Инклюзивный подход как новая парадигма высшего образования в России: реалии и траектории развития

138

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения доступности и качества высшего образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сформулированные теоретико-методологические основания и выявленные предпосылки развития высшего инклюзивного образования отражают современное состояние данной проблемы в России. В исследовании приняли участие десять вузов Северо-Кавказского федерального округа, в которых обучается более 70% от общей численности лиц с инвалидностью и ОВЗ в регионе, получающих высшее образование. Результаты совместной работы, оказывающие влияние на социальную ситуацию в регионе в области инклюзивного образования и социального включения лиц с инвалидностью и ОВЗ, нашли отражение в высоких количественных показателях охвата целевой аудитории, популяризации данного направления развития образования в средствах массовой информации, сформированности партнерских связей участников проекта, основанных на продуктивном использовании ресурсов друг друга. Выявленные проблемы и возможности сети вузов-партнеров позволили очертить основные траектории развития высшего инклюзивного образования и конкретизировать их с точки зрения значимости и выполнимости.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, вуз-партнер

Рубрика издания: Тенденции развития высшего инклюзивного образования в России и за рубежом

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Борозинец Н.М., Шаповалов В.К., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Инклюзивный подход как новая парадигма высшего образования в России: реалии и траектории развития // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. — (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).. С. 14–21.

Фрагмент статьи

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в отношении лиц с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с общепризнанными правилами и нормами международного права является реализация мер, направленных на предоставление равных прав и возможностей для участия в жизни общества, в том числе равных прав на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. Ведущее место среди социальных услуг занимают услуги в области образования в целом и профессионального образования в частности.

Литература

  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5—16.
  2. Борозинец Н.М. Обеспечение доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ // Профориентационный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья): сб. науч. и метод. работ по обобщению опыта работы. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 109 с.
  3. Борозинец Н.М. Северо-Кавказский федеральный университет в авангарде развития региональной системы инклюзивного образования // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: сб. материалов I Международного Интернет-симпозиума. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 220 c.
  4. Борозинец Н.М., Халяпина Л.В. Состояние готовности вузов к реализации инклюзивного высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного Интернет- симпозиума. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. 281 с.
  5. Лебедева С.С. Теоретико-прогностическая модель образования инвалидов как социальной группы: дисс. … д-ра пед. наук. СПб., 2002. 375 с.
  6. Миронова Е.А. Инвалиды как субъект социальной политики // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 4. С. 20—22.
  7. Палиева Н.А., Козловская Г.Ю., Борозинец Н.М. Проект «профориентационный навигатор» как технология инклюзивного образования детей с ОВЗ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. 1 (52).
  8. Птушкин Г.С., Бертик А.А. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов разной этиологии: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. 88 c.
  9. Старобина Е.М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов: дисс. … д-ра пед. наук. СПб., 2004. 417 с.
  10. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. 2012. № 8. 60 с.
  11. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/stat/ (дата обращения: 01.03.2018).

Информация об авторах

Борозинец Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-7132, e-mail: nataboroz@yandex.ru

Шаповалов Валерий Кириллович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, e-mail: shapovalov.v.k@gmail.com

Козловская Галина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9445-9183, e-mail: kozlovskay_galya@mail.ru

Палиева Надежда Андреевна, доктор педагогических наук, доцент, советник ректора, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, e-mail: nadejda.palieva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 997
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 138
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1