Организационное консультирование образовательных учреждений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: организационное консультирование, экспертиза, моделирование, мониторинг, организационно-образовательная система, организационная культура, программа развития, качество образовательного учреждения, консалтинговый центр
Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ясвин В.А. Организационное консультирование образовательных учреждений // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Фрагмент статьи
Во многих случаях внедрение инноваций в образовательных учреждениях носит недостаточно продуманный и плохо подготовленный характер, что не только не обеспечивает повышение качества образования, но нередко приводит к обратному результату. Противоречия, как правило, заключаются в несогласованности вводимых локальных изменений образовательного процесса со всей организационно-образовательной системой, а также со сформировавшейся организационной культурой образовательного учреждения. Организационно-образовательная система школы, как правило, формируется достаточно стихийно, слабо представляется администрацией и педагогическим коллективом, соответственно, попытки изменения отдельных ее элементов могут приводить к новым рассогласованиям и усиливать существующие, но неосознаваемые противоречия.
При этом, в отличие от сферы бизнеса, в системе образования до сих пор, по существу, не сложилась практика организационного консультирования. Разработка и внедрение эффективных механизмов экспертно-консультативного сопровождения инновационного развития образовательных учреждений представляется одним из перспективных направлений психологии образования. В результате развития этого направления формируется новая функциональная позиция психолога как эксперта-консультанта в области развития образовательных систем, которая не тождественна позициям ни научного руководителя школы, ни экспертного совета, оценивающего перспективность и эффективность образовательных проектов.
Нами разработана и апробирована в течение десяти лет на базе нескольких десятков различных образовательных учреждений технология их организационного консультирования [3]. Алгоритм консультирования следующий: выявление и корректировка социальной миссии и стратегических целей развития школы – экспертиза-диагностика состояния организационной, образовательной и социальной подсистем – моделирование основных системных элементов – сопоставительный анализ полученных моделей – проектирование нововведений – разработка программы развития – консультирование руководителей и обучение сотрудников – рефлексия эффективности инноваций на основе мониторинга – коррекция программы развития.
Содержание экспертно-диагностической деятельности в образовательных учреждениях заключается в анализе согласованности между их образовательной, организационной и социальной подсистемами, а также в анализе соответствия каждой из этих подсистем заявленной миссии. Выделяются следующие содержательные блоки:
– анализ представлений директора и его заместителей о состоянии школы, а также о ее миссии и перспективах развития;
– определение реально сложившейся в школе организационно-педагогической модели;
– психолого-педагогический анализ развивающего потенциала содержания образовательной программы школы;
– психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уровнях (микросреда, локальная среда, взаимоотношения с макросредой) на основе анализа восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями);
– определение характера организационной культуры педагогического коллектива;
– психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных категорий субъектов образовательного процесса;
– анализ взаимной толерантности различных субъектов образовательного процесса. Результатом обработки экспертно-диагностических данных является моделирование основных элементов школьных подсистем: организационной; образовательной и социальной.
Сопоставительный анализ полученных моделей позволяет выявлять точки рассогласований, во-первых, между стратегическими целями развития школы (в соответствии с миссией) и тенденциями развития каждой из школьных подсистем; во-вторых, между организационной, образовательной и социальной подсистемами; в-третьих, между различными элементами внутри каждой из подсистем.
Программа развития образовательного учреждения разрабатывается на основе проектирования целесообразных управленческо-организационных, психолого-педагогических и психологосоциальных изменений, необходимых для преодоления выявленных рассогласований. Реализация программы развития осуществляется на основе тесного сотрудничества администрации, педагогического коллектива и экспертов-консультантов.
Рефлексия эффективности инновационного процесса осуществляется на основе мониторинга развития школы, который проводится с помощью экспертно-диагностического комплекса, методически обеспечивающего возможность анализа согласованности школьных подсистем. В нашей практике консультирования такой комплекс включает методики: построения организационнообразовательных моделей школ [1]; векторного моделирования и психолого-педагогической экспертизы образовательной среды [4]; психолого-педагогического анализа развивающего потенциала содержания образовательной программы школы [5]; анализа организационной культуры [2]; диагностики субъективного отношения к школе [5]; методику анализа взаимной толерантности членов образовательного сообщества [5].
Для реализации экспертно-консультативного сопровождения инновационных процессов в системе образования целесообразно создание соответствующих структур – независимых консалтинговых центров в муниципальных системах образования, а в школах – введение системно-проектных и организационно-диагностических функций в должностные обязанности одного из заместителей директора, который бы непосредственно отвечал за взаимодействие с экспертами-консультантами (во многих школах уже существуют должности заместителей директора по инновационной работе).
Целесообразно, используя обучение в форме мастер-классов, осуществлять подготовку экспертов-консультантов в области образования на психологических и психолого-педагогических факультетах вузов, а также на курсах для управленческого персонала системы образования. Важно осуществлять подготовку школьной администрации как грамотных «пользователей» экспертноконсультативных услуг.
Моделирование компонентов школьных систем на основе экспертно-диагностических процедур представляется перспективным механизмом комплексной оценки качества образовательных учреждений экспертными советами органов управления образованием, а также в процессе проведения конкурсов «Школа года», «Лучшие школы России» и т.п.
Полный текст
Во многих случаях внедрение инноваций в образовательных учреждениях носит недостаточно продуманный и плохо подготовленный характер, что не только не обеспечивает повышение качества образования, но нередко приводит к обратному результату. Противоречия, как правило, заключаются в несогласованности вводимых локальных изменений образовательного процесса со всей организационно-образовательной системой, а также со сформировавшейся организационной культурой образовательного учреждения. Организационно-образовательная система школы, как правило, формируется достаточно стихийно, слабо представляется администрацией и педагогическим коллективом, соответственно, попытки изменения отдельных ее элементов могут приводить к новым рассогласованиям и усиливать существующие, но неосознаваемые противоречия.
При этом, в отличие от сферы бизнеса, в системе образования до сих пор, по существу, не сложилась практика организационного консультирования. Разработка и внедрение эффективных механизмов экспертно-консультативного сопровождения инновационного развития образовательных учреждений представляется одним из перспективных направлений психологии образования. В результате развития этого направления формируется новая функциональная позиция психолога как эксперта-консультанта в области развития образовательных систем, которая не тождественна позициям ни научного руководителя школы, ни экспертного совета, оценивающего перспективность и эффективность образовательных проектов.
Нами разработана и апробирована в течение десяти лет на базе нескольких десятков различных образовательных учреждений технология их организационного консультирования [3]. Алгоритм консультирования следующий: выявление и корректировка социальной миссии и стратегических целей развития школы – экспертиза-диагностика состояния организационной, образовательной и социальной подсистем – моделирование основных системных элементов – сопоставительный анализ полученных моделей – проектирование нововведений – разработка программы развития – консультирование руководителей и обучение сотрудников – рефлексия эффективности инноваций на основе мониторинга – коррекция программы развития.
Содержание экспертно-диагностической деятельности в образовательных учреждениях заключается в анализе согласованности между их образовательной, организационной и социальной подсистемами, а также в анализе соответствия каждой из этих подсистем заявленной миссии. Выделяются следующие содержательные блоки:
– анализ представлений директора и его заместителей о состоянии школы, а также о ее миссии и перспективах развития;
– определение реально сложившейся в школе организационно-педагогической модели;
– психолого-педагогический анализ развивающего потенциала содержания образовательной программы школы;
– психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уровнях (микросреда, локальная среда, взаимоотношения с макросредой) на основе анализа восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями);
– определение характера организационной культуры педагогического коллектива;
– психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных категорий субъектов образовательного процесса;
– анализ взаимной толерантности различных субъектов образовательного процесса. Результатом обработки экспертно-диагностических данных является моделирование основных элементов школьных подсистем: организационной; образовательной и социальной.
Сопоставительный анализ полученных моделей позволяет выявлять точки рассогласований, во-первых, между стратегическими целями развития школы (в соответствии с миссией) и тенденциями развития каждой из школьных подсистем; во-вторых, между организационной, образовательной и социальной подсистемами; в-третьих, между различными элементами внутри каждой из подсистем.
Программа развития образовательного учреждения разрабатывается на основе проектирования целесообразных управленческо-организационных, психолого-педагогических и психологосоциальных изменений, необходимых для преодоления выявленных рассогласований. Реализация программы развития осуществляется на основе тесного сотрудничества администрации, педагогического коллектива и экспертов-консультантов.
Рефлексия эффективности инновационного процесса осуществляется на основе мониторинга развития школы, который проводится с помощью экспертно-диагностического комплекса, методически обеспечивающего возможность анализа согласованности школьных подсистем. В нашей практике консультирования такой комплекс включает методики: построения организационнообразовательных моделей школ [1]; векторного моделирования и психолого-педагогической экспертизы образовательной среды [4]; психолого-педагогического анализа развивающего потенциала содержания образовательной программы школы [5]; анализа организационной культуры [2]; диагностики субъективного отношения к школе [5]; методику анализа взаимной толерантности членов образовательного сообщества [5].
Для реализации экспертно-консультативного сопровождения инновационных процессов в системе образования целесообразно создание соответствующих структур – независимых консалтинговых центров в муниципальных системах образования, а в школах – введение системно-проектных и организационно-диагностических функций в должностные обязанности одного из заместителей директора, который бы непосредственно отвечал за взаимодействие с экспертами-консультантами (во многих школах уже существуют должности заместителей директора по инновационной работе).
Целесообразно, используя обучение в форме мастер-классов, осуществлять подготовку экспертов-консультантов в области образования на психологических и психолого-педагогических факультетах вузов, а также на курсах для управленческого персонала системы образования. Важно осуществлять подготовку школьной администрации как грамотных «пользователей» экспертноконсультативных услуг.
Моделирование компонентов школьных систем на основе экспертно-диагностических процедур представляется перспективным механизмом комплексной оценки качества образовательных учреждений экспертными советами органов управления образованием, а также в процессе проведения конкурсов «Школа года», «Лучшие школы России» и т.п.
Литература
- Калувэ де Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / пер. с англ. под ред. А.К. Зайцева. Калуга: Калуж. ин-т социологии, 1993.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ.; под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001.
- Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе / под ред. В.А. Ясвина, С.А. Беловой. М. : Смысл, 2009.
- Ясвин В.А. Школа как развивающая среда. М. : Ин-т науч. информ. и мониторинга РАО, 2010. (Серия «Научно-издательский проект в поддержку национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”».)
- Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М. : Сентябрь, 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4512
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1