Формирование когнитивного компонента психологической культуры будущих инженеров
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гуманитаризация профессионального образования, образовательная программа, когнитивный компонент психологической культуры будущих инженеров
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шубницына Т.В. Формирование когнитивного компонента психологической культуры будущих инженеров // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В сфере высшего образования существует потребность в разработке концептуально-новых подходов к профессиональной подготовке специалистов технических направлений. Особые надежды в этом отношении связываются с гуманитаризацией профессионального образования, направленной не только на повышение их профессиональной компетентности, но и на развитие внутреннего потенциала и адаптационных возможностей молодых специалистов.
Уровень развития общества и современного производства предъявляет новые требования к развитию интеллектуальных, личностных качеств, творческого стиля руководства будущих инженеров. Решение задачи мы видим в ориентации образовательного процесса на формирование у студентов целостной картины мира, очеловечивание знаний; развитие гуманитарного мировоззрения. Важную роль в решении этой проблемы мы отводим формированию психологической культуры будущего инженера.
Психологическую культуру мы рассматриваем в рамках психологической антропологии, в которой человек является субъектом деятельности, творцом собственной жизни. Исходя из этого положения, мы определяем психологическую культуру как сложное, целостное, личностное образование, включающее в себя эмоциональный, мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты. Ее содержание определяется не столько характером, объемом, уровнем психологических знаний, сколько психологической компетентностью, т. е. умением адекватно применять эти знания при решении психологических проблем по отношению к себе, другим людям, миру в целом.
Рассмотрим более подробно когнитивный компонент психологической культуры, который включает научную осведомленность человека о фактах и закономерностях, характеризующих его субъективный мир, овладение психологическими знаниями, умениями, правилами и нормами в сфере поведения, общения, деятельности. Уровень развития когнитивного компонента может проявляться в научных понятиях, способах учебной работы с научным содержанием. Он проявляется в осведомленности по поводу разнообразных явлений внутреннего мира человека с точки зрения как научного знания, так и житейского опыта (традиций, обычаев), а также из непосредственного общения с другими людьми и почерпнутого из средств массовой информации. Для развития когнитивного компонента требуется сформировать систему знаний, необходимых для адекватного использования в процессе общения и деятельности. Для формирования когнитивного компонента психологической культуры была специально разработана программа психологического образования.
В статье представлены некоторые результаты диагностики уровня развития когнитивного компонента психологической культуры в экспериментальной группе, где обучение происходило в рамках разработанной образовательной программы, и контрольной группе, где обучение происходило по традиционной программе. Для диагностики был использован комплекс методик, позволяющих получить разностороннюю и надежную информацию об уровне развития когнитивного компонента психологической культуры у студентов до и после обучения.
В тесте «Психологические понятия» большинство студентов (90%) экспериментальных групп дают полные научные определения психологическим понятиям. Видно, что студенты не просто заучили эти определения, используя лекции, а осмыслили данные понятия по отношению к себе, своему внутреннему миру. В контрольных группах только 33,85% студентов аналогично справились с этим заданием, большинство из них (66,15%) дословно воспроизводят лекционный материал, не стремясь понять, что это такое, и отнести полученные знания к себе и собственному опыту.
С тестом психологического анализа ситуаций успешно справились большинство студентов экспериментальных групп (87,14%) и лишь 36,93% студентов контрольных групп. Оценивая ситуации и поведение другого человека, студенты используют полученные в ходе обучения психологические знания, при описании опираются на научные, а не житейские психологические понятия, акцентируют внимание на содержательных, а не на внешних характеристиках ситуаций и поведения другого человека. Большинство студентов контрольной группы (63,07%) владеют элементарными навыками психологического анализа ситуаций на житейском уровне: используют образные описания, свой личный опыт, не всегда могут объяснить причины подобного поведения другого человека.
Анализ сочинений «Мои основные психологические проблемы» показывает, что 91,42% студентов экспериментальных групп и лишь 33,85% студентов контрольных групп в описаниях собственного душевного мира используют категории и понятия научной психологии: внимание, эмоции, чувства, потребности, их характеристики. Это говорит о том, что большинство студентов овладели соответствующими психологическими знаниями, умениями, с помощью которых можно проанализировать и описать свой внутренний душевный мир (мысли, переживания, отношения с людьми и др.). Мы присоединяемся к мнению исследователей, которые считают, что человек, у которого сформировано умение понимать себя, способен понять и других людей. У остальных студентов контрольных групп (66,15%) в описаниях своего внутреннего мира, особенностей собственного поведения преобладают житейские понятия, студенты не всегда могут понять и объяснить причины своего поведения.
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующие результаты. Отвечая на вопрос «Что дало им изучение психологии?» студенты экспериментальных групп предложили несколько вариантов. Среди них способность определить по психологическим характеристикам особенности другого человека (15,72%), понимать собственные переживаемые состояния (14,28%) и знать себя (12,85%). Кроме того они теперь умеют правильно взаимодействовать с людьми (10 %) и способны лучше понять другого человека и помочь ему (7,14%) и др. Студенты контрольных групп дают общие ответы: «новые знания», «общее развитие», «узнал свой темперамент», «научился вести себя в стрессовых ситуациях», «я и так все знал».
На вопрос «Возникло ли у Вас желание углубить свои знания?» большинство студентов экспериментальных групп (74,27%) дают положительный ответ, 8,58% отмечают, что хотят и дальше изучать психологию, мечтают стать психологами, у 15,72% появился большой интерес к психологической литературе. В контрольных группах лишь 35,39% студентов желают изучать психологию, 41,55% дают отрицательный ответ на этот вопрос. Дополнительные беседы со студентами показали, что студенты экспериментальных групп понимают, что знание психологии может реально помочь им при решении личных, профессиональных, возрастных проблем.
Студенты не понимают, как полученные теоретические знания можно использовать в своей жизни, поэтому на вопрос о необходимом количестве времени на изучение психологии большинство студентов экспериментальных групп (71,42%) и лишь 16,9% студентов контрольных групп хотели бы продолжить обучение.
Полученные результаты свидетельствуют о качественных различиях когнитивного компонента психологической культуры у студентов экспериментальных групп после изучения психологии в рамках специально спроектированной образовательной программы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2937
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 9