Профессионально надежный педагог: новая личность для нового российского общества
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: качество педагогического труда, профессиональная надежность педагога, саморегуляция педагога
Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Осадчук О.Л. Профессионально надежный педагог: новая личность для нового российского общества // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Динамизм и глобальный характер перемен, охвативших все сферы жизни современного российского общества, вызывают значительное усложнение содержания труда педагогов, что проявляется в постановке перед ними принципиально новых профессиональных задач. Содержательная насыщенность педагогического труда обусловливает увеличение его сложности и трудоемкости, что в сочетании с экстремальностью условий реализации педагогических действий превращает педагогический труд в пространство повышенного напряжения. Напряженность труда педагогов увеличивает риск снижения его качества, вероятность нежелательных последствий. Как показывает изучение научной литературы, при анализе педагогической реальности исследователи широко используют понятия, характеризующие негативные аспекты профессиональной активности педагогов: «педагогическая ошибка», «педагогический штамп», «педагогический конфликт», «профессиональная деформация педагога» и др. Таким образом, насущные задачи обеспечения качества педагогического труда в изменяющихся социальных условиях обостряют проблему эффективного противостояния субъекта педагогической деятельности многочисленным трудностям, развития его способности безотказно, своевременно и безошибочно осуществлять профессиональные функции – проблему профессиональной надежности педагога.
Мы полагаем, что профессиональная надежность педагога может рассматриваться как одна из праксеологических характеристик педагогического труда. Праксеологическими, указывают И.А. Колесникова, Е.В. Титова, признаются такие характеристики педагогической деятельности и деятеля, которые их описывают и оценивают с точки зрения «правильности», т.е. обоснованности, нормосообразности, целесообразности, рациональности, продуктивности. К таким характеристикам относятся «качество», «результативность», «эффективность». В указанном ряду понятий центральное место занимает понятие «качество», как наиболее общее. Качество – это совокупность свойств и признаков, определяющих соответствие образцу. Понятие «качество педагогического труда» конкретизируется через систему таких понятий, как «квалификация», «компетентность», «культура», «мастерство педагога» и др. [1]. Согласно терминологии менеджмента качества ISO 9000:2000, результативность характеризует степень достижения запланированных результатов, эффективность понимается как связь между достигнутыми результатами и использованными ресурсами [2].
Признание функциональным назначением профессиональной надежности педагога обеспечение соответствия реального профессионального функционирования нормативному позволяет определить профессиональную надежность педагога как интегративное свойство, обеспечивающее сохранность качества педагогического труда на нормативно заданном уровне посредством механизма саморегуляции. Отсюда следует, что профессиональная надежность есть специфическая характеристика профессионализма педагога, раскрывающая его способность выполнять требуемые профессиональные функции на высоком уровне в условиях возможного усложнения обстановки, вопреки сбивающим факторам.
Системный подход к анализу профессиональной надежности педагога дает возможность рассмотреть ее как метасистему, состоящую из трех подсистем, которые являются ее относительно самостоятельными функциональными видами. Личностная надежность характеризует личность субъекта педагогического труда. В ней отражаются отношение педагога к ценностям и смыслам педагогической деятельности, характер и степень выраженности ее мотивов, индивидуальная значимость педагогических целей, своеобразие стратегий их достижения. Можно предположить, что подсистему личностной надежности педагога представляют такие личностные свойства, как принципиальность, ответственность, честность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, гибкость, рефлексивность и др. Деятельностная надежность характеризует процесс и результаты педагогической деятельности, которые проявляются в ее безотказности, своевременности, безошибочности, эффективности. Отмечая роль когнитивных, эмоциональных, волевых процессов в регуляции профессиональной деятельности человека, необходимо признать, что подсистему деятельностной надежности педагога составляют следующие свойства психики: объем и пластичность общепедагогических и специальных знаний и умений, разнообразие педагогического опыта, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, развитый самоконтроль и др. Функциональная надежность отражает состояние организма педагога: объем внутренних ресурсов, необходимых для эффективного выполнения педагогической деятельности, отсутствие утомления, апатии и других неблагоприятных психических состояний. Признавая функциональные состояния регуляторами профессиональной деятельности человека, следует сделать вывод, что подсистему функциональной надежности педагога определяют внепсихические свойства, например, выносливость, работоспособность, восстанавливаемость организма и др.
Механизмы профессиональной надежности педагога – процессы, обеспечивающие структурно-функциональную упорядоченность компонентов системы, их интеграцию и взаимодействие с окружающей средой. В соответствии с нашими представлениями, механизмами функционирования личностной надежности педагога выступают механизмы личностной саморегуляции, отражающие параметры социального поведения и межличностных отношений, обеспечивающих преобразование педагогической среды и самого педагога в процессе труда. Деятельностную надежность обеспечивают механизмы субъектной саморегуляции, представляющие психические уровни реагирования, обеспечивающие предметные преобразования педагога. Механизмами функциональной надежности педагога являются механизмы индивидной саморегуляции, обеспечивающие гомеостаз и адаптацию организма к среде. Система механизмов профессиональной надежности педагога отражает состояние индивидного, субъектного и личностного уровней системы саморегуляции, каждый из которых представляет единую систему энергетического, предметно-действенного и социального регулирования его целевого поведения.
Очевидно, что развитие профессиональной надежности педагога должно осуществляться не стихийно, эмпирическим путем, а целенаправленно, в процессе профессионального образования. Компетентностный подход к развитию профессиональной надежности педагога в процессе профессионального образования диктует необходимость интеграции разрозненных теоретических знаний студентов о саморегуляции произвольной активности человека на деятельностной основе, т. е. в активных формах учебной работы. Такая интеграция может происходить относительно некоторого «ядра», в качестве которого может выступать курс по выбору «Тренинг саморегуляции педагога», имеющий блочно-модульную форму построения. Блок «Саморегуляция поведения» дает возможность студентам определить индивидуальный стиль саморегуляции, сформировать умения мобилизации личностных ресурсов для целенаправленного самоизменения через освоение техник самоубеждения, самоприказа, самонастроя, самовнушения. Блок «Саморегуляция деятельности» обеспечивает выявление типичных ошибок при распределении времени и сил в процессе выполнения деятельности, освоение техники продуктивной личной работы посредством формирования умений целеполагания, планирования, программирования, самоконтроля, самооценки деятельности. Блок «Саморегуляция состояний» позволяет сформировать умения энергетической мобилизации ресурсов организма для сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия, работоспособности путем освоения таких техник саморегуляции, как разрядка, отключение – переключение внимания, дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, психомышечная тренировка. Тренинг саморегуляции позволяет сформировать у выпускника представления о механизмах, эффектах, областях применения, методах саморегуляции; умения компетентно осуществлять выбор методов саморегуляции и применять их в целях саморазвития и повышения эффективности собственной деятельности.
Литература
- Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005.
- Системы менеджмента качества: основные положения и словарь. URl: htpp://www.iso.ch (дата обращения: 20.01.2008).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2407
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0