Проблема развития экологического сознания младших школьников в экологической психологии

Аннотация

The article is about the problem of junior school children and their ecological conscience development from the perspective of ecological psychology. The main emphasis is placed on the diagnostic methodology development. The author tries to find out effective methods of ecological understanding by researching the ecologically sufficient behavior.

Общая информация

Ключевые слова: экологическая психология, экологическое сознание, методы экологической психодиагностики, формы экологического образования

Рубрика издания: Проблемы экологической психологии образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Машкова С.В., Сергеева Л.А. Проблема развития экологического сознания младших школьников в экологической психологии // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Экологическая психология – относительно новая отрасль психологической науки, однако ее значение в современном мире стремительно растет. Социокультурная ситуация характеризует­ся глубочайшей экологической деформацией и вынуждает нас обратиться к проблеме отношения человека к природному миру, а также к внутренней природе самого человека, его развития как яв­ления, двуединого по своей биологической и социальной сущности. Формирование экологическо­го сознания и экологически сообразного поведения, экологической компетентности личности мо­жет происходить на разных уровнях социального устройства: через политику, экономику, просве­щение, телевидение и т.п. Школьное образование в этом ряду занимает одно из важнейших мест.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в качестве цели образования определил развитие высоконравственного компетентного гражданина России, а одним из приоритетных направлений – экологическое образование подрастающего поколения. Современ­ная образовательная система должна в первую очередь обеспечивать развитие духовно-нравственной сферы обучающихся как системы их жизненных установок и ценностей общечеловеческого плана, прежде всего по отношению к окружающей природе, другим людям и самому себе как существу не только социальному и культурному, но и природному. Иначе говоря, речь идет о формировании сознания и в первую очередь – сознания экологического.

Анализ практики российской школы показывает, что, как правило, содержание работы и учебные программы по экологическому образованию строятся в логике традиционного обучения. Это означает, что педагоги ограничиваются формированием набора предметных знаний, а психо­логические закономерности развития ребенка и его сознание остаются невостребованными. При этом чаще всего не учитываются психологические особенности формирования экологического со­знания в качестве исходной основы, а также такие необходимые для формирования экологическо­го сознания ребенка психодидактические действия, как диагностика и тренинг экологического со­знания [3, с. 81].

Изложенное выше свидетельствует о потребности широкого внедрения в практику учебного процесса психологических аспектов экологического образования детей с позиций экологической психологии. За последние десять лет экологическая психология утвердилась как самостоятельное направление теоретических, экспериментальных и прикладных разработок, предметом изучения которого является развитие индивидуального и группового экологического сознания.

Экспериментальные исследования в области экологической психологии концентрируют­ся вокруг двух ведущих вопросов. Во-первых, это психологические проблемы становления эколо­гического сознания и отношения личности к миру природы. Разработка методов формирования и развития экологически ориентированного сознания детей и подростков – одна из ведущих задач экологической психологии. Во-вторых, экопсихология исследует проблемы, связанные с влияни­ем разнообразных внешних факторов на психологическое состояние и психическое здоровье со­временного человека.

Одним из феноменов экологической психологии, изучающей развитие психики и сознания человека в системе «человек – окружающая (социальная и природная) среда», является экологиче­ское сознание. Понятие «экологическое сознание» тесно связано с понятиями «экологическая куль­тура» и «экологическое поведение человека». Экологическое сознание – это совокупность экологи­ческих и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты [1, с. 80].

Исследователи в области экологической психологии (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, Г.В. Шейнис, В.А. Ясвин) рассмотрели различные подходы к психологическому измерению и описанию субъек­тивных отношений развивающейся личности к миру природы, представили разработанный комп­лекс методик экологической психодиагностики, позволяющий достаточно полно характеризовать субъективное отношение человека к миру природы.

Диагностика типа экологического сознания строится по параметрам, представляющим вы­ражение субъективного отношения личности к природным объектам в таких сферах психики, как эмоциональная (эмпатия, симпатия, антипатия) – восприятие природы как объекта эстетики, этики, жизни; познавательная – природа как объект познания и как условие обитания; поведенческая (прак­тическая) – природа как объект и субъект действия; поступочная – отношение к природе выступа­ет в качестве субъектного средства нравственного самоопределения и самоутверждения) [1, с. 98].

В практической деятельности МОУ начальная школа – детский сад № 3 Дзержинского райо­на г. Волгограда уделяется особое внимание развитию экологического сознания детей, а также мо­ниторингу эффективности экологического образования. На базе этого учреждения работает город­ская экспериментальная педагогическая площадка по теме «Формирование экологически сообраз­ного поведения у дошкольников и младших школьников в условиях образовательного учреждения начальная школа – детский сад» (науч. рук. С.В. Машкова – канд. пед. наук, доцент Волгоградско­го государственного социально-педагогического университета и ВГАПКРО). Координационным центром в эколого-педагогическом эксперименте является научно-исследовательская лаборатория «Экология и личность», в рамках которой проводятся консультации, семинары, круглые столы, об­суждаются результаты диагностики развития экологического сознания и экологически сообразно­го поведения субъектов образовательного процесса.

В психологическом исследовании по развитию экологического сознания у детей младшего школьного возраста принимали участие обучающиеся вторых классов, всего 46 человек. Особый интерес у нас вызвала системная психологическая типология субъективного отношения к приро­де. В этой типологии тип отношения определяется доминирующим структурным компонентом от­ношения [1]. Для выявления типа доминирующей установки по отношению к природе через вы­бор ассоциации была проведена методика «ЭЗОП» [2, с. 81]. Результаты показали, что 20 обуча­ющихся 2-х классов воспринимают природу как объект красоты, т.е. у них преобладает эстетиче­ская установка; 12 – как объект пользы (прагматическая установка); 5 – как объект охраны (этиче­ская установка); 4 – как объект изучения (когнитивная установка). У трех обучающихся доминиру­ющей установкой является отношение к природе как к объекту красоты и пользы, у одного – как к объекту красоты, пользы и охраны, у другого – как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости включения в процесс эколо­гического образования младших школьников эколого-развивающих ситуаций, разнообразных при­емов и форм работы с детьми по организации живого общения с природой, развитию восприятия природных существ, раскрытию ценностей природы путем организации систематических наблю­дений, позволяющих осознать уникальность природного мира, воспитанию отношения к миру при­роды с учетом структуры и механизмов развития экологического сознания. В работе эксперимен­тальной педагогической площадки экологической направленности широко реализуется практиче­ская и исследовательская деятельность детей на экологической тропе, разработанной на террито­рии МОУ, как важной составляющей образовательной среды развивающего типа, где формируется субъективное отношение обучающихся к миру природы.

Проблема диагностики и развития экологического сознания личности требует новых разра­боток и внедрения в практику работы образовательных учреждений методологических принципов развития отношения к природе, внесения соответствующей коррекции в учебно-воспитательный процесс, а также поиска новых форм работы с родителями по повышению уровня их экологиче­ского сознания и соответствующего качества поведения. Необходима реализация в образователь­ных учреждениях диагностических методик, позволяющих комплексно выявить уровень развития экологического сознания детей. В настоящее время в лаборатории «Экология и личность» ведется активная работа по поиску диагностического инструментария, позволяющего определить у детей дошкольного и младшего школьного возраста уровень сформированности ценностного отношения к природе, уровень развития субъективного отношения к миру природы, выявить ведущий тип мо­тивации взаимодействия с природными объектами и другие компоненты экологического сознания.

Литература

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
  2. Мониторинг экологической культуры детей и подростков в образовательных учреждениях / под ред. Л.И. Буровой. Череповец : ЦПК УО, 2003.
  3. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии.  М. : Наука, 2004.

Информация об авторах

Машкова Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, Доцент каф. естественно-математических дисциплин Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: Smallsun92@mail.ru

Сергеева Л.А., государственное бюджетное учреждение культуры Городской социокультурный центр «Надежда», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4341
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1