Ресурсный подход к разработке программы развития образовательного учреждения

Аннотация

The article presents the concept of resource-based approach to education. A connection between the process of identification and analysis of actual and potential resources of the school development and creating the special development program based on these resources is analysed.

Общая информация

Ключевые слова: ресурсный подход, программа развития, планирование развития, проектирование развития, актуальные ресурсы, потенциальные ресурсы

Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Мачехина О.Н. Ресурсный подход к разработке программы развития образовательного учреждения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Образовательная среда современного ДОУ –феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания ряда дисциплин, однако проблема безопасности учреждений данного типа лишь недавно стала предметом психологических исследований. Теоретические и эмпирические исследования в рамках существующих подходов к психологической безопасности образовательной среды нацелены на выявление специфики ее наиболее важных характеристик и средств их оценки, т.е. разработки такой системы, которая позволила бы достаточно целостно и непротиворечиво анализировать психологическую безопасность учреждений определенного типа. Важнейшей характеристикой экспертизы является ее актуальность именно в ситуациях без четко разработанных алгоритмов, где отсутствуют рефлексии специалистов, а существующие недостаточны, экспертиза способна выявить новые, иногда более глубокие аспекты даже в ситуациях очевидных. Она становится средством анализа и системного управления в двух основных типах: исследуются качество результата и качество исполнения. Эксперты оценивают существующие альтернативы или варианты возможных решений. В функции экспертизы не входит при этом принятие управленческих решений, она лишь апелляция к знаниям управленцев (администрации ДОУ). Содержание самих решений и их результат зависят от людей, их принимающих, от ценностных установок и волевых качеств самих руководителей. Экспертиза опирается на авторитет привлекаемых для конкретных целей экспертов (компетентность, опыт, независимость суждений, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.). Личность специалиста-эксперта становится в этом случае главным «оружием». В образовании экспертная деятельность является не столько самостоятельной (профессиональной), сколько дополнительно выполняемой деятельностью представителей профессиональных групп (воспитатели, педагоги, педагоги-психологи, менеджеры образования, ученые-исследователи и вузовские преподаватели).Эксперт –специалист, компетентный и искушенный в экспертируемых вопросах.Объективность экспертной оценки определяется профессиональным уровнем и личностными качествами всей группы экспертов, которые должны обладать соответствующими знаниями и способностями. В экспертизе ДОУ таковыми могут быть, прежде всего, опытные педагоги, психологи и представители администрации ДОУ. Экспертиза должна проводиться с обязательным привлечением людей со стороны, т.е. не зависящих ни от заказчиков, ни от экспертируемой ситуации. В экспертную группу должны входить исследователи (представители разработчика ПБОС), а также родители детей, заинтересованные в развитии психологической безопасности образовательной среды (ПБОС ДОУ). Для обеспечения психологической безопасности ДОУ необходимы определенная нормативная база, соблюдение конкретных требований, условий защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение психологической безопасности всех субъектов среды ДОУ должно учитывать следующие характеристики:

  • адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ –в пределах нормы по сроку и уровню;
  • влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики);
  • уровень социально-психологического развития детей (взаимодействия и отношений со сверстниками, со значимыми взрослыми –воспитателями, родителями, бабушками и дедушками),
  • наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей;
  • морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей, их родителей);
  • эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстниками), эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость);
  • риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека и, как следствие, повышение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности);
  • преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики); стрессы, отношения в коллективе и с администрацией;
  • эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок –взрослый» (воспитатели и дети, родители и дети), «ребенок –ребенок», «взрослый –взрослый» (воспитатель –родители, воспитатель –воспитатель, администрация –воспитатели, администрация –родители);
  • внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей и внешними структурами), фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений;
  • информационная защищенность субъектов образовательной среды.

Образовательная среда ДОУ рассматривается как система влияний и условий, необходимых для социального развития личности. Если семья нацелена больше на раскрытие и развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка, то ДОУ, сохраняя, учитывая это, акцентирует воспитание социальное. В дошкольном учреждении исходно закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и Другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.). Осваивая это социальное пространство, нарождающаяся личность осознанно и неосознанно строит свое отношение к будущему, обществу, к жизни в целом. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие установки, нормы, ценности), будет зависеть дальнейшее движение, траектория социального развития ребенка.

Создание образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного воспитания, обучения и развития должно способствовать обнаружению и реализации способностей детей, а обучение строиться в соответствии с их природными задатками и интересами. При этом, несомненно, должны учитываться и потребности общества, социальный запрос, ориентирующий на будущие профессиональные выборы. Однако успешность ДОУ, как и других образовательных учреждений, должна определяться, прежде всего, тем, какие качества превалируют в данной личности – созидательные или деструктивные. Центральной категорией для ДОУ является общение.

Общность, общение (поиск общего), общительность (способность к общению, единению) являются определяющими характеристиками, а их отсутствие ведет к социогенным заболеваниям. Именно поэтому в паспорте эта категория должна быть представлена развернуто и c соответствующими акцентами.

Экспертные оценки качественные или количественные показатели процессов или явлений, основанные на суждениях экспертов. И хотя оценка отдельного эксперта не является гарантией точности, экспертиза в целом, если в ней участвуют разные эксперты, позволяет оценить различные стороны исследуемого объекта, выявив при этом многообразие существующих подходов и поняв такие вещи, о которых раньше не догадывались. Эксперт способен оценить продукты или результаты деятельности, их качество, уровень и т.д. по характеристикам, которые часто лишь существуют в его голове и которые он сам порой не способен отрефлексировать, т.е. поставить под контроль своего сознания. Оценивая что-либо, он опирается на личностное знание, на индивидуальный опыт, но то, как он это делает, порой ему самому не ведомо.

Экспертиза психологической безопасности образовательной среды ДОУ (ПБОС ДОУ) должна исходить из того, что ни один отдельный ответ эксперта не гарантирует достоверности оценки, но совокупность ответов экспертов, высветив многообразие позиций и подходов, позволяет учесть как минимум разные грани оцениваемого объекта, способствует более объемному его восприятию, более глубокому пониманию и позволяет уйти от упрощения или уплощения задачи. Экспертиза, как отмечается в ряде работ по психологической безопасности образовательной среды, «не сводится к проверке, контролю и оценке, хотя ее оценочная функция очень важна» (М. С. Мириманова, 2009).

Экспертные процедуры, минимизируя вмешательство, стремятся к выполнению разных функций. Наблюдение экспертов как одна из наиболее первостепенных экспертных процедур может способствовать выявлению наиболее важных характеристик различных аспектов жизни ДОУ и ее субъектов детей, воспитателей, администрации, родителей, др. сотрудников ДОУ.

Литература

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. М.: Высш. образование, 2007.
  2. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Управление современной школой. Вып. 9 // Проектное управление развитием образовательной организации. Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. 2011. № 2.
  4. Этимологический словарь современного русского языка. М. : Флинта: Наука, 2010. Т. 2.

Информация об авторах

Мачехина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доц. Моск. ин-та открытого образования, e-mail: helga_mon@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2316
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0