Роль психологических репрезентаций в экспертизе и проектировании образовательных сред
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образовательная среда, экспертиза, проектирование, субъект образовательного процесса, психологические репрезентации
Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Соколова И.С. Роль психологических репрезентаций в экспертизе и проектировании образовательных сред // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
За последние годы в системе образования произошло много реформ. Школьные программы не только направлены на формирование необходимых знаний, умений и навыков, но и предполагают личностное развитие учащихся. В обществе востребованы творческие, социально-активные, личностно, нравственно и интеллектуально развитые личности. Задатки и развитие этих качеств формируются в школьные годы. Вместе с тем в современной школе не уменьшается количество проблем, требующих комплексных психолого-педагогических исследований. Новая тестовая форма сдачи экзаменов не всегда выявляет истинные знания выпускников, а значит, и не всегда решает поставленную изначально цель – максимально исключить человеческий фактор при оценке знаний. Стоит отметить, что сдача ЕГЭ стала дополнительным стрессом для школьников, ведь экзамен проводится в стенах чужой школы, что не является благоприятным фактором для процесса включения интеллекта.
Возрастная категория первоклассников за последние годы значительно расширилась, диапазон составляет 6–8 лет. Таким образом, в современных школах количество психолого-педагогических проблем не уменьшилось, их сложность и напряженность сказываются на подготовке школьников к действиям в новых условиях после выпуска из образовательного учреждения. Становятся очевидными значимость и необходимость психолого-педагогической экспертизы и изменения образовательных сред, поскольку для реализации целей современного развивающего образования необходима соответствующая образовательная среда, создающая все условия (психологические, социальные, материальные, экологические) для личностного становления каждого школьника.
В современных психологических исследованиях проблема экспертизы и проектирования образовательных сред находится в центре внимания. Разработаны несколько моделей образовательных сред, которые описывают взаимодействие человека и среды с точки зрения различных психологопедагогических аспектов [3; 5; 6; 7].
В целом образовательную среду можно обозначить как систему педагогических, воспитательных, психологических воздействий на учащихся, обеспечивающих условия для их полноценного гармоничного развития [2, с. 80]. Образовательная среда уникальна, что является следствием вариативности системы образования, контингента школы, индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса. Проектирование образовательной среды основывается на ее экспертизе. Экспертиза включает в себя учет тех представлений об образовательной среде, которые складываются у всех субъектов образовательного процесса, в том числе и у субъектов экспертизы. Ориентация современной школы на развитие учащихся требует учета их представлений об образовательной среде школы, поскольку от представлений и их эмоционально-оценочных характеристик зависят психологическое благополучие, учебная и социальная активность школьников.
Отраженные в психике учащихся компоненты образовательной среды, в которые мы, вслед за В.И.Пановым, включаем дидактический, субъектный, экопсихологический и материальный [3], создают целостные ментальные образования – психологические репрезентации. Психологические репрезентации, обеспечивающие взаимосвязь субъекта с окружающим миром, содержат в себе когнитивные, эмоциональные и конативные составляющие.
В педагогической психологии исследованию психологических репрезентаций образовательной среды посвящено не так много работ. Мало работ, комплексно изучающих взаимодействия субъектов в образовательной среде и с элементами этой среды: раскрываются содержание представлений об образовательной среде [3; 5; 6; 7; 8], содержание репрезентаций об отдельных компонентах окружающей среды [4] , содержание психологической безопасности в образовательных учреждениях [1], психологическая структура взаимодействий школьников и образовательной среды [2]. Недостаточно работ, посвященных исследованию психологических репрезентаций целостной образовательной среды. Таким образом, очевидно противоречие между необходимостью исследования психологических репрезентаций образовательной среды у субъектов полного общего образования и недостаточностью психолого-педагогических работ в этом направлении. Данное противоречие обусловило проблему нашего исследования: раскрыть психологическое содержание репрезентаций образовательной среды у школьников.
В качестве составляющих образовательной среды, как было сказано выше, мы, вслед за В.И. Пановым, В.И. Слободчиковым, В.А. Ясвиным, выделяем дидактический, субъектный (социальное партнерство), экопсихологический, материальный компоненты. Дидактический компонент реализует традиционные (формирование академических знаний) и развивающие (развитие всевозможных способностей) цели образования. Социальные группы, сопровождающие весь процесс обучения (класс, школа, семья), составляют субъектный компонент. Экопсихологический компонент образовательной среды определяется нами как общее состояние образовательной среды, отражающее объективный и субъективный уровни психологического комфорта или дискомфорта субъекта образования, способствующее или благоприятствующее развитию. Материальный компонент включает в себя все материально-предметное окружение школьника в процессе его учения.
Активность образовательной среды наделяет признаками активности каждый ее компонент. Необходимо учитывать, что уровень значимости и проявления того или иного компонента ОС различны и зависят от конкретного образовательного учреждения, что подтверждает вышеобозначенную уникальность ОС. В.А. Ясвин в контексте векторной модели школьной среды определяет активность как педагогическую поддержку таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание их и т.п. [7, с. 76]. Исходя из этого, следует отметить, что активность образовательной среды реализуется в активности каждого субъекта образования и на социальном уровне формирует сильные лидерские познавательные стороны личности. Особое внимание следует обратить на роль самих педагогов. Ведь именно их личностные, профессиональные и субъектные особенности во многом определяют активность того или иного компонента образовательной системы.
Психологические репрезентации, как обозначено выше, – это отраженные в психике учащихся компоненты образовательной среды, некое субъективное видение образовательного процесса самими его участниками. Очевидно, что только при достижении комфорта, безопасности, уверенности, стабильности на уровне всех компонентов образовательной среды возникает возможность для формирования и развития физически, психологически здоровой личности, способной к обучению в активном взаимодействии со средой. Резюмируя, определяем, что формирование и развитие когнитивных, эмоциональных, конативных составляющих психологических репрезентаций школьника способствуют благоприятному взаимодействию с окружающей (не только образовательной) средой. Вследствие этого благоприятного взаимодействия реализуются цели образовательного учреждения – формирование академических знаний, развитие всевозможных способностей, что в свою очередь определяется направленностью соответствующего типа образовательного учреждения.
Данное исследование поможет выявить ряд проблем и противоречий, решение которых откроет новые грани экспертизы и моделирования образовательных сред, где реализуются цели и задачи современной системы образования.
Литература
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теор. основы и технологии создания : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002.
- Григорьева М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды. Саратов: Приволж. изд-во, 2009.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб. : Питер, 2007.
- Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды обыденной жизни: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Красноярск, 2003.
- Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 9–19.
- Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и личность в контексте психологической антропологии // Развитие личности. 2005. № 2. С. 49–58.
- Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 3–12.
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2484
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5