Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, формирование организационной культуры, профессиональная специфика
Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Яньпин Ц. Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В соответствии с документами Министерства просвещения Китая основной задачей высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов прикладных технических профессий на уровне бакалавра и выше. Решение этой задачи необходимо разрабатывать в практике высшего образования, основываясь на уже имеющихся достижениях. В то же время многие выпускники вузов не всегда успешно начинают работать на предприятиях. При этом у некоторых из них существуют пробелы в технической подготовке, но проблемы большинства связаны с вхождением в культуру предприятия. Различия в организационных культурах вузов и предприятий затрудняют адаптацию выпускников, поэтому проблема формирования организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики является крайне актуальной для повышения качества обучения и конкурентоспособности вуза.
Организационная культура представляет собой ценности и нормы поведения, которые преподаватели, студенты и сотрудники вуза создают, поддерживают и соблюдают в процессе обучения и работы. К ней относят представления и ценностные установки, культуру режима учреждения, культуру поведения и материальную культуру. Вузы идут по пути усиления интеграции между производством, обучением и исследованиями. Сотрудничество учебных заведений и предприятий дает возможность для формирования организационной культуры вуза, в которой отражаются рациональные элементы профессиональной культуры конкретного предприятия.
Организационная культура вуза, учитывающая профессиональную специфику, отличается от традиционной культуры вуза и от культуры предприятия и обладает следующими особенностями:
1. Ориентация ценностей на профессиональную этику. Представления и ценности являются центром организационной культуры. При формировании культуры вуза необходимо воспитание у студентов профессиональной этики, например, понимания важности соблюдения дисциплины и законов, приверженности своей должности, ценности коллектива. При этом необходимо развивать такие ценности преподавателей, как добросовестность, любовь к учащимся, стремление выступать примером добродетели и создавать в процессе обучения условия для того, чтобы студенты любили свою специальность и глубже осваивали ее.
2. Создание условий для того, чтобы прилежность и любознательность студентов становились основой принятия профессиональных ценностей.
3. Командное сознание. Многие предприятия требуют от своих работников (а также при их наборе) приверженности общей цели организации и для ее достижения умения общаться и сотрудничать с коллегами своего и других подразделений. Это требование должно отражаться и в организационной культуре вуза.
4. Приоритетность качества. Для предприятий нередко качество и интересы клиента являются наиболее приоритетными. Для вузов же это обычно не характерно. Для того чтобы студенты ориентировались на приоритетность качества, это должно быть отражено в организационной культуре вуза через ориентацию на качество учебы и работы, а также через понимание того, что потребности клиента определяют направление работы предприятия.
5. Ориентация на новаторство. Значимость ценности новаторства можно поддерживать и развивать у студентов через применение теории для повышения производительности в практической работе предприятия.
Далее будут рассмотрены возможности формирования отдельных элементов организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики.
Формирование материальной культуры. Материальная культура включает здания, сооружения и культуру среды, является важным элементом в составе организационной культуры вуза, ее материальным носителем и внешним выражением степени соответствия современным тенденциями. Своим своеобразным стилем и культурной коннотацией она оказывает влияние на представления и поведение преподавателей и студентов. Мы считаем, что в планировании зданий и сооружений вуза необходимо учитывать профессиональную специфику. Также важно, чтобы учащиеся могли чувствовать влияние профессиональной культуры через соответствующие лозунги, плакаты и т.п.
Формирование культуры режима. Режим играет роль принудительного ограничения и нормирования для учащихся и педагогов, может помогать им в принятии норм и правил поведения, этики и т.п. Правила и режим вуза должны соответствовать нормам, принятым в образовании, и выражать профессиональную специфику. Например, режим работы в помещениях для практического обучения должен быть составлен строго в соответствии с требованиями, принятыми на предприятии, а также он должен строго исполняться, чтобы студенты могли по-настоящему почувствовать атмосферу работы. Также в правилах и режиме необходимо выражать профессиональные ценности качества (работы, учебы), коллективизма, ориентации на клиента и др.
Формирование культуры поведения. Культура поведения является главной формой организационной культуры. Она включает коллективные и индивидуальные действия всех педагогов и учащихся. Для любого образовательного учреждения признаками высокой культуры могут являться чистая среда, гармоничные отношения между педагогами и учащимися, оживленные учащиеся, которые спокойно читают или упорядоченно активно двигаются. Для вуза кроме общей образовательной культуры необходима яркая профессиональная специфика. Во-первых, это должно проявляться в речи и поведении педагогов. Важно, чтобы преподаватели специальных дисциплин наряду с теоретическими знаниями обладали практическим опытом. Преподаватели общеобразовательных дисциплин также должны знать специфику изучаемых специальностей и учитывать ее при обучении. Во-вторых, необходимо предоставлять возможность студентам проходить практику по специальности. В-третьих, требования к поведению студентов должны соответствовать получаемой профессии.
Формирование представлений и ценностей. Центральным элементом организационной культуры вуза являются представления и ценности о нормах поведения и их обосновании с учетом исторической традиции, этоса и др., разделяемые педагогами и учащимися. При формировании представлений и ценностей как основы организационной культуры, во-первых, важно определить главную идею деятельности вуза, его миссию в соответствии с требованиями времени и характером профессиональной сферы, на которую ориентировано обучение (например, такой центральной идей может быть «Сочетание учебы с работой» и т. п.). Во-вторых, эту идею следует выражать в представлениях о том, как должно быть организовано обучение и учение студентов. В-третьих, центральная идея, выраженная в миссии вуза, должна представлять и социалистические ценности, и специфику профессиональной сферы. Это может проявляться в признании ценностей успешного изучения своей специальности и освоения техники, уважения к своей профессии, необходимости качественного выполнения своей работы и т.п. Формирование представлений и ценностей должно происходить не через разовые акции, а постепенно и совершенствоваться через сознательные поиски и непрерывную практику, осуществляемые преподавателями и студентами.
Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики является важной задачей для высококачественной подготовки квалифицированных специалистов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3146
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1