Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия)

192

Общая информация

Ключевые слова: региональный опыт внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Юдина И.А. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Реализация инклюзивного образования зависит от эффективности коррекционно-педагогической помо­щи детям с проблемами в развитии в раннем и до­школьном возрасте, от возможности осуществления их интегрированного воспитания и обучения. Это спо­собствует достижению ребенком равного или близко­го к возрастной норме уровня общего и речевого раз­вития и позволяет ему на более раннем этапе влиться в среду нормально развивающихся сверстников. Так­же создаются условия для обеспечения родителей (за­конных представителей) своевременной консульта­тивной поддержкой и для подготовки общества к при­нятию человека с ограниченными возможностями.

В Республике Саха (Якутия) в 2010 г. функциони­ровали 10 ДОУ компенсирующего вида, 23 специаль­ные (коррекционные) школы, 121 коррекционная группа при ДОУ, 60 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах [1].

Полный текст

Реализация инклюзивного образования зависит от эффективности коррекционно-педагогической помо­щи детям с проблемами в развитии в раннем и до­школьном возрасте, от возможности осуществления их интегрированного воспитания и обучения. Это спо­собствует достижению ребенком равного или близко­го к возрастной норме уровня общего и речевого раз­вития и позволяет ему на более раннем этапе влиться в среду нормально развивающихся сверстников. Так­же создаются условия для обеспечения родителей (за­конных представителей) своевременной консульта­тивной поддержкой и для подготовки общества к при­нятию человека с ограниченными возможностями.

В Республике Саха (Якутия) в 2010 г. функциони­ровали 10 ДОУ компенсирующего вида, 23 специаль­ные (коррекционные) школы, 121 коррекционная группа при ДОУ, 60 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах [1].

ДОУ республики, в которых осуществляется кор-рекционно-педагогическая помощь детям с особыми образовательными потребностями (ООП), образуют недостаточную и неравномерную сеть образовательных учреждений. Большинство коррекционных групп со­средоточено в составе детских садов комбинированного вида в городах. Наибольшее число из них — логопеди­ческие. В тяжелом положении оказываются дети до­школьного возраста с умственной отсталостью, задерж­кой психического развития, с аутистическими расст­ройствами, комплексными нарушениями развития, коррекционно-педагогическая помощь которым оказы­вается недостаточно. Ранняя коррекционно-педагоги-ческая работа с детьми с нарушением слуха проводится на базе республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностя­ми слуха и речи «СУВАГ» (г. Нерюнгри). В Республи­канской специальной (коррекционной) школе-интер­нате I вида открыта дошкольная группа (г. Якутск).

Таким образом, на современном этапе система спе­циального образования Республики Саха (Якутия) представляет собой разветвленную сеть образователь­ных учреждений, обеспечивающих коррекционно-пе-дагогическую помощь детям с ООП как в условиях специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений, так и посредством реализации различных моделей интегрированного обучения. Несмотря на значительные успехи, перед республиканской систе­мой специального образования стоит ряд проблем, обусловленных спецификой ее построения и разви­тия. Их решение лежит в русле реализации приоритет­ных направлений развития российской ССО (ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь детям с ООП и их семьям, интеграция) при условии межве­домственной координации действий систем образова­ния, здравоохранения, социального развития.

Актуальными проблемами развития системы спе­циального образования республики с целью эффек­тивной реализации инклюзивного образования, на наш взгляд, являются:

  • расширение сети ПМПК с перспективой наличия в каждом улусе республики улусной ПМПК;
  • организация службы ранней помощи детям с про­блемами в развитии;
  • достраивание дошкольного звена системы кор-рекционно-педагогической помощи детям с ООП с це­лью охвата специальным образованием всех нуждаю­щихся детей;
  • создание организационных, материально-техни­ческих условий, обеспечение нормативно-методичес­кого сопровождения различных моделей образова­тельной интеграции;
  • подготовка и повышение квалификации психоло­го-педагогических кадров для осуществления коррек-ционно-педагогической помощи детям с особыми об­разовательными потребностями в специальных обра­зовательных учреждениях и в условиях интегрирован­ного обучения.

В республике накоплен определенный опыт реали­зации инклюзивного образования. К наиболее значи­мым примерам следует отнести интеграцию более 100 детей и подростков с нарушениями слуха в обще­образовательные учреждения г. Нерюнгри, республи­ки, Сибири и Дальнего Востока. Это стало возможным благодаря 20-летней эффективной деятельности рес­публиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ». С 1991 г. в учебно-производственном вычислительном центре «Толбон» при Якутском госу­дарственном университете осуществлялось обучение адаптивным компьютерным технологиям лиц с нару­шениями зрения, на базе которого в 2010 г. в Северо­Восточном федеральном университете (СВФУ) от­крыта учебно-научная лаборатория адаптивных ком­пьютерных технологий.

Эффективная реализация инклюзивного образова­ния требует качественной отработки различных моде­лей интеграции с учетом региональных особенностей. Примером может служить организация на базе МДОУ д/с № 1 «Звездочка» г. Якутска, имеющего две группы кратковременного пребывания для детей с ДЦП, опытно-экспериментальной работы на тему «Педаго­гические условия интегрированного воспитания и обучения детей с церебральным параличом в ДОУ». Для реализации определенных педагогических усло­вий совершенствования коррекционно-педагогичес-кой помощи данной категории детей в ДОУ разработа­на и апробируется инновационная модель дошкольно­го образовательного учреждения. В ее структурную систему включены диагностический, коррекционно­образовательный, координационно-методический блоки [3, с. 19]. Они позволяют, в соответствии с воз­можностями детей, реализовывать следующие модели интеграции: частичную и временную; частичную, но постоянную; постоянную, значительную, но непол­ную; постоянную и полную [2, с. 86—87]. Для обеспе­чения раннего начала комплексной коррекционной работы с детьми с ДЦП в структуре ДОУ предусмот­рено создание лекотеки. С целью вовлечения родите­лей в процесс воспитания и обучения ребенка с откло­нениями в развитии в качестве субъектов коррекцион-но-педагогического воздействия организован семей­ный клуб «Росток», деятельность которого направле­на на осуществление родительского всеобуча и орга­низацию совместной досуговой деятельности.

Таким образом, данный вид инновационного обра­зовательного учреждения является оптимальной фор­мой организации коррекционно-педагогической помо­щи детям с ДЦП в ДОУ, так как позволяет осуществ­лять психолого-медико-педагогическое сопровожде­ние детей с раннего возраста и реализовывать различ­ные модели интегрированного воспитания и обучения. Следовательно, он может быть центром подготовки инклюзивной образовательной среды.

В педагогическом институте СВФУ с 2002 г. ведет­ся обучение студентов по специальности «логопедия», с 2003 г. — «олигофренопедагогика». В 2008 г. осуще­ствлен первый выпуск по специальности «олигофре­нопедагогика с дополнительной специальностью лого­педия». Сегодня по данным специальностям обучает­ся пять групп студентов по очной форме и шесть групп — по заочной. Это создает реальную кадровую возможность развития дошкольного звена системы коррекционно-педагогической помощи детям с про­блемами в развитии, организации службы ранней по­мощи, реализации различных моделей интеграции и инклюзивного образования.

Для повышения компетентности педагогов в облас­ти специального образования на базе учебно-методиче­ского центра педагогического института СВФУ с 2009—2010 учебного года организовано краткосрочное обучение логопедов, психологов, воспитателей, учите­лей массовых и специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений на курсах повышения квалифи­кации по темам «Ранняя диагностика и коррекция от­клонений в развитии детей», «Основы обучения и вос­питания детей с особыми образовательными потребно­стями». Преподавателями кафедры ПДВ ПИ СВФУ ведется систематическая работа по оказанию научно-методической и организационно-практической помощи педагогам образовательных учреждений республики.

В рамках перехода СВФУ на уровневую систему высшего профессионального образования разработана основная образовательная программа бакалавриата по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия». Для направления бакалавриата 050000 Образование и педагогика разрабо­таны курсы по выбору «Основы инклюзивного образова­ния», «Инклюзия в дошкольном образовании».

Таким образом, для эффективной реализации ин­клюзивного образования в республике необходимо осуществление планомерной работы по организацион­ному, возрастному и содержательному аспектам инте­грации при условии совершенствования республикан­ской системы коррекционно-педагогической помощи детям с ООП в плане структурно-функциональной и кадровой ее модернизации.

Литература

  1. Кондратьев Э. В. Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы: Доклад зам. министра образования РС (Я) на круглом столе «Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы». — Якутск, 2010.
  2. Малофеев Н. Н, Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необхо­димость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—94.
  3. Юдина И. А. Становление коррекционно-педагоги-ческой помощи детям с отклонениями в развитии в Рес­публике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования: дисс. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001. 23 с.

Информация об авторах

Юдина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного воспитания Педагогического института Северо;Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5002
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4