Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья

136

Общая информация

Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Живицкая А.И. Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Перед системой образования России стоит задача достижения нового современного качества общего и профессионального образования. Современная систе­ма образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности независимо от ее физических возможностей. Остро ощущается потреб­ность в оказании помощи нуждающимся людям пол­ноценно включиться в жизнь общества. С одной сто­роны, это должны быть структуры профессионального образования, с другой стороны, важен аспект дополни­тельного социокультурного образования. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ос­новные образовательные программы с учетом разви­тия науки, культуры, экономики, техники, технологий, а также спроса государства и граждан, в том числе имеющих физические ограничения здоровья. До сих пор так и не существует четкого политкорректного оп­ределения этой категории граждан.

Полный текст

Перед системой образования России стоит задача достижения нового современного качества общего и профессионального образования. Современная систе­ма образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности независимо от ее физических возможностей. Остро ощущается потреб­ность в оказании помощи нуждающимся людям пол­ноценно включиться в жизнь общества. С одной сто­роны, это должны быть структуры профессионального образования, с другой стороны, важен аспект дополни­тельного социокультурного образования. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ос­новные образовательные программы с учетом разви­тия науки, культуры, экономики, техники, технологий, а также спроса государства и граждан, в том числе имеющих физические ограничения здоровья. До сих пор так и не существует четкого политкорректного оп­ределения этой категории граждан.

Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными воз­можностями здоровья» близки по своему содержанию. Однако же понятие «инвалид» — это медицинский тер­мин, он выражает результат экспертной оценки состоя­ния здоровья и жизнедеятельности человека, зафикси­рованной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом). В данном случае роль обучения и воспитания отводится специальной педаго­гике: дефектологии, которая изучает психофизиологи­ческие особенности аномальных детей; олигофренопе­дагогике, исследующей вопросы обучения детей с на­рушениями интеллектуального развития; коррекцион-ной педагогике, изучающей вопросы воспитания и раз­вития детей с недостатками в умственном развитии и отклонениями в поведении. Но каждая из этих отрас­лей специальной педагогики указывает, прежде всего, на ущербность объекта обучения и воспитания. А как же быть с теми, кто имеет достаточно высокий интел­лектуальный потенциал? К какому разделу педагогики стоит отнести обучение и воспитание таких людей? Ре­шение этих вопросов невозможно без определения ста­туса людей в обществе.

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее повсеместное применение в России, — более широкое и общее, но при этом вклю­чающее только лиц, имеющих статус инвалида. В ми­ровой практике существуют разные, деликатные под­ходы к определению людей с ограниченными возмож­ностями здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями» (children with special educational needs) [2]. Он используется в настоящее время в стра­нах Западной Европы и США; не ставят крест на чело­веке в целом, он по-прежнему фиксирует определен­ную изначальную ущербность, не позволяющую ста­вить таких людей в один ряд с условно здоровыми людьми.

Распространенное понятие «disabled» считается уже недостаточно уважительным по отношению к со­ответствующей категории лиц, которые не хотят себя ощущать лишенными способностей, да и не являются таковыми. Физические недостатки (слабое зрение, слабый слух, полученное в детстве физическое увечье) не повлияли на их умственное состояние. Как прави­ло, это вполне адекватные люди с высоким уровнем умственного развития и мотивационными установка­ми к получению высшего образования и самореализа­ции в обществе. Вопрос в другом — готово ли общест­во к их принятию как равных среди равных? Решение этого вопроса зависит от многих факторов, таких как духовно-нравственное состояние общества в целом; четкое и конкретное определение статуса этих людей в обществе; нормативно-правовые документы, гаранти­рующие равные возможности. В последние годы в ми­ре и в России много сделано в для того, чтобы стало возможным обучение людей, обладающих способнос­тями и достаточно высоким умственным потенциа­лом, но имеющих физические недостатки, в высших учебных заведениях.

В настоящее время ко всем группам лиц с ограни­ченными возможностями здоровья, независимо от их интеллекта, применяется только медицинский подход. «Инвалидность» делит людей на I-II-III группы. При­веду пример. У моей подруги есть сын — инвалид по зрению. Очень умный молодой человек. Победитель и призер различных олимпиад и конкурсов. Очередное освидетельствование ВТЭК (подтверждение инвалид­ности) накануне экзаменов по ЕГЭ. При получении индивидуальной программы реабилитации семья об­наружила, что этому молодому человеку предписано обучение в среднем специальном учреждении. Такое заключение сделано на основании того, что он — инва­лид по зрению с детства. Безусловно, во ВТЭКах рабо­тают профессиональные специалисты, но они прежде всего нацелены на инвалидность, стало быть, на ущербность. Проблема, возникшая у моих друзей, ре­шилась только после того, как они представили много­численные дипломы и грамоты различных олимпиад и конкурсов. Предписание на обучение в ИПР способно перечеркнуть весь процесс реабилитации и социализа­ции таких людей в обществе. Без сомнения, во ВТЭКах должны присутствовать люди, имеющие пе­дагогическую направленность и способные диагности­ровать независимо от наличия инвалидности.

Сейчас в англоязычной терминологии все больше в ходу понятие «challenged» (от англ. challenge — вы­зов). Такое понятие характеризует людей с ограни­ченными возможностями здоровья «как сталкиваю­щихся с вызовом» [2]. Ситуация, в которую попали мои друзья, — это вызов, дискриминация молодого человека как личности, обладающей способностями к самореализации. Те, кто оказывается перед возник­шей проблемой в самом начале своей жизни, как пра­вило, сильнее духом и более мотивированы к саморе­ализации при условии изначально правильного педа­гогического подхода к воспитанию и обучению в се­мье, детском саду, школе.

Вызов — это всегда ответный протест. Протест, как правило, выражается в разных видах агрессии. Но лю­ди, имеющие ограничения по здоровью и обладающие высоким интеллектом, не растрачивают свои способ­ности на проявление агрессии. Они более целеустрем­ленные. Вызов автоматически ставит человека перед проблемой выбора.

Выбор всегда направлен на преодоление ситуации или подчинение обстоятельствам. Выбор — это личное дело каждого индивидуума. Тем не менее, за содержа­нием понятия «выбор» стоит принципиально новая и важная реальность.

Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся профессионального са­моопределения, профессиональной ориентации. Вы­бор пронизывает все формы жизнедеятельности чело­века. Именно выбор позволяет соотнести внешние об­стоятельства и внутренние побуждения-потребности личности. С точки зрения педагогики, «выбор» явля­ется составной частью процесса ориентации человека в мире ценностей, побуждающего к поиску вариантов полноценного включения в жизнь общества. С точки зрения общей педагогики, у каждого человека как са­моразвивающейся личности на разных этапах жиз­ненного пути происходит переоценка ценностей, в ре­зультате которой создается ситуация выбора, которая позволяет определить сиюминутные и перспективные потребности, возникающие у личности. Начинается многократный процесс поиска вариантов удовлетво­рения потребностей. При встрече с объектом поиска возникает необходимость выбора объекта как значи­мого, имеющего личностный смысл здесь и сейчас или как определяющего цель на перспективу. Где, как и зачем будет необходима присвоенная личностью ценность — зависит от возникающей потребности. В случае неудовлетворения потребности поиск про­должается на новом витке, что способствует развитию личности.

Педагогический смысл «выбора» в данном случае состоит в том, чтобы, опираясь на выявленную сущ­ность и функции оценки, обеспечить процесс профес­сионального самоопределения и самореализации. Своеобразная передача эстафеты от потребности к по­иску, от оценки к выбору и проекции есть процесс об­ретения личностью информации (знания) осозна­ния — оценки (переживания) — выбора (присвое­ния) — построения новой потребности [1].

В настоящее время наиболее распространено пони­мание свободы личности как возможности выбора. Рассматривая свободу выбора личности в обществе, следует заметить, что «подлинно свободным общест­вом будет не то, у которого шире диапазон возможно­стей выбора, а то, в котором все граждане могут выби­рать из этого ничем более не ограничиваемого диапа­зона» [1].

Расширение доступности высшего образования для людей (слабослышащих, слабовидящих, с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата), определяе­мых с медицинской точки зрения как «инвалид», обес­печивает свободу выбора. Однако же интегрирование их в образовательной среде осложняется рядом пре­пятствующих факторов. Поэтому, с точки зрения пе­дагогики и этики, для людей, имеющих «ограничен­ные возможности здоровья», но обладающих доста­точно высоким уровнем интеллекта, необходимо вве­дение нового, более политкорректного определения, не ограничивающего понимание свободы личности, не указывающего на ущербность. Таким определением, на наш взгляд, может быть «человек, способный сде­лать выбор» (capable to make choice).

Построение инклюзивного общества и обеспечение образования для всех — важный шаг в развитии Рос­сии и каждой отдельно взятой личности. Введение в терминологию четкого политкорректного определе­ния «человек, способный сделать выбор» ставит лю­дей, имеющих «инвалидность», но обладающих высо­ким интеллектуальным потенциалом, в положение «равный среди равных».

Литература

  1. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.
  2. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инва­лидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциаль­ной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл, 2010.

Информация об авторах

Живицкая Антонина Ивановна, кандидат педагогических наук, специалист Комитета по образованию администрации Тихвинского района Ленингадской области, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 14697
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 136
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0