников предикторы глобальной идентичности: у смолян – это ценность Безопасность, у хабаровчан – ценность Самостоятельность, а у москвичей – ценность Достижение. Иными словами, ресурсом глобальной идентичности выступают разные ценности, которые входят в разные блоки метаценностей, порой находящиеся, согласно Ш. Шварцу, в оппозиции друг к другу. Тем самым мы можем говорить о глобальной идентичности русских старшеклассников как феномене, детерминируемом как универсальными факторами, так и уникальными для каждого региона, обусловленными особенностями их социально-культурного контекста.
Ограничения и перспективы исследования. Во-первых, анкетирование не исключало вероятности проявления социальной желательности при ответах респондентов. Во-вторых, участники исследования проживают в трех регионах и представлены этническими русскими, это ограничивает экстраполяцию результатов на другие этнические группы и другие регионы. В будущем необходимо расширить охват выборки, а также включить в модель дополнительные социально-демографические показатели (например, опыт пребывания за границей, вовлеченность в деятельность молодежных патриотических объединений, количество друзей из числа других национальностей, частота межнациональных контактов и т.д.). Перспективным направлением, на наш взгляд, является также изучение содержательного наполнения старшеклассниками понятий «русские», «граждане России», «люди всего мира» с использованием как количественных, так и качественных методов исследования.
Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы в деятельности школьных психологов и учителей при подготовке тематических материалов по формированию нравственных ориентиров, лежащих в основе этнической (русской), гражданской (общероссийской) и общечеловеческой идентичностей. Понимание ценностной детерминации становления этнической, гражданской и глобальной идентичностей позволяет определить научно обоснованные подходы к организации консультационной и психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в процессе социального самоопределения и отождествления с различными социальными группами и формирования ценностного отношения к ним.