Современная российская действительность показывает, что одна из самых проблемных сфер человеческого существования связана с межкультурной коммуникацией и ее влиянием на бытие как отдельного индивида, так и общества в целом. Признание «полиэтничности» российского общества на фоне распространения межэтнических конфликтов и повышения межэтнической напряженности приводит к необходимости выработки новых методов социальной политики, адекватных меняющемуся миру. Соответственно в настоящее время перед образовательной средой встают проблемы, связанные тем, что она может быть эффективна только при условии наличия определенного уровня межкультурной компетентности ее акторов, в первую очередь – педагогов.
Межкультурная компетентность современного педагога является залогом успешной профилактики агрессивного национализма и разрешения всех проблем, связанных с межнациональными отношениями в классе, реализации эффективных механизмов профилактики внутришкольной дискриминации на расовой, конфессиональной и этнической почве, формирования у учащихся установок гражданской солидарности, культуры мира и согласия.
Проблема межкультурного обучения и, в частности, технология формирования навыков межкультурного взаимодействия у педагогического персонала – это вопрос, на который зарубежные исследователи обращают внимание с 70-х гг. прошлого века, а российские – всего лишь менее 10 последних лет.
За это время исследователями (особенно зарубежными) накоплен достаточно большой опыт в данной сфере. Однако, несмотря на наличие за рубежом большого количества практиков разного рода, занимающихся межкультурным обучением (так, например, регулярно проходят конгрессы SIETAR (Общества межкультурного образования, тренинга и исследований)), данный опыт с трудом переносится на российскую почву, как в связи с общекультурной спецификой, так и с особенностями отечественной системы образования. В связи с этим возникает необходимость в отечественных разработках, посвященных проблеме межкультурной компетентности педагога в поликультурной среде.
Цель данных научно-методических рекомендаций – дать описание отечественного опыта в области анализа этнопсихологических и этносоциологических особенностей современного поликультурного образовательного пространства, а также провести анализ формирования межкультурной компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве. Также мы ставили своей целью представить некоторые практические технологии, позволяющие педагогу и психологу эффективно решать профессиональные задачи в условиях поликультурности.
Первая глава научно-методических рекомендаций посвящена описанию теоретико-методологических аспектов, связанных с этнопсихологией и этносоциологией, необходимых для понимания феномена поликультурной образовательной среды.
Во-первых, это материалы, представляющие базовые теоретические конструкты, такие как «этнокультурнымй мир» (И. М. Кузнецов), «культура», «этнос» и «self» (Е. А. Александрова). Во-вторых, статьи, посвященные феномену мультикультурализма (А. А. Богланова, И. М. Кузнецов), одному из центральных понятий в концепции поликультурного образования. В заключение главы в работе О. Е. Хухлаева представлено описание ценностно-методических основ поликультурной образовательной среды.
Вторая глава носит более практико-ориентированный характер и посвящена изложению современных представлений о взаимосвязи между концепцией поликультурного образования и межкультурной компетентностью.
В начале в статье Э. Р. Хакимова приведено описание содержания, стратегий и методов формирования межкультурной компетентности педагога, дана общая характеристика этого понятия. Затем Э. Р. Хакимов излагает концепцию этнической позиции личности и описывает ее роль в формировании межкультурной компетентности педагога.
Последующие материалы посвящены описанию поликультурной образовательной среды: общим подходам к ее построению (А. А. Богданова) и ее этносоциологической специфике (на примере Москвы, И. М. Кузнецов).
Завершает научно-методические рекомендации третья глава, посвященная описанию технологий психолого-педагогического сопровождения поликультурной образовательной среды.
В ее начале О. Е Хухлаев представляет социально-психологический подход к организации противодействия агрессивному национализму в образовательной среде. Затем приведена Комплексная программа социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве (Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук, А. Б. Пантелеев).
Э. Р. Хакимов в своей статье излагает методику обучения педагогов этнопедагогическому проектированию, а М. Ю. Чибисова, М. В. Корнилова описывают программу тренинга повышения межкультурной компетентности педагогов
Последующие материалы посвящены проблемам оценки педагогами и психологами: а) адаптации детей мигрантов (Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук, А. Б. Пантелеев) и б) этнокультурных особенностей ребенка (Э. Р. Хакимов).
В заключение главы М. Ю. Чибисова представляет описание метода проектов как средства повышения межкультурной компетентности у педагогов.
Мы надеемся, что данные материалы будут способствовать не только повышению межкультурной компетентности у педагогов, работающих в поликультурной образовательной среде, но также росту внимания психолого-педагогического сообщества к такой непростой, но крайне важной в сложившихся социокультурных условиях теме, как межкультурная компетентность педагога.
О. Е. Хухлаев, канд. психол. наук,
зав. каф. этнопсихологии и психологических проблем поли-
культурного образования МГППУ