Экспериментальное исследование социальнопсихологических детерминант успешности учебной деятельности подростков

161

Аннотация

В предлагаемой работе рассматриваются результаты экспериментального исследования социально-психологических факторов, оказывающих влияние на успешность индивидуальной учебной деятельности в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется таким феноменам, как совместимость, сработанность, направленность личности учащихся, структура взаимодействия в коллективе.

Общая информация

Ключевые слова: совместная деятельность, совокупный субъект деятельности, совместимость, сработанность

Рубрика издания: Эксперимент в социальной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Терёхин В.А., Абгарова А.О. Экспериментальное исследование социальнопсихологических детерминант успешности учебной деятельности подростков // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Всем нам известно, что человек – существо социальное по своей природе. Человек не может жить сам по себе, в отдельности от окружающих. На протяжении всей своей жизни человек является членом общества, различных коллективов и малых групп. И отношения, складывающиеся в этих группах, во многом влияют на эмоциональное состояние их членов, успешность их деятельности.

В коллективе могут развиваться как положительные, интегративные, так и отрицательные, дезинтегративные процессы. К интегративным относятся совместимость, сработанность, сотрудничество, кооперация и др., а к дезинтегративным – конфликты, ссоры и др. Конечно, не бывает «абсолютно хороших» или «абсолютно плохих» коллективов, однако соотношение этих процессов определяет атмосферу группы, ее психологический климат. Хорошие отношения в группе, будь то семья, группа детского сада, учебный и трудовой коллектив, способствуют спокойствию, положительному настрою и продуктивной деятельности ее членов.

Благополучные взаимоотношения играют важную роль в эмоциональном состоянии человека в любом возрасте, однако периодом, когда теплые отношения со сверстниками имеют особую важность, является подростковый возраст. Именно в это время характер отношений с окружающими оказывает наибольшее влияние на самооценку, мотивацию и успешность деятельности.

Предметом настоящей работы является экспериментальное исследование социально-психологических детерминант успешности учебной де6ятельности подростков.

Полный текст

Всем нам известно, что человек – существо социальное по своей природе. Человек не может жить сам по себе, в отдельности от окружающих. На протяжении всей своей жизни человек является членом общества, различных коллективов и малых групп. И отношения, складывающиеся в этих группах, во многом влияют на эмоциональное состояние их членов, успешность их деятельности.

В коллективе могут развиваться как положительные, интегративные, так и отрицательные, дезинтегративные процессы. К интегративным относятся совместимость, сработанность, сотрудничество, кооперация и др., а к дезинтегративным – конфликты, ссоры и др. Конечно, не бывает «абсолютно хороших» или «абсолютно плохих» коллективов, однако соотношение этих процессов определяет атмосферу группы, ее психологический климат. Хорошие отношения в группе, будь то семья, группа детского сада, учебный и трудовой коллектив, способствуют спокойствию, положительному настрою и продуктивной деятельности ее членов.

Благополучные взаимоотношения играют важную роль в эмоциональном состоянии человека в любом возрасте, однако периодом, когда теплые отношения со сверстниками имеют особую важность, является подростковый возраст. Именно в это время характер отношений с окружающими оказывает наибольшее влияние на самооценку, мотивацию и успешность деятельности.

Предметом настоящей работы является экспериментальное исследование социально-психологических детерминант успешности учебной де6ятельности подростков.

Объектом исследования выступили учащиеся 7–8-х классов (в возрасте 13– 14 лет) общей численностью 198 человек.

Основные задачи исследования

  1. Проанализировать влияние совместимости, сработанности членов малой группы, а также направленности личности на успешность учебной деятельности в подростковом возрасте.
  2. Провести сравнительный анализ структуры взаимодействия классов с различной успеваемостью.
  3. Изучить динамику данных показателей.
  4. Изучить свойства совокупного субъекта при экспериментальном объединении классов.
  5. Исследовать влияние нового совокупного субъекта деятельности на индивидуальную успешность.

Гипотезы исследования

Гипотеза 1. Существует взаимосвязь уровней совместимости и сработанности, направленности личности членов малой группы (класса) с успешностью их учебной деятельности.

Гипотеза 2. Успешность индивидуальной деятельности может изменяться к лучшему при корректировке социально-психологических параметров совокупного субъекта деятельности, а именно направленности личности, мотивации, совместимости и сработанности.

В исследовании использовались следующие методики. С помощью методики «Экспресс-методика» для определения социально-психологического климата коллектива О.С. Михайлюка и А.Ю. Шалыто изучалась структура взаимодействия в коллективе, а именно уровень выраженности трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Направленность личности изучалась с помощью методики Б. Басса, которая позволяет выявить направленность на себя, на общение и на дело. Для определения групповой сплоченности использовался «Индекс Сишора». Атмосфера в группе, т. е. динамическая составляющая ее психологического климата изучалась с применением одноименной методики. С помощью методики «СРАСОВ» Н. Н. Обозова исследовался уровень совместимости и сработанности в группе. В исследовании также уделялось внимание мотивации учащихся, которая диагностировалась с применением методик «Шкала потребности мотивации достижения» и «Мотивация избегания неудач». Кроме того, в исследовании использовался тест «Коэффициент интеллекта» (Дж. Г. Айзенк, тест 2).

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе из восьми классов (4 седьмых и 4 восьмых) было выделено два (седьмых), где показатели успеваемости имели ярко выраженные различия.

Второй этап представляет собой исследование отобранных на первом этапе классов с помощью вышеописанных методик. После получения данных второго этапа следовал их анализ и статистическая обработка. Было выявлено, что существует взаимосвязь совместимости и сработанности членов малой группы, направленности личности и успешности учебной деятельности.

После получения результатов исследования второго этапа и ознакомления с ними педагогов было принято решение об экспериментальном объединении классов с целью коррекции негативных социально-психологических характеристик менее успешного в аспекте индивидуальной учебной деятельности класса. В основе экспериментального объединения классов лежит, с одной стороны, идея о том, что во вновь сформированном совокупном субъекте интегративные процессы в целом более успешного класса возьмут верх над дезинтегративными процессами в целом менее успешного класса, позитивно влияя на мотивацию обучения и повышение индивидуальной успешности в последнем. С другой стороны, более эффективная система управления более успевающего класса будет способствовать развитию в классе атмосферы дружбы и взаимопонимания путем организации различных внеклассных мероприятий и развития неформального общения в коллективе. Третий этап представляет собой исследование объединенного коллектива и изучение динамики описанных показателей.

Для удобства класс с более высокими показателями успеваемости (на втором этапе исследования) будем называть коллектив № 1, с менее высокими – коллектив № 2.

Результаты исследования

В первую очередь интерес представляют данные, полученные с помощью «Экспресс-методики» для определения социально-психологического климата коллектива О.С. Михайлюка и А.Ю. Шалыто, позволяющей проанализировать три компонента структуры взаимодействия коллектива (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Как показали результаты второго этапа исследования, в классе с более хорошей успеваемостью все три компонента имели высокие положительные оценки. В классе с менее высокими показателями успеваемости когнитивный и поведенческий компоненты также имели положительные оценки, в то время как эмоциональный компонент имел оценку, равную нулю или был не определен. Это имеет большую значимость, так как именно эмоциональный компонент наиболее важен в подростковом возрасте и оказывает влияние на все другие. После объединения классов в коллективе № 1 все три компонента по-прежнему имеют высокие положительные оценки, наблюдается прирост показателей по сравнению с данными второго этапа. Что касается коллектива № 2, когнитивный и поведенческий компоненты структуры его взаимодействия имеют более высокие показатели по сравнению со вторым этапом. Эмоциональный компонент после объединения также имеет положительную оценку.

Что касается направленности личности, результаты второго этапа исследования показали, что наиболее характерной для учащихся коллектива № 2 была направленность на себя. Направленность на дело была наименее свойственной и редко выбиралась как в качестве первой, так и в качестве второй направленности. В коллективе № 1 для большинства учащихся характерна направленность на общение и на дело, причем последняя чаще выбиралась и как первая, так и вторая направленность. После объединения классов картина изменилась. В коллективе № 1 по-прежнему преобладает направленность на общение, и теперь она также является основной в коллективе № 2. Направленность на дело в последнем стала более выбираемой как в качестве ведущей, так и в качестве второй направленности. Причем, что интересно, те учащиеся коллектива № 2, которые имели хорошую успеваемость, по данным второго этапа исследования, имели направленность на себя и на дело, теперь имеют направленность на общение и на дело.

Как показали данные второго этапа исследования, групповая атмосфера в коллективе № 1 имела более высокий уровень. После объединения классов данные показатели в обоих коллективах практически сравнялись.

Совместимость – взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности; эффективное существование, которое удовлетворяет участников и сохраняет их отношения. Сработанность характеризуется согласованностью в работе между участниками, т.е. определяет лучшее сочетание их действий во времени и пространстве (Терёхин, 1999). Для совместимости наиболее важной является не профессиональная деятельностная согласованность, а межличностная удовлетворенность совместной работой, установившимися отношениями. Основным критерием совместимости является удовлетворенность людей друг другом.

По результатам второго этапа исследования показатели совместимости и сработанности значительно отличались в данных классах: 9,1 (к № 1) и 4,29 (к № 2) для совместимости и 8 (к № 1) и 4,9 (к № 2) для сработанности (т. е. хорошие совместимость и сработанность в коллективе № 1 и удовлетворительные в коллективе № 2). После объединения классов в коллективе № 1 совместимость и сработанность также имеют высокие оценки. Уровень выраженности данных феноменов в коллективе № 2 значительно повысился после объединения коллективов. Теперь совместимость учащихся данной части класса оценивается в 8,76 баллов, сработанность – 6,91. Таким образом, можно констатировать повышение уровня совместимости и сработанности учащихся коллектива № 2, влившегося в коллектив № 1. Кроме того, следует отметить высокий уровень выраженности данных феноменов для членов объединенного класса в целом.

Данные теста интеллекта Дж. Г. Айзенка показали, что коэффициент интеллекта учащихся соответствует возрасту и колеблется по выборке незначительно.

Что касается успеваемости, то, как уже говорилось, в коллективе № 1 по результатам второго этапа исследования успеваемость была значительно лучше, чем в коллективе № 2, что и стало критерием для выбора в качестве объекта исследования учащихся именно этих классов. По предварительным результатам успеваемость и отзывы преподавателей о коллективе № 2 стали лучше, что позволяет еще раз сделать выводы о влиянии описанных выше феноменов, а именно направленности личности, совместимости, а также эмоциональной близости и сработанности на индивидуальную успешность учебной деятельности.

Выводы

В проведенном нами исследовании изучалось влияние определенных социально-психологических факторов, а именно совместимости и сработанности членов малой группы, направленности личности на успешность учебной деятельности. Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что гипотеза 1 нашего исследования полностью подтвердилась, существует взаимосвязь уровней совместимости и сработанности, направленности личности членов малой группы (класса) с успешностью их учебной деятельности. Хотелось бы обратить внимание на то, что для оптимизации уровня успешности учебной деятельности имеет значение именно определенное сочетание уровней совместимости, сработанности и определенной направленности личности.

Также нами была изучена динамика описанных показателей. Данные третьего этапа исследования позволяют сделать выводы о том, что изучаемые социальнопсихологические феномены могут изменяться под влиянием различных условий, которым в данном случае явилось изменение совокупного субъекта деятельности при объединении коллективов.

Экспериментальное объединение двух классов в один оказалось оправданным. Гипотеза 2 настоящего исследования о том, что успешность индивидуальной деятельности может изменяться к лучшему при корректировке социально-психологических параметров совокупного субъекта деятельности, а именно направленности личности, мотивации, совместимости и сработанности, полностью подтвердилась.

Наряду с положительным влиянием измененного совокупного субъекта на успешность индивидуальной деятельности учащихся усилению позитивного влияния коллектива № 1 на коллектив № 2 и коррекции негативных социальнопсихологических феноменов последнего способствовала чуткость, внимательность и активность педагогов.

Спектр социально-психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, очень широк, и нами был изучен лишь его определенный сегмент. Изучению других факторов может быть посвящена дальнейшая работа.

Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.–Воронеж, 2000.
  2. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.
  3. Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М., 1981.
  4. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  5. Обозов Н. Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. СПб., 1997.
  6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского: Учебное пособие. Самара: Бахрах-М, 2005.
  7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2001.
  8. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.
  9. Терехин В.А. Совместная деятельность на разных этапах онтогенеза: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010.
  10. Терехин В. А. Опыт разработки дескриптивной модели совместной деятельности // Психологический вестник. Выпуск 4. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1999.
  11. Терехин В. А., Строкова С. А. Взаимоотношения реализующейся личности и общества в процессе совместной деятельности // Психологический вестник. Вып. 5. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2000.
  12. Фильдштейн Д. И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М., 2005.

Информация об авторах

Терёхин В.А., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный Федеральный университет», ф-т психологии

Абгарова А.О., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный Федеральный университет», ф-т психологии, e-mail: Alena.abg@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3883
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 161
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0