Стэнли Милгрэм как исследователь, учитель, наставник: вне противоречия

83

Аннотация

Стэнли Милгрэм (1933–1984) за 24 года своей выдающейся творческой деятельности оказал огромное влияние на психологию. Один из его учеников отмечает разные стороны блестящей карьеры своего наставника: исследователь, учитель, ролевая модель для будущих социальных психологов.

Общая информация

Ключевые слова: Стэнли Милгрэм, повинуемость легитимным авторитетам, этика, экспериментальная социальная психология, ситуационизм, бихевиоризм, эксперимент

Рубрика издания: Эксперимент в социальной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Такушьян Г. Стэнли Милгрэм как исследователь, учитель, наставник: вне противоречия // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

С осени 1960 г. 27-летний ассистент профессора начал проводить свои знаменитые эксперименты в подвальной лаборатории Йельского университета (Linsly-Chittenden Hall). Через 15 лет, в 1975 г., на конференции Американской Психологической Ассоциации (АПА) в Чикаго Дональд Кэмпбелл публично согласился с утверждением Музафера Шерифа: «По моему мнению, Йельские эксперименты Стэнли Милгрэма по изучению повинуемости власти – самый глубокий вклад в человеческое знание, сделанный когда-либо нашей наукой социальной психологией, если не вообще, всей психологией».

Почему XX-е столетие было, безусловно, самым смертоносным в истории человечества (более чем 100 миллионов гражданских лиц, убитых в войне и при геноциде)? Ключ к ответу на этот вопрос, по мнению Милгрэма, возможно, кроется не столько в человеческой агрессии или даже эмоциях, сколько в нашей способности подчинить свою волю лицам, наделенным официальной (законной) властью. Во многих лабораториях других стран, как и в лаборатории самого Милгрэма, было показано, что даже добрые люди проявляли жестокость в отношении других людей.

Теперь, 50 лет спустя, покойный Стэнли Милгрэм (1933–1984) во всем мире считается крупнейшим исследователем, автором классических obedienceэкспериментов, изучение которых сегодня обязательно для каждого начинающего студента-психолога. Но те из нас, кому посчастливилось учиться или работать со Стэнли Милгрэмом в течение его короткого жизненного пути (он скончался в возрасте 51 года), хранят в памяти также и другие, менее известные ипостаси этого уникального человека и его глобального наследства (Takooshian et al., 2010). Им и посвящены 10 пунктов данного представления.

Полный текст

С осени 1960 г. 27-летний ассистент профессора начал проводить свои знаменитые эксперименты в подвальной лаборатории Йельского университета (Linsly-Chittenden Hall). Через 15 лет, в 1975 г., на конференции Американской Психологической Ассоциации (АПА) в Чикаго Дональд Кэмпбелл публично согласился с утверждением Музафера Шерифа: «По моему мнению, Йельские эксперименты Стэнли Милгрэма по изучению повинуемости власти – самый глубокий вклад в человеческое знание, сделанный когда-либо нашей наукой социальной психологией, если не вообще, всей психологией».

Почему XX-е столетие было, безусловно, самым смертоносным в истории человечества (более чем 100 миллионов гражданских лиц, убитых в войне и при геноциде)? Ключ к ответу на этот вопрос, по мнению Милгрэма, возможно, кроется не столько в человеческой агрессии или даже эмоциях, сколько в нашей способности подчинить свою волю лицам, наделенным официальной (законной) властью. Во многих лабораториях других стран, как и в лаборатории самого Милгрэма, было показано, что даже добрые люди проявляли жестокость в отношении других людей.

Теперь, 50 лет спустя, покойный Стэнли Милгрэм (1933–1984) во всем мире считается крупнейшим исследователем, автором классических obedienceэкспериментов, изучение которых сегодня обязательно для каждого начинающего студента-психолога. Но те из нас, кому посчастливилось учиться или работать со Стэнли Милгрэмом в течение его короткого жизненного пути (он скончался в возрасте 51 года), хранят в памяти также и другие, менее известные ипостаси этого уникального человека и его глобального наследства (Takooshian et al., 2010). Им и посвящены 10 пунктов данного представления.

1 Студент. Юный Стэнли фактически стал ученым еще до поступления в среднюю школу имени Дж. Монро (James Monroe High School, Bronx, New York). В то же время он не выбрал ни одного курса по психологии за 4 года своей учебы в Куинс-Колледже (Queens College) и только по окончании его получил специальное разрешение от Гарвардского университета перейти на специализацию «бихевиористские исследования». В Гарварде его учителями стали выдающиеся бихевиористы того времени: Гордон Оллпорт, Соломон Эш, Джером Брунер (Takooshian, 1998).

2 Повинуемость. Получив в 1960 г. должность ассистента Йельского университета, Милгрэм немедленно приступил к пилотным obedience-экспериментам, преодолевая критику со стороны профессорско-преподавательского состава Йельского университета, финансовые проблемы и отклонение редакцией журнала первой версии его классической статьи (Milgram, 1963). Его экспериментальная парадигма «Деструктивная повинуемость легитимным авторитетам» (Milgram, 1974/2009) позволила ему сделать несколько важнейших открытий в этой области.

3 Другие исследования. Экспериментальная парадигма «Деструктивная повинуемость легитимным авторитетам» была одной из более чем дюжины важнейших тем, разработанных его инновационными методологическими подходами: «Мир тесен», Потерянное письмо, Психология толпы, Сираноиды и Психология городской жизни (тогда еще недавно сформировавшееся направление) (Milgram, 2010).

4 Уникальная творческая одаренность Милгрэма проявилась, помимо психологии, и в других, менее известных сферах его деятельности. Он был киносценаристом, кинорежиссером, переводчиком.

5 Этика. Несмотря на десятилетия вводящей в заблуждение критики, Милгрэм был высоконравственным исследователем, который никогда не толковал неправильно существующие этические принципы и ввел новые методы дебрифинга участников его экспериментов и измерения их этичности. После того как АПА удостоверилась в необоснованности одного анонимного обвинения, предъявленного против Милгрэма (когда он впервые подал заявление о членстве), он вскоре был избран ее Действительным Членом за «выдающийся вклад в психологию».

6 Борец. Личный опыт сделал Милгрэма отважным борцом, защищавшим от критиков значение экспериментальных методов для изучения актуальных социальных проблем (Blass, 2004). Противоречия в его исследованиях оказали заметное влияние на то, как сегодня психологи разрабатывают и проводят свои эксперименты, а также анализируют их результаты.

7 Непонимание. Работы Милгрэма очень часто активно освещались СМИ. Столь же часто СМИ искажали или неправильно толковали результаты его исследований. Например, Милгрэм направил в телевизионный журнал статью с исправлениями ошибок в некорректном биографическом фильме (NBC-TV) «Десятый Уровень», основанном на его obedience-экспериментах.

8 Ситуационизм. Музафер Шериф, Дональд Кэмпбелл и многие их коллеги считали исследования Милгрэма в области деструктивной повинуемости легитимным авторитетам символическим примером принципа «ситуационизма» в социальной психологии: в объяснении причин и механизмов различных феноменов нашего поведения и межличностного взаимодействия роль внешних социальных факторов перекрывает влияние внутренних (личностных) диспозиций.

9 Учитель. Хотя Милгрэм преподавал всю свою творческую жизнь, с 1960 по 1984 г., у него было немного студентов, поскольку он вел обычно лишь небольшие семинары для магистров (вплоть до своей безвременной кончины 20 декабря 1984 г.). Те, кому посчастливилось оказаться в числе его учеников, знали его как уникального преподавателя и увлеченного наставника, блеск которого в аудитории конкурировал с его блеском в лаборатории и вдохновлял его студентов. Как преподавателю Милгрэму просто не было равных.

10 Наследие. Милгрэм продолжает и сегодня вдохновлять психологов на независимые исследования в русле бихевиоризма. В 2010 г. продюсеры французского телешоу «Игра Смерти» повторили исследование Милгрэма и зарегистрировали 80-процентную норму повинуемости у участников, согласившихся на возможное убийство незнакомца для того, чтобы участвовать в реалити-шоу (Beardsley, 2010).

Литература

  1. Beardsley E. Fake TV show «tortures» man, shocks France. 2010. Retrieved on 24 March 2010. http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=124838091.
  2. Blass T. The man who shocked the world: The life and legacy of Stanley Milgram. New York: Basic Books, 2004.
  3. Milgram S. Behavioral study of obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. V. 67. P. 371–378.
  4. Milgram S. The individual in a social world: Essays and experiments (3 ed., expanded) / Ed. T. Blass. London: Pinter and Martin, 2010.
  5. Milgram S. Obedience to authority: An experimental view. New York: Harper Perennial, 1974/2009.
  6. Takooshian H. Stanley Milgram // The Scribner Encyclopedia of American Lives / Ed. K. T. Jackson. New York: Charles Scribner’s Sons, 1998. P. 563–564.
  7. Takooshian H., Milgram A., Bruner J. S., Blass T., Taylor C. J., Levine S. & Voronov A. Stanley Milgram’s legacy, 50 years later // The General Psychologist. 2010. Spring. V. 45. № 1. P. 15–25.

Информация об авторах

Такушьян Гарольд, доктор философских наук, профессор, Университет Фордхэм, Нью-Йорк, США, e-mail: takoosh@aol.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2777
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 83
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0