Формирование когнитивного компонента психологической культуры будущих инженеров

Аннотация

The article represents the formation the cognitive component of psychological culture through designing of educational program. Results of diagnostics of a level of development of a cognitive component of students’ psychological culture are analyzed.

Общая информация

Ключевые слова: гуманитаризация профессионального образования, образовательная программа, когнитивный компонент психологической культуры будущих инженеров

Рубрика издания: Психологическое образование

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шубницына Т.В. Формирование когнитивного компонента психологической культуры будущих инженеров // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В сфере высшего образования существует потребность в разработке концептуально-новых подходов к профессиональной подготовке специалистов технических направлений. Особые надеж­ды в этом отношении связываются с гуманитаризацией профессионального образования, направ­ленной не только на повышение их профессиональной компетентности, но и на развитие внутрен­него потенциала и адаптационных возможностей молодых специалистов.

Уровень развития общества и современного производства предъявляет новые требования к развитию интеллектуальных, личностных качеств, творческого стиля руководства будущих ин­женеров. Решение задачи мы видим в ориентации образовательного процесса на формирование у студентов целостной картины мира, очеловечивание знаний; развитие гуманитарного мировоззре­ния. Важную роль в решении этой проблемы мы отводим формированию психологической куль­туры будущего инженера.

Психологическую культуру мы рассматриваем в рамках психологической антропологии, в которой человек является субъектом деятельности, творцом собственной жизни. Исходя из этого положения, мы определяем психологическую культуру как сложное, целостное, личностное обра­зование, включающее в себя эмоциональный, мотивационный, когнитивный, деятельностный ком­поненты. Ее содержание определяется не столько характером, объемом, уровнем психологических знаний, сколько психологической компетентностью, т. е. умением адекватно применять эти зна­ния при решении психологических проблем по отношению к себе, другим людям, миру в целом.

Рассмотрим более подробно когнитивный компонент психологической культуры, который включает научную осведомленность человека о фактах и закономерностях, характеризующих его субъективный мир, овладение психологическими знаниями, умениями, правилами и нормами в сфере поведения, общения, деятельности. Уровень развития когнитивного компонента может про­являться в научных понятиях, способах учебной работы с научным содержанием. Он проявляет­ся в осведомленности по поводу разнообразных явлений внутреннего мира человека с точки зре­ния как научного знания, так и житейского опыта (традиций, обычаев), а также из непосредствен­ного общения с другими людьми и почерпнутого из средств массовой информации. Для развития когнитивного компонента требуется сформировать систему знаний, необходимых для адекватного использования в процессе общения и деятельности. Для формирования когнитивного компонента психологической культуры была специально разработана программа психологического образования.

В статье представлены некоторые результаты диагностики уровня развития когнитивного компонента психологической культуры в экспериментальной группе, где обучение происходило в рамках разработанной образовательной программы, и контрольной группе, где обучение происхо­дило по традиционной программе. Для диагностики был использован комплекс методик, позволя­ющих получить разностороннюю и надежную информацию об уровне развития когнитивного ком­понента психологической культуры у студентов до и после обучения.

В тесте «Психологические понятия» большинство студентов (90%) экспериментальных групп дают полные научные определения психологическим понятиям. Видно, что студенты не просто заучили эти определения, используя лекции, а осмыслили данные понятия по отношению к себе, своему внутреннему миру. В контрольных группах только 33,85% студентов аналогично справи­лись с этим заданием, большинство из них (66,15%) дословно воспроизводят лекционный матери­ал, не стремясь понять, что это такое, и отнести полученные знания к себе и собственному опыту.

С тестом психологического анализа ситуаций успешно справились большинство студентов экспериментальных групп (87,14%) и лишь 36,93% студентов контрольных групп. Оценивая ситу­ации и поведение другого человека, студенты используют полученные в ходе обучения психологи­ческие знания, при описании опираются на научные, а не житейские психологические понятия, ак­центируют внимание на содержательных, а не на внешних характеристиках ситуаций и поведения другого человека. Большинство студентов контрольной группы (63,07%) владеют элементарными навыками психологического анализа ситуаций на житейском уровне: используют образные описа­ния, свой личный опыт, не всегда могут объяснить причины подобного поведения другого человека.

Анализ сочинений «Мои основные психологические проблемы» показывает, что 91,42% сту­дентов экспериментальных групп и лишь 33,85% студентов контрольных групп в описаниях соб­ственного душевного мира используют категории и понятия научной психологии: внимание, эмоции, чувства, потребности, их характеристики. Это говорит о том, что большинство студентов овладе­ли соответствующими психологическими знаниями, умениями, с помощью которых можно про­анализировать и описать свой внутренний душевный мир (мысли, переживания, отношения с людь­ми и др.). Мы присоединяемся к мнению исследователей, которые считают, что человек, у кото­рого сформировано умение понимать себя, способен понять и других людей. У остальных студен­тов контрольных групп (66,15%) в описаниях своего внутреннего мира, особенностей собственно­го поведения преобладают житейские понятия, студенты не всегда могут понять и объяснить при­чины своего поведения.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующие результаты. Отвечая на вопрос «Что дало им изучение психологии?» студенты экспериментальных групп предложили несколько ва­риантов. Среди них способность определить по психологическим характеристикам особенности другого человека (15,72%), понимать собственные переживаемые состояния (14,28%) и знать себя (12,85%). Кроме того они теперь умеют правильно взаимодействовать с людьми (10 %) и способны лучше понять другого человека и помочь ему (7,14%) и др. Студенты контрольных групп дают об­щие ответы: «новые знания», «общее развитие», «узнал свой темперамент», «научился вести себя в стрессовых ситуациях», «я и так все знал».

На вопрос «Возникло ли у Вас желание углубить свои знания?» большинство студентов экс­периментальных групп (74,27%) дают положительный ответ, 8,58% отмечают, что хотят и дальше изучать психологию, мечтают стать психологами, у 15,72% появился большой интерес к психоло­гической литературе. В контрольных группах лишь 35,39% студентов желают изучать психологию, 41,55% дают отрицательный ответ на этот вопрос. Дополнительные беседы со студентами показа­ли, что студенты экспериментальных групп понимают, что знание психологии может реально по­мочь им при решении личных, профессиональных, возрастных проблем.

Студенты не понимают, как полученные теоретические знания можно использовать в своей жизни, поэтому на вопрос о необходимом количестве времени на изучение психологии большин­ство студентов экспериментальных групп (71,42%) и лишь 16,9% студентов контрольных групп хо­тели бы продолжить обучение.

Полученные результаты свидетельствуют о качественных различиях когнитивного компо­нента психологической культуры у студентов экспериментальных групп после изучения психоло­гии в рамках специально спроектированной образовательной программы.

Информация об авторах

Шубницына Татьяна Владиславовна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры философии, социологии и психологии Вятского государственного университета, Россия, e-mail: taanusha@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2937
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 9