Роль психологических репрезентаций в экспертизе и проектировании образовательных сред

Аннотация

The article presents the research results of educational environments. The author considers the components of educational environment determined by the content of psychological representations of schoolchildren.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, экспертиза, проектирование, субъект образовательного процесса, психологические репрезентации

Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Соколова И.С. Роль психологических репрезентаций в экспертизе и проектировании образовательных сред // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

За последние годы в системе образования произошло много реформ. Школьные программы не только направлены на формирование необходимых знаний, умений и навыков, но и предпола­гают личностное развитие учащихся. В обществе востребованы творческие, социально-активные, личностно, нравственно и интеллектуально развитые личности. Задатки и развитие этих качеств формируются в школьные годы. Вместе с тем в современной школе не уменьшается количество проблем, требующих комплексных психолого-педагогических исследований. Новая тестовая фор­ма сдачи экзаменов не всегда выявляет истинные знания выпускников, а значит, и не всегда реша­ет поставленную изначально цель – максимально исключить человеческий фактор при оценке зна­ний. Стоит отметить, что сдача ЕГЭ стала дополнительным стрессом для школьников, ведь экза­мен проводится в стенах чужой школы, что не является благоприятным фактором для процесса включения интеллекта.

Возрастная категория первоклассников за последние годы значительно расширилась, диапазон составляет 6–8 лет. Таким образом, в современных школах количество психолого-педагогических проблем не уменьшилось, их сложность и напряженность сказываются на подготовке школьников к действиям в новых условиях после выпуска из образовательного учреждения. Становятся оче­видными значимость и необходимость психолого-педагогической экспертизы и изменения образо­вательных сред, поскольку для реализации целей современного развивающего образования необ­ходима соответствующая образовательная среда, создающая все условия (психологические, соци­альные, материальные, экологические) для личностного становления каждого школьника.

В современных психологических исследованиях проблема экспертизы и проектирования об­разовательных сред находится в центре внимания. Разработаны несколько моделей образовательных сред, которые описывают взаимодействие человека и среды с точки зрения различных психолого­педагогических аспектов [3; 5; 6; 7].

В целом образовательную среду можно обозначить как систему педагогических, воспита­тельных, психологических воздействий на учащихся, обеспечивающих условия для их полноцен­ного гармоничного развития [2, с. 80]. Образовательная среда уникальна, что является следствием вариативности системы образования, контингента школы, индивидуальности каждого субъекта об­разовательного процесса. Проектирование образовательной среды основывается на ее экспертизе. Экспертиза включает в себя учет тех представлений об образовательной среде, которые складыва­ются у всех субъектов образовательного процесса, в том числе и у субъектов экспертизы. Ориента­ция современной школы на развитие учащихся требует учета их представлений об образователь­ной среде школы, поскольку от представлений и их эмоционально-оценочных характеристик зави­сят психологическое благополучие, учебная и социальная активность школьников.

Отраженные в психике учащихся компоненты образовательной среды, в которые мы, вслед за В.И.Пановым, включаем дидактический, субъектный, экопсихологический и материальный [3], создают целостные ментальные образования – психологические репрезентации. Психологические репрезентации, обеспечивающие взаимосвязь субъекта с окружающим миром, содержат в себе ког­нитивные, эмоциональные и конативные составляющие.

В педагогической психологии исследованию психологических репрезентаций образователь­ной среды посвящено не так много работ. Мало работ, комплексно изучающих взаимодействия субъ­ектов в образовательной среде и с элементами этой среды: раскрываются содержание представле­ний об образовательной среде [3; 5; 6; 7; 8], содержание репрезентаций об отдельных компонен­тах окружающей среды [4] , содержание психологической безопасности в образовательных учреж­дениях [1], психологическая структура взаимодействий школьников и образовательной среды [2]. Недостаточно работ, посвященных исследованию психологических репрезентаций целостной об­разовательной среды. Таким образом, очевидно противоречие между необходимостью исследова­ния психологических репрезентаций образовательной среды у субъектов полного общего образо­вания и недостаточностью психолого-педагогических работ в этом направлении. Данное противо­речие обусловило проблему нашего исследования: раскрыть психологическое содержание репре­зентаций образовательной среды у школьников.

В качестве составляющих образовательной среды, как было сказано выше, мы, вслед за В.И. Пановым, В.И. Слободчиковым, В.А. Ясвиным, выделяем дидактический, субъектный (соци­альное партнерство), экопсихологический, материальный компоненты. Дидактический компонент реализует традиционные (формирование академических знаний) и развивающие (развитие всевоз­можных способностей) цели образования. Социальные группы, сопровождающие весь процесс обучения (класс, школа, семья), составляют субъектный компонент. Экопсихологический компо­нент образовательной среды определяется нами как общее состояние образовательной среды, отра­жающее объективный и субъективный уровни психологического комфорта или дискомфорта субъ­екта образования, способствующее или благоприятствующее развитию. Материальный компонент включает в себя все материально-предметное окружение школьника в процессе его учения.

Активность образовательной среды наделяет признаками активности каждый ее компонент. Необходимо учитывать, что уровень значимости и проявления того или иного компонента ОС раз­личны и зависят от конкретного образовательного учреждения, что подтверждает вышеобозна­ченную уникальность ОС. В.А. Ясвин в контексте векторной модели школьной среды определя­ет активность как педагогическую поддержку таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание их и т.п. [7, с. 76]. Исходя из этого, следует отметить, что активность образовательной среды реализуется в ак­тивности каждого субъекта образования и на социальном уровне формирует сильные лидерские познавательные стороны личности. Особое внимание следует обратить на роль самих педагогов. Ведь именно их личностные, профессиональные и субъектные особенности во многом определяют активность того или иного компонента образовательной системы.

Психологические репрезентации, как обозначено выше, – это отраженные в психике учащих­ся компоненты образовательной среды, некое субъективное видение образовательного процесса са­мими его участниками. Очевидно, что только при достижении комфорта, безопасности, уверенно­сти, стабильности на уровне всех компонентов образовательной среды возникает возможность для формирования и развития физически, психологически здоровой личности, способной к обучению в активном взаимодействии со средой. Резюмируя, определяем, что формирование и развитие ког­нитивных, эмоциональных, конативных составляющих психологических репрезентаций школьни­ка способствуют благоприятному взаимодействию с окружающей (не только образовательной) сре­дой. Вследствие этого благоприятного взаимодействия реализуются цели образовательного учреж­дения – формирование академических знаний, развитие всевозможных способностей, что в свою очередь определяется направленностью соответствующего типа образовательного учреждения.

Данное исследование поможет выявить ряд проблем и противоречий, решение которых от­кроет новые грани экспертизы и моделирования образовательных сред, где реализуются цели и за­дачи современной системы образования.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теор. основы и технологии соз­дания : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002.
  2. Григорьева М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды. Саратов: При­волж. изд-во, 2009.
  3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб. : Питер, 2007.
  4. Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды обыденной жизни: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Красноярск, 2003.
  5. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 9–19.
  6. Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и личность в контексте психологической ан­тропологии // Развитие личности. 2005. № 2. С. 49–58.
  7. Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор шко­лы. 2000. № 2. С. 3–12.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001.

Информация об авторах

Соколова И.С., Московский государственный университет печати, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2484
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5