Профессионально надежный педагог: новая личность для нового российского общества

Аннотация

The article introduces the concept of teacher’s professional reliability as a characteristic of pedagogical work. The author considers the components and mechanisms of professional reliability of the teacher.

Общая информация

Ключевые слова: качество педагогического труда, профессиональная надежность педагога, саморегуляция педагога

Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Осадчук О.Л. Профессионально надежный педагог: новая личность для нового российского общества // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативших все сферы жизни современного рос­сийского общества, вызывают значительное усложнение содержания труда педагогов, что прояв­ляется в постановке перед ними принципиально новых профессиональных задач. Содержатель­ная насыщенность педагогического труда обусловливает увеличение его сложности и трудоемко­сти, что в сочетании с экстремальностью условий реализации педагогических действий превраща­ет педагогический труд в пространство повышенного напряжения. Напряженность труда педаго­гов увеличивает риск снижения его качества, вероятность нежелательных последствий. Как пока­зывает изучение научной литературы, при анализе педагогической реальности исследователи ши­роко используют понятия, характеризующие негативные аспекты профессиональной активности педагогов: «педагогическая ошибка», «педагогический штамп», «педагогический конфликт», «про­фессиональная деформация педагога» и др. Таким образом, насущные задачи обеспечения качества педагогического труда в изменяющихся социальных условиях обостряют проблему эффективно­го противостояния субъекта педагогической деятельности многочисленным трудностям, развития его способности безотказно, своевременно и безошибочно осуществлять профессиональные функ­ции – проблему профессиональной надежности педагога.

Мы полагаем, что профессиональная надежность педагога может рассматриваться как одна из праксеологических характеристик педагогического труда. Праксеологическими, указывают И.А. Колесникова, Е.В. Титова, признаются такие характеристики педагогической деятельности и деятеля, которые их описывают и оценивают с точки зрения «правильности», т.е. обоснованности, нормосообразности, целесообразности, рациональности, продуктивности. К таким характеристикам относятся «качество», «результативность», «эффективность». В указанном ряду понятий централь­ное место занимает понятие «качество», как наиболее общее. Качество – это совокупность свойств и признаков, определяющих соответствие образцу. Понятие «качество педагогического труда» кон­кретизируется через систему таких понятий, как «квалификация», «компетентность», «культура», «мастерство педагога» и др. [1]. Согласно терминологии менеджмента качества ISO 9000:2000, ре­зультативность характеризует степень достижения запланированных результатов, эффективность понимается как связь между достигнутыми результатами и использованными ресурсами [2].

Признание функциональным назначением профессиональной надежности педагога обеспече­ние соответствия реального профессионального функционирования нормативному позволяет опре­делить профессиональную надежность педагога как интегративное свойство, обеспечивающее со­хранность качества педагогического труда на нормативно заданном уровне посредством механиз­ма саморегуляции. Отсюда следует, что профессиональная надежность есть специфическая ха­рактеристика профессионализма педагога, раскрывающая его способность выполнять требуемые профессиональные функции на высоком уровне в условиях возможного усложнения обстановки, вопреки сбивающим факторам.

Системный подход к анализу профессиональной надежности педагога дает возможность рас­смотреть ее как метасистему, состоящую из трех подсистем, которые являются ее относительно самостоятельными функциональными видами. Личностная надежность характеризует личность субъекта педагогического труда. В ней отражаются отношение педагога к ценностям и смыслам пе­дагогической деятельности, характер и степень выраженности ее мотивов, индивидуальная значи­мость педагогических целей, своеобразие стратегий их достижения. Можно предположить, что под­систему личностной надежности педагога представляют такие личностные свойства, как принци­пиальность, ответственность, честность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, гибкость, рефлексивность и др. Деятельностная надежность характеризует процесс и результа­ты педагогической деятельности, которые проявляются в ее безотказности, своевременности, без­ошибочности, эффективности. Отмечая роль когнитивных, эмоциональных, волевых процессов в регуляции профессиональной деятельности человека, необходимо признать, что подсистему дея­тельностной надежности педагога составляют следующие свойства психики: объем и пластичность общепедагогических и специальных знаний и умений, разнообразие педагогического опыта, ин­теллектуальная и эмоциональная гибкость, развитый самоконтроль и др. Функциональная надеж­ность отражает состояние организма педагога: объем внутренних ресурсов, необходимых для эф­фективного выполнения педагогической деятельности, отсутствие утомления, апатии и других не­благоприятных психических состояний. Признавая функциональные состояния регуляторами про­фессиональной деятельности человека, следует сделать вывод, что подсистему функциональной надежности педагога определяют внепсихические свойства, например, выносливость, работоспо­собность, восстанавливаемость организма и др.

Механизмы профессиональной надежности педагога – процессы, обеспечивающие структурно-функциональную упорядоченность компонентов системы, их интеграцию и взаимодей­ствие с окружающей средой. В соответствии с нашими представлениями, механизмами функцио­нирования личностной надежности педагога выступают механизмы личностной саморегуляции, отражающие параметры социального поведения и межличностных отношений, обеспечивающих преобразование педагогической среды и самого педагога в процессе труда. Деятельностную надеж­ность обеспечивают механизмы субъектной саморегуляции, представляющие психические уров­ни реагирования, обеспечивающие предметные преобразования педагога. Механизмами функцио­нальной надежности педагога являются механизмы индивидной саморегуляции, обеспечивающие гомеостаз и адаптацию организма к среде. Система механизмов профессиональной надежности пе­дагога отражает состояние индивидного, субъектного и личностного уровней системы саморегуля­ции, каждый из которых представляет единую систему энергетического, предметно-действенного и социального регулирования его целевого поведения.

Очевидно, что развитие профессиональной надежности педагога должно осуществляться не стихийно, эмпирическим путем, а целенаправленно, в процессе профессионального образова­ния. Компетентностный подход к развитию профессиональной надежности педагога в процессе профессионального образования диктует необходимость интеграции разрозненных теоретических знаний студентов о саморегуляции произвольной активности человека на деятельностной основе, т. е. в активных формах учебной работы. Такая интеграция может происходить относительно неко­торого «ядра», в качестве которого может выступать курс по выбору «Тренинг саморегуляции пе­дагога», имеющий блочно-модульную форму построения. Блок «Саморегуляция поведения» дает возможность студентам определить индивидуальный стиль саморегуляции, сформировать умения мобилизации личностных ресурсов для целенаправленного самоизменения через освоение техник самоубеждения, самоприказа, самонастроя, самовнушения. Блок «Саморегуляция деятельности» обеспечивает выявление типичных ошибок при распределении времени и сил в процессе выпол­нения деятельности, освоение техники продуктивной личной работы посредством формирования умений целеполагания, планирования, программирования, самоконтроля, самооценки деятельно­сти. Блок «Саморегуляция состояний» позволяет сформировать умения энергетической мобилиза­ции ресурсов организма для сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия, ра­ботоспособности путем освоения таких техник саморегуляции, как разрядка, отключение – пере­ключение внимания, дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, психомышечная трениров­ка. Тренинг саморегуляции позволяет сформировать у выпускника представления о механизмах, эффектах, областях применения, методах саморегуляции; умения компетентно осуществлять вы­бор методов саморегуляции и применять их в целях саморазвития и повышения эффективности собственной деятельности.

Литература

  1. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005.
  2. Системы менеджмента качества: основные положения и словарь. URl: htpp://www.iso.ch (дата об­ращения: 20.01.2008).

Информация об авторах

Осадчук Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государ¬ственный педагоги¬ческий универси¬тет», доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, e-mail: OOL58@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2419
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1