Формирование методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации в условиях смешанного обучения

114

Аннотация

В статье представлена проблема концептуализации феномена «методическая готовность к медиации» как частного случая профессиональной готовности педагога-психолога к реализации медиации в образовании. Описаны результаты педагогического эксперимента по формированию методической готовности магистрантов в условиях смешанного обучения. Основная идея исследования заключается в том, что методическая подготовка является пропедевтикой профессиональной готовности к медиации в целом. Организация образовательного процесса основана на принципах практико-ориентированного и событийного подходов и предполагает погружение магистрантов в основы медиации в условиях смешанного обучения. Определены особенности формирования методической готовности к медиации в условиях смешанного обучения, основанные на принципе гуманитаризации, обеспечивающие инновационность использования медиативного подхода в практиках воспитания. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 92 магистранта Сибирского федерального университета (СФУ), обучающихся по программам психолого-педагогической магистратуры в 2020-2023 гг. Представлены методические материалы в области медиации, разработанные и реализованные магистрантами СФУ в ходе профессиональной подготовки.

Общая информация

Ключевые слова: медиация, конфликты, методологическая модель, творчество, педагог-психолог, смешанное обучение, цифровая трансформация образования, гуманитаризация профессионального образования, электронное портфолио

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280410

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Модель формирования медиативной компетентности педагогов в условиях поликультурного социума Енисейской Сибири», код заявки № 2022103008985 (КФ-920)

Получена: 29.06.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Иванов Н.А., Смолянинова О.Г., Смолянинов А.А. Формирование методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации в условиях смешанного обучения // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 4. С. 158–176. DOI: 10.17759/pse.2023280410

Полный текст

Введение

В условиях развития информатизации системы образования и, в частности, ее постепенного перехода в этап цифровой трансформации возрастает роль смешанного обучения в организации образовательной деятельности, актуализируемая нормативно-правовыми документами (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы [25], Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [26], Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [14], Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [15], приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [9]).

Модернизация образования в условиях информационного общества требует усовершенствования методических подходов к использованию средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в логике цифровой трансформации, подразумевающей системное обновление форм, методов, средств и результатов образования, оценивания последних в условиях активного использования и развития цифровой образовательной среды.

Одним из следствий становления информационного общества является появление новых профессий в XXI веке, к числу которых относится медиатор социальных конфликтов. В образовательной сфере позицию медиатора, куратора школьной службы примирения занимают педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги и педагоги дополнительного образования. С появлением новых функциональных обязанностей актуализировалась проблема, связанная с профессиональной подготовкой педагогических кадров в области медиации и восстановительного подхода, для реализации медиативных практик в системе образования.

Актуальность развития медиации как ресурса гармонизации межличностных отношений подтверждается Профессиональным стандартом педагога. Владение технологиями профилактики и разрешения конфликтов является одной из педагогических задач и трудовых функций работника образования, что включает в себя формирование культуры диалога посредством дискуссий по проблемам, сопряженным с разрешением конфликтных ситуаций; защиту интересов и достоинства обучающихся в конфликтной ситуации, оказание им педагогической поддержки [12]. В соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» к числу знаний специалиста в части конфликтологической подготовки отнесены методы управления социально-психологической безопасностью и конфликторазрешения [13]. Стратегией комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной в мае текущего года, в числе основных задач и направлений в сфере обеспечения безопасности в детской среде определены реализация восстановительных технологий и развитие служб примирения в образовательных организациях, противодействие эскалации межконфессиональных и межнациональных конфликтов среди обучающихся [27].

Несмотря на востребованность медиации в образовании, на сегодняшний день отсутствует государственный образовательный стандарт подготовки медиаторов для системы образования. В профессиональном стандарте «Специалист в области медиации (медиатор)» не эксплицирована гуманитарно-образовательная составляющая деятельности медиатора социальных конфликтов, характерная для профессий педагога и педагога-психолога. Имплицитно в профессиональном стандарте отражены аспекты деятельности медиатора с учетом специализированной (образовательной) сферы, включая восстановительную медиацию в образовании, а также представлен междисциплинарный характер медиации, интегрирующий содержание как минимум из 4 областей – педагогики, психологии, конфликтологии и юриспруденции.

Будучи центральным компонентом в структуре профессиональной готовности педагога, методическая готовность имеет интегративную природу, представляя собой единство теоретической и практической компонент готовности к решению профессиональных задач. Однако в контексте медиации методическая готовность как предмет исследования ранее не рассматривалась в научных изысканиях, что определяет актуальность данного исследования и подтверждает целесообразность выбора методической готовности к медиации в качестве педагогической категории для рассмотрения и концептуализации

Особенности выборки, используемых средств и этапы исследования

Н.В. Ломоносова определяет систему смешанного обучения студентов как взаимосвязь элементов (административного, методологического, технологического и педагогического обеспечения), ориентированных на решение социальных задач и подразумевающих учет интересов обучающихся, при этом основой данной системы выступают электронные образовательные ресурсы [7].

О.П. Полухина раскрывает сущностные характеристики смешанного обучения как технологии, содействующей эффективному формированию личностной и профессиональной позиции бакалавра-психолога. Система смешанного обучения представляет собой систему преподавания и обучения, включающую взаимообуславливающие методы и средства, составляющие единое целое, такие как:

  •       инструменты телекоммуникаций, веб-форумы и веб-квесты, видеоконференции;
  •       эвристические методы обучения, обучение в сотрудничестве, кейс-стади;
  •       информационные ресурсы [10]

В условиях смешанного обучения актуализация проблемы формирования методической готовности оправдана, поскольку методическая составляющая в структуре профессиональной готовности педагога обеспечивает результативность освоения содержания [24], а смешанное обучение выступает механизмом влияния на эффективность взаимодействия участников образовательных отношений с контентом. Таким образом, образовательный потенциал смешанного обучения – как внешнего условия содействия эффективному освоению содержания образования –дополняем методическим компонентом в структуре профессиональной готовности – как фактором обеспечения результативности работы обучающихся с учебно-методическими материалами.

Педагогическая целесообразность интеграции принципа гуманитаризации и дидактических возможностей смешанного обучения в контексте формирования методической готовности обусловлена тем, что медиация является междисциплинарной областью знания и имеет интегративную природу, как и смешанное обучение интегрирует в себе различные модели и способы организации педагогического процесса (самостоятельное обучение, перевернутый класс, ротационное обучение, очное обучение с веб-поддержкой, онлайн-лаборатория и пр.). Кроме того, информатизация и гуманитаризация на сегодняшний день являются одними из ведущих и взаимообуславливающих тенденций развития системы образования. Методическая готовность, в свою очередь, также носит интегративный характер в структуре профессиональной готовности, представляет собой совокупность знаний, умений и свойств личности, связанных с возможностями реализации различных видов методической деятельности [24].

Обзор программ магистерской подготовки по медиации [20; 21] выявил дефицитарность разработок и методических материалов подготовки профессиональных медиаторов для системы образования с учетом особенностей реализации поликультурного образования.

Педагогический эксперимент осуществлялся в процессе подготовки магистрантов психолого-педагогического направления Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Выборка данного исследования составила 92 человека (42 человека в контрольной группе и 50 – в экспериментальной).

Исследование проводилось с 2019 по 2023 гг. в три этапа. На первом этапе (2019–2020 гг.) был осуществлен многоаспектный анализ литературы и нормативно-правовой документации по проблематике работы, подтверждена актуальность выбранной темы, определен методологический аппарат исследования, уточнена сущность методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации. На втором этапе (2020-2023 гг.) разработаны и апробированы учебно-методические задачи, содержание экспертной оценки для формирования и оценивания методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации в контексте смешанного обучения. На третьем этапе (2023 гг.) завершена опытно-экспериментальная работа, обработаны результаты экспертной оценки электронного портфолио магистрантов.

Анализ и обсуждение результатов исследования

В исследовании А.С. Чуприс готовность к медиации определяется как универсальная компетенция личности, включающая:

  • опыт проведения медиативных встреч;
  • комплекс когнитивных и прогностических способностей к обработке информации о медиативном процессе, к распознанию и предотвращению негативных эмоциональных реакций участников переговоров;
  • способность к целесообразному использованию медиации;
  • эмоционально-ценностное отношение к демократическому стилю коммуникации и соучастию в примирительной процедуре [30].

Основываясь на данной работе, а также исследованиях ученых, посвященных формированию медиативной компетентности и обеспечению готовности к педагогической (Р.Г. Редун) [17] и онлайн-медиации (О.Г. Смолянинова, Е.А. Алексеева) [1], методическая готовность рассматривается в данном исследовании как частный случай готовности к медиации и профессиональной деятельности в целом, в структуре профессионально-методической компетентности (Р.В. Рюмин, Р.В. Ардовская) [18], определяется в общем смысле как деятельностная характеристика, мотивированная способность педагога-психолога к методическому сопровождению образовательного процесса на материале медиации, т.е. отражает методический характер сформированности компонентов готовности к медиативной деятельности. Методическая деятельность выступает, в сущности, пропедевтикой готовности к медиации в целом, что педагогически целесообразно и значимо ввиду инновационности содержания медиации и восстановительного подхода, неоднородности контингента обучающихся магистратуры, имеющих различный жизненный, профессиональный и образовательный опыт, все это актуализирует задачу первичного ценностно-смыслового осмысления магистрантами медиации и восстановительного подхода, определяющего его профессиональную позицию [5].

Уточнение спектра методических задач педагога в аспекте медиации и восстановительного подхода целесообразно на основе анализа и синтеза единых нормативно-правовых актов, отражающих государственный и социальный заказ на конфликтологическую подготовку педагогических кадров. Проведенный сопоставительный анализ ФГОС ВО 3++ по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистратура) [11], Профессионального стандарта «Педагог-психолог», а также Профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)» позволил выявить их взаимосвязь в аспекте теоретических предпосылок методической готовности к медиации, что не обозначено в нормативно-правовых актах напрямую, но имплицитно отражено во взаимосвязи образовательных результатов и трудовых функций друг с другом, актуализацией медиации.  Актуальность подготовки к медиации подтверждается универсальными и общепрофессиональными компетенциями, трудовыми функциями в указанных нормативных документах. В соответствии с ними профессионально-методические задачи педагога-психолога в аспекте медиации и восстановительного подхода в образовании сопряжены не только с организацией и проведением медиативной процедуры и заключением медиативного соглашения (A/01.6, A/02.6, A/03.6, B/01.7, B/02.7), поскольку это, в сущности, предметное направление подготовки.

С точки зрения методической деятельности и, соответственно, методического направления подготовки к медиации задачи педагога-психолога сопряжены с критическим анализом проблемных ситуаций и выработкой стратегии по их разрешению (УК-1), применением современных технологий коммуникации (УК-4) и эффективных психолого-педагогических технологий индивидуализации образования (ОПК-6), учетом межкультурного разнообразия в социальном взаимодействии (УК-5), самоорганизацией и саморазвитием педагога-психолога (УК-6), соблюдением профессиональной этики и положений нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности (ОПК-1), проектированием индивидуальной и групповой учебно-воспитательной деятельности обучающихся (ОПК-3), созданием условий для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (ОПК-4), организацией взаимодействия субъектов образования (ОПК-7), методическим сопровождением образовательной деятельности (A/01.7), экспертизой безопасности и комфортности образовательной среды (A/02.7), психопрофилактикой и психологической коррекцией поведения и развития обучающихся (A/07.7, В/04.7), просвещением участников образовательных отношений (B/01.7).

В 2020-2023 гг. нами было спроектировано и реализовано содержание методической подготовки к медиации в рамках психолого-педагогической магистратуры, которое распределено на три этапа. Теоретической предпосылкой построения методической системы подготовки к медиации послужили распределение и интеграция дисциплин, практик и авторских методико-ориентированных модулей в структуре дисциплин магистерской подготовки (табл. 1). Логика распределения и взаимосвязи компонентов образовательной деятельности подразумевает освоение дисциплин в интеграции с практической подготовкой в 1-4 семестрах, пролонгированное на весь период обучения в магистратуре. Интеграция и, как следствие, междисциплинарный характер подготовки обеспечиваются за счет практико-ориентированных учебно-методических заданий, активизирующих творческий потенциал педагогов-психологов в разработке методического обеспечения для образовательного процесса, его внедрения в рамках семестровой распределенной практики, насыщенной образовательными событиями. Эффективность методической подготовки была обеспечена за счет сочетания различных моделей смешанного обучения: самостоятельная работа над учебно-методическими задачами; освоение учебно-методических материалов по подготовке к медиации в формате электронного, асинхронного обучения;  сочетание очного и дистанционного обучения, оптимальное использование ресурсов интернет-поддержки.

Таблица 1. Содержание методической подготовки к медиации магистрантов психолого-педагогического направления

Этап

Наименование дисциплины в учебном плане

Семестр

Наименование интегративных
методико-ориентированных модулей в структуре дисциплины/практики

Практико-ориентированные учебно-методические задачи

1

Правовые и этические основы профессиональной деятельности

1 семестр

«Медиативная культура в профессиях педагога и педагога-психолога», «Медиация как ресурс развития экологии человека»

Разработка группового творческого проекта медиации как междисциплинарного бренда (фирменный стиль поликультурной медиации в Енисейской Сибири; атлас профессии медиатора социальных конфликтов)

Е-портфолио в презентации и признании достижений

1 семестр

«Е-портфолио и имиджеология педагога-медиатора»

3 семестр

Этнопсихология и практики поликультурной медиации в Европе

1 семестр

«Медиация в образовании в условиях поликультурного социума Енисейской Сибири»

2

ИТ в профессиональной деятельности

2 семестр

«Медиация в контексте цифровой культуры, кибербуллинг»

Разработка группового методического проекта «Педагогический дизайн олимпиадных заданий по медиации и поликультурному образованию для школьников 10-11 классов»; разработка информационно-образовательных ресурсов для сопровождения профориентационной работы по окончании проекта (сетевое детско-взрослое сообщество в социальных медиа, постинг, чат-боты по терминологии медиации и навигации вузов, обучающих медиации, как средство просветительской и работы)

Медиация сверстников

2 семестр

«Педагогическое сопровождение и профориентация медиаторов-ровесников»

3

Практическая подготовка – ознакомительная, педагогическая практика,

НИР, технологическая (проектно-технологическая), преддипломная практики

 

 

 

 

 

 

 

1-4 семестры

Элементы всех вышеперечисленных модулей

Разработка анкеты, опросника или теста в соответствии с теоретико-методологическими основами медиации

(1 семестр, НИР)

Подготовка тезисов и участие в конференции с докладом по медиации (2 семестр, НИР)

Разработка индивидуального проекта по  сопровождению обучающегося в рамках его участия в школьной секции по медиации на международной конференции – анализ видеозаписи выступления и составление методических рекомендаций по содействию личностно-образовательному росту школьника в аспекте медиации; сопровождение подготовки команд медиаторов-ровесников к конкурсу по разработке веб-квестов тематики медиации и последующая разработка методических рекомендаций по улучшению организации творческой работы обучающихся на стыке ИКТ и медиации (3 семестр, технологическая практика)

Участие в проигрывании, решении и методическом осмыслении кейсов тематики межкультурных конфликтов в образовании в условиях Енисейской Сибири (в рамках межрегионального кейс-чемпионата по медиации,
4 семестр, преддипломная практика)

Государственная итоговая аттестация в формате презентации и защиты электронного портфолио
профессионально-методических достижений

В рамках освоения методико-ориентированного модуля «Педагогическое сопровождение и профориентация медиаторов-ровесников» студенты создали и внедрили на практике коллективный проект «Педагогический дизайн олимпиадных заданий по медиации и поликультурному образованию для школьников 10-11 классов», структурированный в МООС [8]. С психолого-педагогической точки зрения магистрантами в паспорте проекта был обоснован выбор возрастной категории предполагаемых участников олимпиады, связанный с переходом ведущей деятельности от интимно-личностного общения к учебно-профессиональной активности, который приходится на данный возраст. В соответствии с этим определены структура и тематика заданий в общекультурной, междисциплинарной логике, способствующей успешной профессиональной социализации в сфере медиации на уровне понятийного мышления.

Поскольку во втором семестре помимо дисциплины «Медиация сверстников» реализовывался курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности», описанный выше проект имел пролонгированный характер. Продолжением стало создание и развитие в социальных сервисах сетевого детско-взрослого сообщества «Поликультурная медиация в Енисейской Сибири» (рис. 1) [19], объединяющего медиаторов-ровесников и педагогов-медиаторов из макрорегиона Енисейской Сибири. Магистранты играли роль модераторов сообщества, осуществляли подбор спикеров для прямых эфиров, занимались постингом, подбирая тематический контент для публикации и обсуждения.

Рис. 1. Фрагменты интерфейса и содержания сетевого детско-взрослого сообщества, созданного магистрантами в рамках методической подготовки

Проектированию и реализации образовательных событий предшествовало освоение в первом семестре ценностно-смысловых оснований медиации и восстановительного подхода в рамках смежных модулей методической подготовки «Е-портфолио и имиджеология педагога-медиатора», «Медиативная культура в профессиях педагога и педагога-психолога», «Медиация как ресурс развития экологии человека», «Медиация в образовании в условиях поликультурного социума Енисейской Сибири». 

Будучи ресурсом интернет-поддержки образовательной деятельности, электронное портфолио представляет собой признанное и ресурсоемкое средство смешанного обучения, выступает инструментом аутентичного оценивания студентов. Электронное портфолио является педагогически целесообразным средством гуманитаризации методической подготовки в логике цифровой трансформации. Поскольку его контент представляет собой не только репрезентацию профессионального и личностного образа, но и осваиваемый, параллельно создаваемый, совершенствуемый в ходе обучения учебно-методический материал, реализованный в контексте цифровой культуры самопрезентации в Сети, в формате цифрового следа с предысторией, рефлексией образования и жизненного пути профессионала, персонализированными артефактами профессионально-методической деятельности в виде продуктов труда и достижений.

С позиции имиджеологии и, соответственно, социального брендинга как ресурса гуманитаризации электронный портфолио можно рассматривать как средство формирования и развития цифровой идентичности. А также трансляции ценностно-смысловых параметров объекта брендирования. Поэтому в рамках первого этапа методической подготовки студенты погружались в основы медиации и восстановительного подхода в том числе посредством имитационного брендирования медиации, в частности, реализации группового творческого проекта в формате разработки фирменного стиля поликультурной медиации в Енисейской Сибири (рисунок 2). Магистрантами были разработаны брендбуки в формате электронного документа [4; 28], где кроме визуальных констант ими были определены ценностно-смысловые параметры медиации, как социального, образовательного и культурного бренда, то есть в междисциплинарной логике; определены черты профессионального портрета медиатора (рис. 2). В качестве концептуального основания, отражающего ценности и принципы восстановительного подхода, наиболее типичного для медиации в системе образования, магистрантами была выбрана философская притча «Все в твоих руках», и оттуда также позаимствованы символ бабочки для разработки визуальной составляющей бренда и слогана - как основы понимания роли медиатора в формировании субъектной позиции у сторон конфликта относительно конфликтного взаимодействия. 

Рис. 2. Фрагменты групповых проектов по разработке фирменного стиля поликультурной медиации в Енисейской Сибири и атласа профессии медиатора социальных конфликтов, отражающих ценностно-смысловые параметры медиации как объекта брендирования

Гуманитаризация как условие эффективности методической подготовки определяет междисциплинарные аспекты медиации в структуре методической готовности педагога-психолога, и обеспечивается не только за счет интегративности содержания  подготовки, но и посредством реализации в условиях смешанного обучения логики цифровой трансформации, выражающейся в применении ресурсов интернет-поддержки и электронного портфолио во взаимообусловленности с содержанием образования и его освоением.

Помимо описанных выше примеров, которые с точки зрения системной логики цифровой трансформации отражают скорее опосредованный характер ее реализации к подготовке в медиации, и связаны с освоением и осмыслением психолого-педагогических аспектов деятельности медиатора как методиста. В рамках обучения магистранты также целенаправленно разрабатывали практико-ориентированные методические ресурсы, направленные на решение профессионально-методических задач с учетом междисциплинарных аспектов медиации. Поскольку один из компонентов методической готовности (в частности, теоретико-методологический) напрямую связан с задачами и миссией магистерской подготовки в части решения прикладных задач в профессиональной деятельности средствами научной методологии, то, например, в первом семестре, в рамках научно-исследовательской практики, магистрантам требовалось разработать и апробировать диагностический инструментарий, ориентированный на решение одной или нескольких профессионально-методических задач медиатора образовательной организации, таких как:

  • профессиональная социализация школьников в области медиации;
  • гуманитарная экспертиза социально-психологической безопасности образовательной среды;
  • исследование представлений о профессии медиатора и о медиации как междисциплинарном бренде;
  • мониторинг деятельности школьных служб примирения в фокусе поликультурализма и кибербуллинга;
  • психолого-педагогическое просвещение в области медиации. 

Примеры содержания анкет и опросников [2; 3], разработанных магистрантами, представлены на рис. 3. Так, например, будущими педагогами-психологами изучались представления о медиации у субъектов образовательного процесса, в частности, для вопросов подбирались ассоциативные ряды и персонажи из художественных произведений, с учетом ценностно-смысловых параметров деятельности медиатора. В рамках научно-исследовательской практики студенты готовили доклады и тезисы по медиации на Международную конференцию [16].

Рис. 3. Примеры диагностического инструментария в области медиации, разработанного магистрантами в рамках научно-исследовательской практики на первом курсе

Во втором семестре студенты при решении учебно-методических задач разрабатывали чат-боты тематики медиации как средства методического сопровождения образовательного процесса, в частности деятельности сетевого детско-взрослого сообщества, описанного выше. На сегодняшний день чат-бот является одной из наиболее интересных и перспективных форм реализации контента, в том числе в условиях смешанного обучения, так как представляет собой пример эффективного и интерактивного использования технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, которая ввиду разговорного интерфейса дает возможность автоматизированного посредничества между обучающимся и контентом [6], что расширяет возможности самообразования, присущего для магистратуры. Так, например, магистрантами был разработан практико-ориентированный чат-бот по терминологии медиативного подхода, который может использоваться в рамках психолого-педагогического просвещения [29].

Педагогическое сопровождение медиаторов-ровесников, выступающее пропедевтикой методического сопровождения и условием овладения им, реализовывалось пролонгировано, как во втором, так и на третьем семестре. В рамках технологической практики студенты осуществляли индивидуальное и групповое педагогическое сопровождение участия талантливых школьников в профильных конкурсах по медиации – в рамках международной конференции, городского командного конкурса проектов веб-квестов (сетевых сообществ, чат-ботов, сайтов и пр.). На основе последующего анализа видеозаписей выступлений школьников на конференции [31] и продуктов деятельности, созданных в рамках командного конкурса [23] магистрантами разрабатывались методические рекомендации по обеспечению эффективности содействия развитию школьников в сфере медиации, эффективной организации творческой работы обучающихся на стыке медиации и цифровых технологий.

В завершающем, четвертом семестре магистранты в рамках практической подготовки приняли участие в межрегиональном кейс-чемпионате по медиации, в проигрывании и разрешении кейсов, отражающих проблематику межкультурных конфликтов в образовании в условиях поликультурного социума Енисейской Сибири (на примере особенностей коренных малочисленных народов Севера) [22]. Вопросы к решению кейса были направлены не только на предметную составляющую деятельности медиатора по урегулированию конфликта, но и на методическое осмысление кейсов конфликтной тематики.

Методическая подготовка к медиации включала накопление и фиксацию результатов обучения в электронном портфолио в виде продуктов учебно-методической деятельности и артефактов, подтверждающих полученный профессионально-методический опыт, участие или победу в образовательном событии. На основании электронного портфолио происходит оценка сформированности методической готовности магистрантов к медиации по окончании обучения, в ходе государственной итоговой аттестации.

Сформированность методической готовности в рамках педагогического эксперимента диагностировалась посредством экспертной оценки электронного портфолио каждого выпускника психолого-педагогической магистратуры. Традиционно использовался уровневый подход к шкалированию результатов (0-20 баллов по критерию). Лист для экспертной оценки содержит 5 критериев оценивания, напрямую связанных с методической готовностью к медиации, соответственно максимально возможный балл – 100:

  • портфолио достижений выступает как ресурсно-информационная база для осуществления практической деятельности (ОПК-1), включает отчетные материалы практики, отражающие специфику взаимодействия с участниками образовательного процесса, социальными партнерами при решении задач исследования, свою руководящие функции при проведении опытно-экспериментальной работы (ОПК-7);
  • содержит научные (статьи, монографии, тезисы докладов), учебные, методические и информационные публикации, документы, подтверждающие участие в научно-исследовательских проектах (ОПК-2);
  • включает разработанные и использованные методики организации образовательной деятельности, психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ, диагностики детей и обучающихся (ПК-1, ПК-5);
  • содержит отчеты по НИР, демонстрирующие осознанность при проведении исследовательской работы, способность осуществлять психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК-3), включает артефакты, демонстрирующие способность к самообразованию, видению собственных профессиональных перспектив и построению карьеры, награды за результаты НИР (УК-6);
  • содержит отчетные материалы практики, показывающие владение приемами психологического просвещения субъектов образовательного процесса (ПК-6), способность обеспечивать психопрофилактику (ПК-7) [11].

Результаты экспертной оценки портфолио в контрольной (КГ) и экспериментальной группах (ЭГ) наглядно отражены на рис. 4 в процентном соотношении, и демонстрируют значимые различия данных педагогического эксперимента в КГ и ЭГ. В частности, в экспериментальной группе превалирует высокий уровень сформированности методической готовности к медиации, а в контрольной – средний. Кроме того, низкий уровень готовности в ЭГ в процентном соотношении меньше, чем в КГ. Полученные данные свидетельствуют о результативности формирования методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации в условиях смешанного обучения.

 Рис. 4. Сформированность методической готовности, КГ и ЭГ

Заключение

В современных условиях актуализируется противоречие между востребованностью медиации в образовании и недостаточным научным осмыслением, нормативно-правовым и методическим обеспечением ее реализации в контексте образования. Поэтому целенаправленное формирование методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации оправдано и позволяет обеспечить педагогически целесообразное использование медиации для профилактики и урегулирования конфликтов между субъектами образовательного процесса. Феномен методической готовности применительно к конфликтологической подготовке носит опережающий характер, связан с решением профессионально-методических задач по гармонизации психологического климата образовательной среды. Вместе с тем рассмотрение методической готовности как предмета исследования требует междисциплинарности в изучении данного педагогического явления с учетом специфичности области медиации и профессиональной позиции медиатора образовательной организации, интегрирующей функции педагога, методиста и медиатора.

 В рамках данного исследования был разработан методический подход к подготовке магистрантов психолого-педагогического направления к медиации, который основан на интеграции принципа гуманитаризации и технологии смешанного обучения. Методическая готовность является интегративной, деятельностной характеристикой личности профессионального медиатора, выражается в его способности к проектированию и решению профессионально-методических задач с учетом междисциплинарных аспектов медиации. Она формируется и раскрывается в методическом творчестве, в проектировании и реализации методической деятельности. Спектр профессионально-методических задач медиатора образовательной организации целесообразно определять через компетенции и трудовые функции, закрепленные в ФГОС ВО 3++ по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистратура), Профессиональные стандарты педагога-психолога и медиатора.

Проведенное исследование представляет собой один из вариантов к разработке перспективной теоретико-практической проблемы методической подготовки к медиации, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов затронутой темы. Описанные теоретические и практические наработки могут быть экстраполированы и продолжены другими образовательными организациями.

Литература

  1. Алексеева Е.А. Формирование готовности к онлайн-медиации магистрантов психолого-педагогического направления: дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2023. 303 с.
  2. Анкета «Исследование медиации как бренда (в условиях Енисейской Сибири)» [Электронный ресурс]. URL: https://forms.gle/dHqLv4iDfFcHnnM99. (дата обращения: 28.06.2023).
  3. Анкета «Профессиональная социализация в сфере медиации» [Электронный ресурс]. URL: https://forms.gle/xCQZox1hhB4sppzH8. (дата обращения: 28.06.2023).
  4. Атлас образовательной поликультурной медиации Енисейской Сибири и Крайнего Севера [Электронный ресурс] // e-Сибирь – Платформа онлайн-обучения Сибирского РЦКОО. URL: https://online.sfu-kras.ru/mod/folder/view.php?id=17909. (дата обращения: 28.06.2023).
  5. Белоногова Е.В. Позиция восстановительного медиатора как фактор успешности медиации в образовании // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы III Междунар. конф. Красноярск, 27–29 сентября 2021 г. / Под общ. ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022. С. 21-34.
  6. Кадеева О.Е., Сырицына В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. № (10). С. 45-53. DOI: https://doi.org/10.32517/2221-1993-2020-19-10-45-53.
  7. Ломоносова Н.В. Система смешанного обучения в условиях информатизации высшего образования : дисс. ... канд. пед. наук. М., 2018. 191 с.
  8. Межрегиональная онлайн-олимпиада по медиации и поликультурному образованию [Электронный ресурс] // e-Сибирь – Платформа онлайн-обучения Сибирского РЦКОО. URL: https://online.sfu-kras.ru/course/view.php?id=195. (дата обращения: 28.06.2023).
  9. Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Сайт Правительства России. URL: http://government.ru/projects/selection/643/25682/. (дата обращения: 28.06.2023).
  10. Полухина О.П. Формирование профессионально-личностной позиции бакалавра-психолога на основе технологии смешанного обучения: дисс. ... канд. пед. наук. Орел, 2021. 178 с.
  11. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 127 (ред. от 08.02.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50312) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293083/9b78f2f0db245324753d2d3e5cae0b80e27afb37/. (дата обращения: 28.06.2023).

Информация об авторах

Иванов Никита Андреевич, аспирант, методист лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий обучения кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3581-3725, e-mail: ni7923049@gmail.com

Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5597-6348, e-mail: smololga@mail.ru

Смолянинов Артем Андреевич, магистр кафедры современных образовательных технологий, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8951-1277, e-mail: smolartem2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 289
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2