Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики

Аннотация

The article is about the peculiarities of organizational culture of an institution of higher education. The professional specificity always influences the organizational culture. The article presents the analysis of the components of the culture of an institution of higher education: notions and values, culture of behavior, material culture.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, формирование организационной культуры, профессиональная специфика

Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Яньпин Ц. Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В соответствии с документами Министерства просвещения Китая основной задачей высше­го профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов прикладных технических профессий на уровне бакалавра и выше. Решение этой задачи необходи­мо разрабатывать в практике высшего образования, основываясь на уже имеющихся достижениях. В то же время многие выпускники вузов не всегда успешно начинают работать на предприятиях. При этом у некоторых из них существуют пробелы в технической подготовке, но проблемы боль­шинства связаны с вхождением в культуру предприятия. Различия в организационных культурах вузов и предприятий затрудняют адаптацию выпускников, поэтому проблема формирования орга­низационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики является крайне актуальной для повышения качества обучения и конкурентоспособности вуза.

Организационная культура представляет собой ценности и нормы поведения, которые пре­подаватели, студенты и сотрудники вуза создают, поддерживают и соблюдают в процессе обуче­ния и работы. К ней относят представления и ценностные установки, культуру режима учрежде­ния, культуру поведения и материальную культуру. Вузы идут по пути усиления интеграции меж­ду производством, обучением и исследованиями. Сотрудничество учебных заведений и предпри­ятий дает возможность для формирования организационной культуры вуза, в которой отражаются рациональные элементы профессиональной культуры конкретного предприятия.

Организационная культура вуза, учитывающая профессиональную специфику, отличается от традиционной культуры вуза и от культуры предприятия и обладает следующими особенностями:

1.       Ориентация ценностей на профессиональную этику. Представления и ценности являют­ся центром организационной культуры. При формировании культуры вуза необходимо воспитание у студентов профессиональной этики, например, понимания важности соблюдения дисциплины и законов, приверженности своей должности, ценности коллектива. При этом необходимо развивать такие ценности преподавателей, как добросовестность, любовь к учащимся, стремление выступать примером добродетели и создавать в процессе обучения условия для того, чтобы студенты люби­ли свою специальность и глубже осваивали ее.

2.       Создание условий для того, чтобы прилежность и любознательность студентов станови­лись основой принятия профессиональных ценностей.

3.       Командное сознание. Многие предприятия требуют от своих работников (а также при их наборе) приверженности общей цели организации и для ее достижения умения общаться и сотруд­ничать с коллегами своего и других подразделений. Это требование должно отражаться и в орга­низационной культуре вуза.

4.       Приоритетность качества. Для предприятий нередко качество и интересы клиента являют­ся наиболее приоритетными. Для вузов же это обычно не характерно. Для того чтобы студенты ори­ентировались на приоритетность качества, это должно быть отражено в организационной культу­ре вуза через ориентацию на качество учебы и работы, а также через понимание того, что потреб­ности клиента определяют направление работы предприятия.

5.       Ориентация на новаторство. Значимость ценности новаторства можно поддерживать и раз­вивать у студентов через применение теории для повышения производительности в практической работе предприятия.

 

Далее будут рассмотрены возможности формирования отдельных элементов организацион­ной культуры вуза с учетом профессиональной специфики.

Формирование материальной культуры. Материальная культура включает здания, соору­жения и культуру среды, является важным элементом в составе организационной культуры вуза, ее материальным носителем и внешним выражением степени соответствия современным тенденция­ми. Своим своеобразным стилем и культурной коннотацией она оказывает влияние на представле­ния и поведение преподавателей и студентов. Мы считаем, что в планировании зданий и сооруже­ний вуза необходимо учитывать профессиональную специфику. Также важно, чтобы учащиеся мог­ли чувствовать влияние профессиональной культуры через соответствующие лозунги, плакаты и т.п.

Формирование культуры режима. Режим играет роль принудительного ограничения и нор­мирования для учащихся и педагогов, может помогать им в принятии норм и правил поведения, эти­ки и т.п. Правила и режим вуза должны соответствовать нормам, принятым в образовании, и вы­ражать профессиональную специфику. Например, режим работы в помещениях для практического обучения должен быть составлен строго в соответствии с требованиями, принятыми на предприя­тии, а также он должен строго исполняться, чтобы студенты могли по-настоящему почувствовать атмосферу работы. Также в правилах и режиме необходимо выражать профессиональные ценно­сти качества (работы, учебы), коллективизма, ориентации на клиента и др.

Формирование культуры поведения. Культура поведения является главной формой орга­низационной культуры. Она включает коллективные и индивидуальные действия всех педагогов и учащихся. Для любого образовательного учреждения признаками высокой культуры могут яв­ляться чистая среда, гармоничные отношения между педагогами и учащимися, оживленные уча­щиеся, которые спокойно читают или упорядоченно активно двигаются. Для вуза кроме общей об­разовательной культуры необходима яркая профессиональная специфика. Во-первых, это должно проявляться в речи и поведении педагогов. Важно, чтобы преподаватели специальных дисциплин наряду с теоретическими знаниями обладали практическим опытом. Преподаватели общеобразо­вательных дисциплин также должны знать специфику изучаемых специальностей и учитывать ее при обучении. Во-вторых, необходимо предоставлять возможность студентам проходить практи­ку по специальности. В-третьих, требования к поведению студентов должны соответствовать по­лучаемой профессии.

Формирование представлений и ценностей. Центральным элементом организационной культуры вуза являются представления и ценности о нормах поведения и их обосновании с уче­том исторической традиции, этоса и др., разделяемые педагогами и учащимися. При формирова­нии представлений и ценностей как основы организационной культуры, во-первых, важно опреде­лить главную идею деятельности вуза, его миссию в соответствии с требованиями времени и харак­тером профессиональной сферы, на которую ориентировано обучение (например, такой централь­ной идей может быть «Сочетание учебы с работой» и т. п.). Во-вторых, эту идею следует выражать в представлениях о том, как должно быть организовано обучение и учение студентов. В-третьих, центральная идея, выраженная в миссии вуза, должна представлять и социалистические ценности, и специфику профессиональной сферы. Это может проявляться в признании ценностей успешного изучения своей специальности и освоения техники, уважения к своей профессии, необходимости качественного выполнения своей работы и т.п. Формирование представлений и ценностей должно происходить не через разовые акции, а постепенно и совершенствоваться через сознательные по­иски и непрерывную практику, осуществляемые преподавателями и студентами.

Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики яв­ляется важной задачей для высококачественной подготовки квалифицированных специалистов.

Информация об авторах

Яньпин Циа, Professor, President of International School of Zibo Vocational College (China, Shandong Province)., e-mail: jypsqn@163.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3146
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1