Учитель будущего: новые научные подходы, матрицы компетенций, ресурсы развития

61

Аннотация

В статье представлены процесс проведения и анализ результатов XIX Международной научно-практической конференции «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик», организованной в рамках проведения Года педагога и наставника в Российской Федерации. Конференция состоялась 4–5 июля 2023 г. на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО». Обсуждены задачи и направления профессионально-личностного развития учителя, способного подготовить учащихся к пока еще не известному дню завтрашнему, помочь им выйти на траекторию самоопределения и самореализации. Проанализированы проблемы и барьеры развития субъектов образования и их технологические решения. Обоснована ключевая роль развития учителя в регулировании взаимодействия участников образовательного процесса на основе знаний и культуры межличностных отношений для развития индивидуальных способностей школьников. Итоги конференции рассматриваются в контексте решения теоретико-практической задачи — определения благоприятных психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога будущего как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий.

Общая информация

Ключевые слова: учитель, полисистемный подход, ресурсный подход, образовательные стратегии, компетенции, воспитание учащихся

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200404

Получена: 14.08.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Митина Л.М., Осадчева И.И., Митин Г.В. Учитель будущего: новые научные подходы, матрицы компетенций, ресурсы развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 43–56. DOI: 10.17759/bppe.2023200404

Полный текст

В мире, который постоянно меняется, становится все более неопределенным и непредсказуемым, необходимы педагоги будущего, способные подготовить учащихся к вызовам завтрашнего дня, о которых практически ничего не известно. Учитель должен анализировать реальную жизнь так, чтобы предвидеть и прогнозировать, как она изменится ко времени взросления его сегодняшних учеников, и обладать необходимыми ресурсами для решения перспективных задач. В этом ключе выполнены теоретико-эмпирические исследования, представленные на международной научно-практической конференции, прошедшей в Психологическом институте РАО в июле 2023 года.

XIX Международная научно-практическая конференция «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик», организованная в рамках проведения Года педагога и наставника в Российской Федерации, состоялась 4–5 июля 2023 года на базе ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» — Психологический институт РАО (Москва, ул. Моховая, дом 9, стр. 4) при участии Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), Софийского университета им. Святого Климента Охридского (София, Болгария), Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь), Барановичского государственного университета (Барановичи, Беларусь), Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Тирасполь, Приднестровье, Молдова), Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан), ТОО «Академия физической культуры и массового спорта» (APEMS) (Астана, Казахстан), Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) (Арзамас, Россия), Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия), Смоленского государственного университета (Смоленск, Россия), Московского психолого-социального университета (Москва, Россия).

Цели и задачи конференции.

Конференция направлена на обсуждение противоречий между реальной образовательной практикой современной России и перспективами образовательной политики национальной системы педагогического образования:

  • инновационными процессами в экономической, производственной, социальной сферах и дефицитом научно-методологических основ национальной системы инновационного педагогического образования;
  • социальной необходимостью в обновлении педагогических кадров и отсутствием единой стратегии планирования и разработки образовательных программ педагогических вузов в актуальных направлениях подготовки учителя будущего;
  • совершенствованием образовательного процесса, стимулированием личностно-профессионального развития учителя и отсутствием опережающих психологических технологий подготовки будущих педагогов в вузах, колледжах и педагогических классах школ;
  • необходимостью развития ресурсных возможностей учителя будущего и недостаточной разработанностью теоретико-эмпирических оснований выявления его психических (личностных и профессиональных) резервов как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания (философия образования, психопедагогика, нейропсихология, психофизиология, клиническая психология и др.) и инновационных технологий (цифровых, коммуникативных, когнитивных, VR и других).

Основные направления работы конференции.

  • Содержательное: междисциплинарные теории современного образования и образования будущего, теоретико-методологические основы, новые научные подходы, концептуальные модели, психологические принципы, закономерности педагогической теории и практики в фокусе диалога социально-гуманитарных, естественных, нейро- и информационных наук в рамках отечественных образовательных традиций.
  • Динамическое: все временное поле профессионализации педагога: этапы, стадии, периоды, кризисы, барьеры, ресурсы личностно-профессионального развития в непрерывном временном континууме предподготовки, опережающей профессиональной подготовки, профессиональной самореализации учителя будущего.
  • Технологическое: современные технологии, методики, инновации, ретроновации и эффективные практики непрерывного педагогического образования с целью гармонизации процессов обучения, воспитания, развития учащихся. Технологии применения конвергентных знаний, компетенций и технологий в профессиональной деятельности педагогов-психологов при работе с учащимися, родителями, учителями и другими специалистами.
  • Институциональное: различные типы и формы образовательных организаций — школ, колледжей, вузов, включая гомогенные, гетерогенные, интегрированные, инклюзивные системы образования, а также обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
  • Проектное: научно обоснованное прогнозирование построения личностного и профессионального пространства педагога будущего — возможные альтернативные сценарии их развития, тренды индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий.

В конференции приняли участие более 200 человек в трех форматах: очном, заочном, дистанционном. В заседаниях участвовали иностранные ученые из Республик Болгария, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Приднестровья Республики Молдова.

Для участия в конференции было подано 109 докладов. После рецензирования и редактирования были опубликованы:

  • 31 доклад в форме полнотекстовых научных статей в тематическом номере профильного журнала «Мир психологии» № 2 за 2023 г.,
  • 7 докладов в форме полнотекстовых научных статей и 25 докладов в форме коротких сообщений в журнале «Мир психологии» № 3-4 за 2023 г.

Конференция проводилась в рамках научного проекта, организованного в 2006 году лабораторией психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО» под руководством профессора, доктора психологических наук Л.М. Митиной. За 18 лет конференция превратилась в важное научное событие, в рамках которого российские и зарубежные исследователи — представители академической и вузовской науки — могут обмениваться мнениями по ключевым проблемам науки, образования, профессионального развития. Эта престижная междисциплинарная конференция объединяет представителей российской и международной науки из различных областей знания, в частности, социальных и гуманитарных наук.

Научная программа конференции включала утреннее и вечернее пленарные заседания, работу шести секций и общую научную дискуссию. В тематике пленарных заседаний и секций нашли отражение фундаментальные проблемы психологии образования, личностного и профессионального развития педагога будущего.

Конференцию открыла председатель программного комитета доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина (Москва, Россия).

С приветственным словом к собравшимся обратились:

  • Ю.П. Зинченко, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (Москва, Россия);
  • Г.М. Петров, доктор педагогических наук, врио президента Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), профессор Софийского университета «Св. Климент Охридски» (София, Болгария);
  • О.Х. Хамидов, доктор экономических наук, профессор, ректор Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан);
  • Т.К. Куангалиева, почетный работник образования Республики Казахстан, проректор по академической деятельности ТОО «Академия физической культуры и массового спорта» (APEMS) (Астана, Казахстан);
  • З.В. Лукашеня, кандидат педагогических наук, профессор УО «Барановичский государственный университет» (Барановичи, Республика Беларусь);
  • Л.Т. Ткач, кандидат педагогических наук, доцент ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова);
  • А.И. Подольский, доктор психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Мир психологии» (Москва, Россия).

На пленарном заседании выступили ведущие российские ученые:

  • руководитель научного проекта доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор Д.Б. Богоявленская (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор М.М. Кашапов (Ярославль);
  • доктор педагогических наук, доцент Э.В. Онищенко (Санкт-Петербург);
  • доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО В.И. Панов (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО В.И. Моросанова (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор И.Н. Семенов (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор И.В. Вачков (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор, академик РАО Т.Н. Тихомирова (Москва);
  • доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Н.Д. Никандров (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор, академик РАО С.К. Бондырева (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор Т.И. Шульга (Москва);
  • доктор педагогических наук, профессор Т.Т. Щелина (Арзамас);
  • доктор психологических наук, профессор В.А. Толочек (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор Е.Н. Волкова (Москва);
  • доктор психологических наук, доцент А.В. Капцов (Самара);
  • кандидат психологических наук Г.А. Мишакова (Самара);
  • доктор психологических наук, профессор М.К. Кабардов (Москва);
  • доктор психологических наук А.А. Мелик-Пашаев (Москва);
  • кандидат психологических наук З.Н. Новлянская (Москва);
  • кандидат психологических наук И.И. Осадчева (Москва);
  • кандидат психологических наук Г.В. Митин (Москва);
  • доктор психологических наук, профессор Е.И. Щебланова (Москва)

и другие, а также зарубежные участники конференции:

  • доктор педагогических наук, профессор Г.М. Петров (София, Болгария);
  • кандидат педагогических наук, профессор З.В. Лукашеня (Барановичи, Беларусь);
  • кандидат педагогических наук, доцент Л.Т. Ткач (Тирасполь, Приднестровье, Молдова);
  • кандидат экономических наук, профессор Т.К. Куангалиева (Астана, Казахстан) и другие.

Пленарное заседание, посвященное учителю будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик в рамках Года педагога и наставника, открыла профессор, доктор психологических наук Л.М. Митина. Ею было представлено теоретико-эмпирическое исследование комплекса ресурсно-прогностических компонентов личности педагога: рефлексивное проектирование, конструктивное совладание, эмоционально-ценностное вовлечение, — обусловливающих анализ, прогноз и актуализацию ресурсных возможностей педагога в ответ на вызовы и риски будущего времени [10; 11]. Результаты исследования показали, что ресурсно-прогностические конструкты являются главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионального развития учителя как субъекта создания образовательной среды для развития и конструирования будущего учащихся.

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО И.В. Дубровина свой доклад посвятила актуальной для современного образования проблеме воспитания учащихся, развития духовно-нравственной культуры. Докладчик показала неразрывную связь образования с культурой в прошлом, настоящем и будущем. Но когда эта связь нарушается — падает уровень воспитания школьников и в целом снижается культурный уровень общества. По мнению профессора, только непрерывное образование в полном объеме — обучение и воспитание — способно обеспечить высокий профессионально-личностной уровень подготовки учителя будущего [3].

Обсуждению противоречий, которые характеризуют низкий уровень современного образования, посвящен доклад профессора, доктора психологических наук Д.Б. Богоявленской, убедительно связавшей причины упадка с внедрением в нашу образовательную систему господствующей методологии США — бихевиоризма. Исходя из разных методологий, докладчик показала разницу даже в содержательной характеристике на примере понятий «познание», «развитие», «интеллект», «творческие способности». Анализируя общественное мнение о том, что отмена Болонской системы будет способствовать восстановлению высокого уровня образования, профессор акцентировала внимание участников на внедрении отечественной методологии как решающего фактора изменений системы образования [1].

Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания молодежи в процессе обучения в вузе рассмотрела в своем докладе профессор, кандидат педагогических наук З.В. Лукашеня. Докладчиком были приведены промежуточные результаты пилотажной апробации модели патриотического воспитания студентов и обоснована целесообразность использования в данном процессе конвергентно-деятельностного подхода, необходимость консалтингового сопровождения профессиональной практики будущих педагогов [7].

Анализ характеристик ресурсного педагогического мышления по функциональным критериям был представлен профессором, доктором психологических наук М.М. Кашаповым, который выделил структурные характеристики: психологические, личностные и когнитивные [6]. Он обосновал, что ресурсность мышления педагога выступает предиктором творческого потенциала и выполняет определенные инструментальные функции в реализации развития личности, повышении эффективности ее деятельности, что особо ценно при подготовке будущих учителей.

Поликультурное содержание педагогического образования в современном обществе было освещено в докладе ученого из Приднестровья Республики Молдова доцента, кандидата педагогических наук Л.Т. Ткач. Актуальность и необходимость подготовки будущего педагога к работе в коллективах с учетом национальных, этнических и культурных различий субъектов образовательного процесса, по мнению докладчика, безусловно важное направление в современных педагогических вузах. Поликультурное содержание образования формирует у студентов поликультурную компетентность, устойчивые профессионально-педагогические взгляды, идеологию, нормы морали.

В докладе профессора, доктора педагогических наук Э.В. Онищенко и М.А. Малязиной ретроинновация рассматривается как источник модернизации профессиональной подготовки современного педагога. На примере Санкт-Петербурга была дана характеристика и оценка роли феномена «ретроинновация» в контексте реформирования системы образования, показано ее значение для оптимизации профессиональной подготовки будущих педагогов в изменяющихся условиях [15].

Профессор, доктор психологических наук. В.И. Панов проанализировал субъектную позицию учителя в контексте смены образовательных парадигм. Переход от традиционного обучения к цифровой образовательной среде рассмотрен в рамках экопсихологической модели, где становление субъектности обеспечивает профессиональное развитие учителя и его трансформацию в субъект педагогического взаимодействия и фасилитации [18].

Регуляторные ресурсы преодоления стресса и выгорания у субъектов образования были представлены в докладе профессора, доктора психологических наук В.И. Моросановой. Акцент был сделан на поиске психологических ресурсов преодоления состояния неопределенности, которое характерно в последние десятилетия для многих граждан нашей страны. Профессор представила результаты исследования особенностей проявления профессионального стресса у педагогов (острого и хронического), ресурсы и способы совладания с ним [13].

Рефлексивно-педагогические аспекты профессиональной деятельности субъектов педагогического менеджмента раскрыл в докладе профессор, доктор психологических наук И.Н. Семенов, исходя из рыночной системы представления человеческого капитала через развитие личности, развитие способностей, развитие потенциала учащегося. Докладчик считает, что управление этими процессами является перспективным направлением для изменений в системе образования.

В своем докладе профессор, доктор психологических наук И.В. Вачков представил данные исследования педагогических коллективов различных образовательных организаций (лицеи, гимназии, образовательные центры, обычные и профильные средние школы с углубленным изучением предметов) [2]. Исследование позволило выделить учреждения, ориентированные на ближайшие цели (сдача ЕГЭ), и школы, в которых целевые ориентиры связаны с повышением уровня культуры, развитием личности учащихся, способности к социализации.

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО Т.Н. Тихомирова в докладе представила результаты лонгитюдного исследования воспитательных возможностей учителя и обосновала эффекты педагогических воспитательных воздействий, влияющих в долгосрочной перспективе на учебные успехи на примере учеников начальной школы.

О специфике подготовки учителя будущего в условиях современной информационной среды сообщил профессор, доктор педагогических наук, академик РАО Н.Д. Никандров. Им был представлен анализ современных тенденций подготовки будущих педагогов как трансляторов культурных ценностей общества подрастающим поколениям с учетом постоянно увеличивающегося объема разнообразной информации, а также раскрыто влияние информации, циркулирующей в СМИ, на процесс воспитания и социализации человека [14].

Доклад профессора, доктора психологических наук, академика РАО С.К. Бондыревой был посвящен всестороннему анализу современных вузов в контексте подготовки учителя будущего. Современный вуз, по мнению докладчика, должен быть нацелен на особую профессиональную подготовку будущего педагога, способного эффективно работать с различными категориями детей.

Проблемы особенностей взросления детей в ХХI веке, роль обучения в процессе взросления были рассмотрены профессором, доктором психологических наук Т.И. Шульгой. Докладчик отметила основные проблемы развития современных детей и выделила отличия от детей, обучающихся вовне цифровой среды, что отражается на физическом, интеллектуальном и эмоциональном уровнях. Результаты исследования особенностей взросления детей актуальны для родителей и педагогов, которые испытывают дефицит надежных методов воздействия и решения спорных вопросов.

Доклад профессора, доктора педагогических наук. Т.Т. Щелиной был посвящен проблеме психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов в условиях кадрового дефицита в системе общего образования России. Докладчик рассмотрела тенденции роста кадрового дефицита в системе школьного образования, раскрыла роль психологических факторов в адаптации молодых педагогов в современных социокультурных условиях, обосновала развитие института наставничества и предложила авторскую методику психолого-педагогической поддержки молодых педагогов на всех этапах вхождения в профессию [20].

Результаты исследования профессионального становления субъектов в разных сферах деятельности на примере педагогов и менеджеров были представлены в докладе профессора, доктора психологических наук В.А. Толочека. Докладчик показал динамику профессионального становления в период активной профессиональной жизни в возрасте от 20 до 65 лет, обозначил проблемы, факторы влияния и пути оптимизации профессиональной карьеры.

Профессор, доктор психологических наук Е.И. Волкова в докладе привела данные о выраженности компонентов субъектности современного учителя. Исследуя структуру субъектности, докладчик указала на то, что в ней доминируют компоненты собственной уникальности и способности к саморазвитию, а вот компонент понимания и принятия другого человека выражен гораздо меньше. Исследование показало, что выраженность компонентов зависит от возраста, стажа работы и квалификационной категории учителя и не зависит от пола.

Доцент, доктор психологических наук А.В. Капцов в совместном докладе с кандидатом психологических наук Г.А. Мишаковой представил данные исследования сформированности стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений у руководителей образовательных учреждений [4]. Исследование позволило изучить характер взаимодействия внутри образовательной системы, выделить стадии формирования субъектности у педагогов и их связи с типами межличностных отношений.

Современная образовательная стратегия на основе модели «Учитель — Метод — Ученик» была рассмотрена профессором, доктором психологических наук. М.К. Кабардовым. В своем докладе он привел сравнительные данные отечественных и зарубежных подходов к формированию образовательных стратегий, показал особенности современного образования и наметил подходы решения существующих проблем повышения качества обучения.

Доктор психологических наук А.А. Мелик-Пашаев совместно с кандидатом психологических наук З.Н. Новлянской посвятили доклад осуществлению индивидуального подхода к художественному развитию детей. В одном случае главная задача педагога — поддерживать творческую инициативу ребенка (уникальность, индивидуальность), а в другом — педагог должен учитывать типические особенности детей, помогающие или препятствующие успешности художественного развития (индивидуально-типологические различия) [8].

Профессор, кандидат экономических наук Т.К. Куангалиева привела данные исследования цифровой трансформации педагога в постковидный период. В докладе она отметила, что вынужденный глобальный переход в формат дистанционного обучения позволил выявить проблемы образования через экран компьютера и позволил предложить новые педагогические решения, новые подходы и коррекцию образовательных технологий с оптимизацией цифровизации.

В докладе кандидата психологических наук И.И. Осадчевой была обоснована роль педагогических способностей при приеме и обучении учащихся профильных психолого-педагогических классов. Она отметила, что специальные педагогические способности представляют собой симптомокомплекс личностных свойств, от которых зависят успехи учителя, и показала, что педагогические способности — выявление, формирование, раскрытие и коррекция — представляют теоретический и практический интерес при подготовке педагогических кадров [16; 17].

В докладе кандидата психологических наук Г.В. Митина предложены технологические решения преодоления барьеров личностного и профессионального развития субъектов образования, дано теоретическое обоснование влияния профессиональных деформаций педагогов на развитие учащихся, представлены экспериментальные результаты изучения взаимосвязи деформации учителя и характерных признаков прокрастинации и маргинального сознания учащихся [9].

Проблеме профессиональной подготовки учителей, работающих с интеллектуально одаренными школьниками, был посвящен доклад профессора, доктора психологических наук Е.И. Щеблановой. Было показано негативное влияние стереотипных представлений учителей об особенностях одаренных детей на выявление и реализацию их потенциала, обоснована ключевая роль личностно-профессионального развития самого учителя в регулировании взаимодействия участников образовательного процесса на основе научных знаний [19].

В рамках конференции состоялась работа шести секций:

  1. Новые научные подходы, матрица компетенций, ресурсы развития;
  2. Наука, культура, воспитание — консолидация возможностей;
  3. Готовность педагога будущего к работе с разными категориями детей;
  4. Профессиональная подготовка будущего педагога: педагогические классы — педагогические колледжи — педагогические вузы;
  5. Образовательная среда как полисубъект: расширяющиеся возможности в цифровом пространстве;
  6. Системный анализ образовательных практик.

Участники первой секции под руководством профессора, доктора психологических наук М.К. Кабардова и доцента, кандидата психологических наук Е.С. Асмаковец с интересом заслушали представленные доклады: Е.С. Александровой, Ю.Г. Базановой, О.В. Власковой, Н.В. Вязововой, М.Ю. Двоеглазовой, Т.В. Калининой, Н.И. Кольчугиной, И.А. Костюк, А.А. Литис, А.К. Осницкого, С.В. Персиянцевой, И.В. Плаксиной, Н.А. Рыбакиной, Л.Н. Селивановой, И.В. Серафимович, Д.В. Чернова, Е.А. Шмелевой (Россия), В.А. Богдановой (Бендеры, Приднестровье, Молдова), М.П. Жигаловой (Брест, Беларусь), С.В. Карагулаковой (Астана, Казахстан), М.Н. Усмановой (Бухара, Узбекистан), А.Л. Цынцарь (Бендеры, Приднестровье, Молдова) и других.

Актуальностью в контексте современных проблем воспитания характеризуются доклады второй секции под руководством профессора, доктора психологических наук, академика РАО И.В. Дубровиной и кандидата психологических наук Г.В. Митина. Проблемные вопросы культуры и образования обсудили ученые: А.Г. Биба, О.Н. Владимирова, Р.В. Гаврюшкин, А.В. Егорова, Н.Г. Кислицына, Т.А. Ковалева, О.Е. Костенко, М.Н. Коцина, Т.В. Малынина, К.В. Миронова, Ю.И. Россова, Т.А. Серебрякова, В.С. Курылева, Л.Н. Чивиткина, Ю.Н. Слепко, Э.В. Тихонова, В.А. Толочек, Т.Г. Гричанова, М.В. Ермолаева, Л.А. Сизова, А.Н. Удалов, Е.А. Шипицына (Россия), С.Е. Покровская (Беларусь).

Активно обсуждались доклады третьей секции, которую вели профессор, доктор психологических наук Е.И. Щебланова и преподаватель Ю.И. Востокова. Готовность педагога к работе с разными категориями детей была рассмотрена учеными: Н.В. Александровой, Ж.В. Антиповой, Е.С. Асмаковец, Е.С. Беловой, М.П. Гукасовой, О.В. Зайцевой, Н.М. Зыряновой, Ю.Д. Чертковой, О.В. Паршиковой, Л.А. Козловой, М.В. Прохоровой, Е.С. Плотниковой, А.В. Савичевой, Е.В. Костюченковой, С.Ю. Тарасовой, М.С. Бушмановой, Н.Б. Шумаковой (Россия), О.К. Войтко (Беларусь), А.С. Мухамеджановой (Казахстан), А.Л. Цынцарь, Д.П. Мильничук, (Приднестровье, Молдова), З.С. Эловым (Узбекистан).

Подготовке будущего педагога от школы до педагогических колледжей и вузов была посвящена четвертая секция, работавшая под руководством профессора, доктора психологических наук Т.Т. Щелиной и кандидата психологических наук И.И. Осадчевой. Выступили ученые: М.А. Анисимова, Е.В. Декина, Е.С. Жукова, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Артеменков, С.А. Кремень, Ф.М. Кремень, В.В. Лемиш, Т.В. Наумова, Р.И. Суннатова, А.В. Тимохина, Н.Г. Токарева, В.С. Чернявская, В.Р. Малахова, Е.В. Чудинова, С.О. Щелина, Е.В. Лёвкина, Е.А. Щеулова (Россия), Ю.А. Полещук, Т.Е. Титовец (Беларусь), Д.О. Досмурзаева (Казахстан).

Ведущими пятой секции профессором, доктором психологических наук В.И. Пановым и доцентом, кандидатом психологических наук О.А. Анисимовой были заслушаны доклады о возможностях образования в цифровом пространстве. С докладами выступили: О.А. Анисимова, Е.С. Асмаковец, А.А. Гладышева, А.В. Громова, И.Ю. Суворова, А.Н. Гулеватая, Е.И. Колесникова, Е.В. Бакшутова, О.Б. Михайлова, А.В. Морозов, С.О. Петрова, В.В. Селиванов, А.А. Сонин, Е.А. Циркина (Россия), Т.Е. Черчес, А.М. Савельева (Беларусь).

Шестая секция проходила под руководством профессора, доктора психологических наук, академика РАО Т.Н. Тихомировой и кандидата психологических наук С.О. Щелиной. В работе секции участвовали: А.Ю. Астраханцева, Л.В. Брендакова, Е.Н. Визгина, Н.А. Дунаева, С.А. Ратманова, Ю.И. Востокова, Е.В. Высоцкая, А.Д. Лобанова, М.А. Янишевская, И.С. Гришин, А.В. Дмитриева, Е.А. Дмитриева, Н.В. Кирюхина, А.А. Теренина, М.А. Ларионова, Э.В. Лидская, Н.А. Переломова, С.А. Клецкина, Т.А. Попова, Т.В. Терехина, И.Л. Федотенко (Россия), а также Л.С. Васюкович, Р.А. Кобзев, З.В. Лукашеня, А.Э. Руднева (Беларусь), А.А. Лекенова (Казахстан), О.Л. Марачковская, Л.Т. Ткач (Приднестровье, Молдова).

Тематическое разнообразие и качественный уровень докладов (пленарных и секционных), представленных на конференции, соответствовал цели и задачам научного мероприятия. Тематика докладов продемонстрировала широкий охват рассматриваемых научных проблем.

Состоялась научная дискуссия участников конференции о прогнозировании возможных перспектив развития образовательного пространства и профессионального будущего, альтернативных сценариев и трендов индивидуальных профессиональных траекторий педагога будущего. Подводя итоги дискуссии, ее участники пришли к консенсусу относительно необходимости интеграции науки, образования, профессиональной деятельности для конструктивного реагирования на вызовы динамично изменяющихся условий жизни.

На вечернем заседании 5 июля были подведены итоги работы конференции, представлены отчеты руководителей секций. Завершая работу конференции, председатель программного комитета доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина отметила, что прошедшая конференция явилась крупным научным событием, которое будет способствовать дальнейшему развитию, взаимообогащению и взаимополаганию новых научных подходов, инновационных технологий и образовательных практик, позволяющих создать целостное видение стратегий и ресурсов личностного и профессионального развития педагога в условиях социокультурных и технологических перемен.

Собравшиеся отметили высокий уровень прошедшего научного мероприятия, поблагодарили организаторов и высказали пожелание продолжить сложившуюся традицию.

Перед началом мероприятия участники получили экземпляры тематического номера журнала «Мир психологии» № 2 за 2023 год [12], полную программу конференции и сертификаты участников XIX Международной научно-практической конференции «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик».

Литература

  1. Богоявленская Д.Б., Пирлик Г.П. Ответ на необоснованность нового пути развития одаренности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 1. С. 132–141. doi:10.17759/pse.2023280108
  2. Вачков И.В. Глава 16. Психолог, учитель, директор: триединство или разнонаправленность? // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной, М.: Психологический институт РАО, Издательский Дом «Бахрах», 2022. С. 165–180.
  3. Дубровина И.В. Культура как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим системы непрерывного образования [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 112–122. doi:10.51944/20738528_2023_2_112
  4. Капцов А.В., Колесникова Е.И., Панов В.И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2021. № 1 (29). С. 77–91.
  5. Коцина М.Н. Учитель русских учителей о гражданско-патриотическом воспитании молодежи (к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского) [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 132–139. doi:10.51944/20738528_2023_2_132
  6. Кашапов М.М. Ресурсные основы творческой самореализации педагога // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 1 (45). С. 80–91.
  7. Лукашеня З.В. Консалтинговое сопровождение как элемент информационно-коммуникационной среды вуза // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: XVI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 19 апреля 2023 г. СПб: СПбГУП, 2023. С. 34–36.
  8. Мелик-Пашаев А.А. О пластической составляющей творчества [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2023. Том 18. № 3 (51). С. 46–54. doi:10.11621/npj.2023.0306
  9. Митин Г.В., Митина Л.М., Востокова Ю.И. Профессиональная деформация педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 2. С. 183–205. doi:10.17759/psylaw.2023130214
  10. Митина Л.М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 3. С. 143–161. doi:10.24412/2073-0861-2022-3-143-161
  11. Митина Л.М., Митин Г.В., Востокова Ю.И. Психологические закономерности и ресурсы личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог — учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 77–95. doi:10.18384/2310-7235-2023-1-77-95
  12. Мир психологии. 2023. № 2 (113). 296 с.
  13. Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и академическая мотивация как ресурсы выполнения обучающимися проектно-исследовательской работы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 3. С. 47–61. doi:10.17759/pse.2023280304
  14. Никандров Н.Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры // Педагогика. 2022. Том 86. № 12. С. 5–24.
  15. Онищенко Э.В. Феноменология историко-педагогической культуры в современной системе профессиональной подготовки будущего учителя: Terra incognita // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию, Казань, 25–27 мая 2022 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022. С. 340–350.
  16. Осадчева И.И., Аминов Н.А. Феноменология характера в общности «учитель — ученик» [Электронный ресурс] // Сборник научный статей «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2022. С. 167–171. doi:10.24412/CL-36923-2022-1-155-158
  17. Осадчева И.И. Педагогические способности учащихся профильных классов как важный компонент становления будущего педагога [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 67–76. doi:10.51944/20738528_2023_2_67
  18. Панов В.И. Глава 16. Экопсихологический подход к развитию психики: предпосылки, конструкты, парадигмы // Научные подходы в современной отечественной психологии [Электронный ресурс] / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2023. С. 409–439. doi:10.38098/thry_23_0465
  19. Щебланова Е.И. Концепции и модели интеллектуальной одаренности детей: мировые тенденции и перспективы в XXI веке [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. Том 16. № 2. С. 23–35. doi:10.11621/TEP-23-10
  20. Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита в системе образования России [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 60–67. doi:10.51944/20738528_2023_2_60

Информация об авторах

Митина Лариса Максимовна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978, e-mail: mitinalm@mail.ru

Осадчева Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9310-6573, e-mail: irinaosadcheva@yandex.ru

Митин Георгий Валерьевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3124-0352, e-mail: mitingv76@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 200
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2