Гуманитарная экспертиза психологической безопасности образовательной среды как условие обеспечения качества образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образовательная среда, гуманитарная экспертиза, психологическая безопасность
Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ковров В.В. Гуманитарная экспертиза психологической безопасности образовательной среды как условие обеспечения качества образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Переход к формированию общественного заказа на качественные показатели образования внешним ответственным заказчикам становится сегодня насущной потребностью. При этом ясно, что только «управленческие субъекты» системы образования в этой роли выступить не могут. Их миссия (и возможности) сегодня определяется в большей части ведомственными показателями качества, описывающими государственную систему образования (и образовательные системы различного уровня управления) изнутри. Это, безусловно, важно, но совершенно недостаточно, поскольку, с нашей точки зрения, реальная проверка качества образования может происходить только за пределами сферы образования как таковой – в живом социуме, на рынке труда, со стороны различных институтов гражданского общества, в том числе профессиональных сообществ, семьи и, конечно же, самих учащихся. Поэтому, как это ни парадоксально, система образования вынуждена сама создавать себе партнера в виде гражданских институтов, призванных формировать внешний заказ на качественное образование. В практической плоскости это означает, что сегодня предельно актуальной является задача, связанная с проблемами экспертизы, анализа и консалтинга в области участия гражданских институтов в оценке качества и развитии образовательной деятельности.
Современная ситуация развития отечественного образования отчетливо подтверждает необходимость его совершенствования с позиций государственно-общественного характера управления. Несмотря на то, что этот подход в управлении отечественным образованием впервые был декларирован в Законе «Об образовании» еще почти два десятилетия назад, большую часть этого периода он не находил практического развития в деятельности государственных органов и учреждений. Далее этот принцип получил развитие в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом документе указывалось, что «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия». Следует отметить, что в ходе модернизации отечественной системы образования за последнее время исходившие сверху задачи приводили, в лучшем случае, лишь к некоторым (чисто формальным) изменениям на школьном уровне. В частности, создававшиеся попечительские советы образовательных учреждений чаще всего не становились реальными участниками государственнообщественного соуправления, а сводились к таким пассивным формам, как финансирование дополнительных платных образовательных услуг, привлечение спонсорских средств на нужды образовательных учреждений и (далеко не всегда) контроль над их распределением. И только в самое последнее время обозначилась реальная тенденция превращения этого процесса в институциональные формы максимально эффективного участия гражданских институтов в развитии образования в интересах личности, общества и государства.
Если же учесть, что гражданские институты призваны играть не антуражно-декоративную роль, служащую лишь приданию системе образования имиджа демократичности, а роль подлинно системообразующую, принципиально влияющую на характер управления образованием, на его целеполагание и содержание, то обоснованность необходимости осуществления экспертизы и критического анализа проявляющихся в образовательной сфере (и образовательной среде) процессов и явлений становится совершенно очевидной. Открытое демократическое общество интересует, что происходит в системе образования и каковы ближайшие и отдаленные последствия деятельности этой системы. Важнейшая составляющая этого интереса – наличие комфортной и психологически безопасной образовательной среды в образовательном учреждении, соблюдение прав ребенка и возможности его становления как полноценной личности. Следует отметить, что сегодня проблема понимается более широко и касается всех участников учебно-воспитательного процесса – учителей, родителей, администрации, т. к. именно от качества процесса их взаимодействия зависит психологическая защищенность каждого и, прежде всего, ребенка, находящегося в образовательной среде.
Итак, существует проблема: с одной стороны, у всех, кто имеет отношение к образованию, есть настоятельная потребность в более широком и глубоком понимании того, что происходит в нашей системе образования, как живется ребенку и другим участникам и организаторам учебновоспитательного процесса, а с другой стороны, эта потребность сегодня явно не удовлетворена. Одна из существенных причин создавшегося положения – отсутствие системы экспертизы образовательной среды учреждения, в котором проходят жизнь и деятельность ее участников, а также ее состояния в психологическом аспекте как главного условия обеспечения комфортного и психологически безопасного осуществления образовательного процесса.
В то же время анализ состояния психологической безопасности образовательной среды образовательных учреждений, проведенный сотрудниками лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» ЦЭПП МГППУ в образовательных учреждениях Городской экспериментальной площадки «Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды» (2008–2011 гг.) в г. Москве, показывает локальный характер и недостаточный уровень ее обеспечения. Это обстоятельство приводит к возникновению ряда угроз, которые негативно влияют на функционирование образовательных учреждений, снижают результативность учебно-воспитательного процесса в школе, приводят к ухудшению физического и психического здоровья детей и к возникновению у них различного рода девиаций. Отсюда следует, что проблемы, связанные с обеспечением безопасности образовательной среды (в том числе и психологической безопасности), сохранением здоровья детей и подростков, имеют комплексный характер, приобретают государственное значение и требуют инновационных подходов в их разрешении.
По мнению И.А. Баевой, для решения этих проблем важными являются:
- создание психологически безопасного пространства жизнедеятельности ребенка, в том числе образовательного, направленного на сохранение и укрепление его физического и психического здоровья на основе здоровьесберегающих психотехнологий;
- эффективное психологическое сопровождение жизнедеятельности ребенка и его референтного окружения, оказание оперативной квалифицированной психологической помощи в случаях нарушения безопасности жизнедеятельности;
- снижение уровня всех форм насилия и, прежде всего, психологического во взаимодействии всех участников образовательной среды.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в различных по виду (и типу) образовательных учреждениях актуализирует проблему разработки технологий и непосредственного осуществления процедур гуманитарной экспертизы образовательной среды в аспекте ее психологической безопасности.
Под гуманитарной экспертизой мы понимаем опережающее реагирование всех субъектов образовательной среды (учащихся и их родителей, педагогов и администрации образовательного учреждения) на любое нововведение в образовательной среде с целью обеспечения качества образования, которое начинается «не после, а до того», поскольку:
1) любое новшество в образовательной среде учреждения можно считать источником негативных последствий, рисков, угроз для психологической безопасности образовательной среды, пока в отношении него не показано обратное;
2) нередко эти угрозы, риски и негативные последствия оказываются непредвиденными не в силу принципиальной невозможности их прогнозирования, а из-за того, что на предваряющих или начальных стадиях их внедрения в образовательном учреждении не было предпринято требуемых специальных усилий со стороны руководителей учреждения, педагогов, учащихся и их родителей.
Мы убеждены, что сегодня в образовательном учреждении необходима организация систематической деятельности, направленной на прогнозирование вновь возникающих угроз и рисков безопасности образовательной среды в ее психологическом аспекте. В основу этой деятельности, на наш взгляд, должна быть положена процедура гуманитарной экспертизы.
Гуманитарная экспертиза нацелена на то, чтобы вырабатывать взвешенную оценку воздействия разного рода рисков, угроз (новшеств – образовательных технологий) на психологическую безопасность образовательной среды и развитие личности современного школьника.
Поэтому в задачи гуманитарной экспертизы образовательной среды входит выявление и оценка как позитивных эффектов новых образовательных технологий, так и возможных негативных последствий их применения. Экспертиза сегодня является необходимым этапом деятельности по повышению качества образования, содержание которой заключается в необходимости:
- апробации комплекса мер по выявлению, систематизации и описанию основных факторов, определяющих возникновение рисков в образовательной среде для каждого из ее участников;
- анализа, обобщения и структурирования практического опыта применения психологических и педагогических технологий создания психологической безопасности образовательной среды;
- разработки модели «Комплексная система экспертизы безопасности образовательной среды учреждения», подготовки программы ее реализации, создания технологии оперативного планирования реагирования и коррекции выявленных рисков и угроз психологической безопасности в образовательной среде образовательного учреждения.
Для гуманитарной экспертизы принципиальное значение имеет то, что она строится как диалог, коммуникация различных субъектов и групп образовательной среды, обладающих существенно различающимися интересами и ценностными установками. В общем виде субъекты образовательной среды – это ученики, их родители, педагоги, но каждая из этих групп может быть достаточно сильно дифференцирована (возрастные, национальные, социальные, религиозные основания и др.). В этом смысле она выступает как механизм согласования, выработки компромиссных решений и, помимо всего прочего, выхода на более фундаментальные уровни общих интересов, выработки возможных подходов для перехода от логики противостояния и конфронтации к логике объединения и взаимодействия.
Следует помнить, что результат гуманитарной экспертизы никоим образом не ограничивается итоговым заключением, к которому пришла группа экспертов. Не менее важен и еще один результат – разработка программ профилактики, программ согласованного взаимодействия (например, самих субъектов образования или межведомственного взаимодействия), а также развитие самих участников этого взаимодействия, осознающих и умеющих использовать его конструктивные возможности. Подчеркивая инновационный характер деятельности в этом направлении, отметим:
- во-первых, изучение образовательной среды различных по виду (и типу) образовательных учреждений (дошкольных, средних общеобразовательных, специальных (коррекционных), средних и высших профессиональных образовательных учреждений) не может быть сведено только к ее проверке и оценке, а должно быть ориентировано на ее многостороннюю гуманитарную экспертизу;
- во-вторых, из всего многообразия функций гуманитарной экспертизы психологической безопасности образовательной среды учреждений образования на первый план должны выступать две – защитная функция (отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья) и развивающая функция (не просто констатация, а выявление «отправной точки» развития психологических ресурсов образовательной среды службой сопровождения для всех ее участников);
- в-третьих, гуманитарная экспертиза образовательной среды должна быть ориентирована на выявление (отсутствие) необходимых и достаточных условий для сохранения и укрепления физического, психического и психологического здоровья детей на основе здоровьесберегающих психотехнологий, для моделирования и проектирования психологически безопасного пространства жизнедеятельности взрослеющего ребенка.
Предложенные подходы и направления работы по включению гражданских институтов общества, всех субъектов образовательной среды в экспертизу безопасности образовательной среды в ее психологическом аспекте существенно важны для обеспечения качества и развития образования.
Литература
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И.А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009.
- Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Технология организации экспертизы психологической безопасности образовательной среды // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: информ.-метод. бюл. / ред.-сост. И.А. Баева, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян. М.: Экон-Информ, 2011. № 11. С. 3–15.
- Ковров В.В. Мониторинг безопасности образовательной среды школы: разработка и реализация. М.: Смысл, 2007.
- Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: сб. ст. / отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова, В.В. Ковров. М.: Экон-Информ, 2008. С. 4–10.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4782
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 23