Особенности инноваций в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инновации в образовании, дисциплины психолого-педагогического цикла, личностнодеятельностный подход
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Турчина Н.В. Особенности инноваций в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла в вузе // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В современных условиях существенно возрастают требования к качеству вузовской и послевузовской образовательной подготовки педагогов, в частности, ее психолого-педагогического компонента. Существование традиционной модели образования и наличие широкой альтернативы ей в виде авторских школ и многочисленных конкретных вариантов инновационных подходов к построению процесса обучения увеличивают трудности ориентировки педагогов «со стажем», уже сформировавших индивидуальный педагогический стиль деятельности [2]. В то же время психолого-педагогическая подготовка в современных вузах по-прежнему страдает «теоретичностью». Это проявляется в недостаточной подготовленности студентов педагогических специальностей и студентов-психологов младших курсов к прохождению ознакомительной практики. Выяснилось, что как студенты, так и педагоги, работающие в школах и дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), нуждаются в проведении специальной системы видеотренингов на материале уроков или занятий. Сочетание тренинговых занятий с различными формами самостоятельной работы по предметам психолого-педагогического цикла позволяет перестраивать структуру мотивации учения по таким дисциплинам, как «Введение в педагогическую психологию», «Педагогическая психология», «Психодидактика», «Введение в теорию обучения и воспитания», у студентов психологической специальности. Этот опыт оказался применимым не только на младших курсах. Так, у студентов-магистрантов математического факультета Ивановского государственного университета он вызывает положительное мотивационное отношение к изучению курса «Психология и педагогика высшей школы».
В работе как со студентами, так и с педагогами, проходившими курсовую переподготовку в Ивановском областном институте развития образования, положительный эффект дают занятия, связанные с применением схем психолого-педагогического анализа деятельности педагога и учащихся, разработанных на основе личностно-деятельностного подхода к обучению [3; 5; 6]. Благодаря предложенным схемам педагогам разных специальностей удается говорить друг с другом на общем языке – языке педагогической психологии.
Педагоги и студенты знакомятся со способами оценивания эффективности обучения в общеобразовательных классах и классах, работающих в системе развивающего обучения. В последнее время возникла необходимость расширить круг «пользователей» за счет педагогических работников системы дошкольного образования, учить их проведению психолого-педагогического анализа занятия с учетом специфики деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, поскольку в дошкольном возрасте в различных видах деятельности создаются предпосылки учебной деятельности, изучение которых предполагает комплексную индивидуальную работу.
В рамках ознакомительной двухнедельной практики студентам трудно провести все варианты исследований, осуществляемых практическими психологами, включенными в штат соответствующих ДОУ. Уместно в этой связи отрабатывать приемы психолого-педагогического наблюдения, анализируя конкретные педагогические ситуации, фиксируемые с помощью видеозаписей. В отличие от «живого» наблюдения можно неоднократно возвращаться к конкретной педагогической ситуации, каждый раз выделяя в ней что-то новое для студентов или педагогов-практиков. Использование на занятиях специальных таблиц и схем анализа обеспечивает управляемый характер процесса выполнения работы и дифференцированный подход к оценке его результатов.
На старших курсах в процессе организации таких учебных дисциплин, как «Психодидактика» и «Психология и педагогика высшей школы», хорошо зарекомендовал себя проектный метод, в варианте еще в 70-х гг. хх в. примененный к анализу и составлению учебников Л.И. Айдаровой. Под ее руководством младшие школьники разработали своеобразные графические учебные пособия к первоначальному курсу родного языка [1]. В последние годы появляется все больше пособий по различным разделам психологии. Однако самостоятельное составление схем к различным разделам психодидактики или психологии высшей школы, а также разработка видеопрезентаций не просто позволяют получить зачет в результате защиты индивидуального или группового проекта, но и приучают студентов осуществлять профессионально значимый вид деятельности – овладевать текстовой деятельностью [4; 7].
Литература
-
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М. : Педагогика, 1978.
-
Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: практ. пособие для учителей и рук. образоват. учрежд., студ. пед. учеб. завед., слушателей ИПК. Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002.
-
Мышление и текст: межвуз. сб. науч. тр. Иваново : Иван. гос. ун-т, 1992.
-
Рахимов А.З. Психодидактика : учеб. пособие. 2-е изд. Уфа : Изд-во «Творчество», 2003.
-
Турчин А.С. Введение в педагогическую психологию. Иваново : Изд-во Иван. гос. ун-та, 2003.
-
Турчин А.С. Педагогическая психология. Иваново : Изд-во Иван. гос. ун-та, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2509
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4