Проблема развития экологического сознания младших школьников в экологической психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экологическая психология, экологическое сознание, методы экологической психодиагностики, формы экологического образования
Рубрика издания: Проблемы экологической психологии образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Машкова С.В., Сергеева Л.А. Проблема развития экологического сознания младших школьников в экологической психологии // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Экологическая психология – относительно новая отрасль психологической науки, однако ее значение в современном мире стремительно растет. Социокультурная ситуация характеризуется глубочайшей экологической деформацией и вынуждает нас обратиться к проблеме отношения человека к природному миру, а также к внутренней природе самого человека, его развития как явления, двуединого по своей биологической и социальной сущности. Формирование экологического сознания и экологически сообразного поведения, экологической компетентности личности может происходить на разных уровнях социального устройства: через политику, экономику, просвещение, телевидение и т.п. Школьное образование в этом ряду занимает одно из важнейших мест.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в качестве цели образования определил развитие высоконравственного компетентного гражданина России, а одним из приоритетных направлений – экологическое образование подрастающего поколения. Современная образовательная система должна в первую очередь обеспечивать развитие духовно-нравственной сферы обучающихся как системы их жизненных установок и ценностей общечеловеческого плана, прежде всего по отношению к окружающей природе, другим людям и самому себе как существу не только социальному и культурному, но и природному. Иначе говоря, речь идет о формировании сознания и в первую очередь – сознания экологического.
Анализ практики российской школы показывает, что, как правило, содержание работы и учебные программы по экологическому образованию строятся в логике традиционного обучения. Это означает, что педагоги ограничиваются формированием набора предметных знаний, а психологические закономерности развития ребенка и его сознание остаются невостребованными. При этом чаще всего не учитываются психологические особенности формирования экологического сознания в качестве исходной основы, а также такие необходимые для формирования экологического сознания ребенка психодидактические действия, как диагностика и тренинг экологического сознания [3, с. 81].
Изложенное выше свидетельствует о потребности широкого внедрения в практику учебного процесса психологических аспектов экологического образования детей с позиций экологической психологии. За последние десять лет экологическая психология утвердилась как самостоятельное направление теоретических, экспериментальных и прикладных разработок, предметом изучения которого является развитие индивидуального и группового экологического сознания.
Экспериментальные исследования в области экологической психологии концентрируются вокруг двух ведущих вопросов. Во-первых, это психологические проблемы становления экологического сознания и отношения личности к миру природы. Разработка методов формирования и развития экологически ориентированного сознания детей и подростков – одна из ведущих задач экологической психологии. Во-вторых, экопсихология исследует проблемы, связанные с влиянием разнообразных внешних факторов на психологическое состояние и психическое здоровье современного человека.
Одним из феноменов экологической психологии, изучающей развитие психики и сознания человека в системе «человек – окружающая (социальная и природная) среда», является экологическое сознание. Понятие «экологическое сознание» тесно связано с понятиями «экологическая культура» и «экологическое поведение человека». Экологическое сознание – это совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты [1, с. 80].
Исследователи в области экологической психологии (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, Г.В. Шейнис, В.А. Ясвин) рассмотрели различные подходы к психологическому измерению и описанию субъективных отношений развивающейся личности к миру природы, представили разработанный комплекс методик экологической психодиагностики, позволяющий достаточно полно характеризовать субъективное отношение человека к миру природы.
Диагностика типа экологического сознания строится по параметрам, представляющим выражение субъективного отношения личности к природным объектам в таких сферах психики, как эмоциональная (эмпатия, симпатия, антипатия) – восприятие природы как объекта эстетики, этики, жизни; познавательная – природа как объект познания и как условие обитания; поведенческая (практическая) – природа как объект и субъект действия; поступочная – отношение к природе выступает в качестве субъектного средства нравственного самоопределения и самоутверждения) [1, с. 98].
В практической деятельности МОУ начальная школа – детский сад № 3 Дзержинского района г. Волгограда уделяется особое внимание развитию экологического сознания детей, а также мониторингу эффективности экологического образования. На базе этого учреждения работает городская экспериментальная педагогическая площадка по теме «Формирование экологически сообразного поведения у дошкольников и младших школьников в условиях образовательного учреждения начальная школа – детский сад» (науч. рук. С.В. Машкова – канд. пед. наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета и ВГАПКРО). Координационным центром в эколого-педагогическом эксперименте является научно-исследовательская лаборатория «Экология и личность», в рамках которой проводятся консультации, семинары, круглые столы, обсуждаются результаты диагностики развития экологического сознания и экологически сообразного поведения субъектов образовательного процесса.
В психологическом исследовании по развитию экологического сознания у детей младшего школьного возраста принимали участие обучающиеся вторых классов, всего 46 человек. Особый интерес у нас вызвала системная психологическая типология субъективного отношения к природе. В этой типологии тип отношения определяется доминирующим структурным компонентом отношения [1]. Для выявления типа доминирующей установки по отношению к природе через выбор ассоциации была проведена методика «ЭЗОП» [2, с. 81]. Результаты показали, что 20 обучающихся 2-х классов воспринимают природу как объект красоты, т.е. у них преобладает эстетическая установка; 12 – как объект пользы (прагматическая установка); 5 – как объект охраны (этическая установка); 4 – как объект изучения (когнитивная установка). У трех обучающихся доминирующей установкой является отношение к природе как к объекту красоты и пользы, у одного – как к объекту красоты, пользы и охраны, у другого – как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости включения в процесс экологического образования младших школьников эколого-развивающих ситуаций, разнообразных приемов и форм работы с детьми по организации живого общения с природой, развитию восприятия природных существ, раскрытию ценностей природы путем организации систематических наблюдений, позволяющих осознать уникальность природного мира, воспитанию отношения к миру природы с учетом структуры и механизмов развития экологического сознания. В работе экспериментальной педагогической площадки экологической направленности широко реализуется практическая и исследовательская деятельность детей на экологической тропе, разработанной на территории МОУ, как важной составляющей образовательной среды развивающего типа, где формируется субъективное отношение обучающихся к миру природы.
Проблема диагностики и развития экологического сознания личности требует новых разработок и внедрения в практику работы образовательных учреждений методологических принципов развития отношения к природе, внесения соответствующей коррекции в учебно-воспитательный процесс, а также поиска новых форм работы с родителями по повышению уровня их экологического сознания и соответствующего качества поведения. Необходима реализация в образовательных учреждениях диагностических методик, позволяющих комплексно выявить уровень развития экологического сознания детей. В настоящее время в лаборатории «Экология и личность» ведется активная работа по поиску диагностического инструментария, позволяющего определить у детей дошкольного и младшего школьного возраста уровень сформированности ценностного отношения к природе, уровень развития субъективного отношения к миру природы, выявить ведущий тип мотивации взаимодействия с природными объектами и другие компоненты экологического сознания.Литература
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
- Мониторинг экологической культуры детей и подростков в образовательных учреждениях / под ред. Л.И. Буровой. Череповец : ЦПК УО, 2003.
- Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М. : Наука, 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4341
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1