Формирование педагогического мышления будущих учителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие личности педагога, педагогическое мышление будущих учителей, профессионализм, инновационная модель
Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Михайленко О.И. Формирование педагогического мышления будущих учителей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Формирование педагогического мышления является важным аспектом становления будущего учителя. Изучение этой проблемы на ранних стадиях может повысить эффективность обучения и определить основные векторы дальнейшего развития профессионализма личности.
Педагогическое мышление – процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности в ходе профессиональной педагогической деятельности. Профессиональные мыслительные умения учителя организованы и реализуются на двух уровнях: ситуативном и надситуативном (С.М. Кашапов). Надситуативный уровень – это решение учителем проблемной ситуации, связанной с перспективой развития педагогического процесса. Ситуативный уровень – решение комплекса текущих, актуальных педагогических проблемных ситуаций.
Опытно-экспериментальная работа со студентами Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) показала, что у большинства опрошенных студентов (69%) преобладает ситуативный уровень мышления при разрешении предложенных учебно-воспитательных ситуаций, т. е. будущие учителя не умеют увидеть далекую перспективу, что может привести к усугублению конфликтной ситуации между учеником и учителем. Только у 31% опрошенных преобладают ответы, характеризующие надситуативный стиль мышления педагога, свидетельствующий о способности наметить стратегию своей профессиональной деятельности, оценить свои успехи и неудачи, креативно решать возникающие ситуации. Таким образом, развитие педагогического мышления осуществляется на всех этапах профессионального становления педагога, зависит от характера самого процесса обучения, стиля общения между педагогом и студентами – будущими учителями, от способов организации подачи учебного материала и учебно-познавательной деятельности студентов, а также от системы оценок ее результатов.
Результаты опроса более 100 студентов первого и третьего курсов КБГУ с целью изучения причин, вызывающих их негативное отношение к педагогической деятельности, показали, что ее выбор тормозят объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов нами было выделено отсутствие систематической акмеологической диагностики реальных возможностей, интересов и мотивов студентов, а также низкий уровень готовности преподавателей к формированию педагогического мышления у студентов – будущих учителей. Среди объективных факторов мы выделяем недостаточное использование диалоговых, задачных, тренинговых, проектных и игровых технологий, стимулирующих стремление студентов к новым знаниям, проявлению инициативы, развитию педагогического мышления, а также недостаточное сближение учебной и научно-исследовательской работы.
Для построения системы работы преподавателей кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования КБГУ нами были определены пути дальнейшего совершенствования организации работы по формированию педагогического мышления у студентов – будущих учителей. Основные задачи работы преподавателей в этом направлении состояли в выявлении и апробировании основных форм, методов и средств формирования у студентов педагогического мышления, которое способствовало развитию мотивационной готовности к самообразованию, определению содержания их самообразовательной деятельности, изучению возможностей подготовки будущих учителей к умению управлять своей систематической познавательной деятельностью. В соответствии с разработанным планом мероприятий по формированию у студентов педагогического мышления были определены общие цели работы, ее этапы и основные средства достижения поставленных задач.
Вначале была проведена работа по расширению представления студентов о значении, сущности и специфике педагогической деятельности, осознанию необходимости самообразования для будущего учителя и др. Здесь же преподаватель изучает их мотивацию к педагогической деятельности, динамику становления мотивов. По мере перехода студентов с одного курса на другой их мотивы подвергаются изменениям по содержанию и действенности. Например, некоторые первокурсники считают, что их основная задача – состояться в качестве студентов высшей школы и получить диплом; на третьем курсе усиливается звучание других мотивов – развития педагогического мышления для профессионального роста, самосовершенствования в профессиональной деятельности и др.
Мотивы развития педагогического мышления были выявлены путем анкетирования, групповых и индивидуальных бесед, во время которых раскрывались сущность, значение и специфика педагогической деятельности.
Второй этап работы начинается, как правило, на втором курсе. В этот период преподаватель вовлекает студентов в процесс самообразования, связанный с педагогической деятельностью, с таким расчетом, чтобы вызвать у них побуждение к развитию педагогического мышления.
Активизации деятельности студентов по развитию педагогического мышления способствует и внедренная в учебный процесс КБГУ рейтинговая система оценки знаний, предусматривающая дополнительный набор баллов за выполнение различных видов самостоятельной работы, способствующей развитию педагогического мышления.
На третьем этапе преподаватель закрепляет представления о системе работы по формированию педагогического мышления у студентов в учебном процессе. Преподаватель формирует у студентов – будущих учителей умения саморегуляции, самоорганизации в ходе развития педагогического мышления.
Оптимальное использование этих общих и специфических возможностей, потенциально заложенных в учебном процессе КБГУ, приводит к эффективному формированию у студентов педагогического мышления.
Таким образом, выделяем следующие пути эффективного развития педагогического мышления у студентов:
- использование проблемного обучения и интерактивных методов активизации познавательной деятельности студентов;
- оптимальное использование индивидуальных, групповых и фронтальных организационных форм обучения;
- вовлечение студентов – будущих учителей в разнообразные формы научно-исследовательской и проектной деятельности, а также их участие в научных конференциях, семинарах и т.д.;
- активное участие студентов в разнообразных конкурсах, олимпиадах, а также конкурсных грантах в различных областях естественных, технических и гуманитарных наук, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, научными сообществами и фондами.
Все вышесказанное является основанием для выделения следующих педагогических условий эффективного формирования педагогического мышления у студентов – будущих учителей:
- проведение акмеологической диагностики личностных характеристик студентов (с целью выявления их реальных учебных возможностей, мотивов, интересов, ценностей), результаты которой будут использоваться в их будущей педагогической деятельности;
- создание в учебном процессе благоприятной учебной среды, способствующей развитию педагогического мышления;
- увеличение доли интерактивных методов и организационных (диалоговых, задачных, игровых, тренинговых, проектных) форм обучения, обеспечивающих субъектную позицию студентов – будущих учителей в учебном процессе.
Необходимость поиска оптимальных путей формирования педагогического мышления у студентов – будущих учителей усиливается ориентацией современного образования на личность обучающегося, когда получение профессионального образования предполагает такое совершенствование содержания, форм и методов обучения, которое создаст благоприятные условия для перехода процесса обучения в процесс самообразования личности через акмеологическую позицию. Акмеологическая позиция – это интегральный показатель качества будущего учителя, результат его самосовершенствования. Она повышает качество образования в целом, педагогического процесса и его результата.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6956
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 12