Психотехнологии выстраивания конструктивных кросскультурных коммуникаций в системе образования

58

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Азбель А.А., Грецов А.Г., Розанова М.С. Психотехнологии выстраивания конструктивных кросскультурных коммуникаций в системе образования // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Миграция стала неотъемлемой частью современного российского обще­ства. Она породила ряд проблем, связанных как с налаживанием взаимопо­нимания между представителями разных этнических групп, так и с адапта­цией мигрантов к новой социокультурной среде. Коллективом, в состав кото­рого входят специалисты в области этнополитологии, педагогики и психоло­гии, миграционной политики, был разработан и внедрен курс, ориентирован­ный на решение проблем в области кросскультурной коммуникации.

В основе данного материала – опыт проведения авторских обучающих программ и тренингов в ряде школ Санкт-Петербурга в 2007-2010 гг. (все­го участников – 1923).

Полный текст

Миграция стала неотъемлемой частью современного российского обще­ства. Она породила ряд проблем, связанных как с налаживанием взаимопо­нимания между представителями разных этнических групп, так и с адапта­цией мигрантов к новой социокультурной среде. Коллективом, в состав кото­рого входят специалисты в области этнополитологии, педагогики и психоло­гии, миграционной политики, был разработан и внедрен курс, ориентирован­ный на решение проблем в области кросскультурной коммуникации.

В основе данного материала – опыт проведения авторских обучающих программ и тренингов в ряде школ Санкт-Петербурга в 2007-2010 гг. (все­го участников – 1923).

Цель курса: налаживание взаимоотношений в многонациональных группах, предотвращение и разрешение конфликтов, адаптация детей ми­грантов.

Целевая группа: учащиеся 14-17 лет в классах с многоэтничным со­ставом.

Формы и методы презентации курса. Содержательные акценты.

Курс включает интерактивные мини-лекции, мультимедиа-презентации, тренинговые упражнения и ролевые игры, разбор сложных случаев из прак­тики самих подростков.

Программа курса носит междисциплинарный характер и включает бло­ки из области психологии, этнополитологии, миграционной политики. В основе методики – рациональное объяснение сложных процессов в России и глобализирующемся мире, работа с ценностно-смысловыми категориями посредством рационального объяснения существующих проблем.

В рамках курса мы смещаем акцент с этничности и ее отличительных осо­бенностей (в ситуации фрагментарности современного российского социума это способствует еще большему разобщению и увеличивает дистанцию меж­ду группами и индивидами) на поиск «общих оснований», что должно спо­собствовать конструктивному взаимодействию. Тренинговые занятия и ро­левые игры направлены на закрепление позитивного опыта межкультурной коммуникации, обучение механизмам предотвращения конфликтов.

Краткие выводы. В системе школы адаптация детей мигрантов, их со­циализация может происходить быстро, но зачастую болезненно. Данный курс в рамках «сетки уроков» в образовательных учреждениях, является важным и необходимым компонентом работы в современной школе в рос­сийских мегаполисах.

Профессиональный подход, привлечение специалистов, обладающих научными разработками в вышеуказанных областях, адаптация курса к психологическим особенностям аудитории и смешанные формы работы об­условили успешную реализацию проекта.

Информация об авторах

Анастасия Анатольевна Азбель, кандидат психологических наук, старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Москва, Российская Федерация, e-mail: aa321@yandex.ru

Андрей Геннадьевич Грецов, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5896-8733, e-mail: agretsov@mail.ru

Марья Сергеевна Розанова, кандидат философских наук, доцент, Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова, Председатель Правления, Санкт-Петербургская общественная организация «Центр гражданских, социальных, научных и культурных инициатив «СТРАТЕГИЯ», Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: marjaroz@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1907
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

 Скачиваний PDF

За все время: 58
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 1965
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2