Формирование педагогического мышления будущих учителей

Аннотация

The author of the article offers an innovative model of formation of pedagogical thinking of future teachers in conditions of the additional vocational training, promoting the development of understanding of the personality of teachers.

Общая информация

Ключевые слова: развитие личности педагога, педагогическое мышление будущих учителей, профессионализм, инновационная модель

Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Михайленко О.И. Формирование педагогического мышления будущих учителей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Формирование педагогического мышления является важным аспектом становления будуще­го учителя. Изучение этой проблемы на ранних стадиях может повысить эффективность обучения и определить основные векторы дальнейшего развития профессионализма личности.

Педагогическое мышление – процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности в ходе профессиональной педагогической деятельности. Профессиональные мыслительные умения учителя организованы и реализуются на двух уровнях: ситуативном и надситуативном (С.М. Ка­шапов). Надситуативный уровень – это решение учителем проблемной ситуации, связанной с пер­спективой развития педагогического процесса. Ситуативный уровень – решение комплекса теку­щих, актуальных педагогических проблемных ситуаций.

Опытно-экспериментальная работа со студентами Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) показала, что у большинства опрошенных студентов (69%) преобладает си­туативный уровень мышления при разрешении предложенных учебно-воспитательных ситуаций, т. е. будущие учителя не умеют увидеть далекую перспективу, что может привести к усугублению конфликтной ситуации между учеником и учителем. Только у 31% опрошенных преобладают от­веты, характеризующие надситуативный стиль мышления педагога, свидетельствующий о способ­ности наметить стратегию своей профессиональной деятельности, оценить свои успехи и неуда­чи, креативно решать возникающие ситуации. Таким образом, развитие педагогического мышле­ния осуществляется на всех этапах профессионального становления педагога, зависит от характе­ра самого процесса обучения, стиля общения между педагогом и студентами – будущими учителя­ми, от способов организации подачи учебного материала и учебно-познавательной деятельности студентов, а также от системы оценок ее результатов.

Результаты опроса более 100 студентов первого и третьего курсов КБГУ с целью изучения причин, вызывающих их негативное отношение к педагогической деятельности, показали, что ее выбор тормозят объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов нами было выделено отсутствие систематической акмеологической диагностики реальных возможно­стей, интересов и мотивов студентов, а также низкий уровень готовности преподавателей к фор­мированию педагогического мышления у студентов – будущих учителей. Среди объективных фак­торов мы выделяем недостаточное использование диалоговых, задачных, тренинговых, проект­ных и игровых технологий, стимулирующих стремление студентов к новым знаниям, проявлению инициативы, развитию педагогического мышления, а также недостаточное сближение учебной и научно-исследовательской работы.

Для построения системы работы преподавателей кафедры педагогики и психологии до­полнительного профессионального образования КБГУ нами были определены пути дальнейшего совершенствования организации работы по формированию педагогического мышления у студен­тов – будущих учителей. Основные задачи работы преподавателей в этом направлении состояли в выявлении и апробировании основных форм, методов и средств формирования у студентов педа­гогического мышления, которое способствовало развитию мотивационной готовности к самооб­разованию, определению содержания их самообразовательной деятельности, изучению возможно­стей подготовки будущих учителей к умению управлять своей систематической познавательной де­ятельностью. В соответствии с разработанным планом мероприятий по формированию у студентов педагогического мышления были определены общие цели работы, ее этапы и основные средства достижения поставленных задач.

Вначале была проведена работа по расширению представления студентов о значении, сущно­сти и специфике педагогической деятельности, осознанию необходимости самообразования для бу­дущего учителя и др. Здесь же преподаватель изучает их мотивацию к педагогической деятельности, динамику становления мотивов. По мере перехода студентов с одного курса на другой их мотивы подвергаются изменениям по содержанию и действенности. Например, некоторые первокурсники считают, что их основная задача – состояться в качестве студентов высшей школы и получить ди­плом; на третьем курсе усиливается звучание других мотивов – развития педагогического мышле­ния для профессионального роста, самосовершенствования в профессиональной деятельности и др.

Мотивы развития педагогического мышления были выявлены путем анкетирования, груп­повых и индивидуальных бесед, во время которых раскрывались сущность, значение и специфи­ка педагогической деятельности.

Второй этап работы начинается, как правило, на втором курсе. В этот период преподаватель вовлекает студентов в процесс самообразования, связанный с педагогической деятельностью, с та­ким расчетом, чтобы вызвать у них побуждение к развитию педагогического мышления.

Активизации деятельности студентов по развитию педагогического мышления способствует и внедренная в учебный процесс КБГУ рейтинговая система оценки знаний, предусматривающая дополнительный набор баллов за выполнение различных видов самостоятельной работы, способ­ствующей развитию педагогического мышления.

На третьем этапе преподаватель закрепляет представления о системе работы по формирова­нию педагогического мышления у студентов в учебном процессе. Преподаватель формирует у сту­дентов – будущих учителей умения саморегуляции, самоорганизации в ходе развития педагогиче­ского мышления.

Оптимальное использование этих общих и специфических возможностей, потенциально за­ложенных в учебном процессе КБГУ, приводит к эффективному формированию у студентов педа­гогического мышления.

Таким образом, выделяем следующие пути эффективного развития педагогического мыш­ления у студентов:

  • использование проблемного обучения и интерактивных методов активизации познаватель­ной деятельности студентов;
  • оптимальное использование индивидуальных, групповых и фронтальных организацион­ных форм обучения;
  • вовлечение студентов – будущих учителей в разнообразные формы научно-исследовательской и проектной деятельности, а также их участие в научных конференциях, семинарах и т.д.;
  • активное участие студентов в разнообразных конкурсах, олимпиадах, а также конкурсных грантах в различных областях естественных, технических и гуманитарных наук, проводимых Ми­нистерством образования и науки Российской Федерации, научными сообществами и фондами.

 

Все вышесказанное является основанием для выделения следующих педагогических усло­вий эффективного формирования педагогического мышления у студентов – будущих учителей:

  • проведение акмеологической диагностики личностных характеристик студентов (с целью выявления их реальных учебных возможностей, мотивов, интересов, ценностей), результаты кото­рой будут использоваться в их будущей педагогической деятельности;
  • создание в учебном процессе благоприятной учебной среды, способствующей развитию педагогического мышления;
  • увеличение доли интерактивных методов и организационных (диалоговых, задачных, игровых, тренинговых, проектных) форм обучения, обеспечивающих субъектную позицию студентов – бу­дущих учителей в учебном процессе.

 

Необходимость поиска оптимальных путей формирования педагогического мышления у сту­дентов – будущих учителей усиливается ориентацией современного образования на личность об­учающегося, когда получение профессионального образования предполагает такое совершенство­вание содержания, форм и методов обучения, которое создаст благоприятные условия для перехо­да процесса обучения в процесс самообразования личности через акмеологическую позицию. Ак­меологическая позиция – это интегральный показатель качества будущего учителя, результат его самосовершенствования. Она повышает качество образования в целом, педагогического процес­са и его результата.

Информация об авторах

Михайленко Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, д-р акмеологии, доц., зав. каф. педагогики и психологии доп. проф. образования Кабардино-Балкар. гос. ун-та, e-mail: olganlk@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6802
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 22