Особенности инноваций в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла в вузе

Аннотация

The article illustrates the ways of strengthening practical values of teaching students of the Humanities of the University while teaching them psycho-pedagogical subjects.

Общая информация

Ключевые слова: инновации в образовании, дисциплины психолого-педагогического цикла, личностнодеятельностный подход

Рубрика издания: Психологическое образование

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Турчина Н.В. Особенности инноваций в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла в вузе // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В современных условиях существенно возрастают требования к качеству вузовской и по­слевузовской образовательной подготовки педагогов, в частности, ее психолого-педагогического компонента. Существование традиционной модели образования и наличие широкой альтернати­вы ей в виде авторских школ и многочисленных конкретных вариантов инновационных подходов к построению процесса обучения увеличивают трудности ориентировки педагогов «со стажем», уже сформировавших индивидуальный педагогический стиль деятельности [2]. В то же время психолого-педагогическая подготовка в современных вузах по-прежнему страдает «теоретично­стью». Это проявляется в недостаточной подготовленности студентов педагогических специаль­ностей и студентов-психологов младших курсов к прохождению ознакомительной практики. Вы­яснилось, что как студенты, так и педагоги, работающие в школах и дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), нуждаются в проведении специальной системы видеотренингов на материа­ле уроков или занятий. Сочетание тренинговых занятий с различными формами самостоятельной работы по предметам психолого-педагогического цикла позволяет перестраивать структуру моти­вации учения по таким дисциплинам, как «Введение в педагогическую психологию», «Педагоги­ческая психология», «Психодидактика», «Введение в теорию обучения и воспитания», у студентов психологической специальности. Этот опыт оказался применимым не только на младших курсах. Так, у студентов-магистрантов математического факультета Ивановского государственного уни­верситета он вызывает положительное мотивационное отношение к изучению курса «Психология и педагогика высшей школы».

В работе как со студентами, так и с педагогами, проходившими курсовую переподготовку в Ивановском областном институте развития образования, положительный эффект дают занятия, связанные с применением схем психолого-педагогического анализа деятельности педагога и уча­щихся, разработанных на основе личностно-деятельностного подхода к обучению [3; 5; 6]. Благо­даря предложенным схемам педагогам разных специальностей удается говорить друг с другом на общем языке – языке педагогической психологии.

Педагоги и студенты знакомятся со способами оценивания эффективности обучения в обще­образовательных классах и классах, работающих в системе развивающего обучения. В последнее время возникла необходимость расширить круг «пользователей» за счет педагогических работни­ков системы дошкольного образования, учить их проведению психолого-педагогического анали­за занятия с учетом специфики деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреж­дения, поскольку в дошкольном возрасте в различных видах деятельности создаются предпосыл­ки учебной деятельности, изучение которых предполагает комплексную индивидуальную работу.

В рамках ознакомительной двухнедельной практики студентам трудно провести все вари­анты исследований, осуществляемых практическими психологами, включенными в штат соответ­ствующих ДОУ. Уместно в этой связи отрабатывать приемы психолого-педагогического наблюде­ния, анализируя конкретные педагогические ситуации, фиксируемые с помощью видеозаписей. В отличие от «живого» наблюдения можно неоднократно возвращаться к конкретной педагогической ситуации, каждый раз выделяя в ней что-то новое для студентов или педагогов-практиков. Исполь­зование на занятиях специальных таблиц и схем анализа обеспечивает управляемый характер про­цесса выполнения работы и дифференцированный подход к оценке его результатов.

На старших курсах в процессе организации таких учебных дисциплин, как «Психодидакти­ка» и «Психология и педагогика высшей школы», хорошо зарекомендовал себя проектный метод, в варианте еще в 70-х гг. хх в. примененный к анализу и составлению учебников Л.И. Айдаровой. Под ее руководством младшие школьники разработали своеобразные графические учебные посо­бия к первоначальному курсу родного языка [1]. В последние годы появляется все больше посо­бий по различным разделам психологии. Однако самостоятельное составление схем к различным разделам психодидактики или психологии высшей школы, а также разработка видеопрезентаций не просто позволяют получить зачет в результате защиты индивидуального или группового проек­та, но и приучают студентов осуществлять профессионально значимый вид деятельности – овла­девать текстовой деятельностью [4; 7].

Литература

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М. : Педагогика, 1978.
  2. Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: практ. пособие для учителей и рук. образоват. учрежд., студ. пед. учеб. завед., слушателей ИПК. Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002.
  4. Мышление и текст: межвуз. сб. науч. тр. Иваново : Иван. гос. ун-т, 1992.
  5. Рахимов А.З. Психодидактика : учеб. пособие. 2-е изд. Уфа : Изд-во «Творчество», 2003.
  6. Турчин А.С. Введение в педагогическую психологию. Иваново : Изд-во Иван. гос. ун-та, 2003.
  7. Турчин А.С. Педагогическая психология. Иваново : Изд-во Иван. гос. ун-та, 2000.

Информация об авторах

Турчина Надежда Викторовна, кандидат педагогических наук, доц. каф. философии Иван. гос. текстильной академии, e-mail: ast55@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2473
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6