Взаимосвязь этнической идентичности культурной дистанции и этнической дискриминации (на примере этнических групп азербайджанцев и армян)
Общая информация
Рубрика издания: Психология межэтнических отношений
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мусаева А.Э. Взаимосвязь этнической идентичности культурной дистанции и этнической дискриминации (на примере этнических групп азербайджанцев и армян) // Этнопсихология: вопросы теории и практики.
Фрагмент статьи
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящий момент, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется этнокультурной «мозаичностью». Это обусловливает усиление межэтнической напряженности и возрастание роли этнических факторов в поведении человека, как на социальном, так и на личностном уровнях. В трансформирующемся поликультурном обществе одним из самых важных предикторов межэтнических отношений является этническая идентичность. В связи с этим актуальным является изучение формирования этнической идентичности, т.к. ее несформированность может являться фактором риска возникновения напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов.
Этническая идентичность «встроена» в систему отношений личности, а формирование этой идентичности способствует формированию важнейших личностных качеств.
Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни этнических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняющемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.
Полный текст
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящий момент, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется этнокультурной «мозаичностью». Это обусловливает усиление межэтнической напряженности и возрастание роли этнических факторов в поведении человека, как на социальном, так и на личностном уровнях. В трансформирующемся поликультурном обществе одним из самых важных предикторов межэтнических отношений является этническая идентичность. В связи с этим актуальным является изучение формирования этнической идентичности, т.к. ее несформированность может являться фактором риска возникновения напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов.
Этническая идентичность «встроена» в систему отношений личности, а формирование этой идентичности способствует формированию важнейших личностных качеств.
Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни этнических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняющемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.
Как признает ряд исследователей, механизмы социальной идентификации наиболее ярко и полно раскрываются в проблемных ситуациях. Исходя из этого, в качестве объекта исследования нами избраны представители этнических общностей, находящихся в сложных условиях социально-экономических и культурных изменений: представители этнических меньшинств, азербайджанцы и армяне, учащиеся московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы (учащиеся 9, 10, 11 классов). Всего в исследовании приняло участие 100 школьников
Исследование проводилось на базе московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы. Нами был проведен социально�психоло� гический опрос с использованием следующих методов исследования:
-
Опросник Дж. Финни1 (исследует выраженность этнической идентичности).
-
Шкала воспринимаемой этнической дискриминации Дж. Финни2 (исследует воспринимаемую этническую дискриминацию)
-
Шкала культурной идентичности Д. Бирман3 (исследует культурную идентичность)
-
Шкала воспринимаемой культурной дистанции И. Суанет-Галченко4 (модификация автора) (исследует воспринимаемую культурную дистанцию).
Прежде чем перейти к основополагающим компонентам, связанным с понятием этническая идентичность, необходимо рассмотреть аспекты идентичности, разработанные Эриком Эриксоном5. С его точки зрения понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность — это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой скрыты и не достаточно изучены.
Также идентичность помимо личной тождественности (неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т.д.).
В свою очерель этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Как совершенно справедливо отмечает Г.У. Солдатова, «достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида»6.
С точки зрения современных исследователей этническая (культурная) идентичность находится в тесной связи с переживнаием дискриминации по этническому признаку а также с представлением о культурных различиях с группами с которыми ингруппа находится в тесном взаимодействии. Опираясь на эти соображения мы построили описанный выше план экспериментального исследования.
Перейдем к представлению и анализу результатов. В целом они представлены в таблицах 1 и 2.
В целом у армянских школьников воспринимаемая культурная дистанция знаичимо связана с когнитивным компонентом этнической идентичности, а этническая дискриминация — с когнитивным и аффективным компонентами этнической идентичности, а также с культурной идентичностью.
По нашему мнению выраженная взаимосвязь между культурной дистанцией и когнитивным компонентмо этническои идентичности аспектах свидетельствует о том, что армянские подростки определяют «близость» или «отдаленность» другой культуры на основе этнической осведомленности, включающей знания об этнических группах — своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры.
Высоко значимая взаимосвязь между воспринимаемой этнической дискриминацией и этнической идентичностью (во всех ее проявлениях) позволяет нам предположить, что дискриминация по этническому признаку у наших респондентов тесно связанна с тем, насколько сильно они индентифицируют свою принадлежность к армянской культуре.
У азербайжанских школьников культурная дистанция оказалась связана как с когнитивным компонентом так и с аффективным компонентом этнической идентичности. Также была обнаружена взаимосвязь между этнической дискриминацией и культурной идентичностью.
На основе полученных данных о взаимосвязи культурной дистанции и этнической идентичности можно сделать вывод о том, что школьники-азербайджанцы определяют свое субъективное восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры с одной стороны на основе «этнической осведомленности», включающей знания об этнических группах — своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры. С другой стороны для восприятия «близости» или «отдаленности» другой культуры оказывается также важно отношение к собственной этнической общности, проявляющееся в этнических аттитюдах.
Взаимосвязь между этнической дискриминацией и культурной идентичностью в представлениях азербайджанских подростков скорее всего говорит о том, чтопо их мнению проявления дискриминации по признаку этнической принадлежности взаимосвязаны с принадлежность человека к той или иной культуре, т.е. с ценностнями и поведенческими маркерами а не с самим фактом принадлежности (как у армянских школьников).
Далее сравним полученные данные. Главные различия заключаются в том, что у азербайджанских респондентов выявлена взаимосвязь культурной дистанции, как с когнитивным компонентом этнической идентичности, так и с ее аффективным компонентом. У армянских подростков такая взаимосвязь только с когнитивным компонентом.
Но мы видим обратную ситуацию с этнической дискриминацией и ее взаимосвязью со всеми компонентами этнической идентичности (когнитивный, аффективный и культурный) у армянских подростков. При этом у азербайджанских школьников выявлена взаимосвязь этнической дискриминации только с культурной идентичностью.
В целом, на основе полученных результатов, мы можем говорить о том, что:
-
Оба феномена: воспринимаемая культурная дистанция и этническая дискриминация у московских подростков — представителей этнических меньшинств связаны с этнической идентичностью.
-
У азербайджанских подростков в развитии этнической идентичности большую роль играет воспринимаемая культурная дистанция, а у армян — этническая дискриминация.
-
Можно предположить, что восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры у азербайджанцев, происходит как через знания, мысли, так и через чувства, эмоции (когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности). А у армянских подростков нашей выборки восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры происходит через знания, мысли (когнитивный компонент этнической идентичности).
1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.Практикум — М.,
2008.
2 Phinney J. S., Madden T., & Santos L. J. (1998).
Psychological variables as predictors of perceived ethnic discrimination among
minority and immigrant adolescents. Journal of Applied Social Psychology, 28
(11), 937—953.
3 Birman D., & Trickett E.J. (2001). The process of
acculturation in first generation Immigrants: A study of Soviet Jewish Refugee
Adolescents and Parents. Journal of Cross-Cultural Psychology, 32 (4),
456—477.
4 Galchenko I. Acculturation of russian immigrants end
emigrants. Netherland, Veenendal, 2006.
5 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
6 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. —
М., 1998. c. 62.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4163
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 108
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1