Исследовательская деятельность школьников: психолого-педагогический аспект
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: исследовательская деятельность, этапы исследования, психология, умственное развитие, технологии обучения, старшеклассник
Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Петрова Л.М. Исследовательская деятельность школьников: психолого-педагогический аспект // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Модернизация образовательной системы, происходящая по запросу социума, требует поиска новых или изменения проверенных временем технологий педагогической деятельности. В свою очередь, развитие информатизации позволяет на новом уровне использовать технологии обучения, хорошо зарекомендовавшие себя в условиях общеобразовательной школы.
Сама по себе идея использования проектной и исследовательской деятельности как технологии обучения не является новой. Подобные виды деятельности позволяют проявить активность и самостоятельность самим обучающимся. Педагог или психолог, выступающий организатором проекта или исследования, имеет возможность на равных участвовать в реализации целей планируемой деятельности. К тому же технологии проектной и исследовательской деятельности не преподносят готовых знаний. Как верно заметил Б.В. Всесвятский, «в исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом» [3, с. 217–218]. Это стимулирует природную любознательность, тягу к познанию, проявление у ребенка интереса к новому, позволяет избежать состояния скуки.
Остановимся на рассмотрении понятия «исследовательская деятельность». Это деятельность учащихся, связанная с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [2, с. 197–198]. К основным этапам относятся выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), изучение научной литературы по интересующей проблематике, формулирование гипотез и задач исследования, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Только в исследовательской деятельности возможно объединение творческого (преобразование знаний) и интеллектуального (применение знаний) процессов. Мотивацию исследовательской деятельности стимулируют следующие факторы: новизна объекта, его когнитивная сложность и противоречия в информации об объекте.
Учебная деятельность старшеклассников предъявляет более высокие требования к их активности, самостоятельности, умению распределять личное время, осознать систему приоритетов. Задачей педагога становится создание у обучающихся установки на самообразование и обучение рациональным приемам работы с учебным материалом [1, с. 5; 2, с. 197]. К концу обучения в школе старшеклассник должен овладеть умением самостоятельно мыслить, методикой и техникой самостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний, овладеть умением самообучаться. Выполнение проектной деятельности, осуществление учебных исследований в рамках различных областей знания как нельзя лучше соответствуют возрастным особенностям умственного развития старшеклассников.
Реализация проектной и исследовательской деятельности возможна в рамках предмета психологии. В нашей работе со старшеклассниками проектная деятельность осуществляется посредством написания обучающимися рефератов по выбранной проблематике, а исследовательская деятельность – через выполнение учебных исследований в области психологии. Психолог выступает как научный руководитель и организатор подобной деятельности.
При организации исследований по психологии мы придерживаемся следующих этапов:
1) подготовительный – на этом этапе проводятся мини-лекции и семинары по методологии науки, тематическим направлениям исследований в психологии, методам научного поиска;
2) определяющий – учащийся выбирает тему своего исследования, ищет информацию по ней в научной литературе, изучает ее разработанность в науке;
3) планирующий – на данном этапе формулируется цель исследования, выдвигаются гипотезы, ставятся задачи, определяется контингент участников (выборка), подбираются методы и методики, с помощью которых можно решить поставленные задачи, обсуждаются варианты опросников, анкет, технологии их создания и работы с ними, выстраивается вся программа эмпирического исследования;
4) эмпирический – этап реального проведения школьником психодиагностических методик, обработка и анализ полученных результатов, сообщение результатов участникам исследования (степень и возможность определяются индивидуально), при необходимости проведение с помощью психолога развивающих занятий;
5) описательно-презентационный – на данном этапе идет подготовка рукописи по итогам исследования (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения), готовится доклад для выступления на конференции или семинаре, происходит публичное представление результатов своей исследовательской деятельности;
6) рефлексивный – этап обратной связи, самоанализа.
При этом 2–4-й этапы можно назвать собственно исследовательскими. Все этапы реализуются в диалоговой форме взаимодействия. Подобная форма работы позволяет выявить реальные интересы юного исследователя, сохранить высокий уровень познавательной мотивации и вовлеченности, а также способствует формированию ответственного отношения к результатам своей деятельности.
Организация исследований в рамках предмета психологии требует соблюдения некоторых специфических правил, с которыми не сталкиваются исследователи в других областях. В первую очередь это связано с тем, что объектом изучения в психологии выступает сам человек. Исследователям, планирующим и проводящим работу в области психологии (даже школьникам), необходимо соблюдать ряд морально-этических принципов: ненанесения ущерба испытуемому (широко известный принцип «Не навреди»), компетентности (насколько это возможно в рамках ученического исследования), беспристрастности и конфиденциальности информации, получаемой об испытуемом. Соблюдение этических принципов работы психолога позволяет формировать уважение к личности другого человека, толерантность и гуманизм. Ознакомление, обсуждение необходимости принципов происходит на подготовительном этапе. На этапе эмпирического исследования происходит практическая реализация этических принципов в реальном взаимодействии школьника-исследователя с испытуемыми. Самостоятельная работа по сбору эмпирических данных позволяет ребенку оказаться в позиции взрослого, научиться вступать в контакт и организовывать работу группы людей, а также способствует развитию наблюдательности. При обработке полученных данных информация из одного вида преобразуется в другой (цифры, проценты, сравнительные таблицы, графики и т.д.). При подготовке рукописи школьник-исследователь знакомится с правилами оформления текста научной работы, осваивает технологические приемы этой деятельности. Публичное представление результатов исследования является обязательным этапом работы и реализуется в выступлении учащегося на школьных конференциях, районных семинарах, городских конкурсах и фестивалях. На этапе самоанализа и обратной связи с ребенком обсуждаются его успехи и трудности, полученные умения и навыки, что было особо интересно и понравилось, что не понравилось и т.д. При этом нами внедряется методика оценки самостоятельного вклада ребенка в проведенное исследование. Мы просим оценить в процентах его собственный вклад в реализацию того или иного этапа исследовательской деятельности, когда за 100 % принимается абсолютная самостоятельность при выполнении, за 0 % – абсолютная зависимость от руководителя. Оценить самостоятельность предлагается по таким пунктам: выбор темы, подбор литературы, составление плана работы, подбор методов и методик, проведение методик, анализ результатов (подготовка рекомендаций и выводов), оформление работы, доклад. По нашим данным (в среднем), самостоятельность выполнения исследовательской работы оценивается детьми в 75% с повышением этого уровня до 92% на этапе проведения методик и снижением до 35% на этапе подбора литературы и методов исследования.
Тематика выполненных исследовательских работ в области психологии достаточно широка, но в основном связана с проблемами развития и особенностями подросткового возраста («Исследование отношения к суициду», «Гендерные различия в представлениях об идеале мужчины и идеале женщины», «Проблемы общения со сверстниками», «Восприятие чувства любви старшеклассниками», «Проблема депрессивных состояний», «Проблема профессионального самоопределения», «Школьная тревожность», «Сказка как транслятор ценностей личности» и т.д.).
Исследовательская деятельность школьников в области психологии способствует формированию самостоятельности мышления, привычки тщательно обдумывать принимаемые решения и ход планируемых действий, а также позволяет эффективно сотрудничать с разными категориями людей, устанавливать новые контакты. Участие в исследовательской деятельности позволяет ребенку самому осознать и справиться с внутренними проблемными переживаниями, найти решение для внутри-и межличностных конфликтов, т.е. является своего рода методом коррекционноразвивающего воздействия.
Литература
- Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Формирование общеинтеллектуальных умений старшеклассников. М. : Изд. Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд. НПО «МОДЭК», 2004.
- Педагогическая психология / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб. : Питер, 2010.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М. : Ось-89, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4974
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6