Взаимосвязь изменений личностных ценностей и стрессонагруженности студентов

Аннотация

The interrelation of changes of values and presence of stress at students as a result of long research is established, factors of sources of stress of the first-year students are revealed.

Общая информация

Ключевые слова: стрессонагруженность, личностные ценности

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ермакович О.В. Взаимосвязь изменений личностных ценностей и стрессонагруженности студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В рамках модернизации системы высшего образования России в связи с динамичными изме­нениями, происходящими в нашей стране, осуществляется подготовка конкурентоспособных специ­алистов, важными профессиональными характеристиками которых являются позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития личности. У современ­ных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятель­ности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости [3].

Под стрессонагруженностью понимается суммарная интенсивность воздействия внешних и внутренних факторов, приводящих к стрессу индивида.

Изучение процессов регуляции деятельности, психических состояний, психологической устойчивости к стрессу является сегодня, как никогда, актуальным направлением научных и прак­тических исследований в психологии, что непременно должно привести к созданию эффективных профилактических методик противодействия стрессорам – по меньшей мере, в профессиональной деятельности. В связи с этим актуальность исследования определяется, с одной стороны, недоста­точной теоретической разработанностью проблемы влияния стрессонагруженности на личностные факторы студентов в процессе обучения, с другой – необходимостью создания научно обоснован­ных, личностно ориентированных стратегий профилактики данного явления и коррекции его дез­адаптивных последствий у рассматриваемой категории.

Актуальность исследования ценностей у студентов определяется в первую очередь тем, что, по мнению многих исследователей, именно система ценностных направленностей во многом опре­деляет формирование личности человека [2]. Способность к познанию себя и окружающих, воз­растающая по мере приобретения молодыми людьми социального опыта, является тем фактором, который определяет изменения, происходящие в системе ценностей.

Цель эмпирического исследования – выявить взаимосвязь изменений личностных ценностей и стрессонагруженности студентов [1].

Для изучения изменений личностных ценностей студентов было проведено лонгитюдное ис­следование (сентябрь – декабрь 2010 г.), которое проводилось в ведущем техническом университе­те г. Самары, участие приняли 178 студентов (как юноши, так и девушки), представители разных групп (9 групп, возрастной диапазон от 17 до 20 лет). На первом и втором этапах исследования цен­ности студентов были измерены методикой «Аксиологическая направленность личности» АНЛ4 А.В. Капцова. Данная методика позволяет исследовать личность с точки зрения ее интересов, иде­алов, жизненных целей и личностных ценностей, которыми человек руководствуется в своей жиз­ни. На втором этапе также была измерена стрессонагруженность студентов методикой стрессовой нагруженности студентов А.А. Юсман, являющейся модификацией «Методики определения стрес­соустойчивости и социальной адаптации» холмса, Раге [4].

В результате перечень самых значимых стрессовых ситуаций, полученный в ходе исследова­ния 9 групп студентов первого курса, оказался следующим. Для 99% студентов самым сильнодей­ствующим стрессовым фактором является приближение сессии. На стрессонагруженность студен­тов (87%) в значительной степени влияет такой фактор, как ранний подъем на учебу. Нужно отме­тить вовремя не выполненное задание как фактор, интенсивно действующий на стрессовую ситуа­цию (86%). Также для большинства студентов (84%) сильным фактором стрессонагруженности ока­залось поступление в высшее учебное заведение. Немаловажно указать такой фактор стрессонагру­женности учащихся, как опоздание на занятия, впоследствии 83% студентов испытывают его интен­сивное воздействие. 67% студентов приходится испытывать стрессогенное воздействие из-за загру­женности в учебе и лени, которая препятствует успешной учебной деятельности. Наконец, 59% сту­дентов подвергаются стрессу из-за академических задолженностей, возникающих во время учебы.

Для того чтобы выявить динамику ценностных изменений, было проведено сравнение цен­ностного портрета студентов по первому и второму исследованиям. Сравнительный анализ по­сле первого исследования ценностей показал, что у студентов преобладала ценность материально­го благополучия и образования. Отмечено также преобладание ценностей духовного удовлетворе­ния и креативности. После проведения второго исследования ценностей у студентов было выявле­но снижение уровня ценности материального благополучия. Важно отметить повышение ценности сохранения индивидуальности и увеличение ценности общественной жизни с повышением ценно­сти увлечений. Сравнительный анализ результатов между первым и вторым исследованием ценно­стей у юношей показал, что в первом исследовании преобладала ценность «материальное благо­получие». Далее было отмечено снижение ценностей креативности и духовного удовлетворения. У девушек сравнительный анализ выявил увеличение большинства ценностей по сравнению с ре­зультатами первого исследования.

Для того чтобы выявить изменения ценностей, была найдена разность между результатами первого и второго исследований ценностной сферы студентов. В результате установлено распреде­ление студентов с различным уровнем стрессовой нагруженности. По результатам опроса 91% сту­дентов имеют низкую стрессовую нагруженность, 8% студентов – средний уровень стрессонагру­женности, и только у 1% студентов наблюдается высокая стрессовая нагруженность.

Чтобы выявить наличие взаимосвязи изменений ценностей и стрессонагруженности, был использован коэффициент корреляции Спирмена. У девушек имеется прямо пропорциональная взаимосвязь стрессонагруженности и изменения ценности «материальное благополучие» (0,3 при р<0,05). Данная связь говорит о том, что с увеличением переживания стрессов у девушек растет изменение ценности «материальное благополучие». Это может приводить к тому, что при нерв­ном перенапряжении у девушек возникает защитная реакция, выражающаяся в желании отвлечься осуществлением каких-либо материальных приобретений, от которых девушки получали бы удов­летворение. В результате вычисления коэффициента корреляции Спирмена между изменениями ценностей и тремя уровнями стрессонагруженности у студентов были получены следующие взаи­мосвязи. Существует прямо пропорциональная взаимосвязь среднего уровня стрессонагруженности у студентов и изменения ценности общественной жизни (0,6 при р<0,05), т.е. чем сильнее студен­ты со средним уровнем стрессонагруженности испытывают воздействие стрессогенных факторов учебной деятельности, тем ярче отмечается увеличение ценности общественной жизни. Для того чтобы выделить различия в изменениях ценностей, был использован кластерный анализ. Пос­ле разделения изменений ценностей на два уровня (средний и низкий) была выявлена прямо про­порциональная связь между низким уровнем изменений ценностей у юношей и стрессонагружен­ностью (0,4 при р<0,05). Можно предположить, что чем сильнее воздействие стрессогенных факто­ров учебной деятельности, тем более юноши подвержены изменениям в своей ценностной сфере.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что выявлено наличие взаимосвязи изменений ценностей и стрессонагруженности. Результаты данного исследования могут быть реко­мендованы психологам, работающим со студентами в высших учебных заведениях.

Литература

  1. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи : моногр. Самара : Изд­во CНЦ РАН, 2009.
  2. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и ме­тодологии. М. : Социум, 2000.
  3. Востриков А.А. Уравновешенность и устойчивость к стрессу. М. : Мысль, 2003.
  4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : Изд. дом «БАхРАх-М», 2004.

Информация об авторах

Ермакович Оксана Валерьевна, психолог Самар. гуманит. акад, e-mail: oksana-ermakovich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2648
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4