Исследовательская деятельность школьников: психолого-педагогический аспект

Аннотация

The article deals with the technology of organizing senior pupils’ research work of in the framework of the school subject Psychology. It describes the stages of academic research, the opportunities of reflection according to the results of work, points out the topics of research in the field of psychology for senior pupils.

Общая информация

Ключевые слова: исследовательская деятельность, этапы исследования, психология, умственное развитие, технологии обучения, старшеклассник

Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Петрова Л.М. Исследовательская деятельность школьников: психолого-педагогический аспект // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Модернизация образовательной системы, происходящая по запросу социума, требует поис­ка новых или изменения проверенных временем технологий педагогической деятельности. В свою очередь, развитие информатизации позволяет на новом уровне использовать технологии обучения, хорошо зарекомендовавшие себя в условиях общеобразовательной школы.

Сама по себе идея использования проектной и исследовательской деятельности как техноло­гии обучения не является новой. Подобные виды деятельности позволяют проявить активность и самостоятельность самим обучающимся. Педагог или психолог, выступающий организатором про­екта или исследования, имеет возможность на равных участвовать в реализации целей планируе­мой деятельности. К тому же технологии проектной и исследовательской деятельности не препод­носят готовых знаний. Как верно заметил Б.В. Всесвятский, «в исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные ис­кания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате рабо­ты самих детей над тем или иным жизненным материалом» [3, с. 217–218]. Это стимулирует при­родную любознательность, тягу к познанию, проявление у ребенка интереса к новому, позволяет избежать состояния скуки.

Остановимся на рассмотрении понятия «исследовательская деятельность». Это деятельность учащихся, связанная с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным реше­нием и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфе­ре [2, с. 197–198]. К основным этапам относятся выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), изучение научной литературы по интересующей проблематике, формулирование гипотез и задач исследования, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Только в исследовательской деятельности возможно объединение творческого (преобразова­ние знаний) и интеллектуального (применение знаний) процессов. Мотивацию исследовательской деятельности стимулируют следующие факторы: новизна объекта, его когнитивная сложность и противоречия в информации об объекте.

Учебная деятельность старшеклассников предъявляет более высокие требования к их актив­ности, самостоятельности, умению распределять личное время, осознать систему приоритетов. За­дачей педагога становится создание у обучающихся установки на самообразование и обучение ра­циональным приемам работы с учебным материалом [1, с. 5; 2, с. 197]. К концу обучения в шко­ле старшеклассник должен овладеть умением самостоятельно мыслить, методикой и техникой са­мостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний, овладеть умением само­обучаться. Выполнение проектной деятельности, осуществление учебных исследований в рамках различных областей знания как нельзя лучше соответствуют возрастным особенностям умствен­ного развития старшеклассников.

Реализация проектной и исследовательской деятельности возможна в рамках предмета пси­хологии. В нашей работе со старшеклассниками проектная деятельность осуществляется посред­ством написания обучающимися рефератов по выбранной проблематике, а исследовательская дея­тельность – через выполнение учебных исследований в области психологии. Психолог выступает как научный руководитель и организатор подобной деятельности.

При организации исследований по психологии мы придерживаемся следующих этапов:

1) подготовительный – на этом этапе проводятся мини-лекции и семинары по методологии науки, тематическим направлениям исследований в психологии, методам научного поиска;

2) определяющий – учащийся выбирает тему своего исследования, ищет информацию по ней в научной литературе, изучает ее разработанность в науке;

3) планирующий – на данном этапе формулируется цель исследования, выдвигаются гипоте­зы, ставятся задачи, определяется контингент участников (выборка), подбираются методы и мето­дики, с помощью которых можно решить поставленные задачи, обсуждаются варианты опросни­ков, анкет, технологии их создания и работы с ними, выстраивается вся программа эмпирическо­го исследования;

4) эмпирический – этап реального проведения школьником психодиагностических мето­дик, обработка и анализ полученных результатов, сообщение результатов участникам исследова­ния (степень и возможность определяются индивидуально), при необходимости проведение с по­мощью психолога развивающих занятий;

5) описательно-презентационный – на данном этапе идет подготовка рукописи по итогам ис­следования (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиография, при­ложения), готовится доклад для выступления на конференции или семинаре, происходит публич­ное представление результатов своей исследовательской деятельности;

6) рефлексивный – этап обратной связи, самоанализа.

При этом 2–4-й этапы можно назвать собственно исследовательскими. Все этапы реализуются в диалоговой форме взаимодействия. Подобная форма работы позволяет выявить реальные интере­сы юного исследователя, сохранить высокий уровень познавательной мотивации и вовлеченности, а также способствует формированию ответственного отношения к результатам своей деятельности.

Организация исследований в рамках предмета психологии требует соблюдения некоторых специфических правил, с которыми не сталкиваются исследователи в других областях. В первую очередь это связано с тем, что объектом изучения в психологии выступает сам человек. Исследова­телям, планирующим и проводящим работу в области психологии (даже школьникам), необходимо соблюдать ряд морально-этических принципов: ненанесения ущерба испытуемому (широко извест­ный принцип «Не навреди»), компетентности (насколько это возможно в рамках ученического ис­следования), беспристрастности и конфиденциальности информации, получаемой об испытуемом. Соблюдение этических принципов работы психолога позволяет формировать уважение к личности другого человека, толерантность и гуманизм. Ознакомление, обсуждение необходимости принципов происходит на подготовительном этапе. На этапе эмпирического исследования происходит прак­тическая реализация этических принципов в реальном взаимодействии школьника-исследователя с испытуемыми. Самостоятельная работа по сбору эмпирических данных позволяет ребенку ока­заться в позиции взрослого, научиться вступать в контакт и организовывать работу группы людей, а также способствует развитию наблюдательности. При обработке полученных данных информа­ция из одного вида преобразуется в другой (цифры, проценты, сравнительные таблицы, графики и т.д.). При подготовке рукописи школьник-исследователь знакомится с правилами оформления тек­ста научной работы, осваивает технологические приемы этой деятельности. Публичное представ­ление результатов исследования является обязательным этапом работы и реализуется в выступле­нии учащегося на школьных конференциях, районных семинарах, городских конкурсах и фестива­лях. На этапе самоанализа и обратной связи с ребенком обсуждаются его успехи и трудности, полу­ченные умения и навыки, что было особо интересно и понравилось, что не понравилось и т.д. При этом нами внедряется методика оценки самостоятельного вклада ребенка в проведенное исследо­вание. Мы просим оценить в процентах его собственный вклад в реализацию того или иного эта­па исследовательской деятельности, когда за 100 % принимается абсолютная самостоятельность при выполнении, за 0 % – абсолютная зависимость от руководителя. Оценить самостоятельность предлагается по таким пунктам: выбор темы, подбор литературы, составление плана работы, под­бор методов и методик, проведение методик, анализ результатов (подготовка рекомендаций и выво­дов), оформление работы, доклад. По нашим данным (в среднем), самостоятельность выполнения исследовательской работы оценивается детьми в 75% с повышением этого уровня до 92% на этапе проведения методик и снижением до 35% на этапе подбора литературы и методов исследования.

Тематика выполненных исследовательских работ в области психологии достаточно широка, но в основном связана с проблемами развития и особенностями подросткового возраста («Исследо­вание отношения к суициду», «Гендерные различия в представлениях об идеале мужчины и идеале женщины», «Проблемы общения со сверстниками», «Восприятие чувства любви старшеклассни­ками», «Проблема депрессивных состояний», «Проблема профессионального самоопределения», «Школьная тревожность», «Сказка как транслятор ценностей личности» и т.д.).

Исследовательская деятельность школьников в области психологии способствует формиро­ванию самостоятельности мышления, привычки тщательно обдумывать принимаемые решения и ход планируемых действий, а также позволяет эффективно сотрудничать с разными категориями людей, устанавливать новые контакты. Участие в исследовательской деятельности позволяет ре­бенку самому осознать и справиться с внутренними проблемными переживаниями, найти реше­ние для внутри-и межличностных конфликтов, т.е. является своего рода методом коррекционно­развивающего воздействия.

Литература

  1. Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Формирование общеинтеллектуальных умений старшеклассников. М. : Изд. Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд. НПО «МОДЭК», 2004.
  2. Педагогическая психология / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб. : Питер, 2010.
  3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М. : Ось-89, 2006.

Информация об авторах

Петрова Людмила Модестовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, e-mail: modestovna@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4974
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6