Противодействие в обучении: возможности использования в профессиональном образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое образование, противодействие в обучении, учебное сотрудничество
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бондарева Л.В. Противодействие в обучении: возможности использования в профессиональном образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Современные требования к образованию связаны с социальными ожиданиями к молодому специалисту – решать профессиональные задачи в быстро изменяющихся условиях, гибко на них реагировать, не изменяя при этом стандарты профессиональной деятельности. Молодые специалисты достаточно рано сталкиваются с проблемой противодействия неопределенности возникающих жизненных ситуаций нормам и требованиям выполняемой ими деятельности. В связи с этим вопросы о том, готов ли выпускник к противодействию, какой опыт противодействия он получил в вузе и можно ли рассматривать противодействие как конструктивную форму учебного сотрудничества, представляются актуальными для психологии образования как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Интерес к исследованию феномена противодействия до недавнего времени был представлен в социально-психологических исследованиях, чаще всего в психологии бизнеса, военной психологии, рассматривающих противодействие как ответ на угрозу, нечестную конкуренцию и предполагающих необходимость ответного действия или защиты.
В последнее время к проблеме противодействия обращаются и психологи образования, отмечая при этом как разрушительное («противодействие обучению»), так и конструктивное его влияние на обучение [1; 2; 3].
Восходящий к идеям Л.С. Выготского образ обучения, ведущего к самоизменению, определил культурно-исторический и деятельностный векторы развития отечественной педагогической психологии, выделив в качестве значимых условий его реализации учебное сотрудничество (форма обучения) и учебную самостоятельность как умение учиться (цель обучения).
В вузовском обучении указанные условия имеют свою специфику, определяемую прежде всего задачами будущей профессиональной деятельности и компетенциями как профессионально значимыми способностями применять знания, умения и личностные качества. Очевидно, что и учебное сотрудничество, и учебная самостоятельность имеют качественное своеобразие в обучении студентов. Оно определяется не только успешностью присвоения новых знаний и способов действий с ними, но и возможностью преобразовывать их, перестраивать в связи с новыми задачами, другими словами, противодействовать однозначности, ригидности формируемых компетенций. Эмпирическая проверка вопроса о возможностях рассмотрения противодействия в обучении как вида продуктивного сотрудничества состояла в выявлении представлений студентов о противодействии в процессе обучения, трудностях и возможностях студентов при его использовании в учебных ситуациях.
Эмпирическое исследование противодействия в профессиональном обучении студентов было проведено на базе Летней психологической школы (ЛПШ), организованной факультетом психологии и социальной работы Волгоградского государственного социально-педагогического университета. ЛПШ создает особый формат деятельности, который дает возможность студентам обсуждать с преподавателями спорные вопросы в неформальной обстановке, кроме того в школу, как правило, приезжают самостоятельные, инициативные, критичные студенты, заинтересованные в новом знании, готовые участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения.
Исследование включало авторскую анкету «Противодействие в обучении развивает обучающегося», которая служила своеобразной ориентировочной основой дальнейшего обсуждения вопросов, представленных в анкете. В исследовании участвовало 22 студента (2–5 курсов) и 4 преподавателя (стаж работы 3–7 лет).
Прежде всего следует отметить интерес студентов и коллег к рассмотрению данного феномена, что косвенно подтверждало количество выбравших данную проблему для обсуждения. Для 43% опрошенных студентов противодействие в обучении – это форма проявления субъектной позиции человека, 51% рассматривают ее как форму обучения, способствующую развитию, остальные (6%) связывают противодействие с препятствием в обучении и развитии.
К содержательным характеристикам противодействия в обучении студенты отнесли следующие: форму учебной самостоятельности; стремление «выделиться»; проявление отношения к преподавателю; желание узнать резерв собственных возможностей; проявление профессиональной направленности в обучении; установку на поисковую активность; проявление критичности как характеристики мышления.
Трудности проявления противодействия в обучении, указанные в анкете студентами, мы объединили в три группы. Первую группу, условно названную «Я и образовательный стандарт», характеризовали высказывания типа «будут помехи в восприятии и мышлении, концентрации внимания при получении знаний»; «трудности в полном получении информации». Вторая группа, наименее представленная в высказываниях студентов, была названа «Я и другие». Типичным для этой группы является высказывание – «будут трудности в общении с преподавателем и сокурсниками». Третью группу, названную «Я и Я» отличает от ранее названных не только количество высказываний, но и многообразие переживаний студентов, связанных с обучением. Примеры «личностных» высказываний: «можно сдаться и перестать обучаться»; «страх показаться слабым»; «трудно, когда никто не направляет, а надо самому...»; «отстаивать свою точку зрения всегда трудно».
Анализ ответов студентов о возможностях, которые появляются у них, характеризуют «субъектно нагруженные» высказывания. Наиболее типичные из них – «развивает собственный взгляд на обучение»; «раскрыть какие-то способности, неизведанные ранее»; «вырабатывает стойкость и упорство»; «вырабатывает дополнительную мотивацию для достижения собственной цели»; «отличный мотиватор к саморазвитию»; «это знание за счет собственных усилий и ошибок»; «появляются альтернативные решения задачи»; «открывает возможности для творчества, предлагает “свой” путь»; «преодолевая, становишься сильным»; «открытие ресурсов для развития»; «развитие как бы идет через кризис, заставляя усиленно что-то искать и думать»; «мобилизует потенциал, заставляет находить нестандартные решения».
В завершении обсуждения студентам предлагалось смоделировать учебные ситуации, в которых, по их мнению, возможно противодействие в обучении. Работа велась с использованием ориентировочной карты:
1) зачем противодействовать (смыслы);
2) чему противодействовать (содержание);
3) как противодействовать (средства).
Поиск смысловых координат противодействия определяли понятия «учебная ситуация» и «профессиональная ситуация», их специфика и взаимосвязь.
Обсуждение содержания противодействия позволило выявить иерархию направлений противодействия, связанную с этапами обучения, – учебный материал; модели, предлагаемые преподавателем, и, наконец, сложившиеся в индивидуальном опыте студентов способы обучения.
Выбор средств, которые можно определить как «противодействие в обучении», выявил один из проблемных для студентов вопросов – о знании собственных способов обучения, рефлексии их в связи с результатами учебных достижений.
Одним из результатов проведенного этапа исследования стала для автора необходимость нового обращения к содержанию компетенции ПКПП-4 ФГОС по психолого-педагогическому образованию, которая определяется как способность студента к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2274
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1