Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия)
Общая информация
Ключевые слова: региональный опыт внедрения
Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Юдина И.А. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Реализация инклюзивного образования зависит от эффективности коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии в раннем и дошкольном возрасте, от возможности осуществления их интегрированного воспитания и обучения. Это способствует достижению ребенком равного или близкого к возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе влиться в среду нормально развивающихся сверстников. Также создаются условия для обеспечения родителей (законных представителей) своевременной консультативной поддержкой и для подготовки общества к принятию человека с ограниченными возможностями.
В Республике Саха (Якутия) в 2010 г. функционировали 10 ДОУ компенсирующего вида, 23 специальные (коррекционные) школы, 121 коррекционная группа при ДОУ, 60 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах [1].
Полный текст
Реализация инклюзивного образования зависит от эффективности коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии в раннем и дошкольном возрасте, от возможности осуществления их интегрированного воспитания и обучения. Это способствует достижению ребенком равного или близкого к возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе влиться в среду нормально развивающихся сверстников. Также создаются условия для обеспечения родителей (законных представителей) своевременной консультативной поддержкой и для подготовки общества к принятию человека с ограниченными возможностями.
В Республике Саха (Якутия) в 2010 г. функционировали 10 ДОУ компенсирующего вида, 23 специальные (коррекционные) школы, 121 коррекционная группа при ДОУ, 60 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах [1].
ДОУ республики, в которых осуществляется кор-рекционно-педагогическая помощь детям с особыми образовательными потребностями (ООП), образуют недостаточную и неравномерную сеть образовательных учреждений. Большинство коррекционных групп сосредоточено в составе детских садов комбинированного вида в городах. Наибольшее число из них — логопедические. В тяжелом положении оказываются дети дошкольного возраста с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с аутистическими расстройствами, комплексными нарушениями развития, коррекционно-педагогическая помощь которым оказывается недостаточно. Ранняя коррекционно-педагоги-ческая работа с детьми с нарушением слуха проводится на базе республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» (г. Нерюнгри). В Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате I вида открыта дошкольная группа (г. Якутск).
Таким образом, на современном этапе система специального образования Республики Саха (Якутия) представляет собой разветвленную сеть образовательных учреждений, обеспечивающих коррекционно-пе-дагогическую помощь детям с ООП как в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений, так и посредством реализации различных моделей интегрированного обучения. Несмотря на значительные успехи, перед республиканской системой специального образования стоит ряд проблем, обусловленных спецификой ее построения и развития. Их решение лежит в русле реализации приоритетных направлений развития российской ССО (ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь детям с ООП и их семьям, интеграция) при условии межведомственной координации действий систем образования, здравоохранения, социального развития.
Актуальными проблемами развития системы специального образования республики с целью эффективной реализации инклюзивного образования, на наш взгляд, являются:
- расширение сети ПМПК с перспективой наличия в каждом улусе республики улусной ПМПК;
- организация службы ранней помощи детям с проблемами в развитии;
- достраивание дошкольного звена системы кор-рекционно-педагогической помощи детям с ООП с целью охвата специальным образованием всех нуждающихся детей;
- создание организационных, материально-технических условий, обеспечение нормативно-методического сопровождения различных моделей образовательной интеграции;
- подготовка и повышение квалификации психолого-педагогических кадров для осуществления коррек-ционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в специальных образовательных учреждениях и в условиях интегрированного обучения.
В республике накоплен определенный опыт реализации инклюзивного образования. К наиболее значимым примерам следует отнести интеграцию более 100 детей и подростков с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения г. Нерюнгри, республики, Сибири и Дальнего Востока. Это стало возможным благодаря 20-летней эффективной деятельности республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ». С 1991 г. в учебно-производственном вычислительном центре «Толбон» при Якутском государственном университете осуществлялось обучение адаптивным компьютерным технологиям лиц с нарушениями зрения, на базе которого в 2010 г. в СевероВосточном федеральном университете (СВФУ) открыта учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий.
Эффективная реализация инклюзивного образования требует качественной отработки различных моделей интеграции с учетом региональных особенностей. Примером может служить организация на базе МДОУ д/с № 1 «Звездочка» г. Якутска, имеющего две группы кратковременного пребывания для детей с ДЦП, опытно-экспериментальной работы на тему «Педагогические условия интегрированного воспитания и обучения детей с церебральным параличом в ДОУ». Для реализации определенных педагогических условий совершенствования коррекционно-педагогичес-кой помощи данной категории детей в ДОУ разработана и апробируется инновационная модель дошкольного образовательного учреждения. В ее структурную систему включены диагностический, коррекционнообразовательный, координационно-методический блоки [3, с. 19]. Они позволяют, в соответствии с возможностями детей, реализовывать следующие модели интеграции: частичную и временную; частичную, но постоянную; постоянную, значительную, но неполную; постоянную и полную [2, с. 86—87]. Для обеспечения раннего начала комплексной коррекционной работы с детьми с ДЦП в структуре ДОУ предусмотрено создание лекотеки. С целью вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в качестве субъектов коррекцион-но-педагогического воздействия организован семейный клуб «Росток», деятельность которого направлена на осуществление родительского всеобуча и организацию совместной досуговой деятельности.
Таким образом, данный вид инновационного образовательного учреждения является оптимальной формой организации коррекционно-педагогической помощи детям с ДЦП в ДОУ, так как позволяет осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с раннего возраста и реализовывать различные модели интегрированного воспитания и обучения. Следовательно, он может быть центром подготовки инклюзивной образовательной среды.
В педагогическом институте СВФУ с 2002 г. ведется обучение студентов по специальности «логопедия», с 2003 г. — «олигофренопедагогика». В 2008 г. осуществлен первый выпуск по специальности «олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия». Сегодня по данным специальностям обучается пять групп студентов по очной форме и шесть групп — по заочной. Это создает реальную кадровую возможность развития дошкольного звена системы коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, организации службы ранней помощи, реализации различных моделей интеграции и инклюзивного образования.
Для повышения компетентности педагогов в области специального образования на базе учебно-методического центра педагогического института СВФУ с 2009—2010 учебного года организовано краткосрочное обучение логопедов, психологов, воспитателей, учителей массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений на курсах повышения квалификации по темам «Ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей», «Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями». Преподавателями кафедры ПДВ ПИ СВФУ ведется систематическая работа по оказанию научно-методической и организационно-практической помощи педагогам образовательных учреждений республики.
В рамках перехода СВФУ на уровневую систему высшего профессионального образования разработана основная образовательная программа бакалавриата по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия». Для направления бакалавриата 050000 Образование и педагогика разработаны курсы по выбору «Основы инклюзивного образования», «Инклюзия в дошкольном образовании».
Таким образом, для эффективной реализации инклюзивного образования в республике необходимо осуществление планомерной работы по организационному, возрастному и содержательному аспектам интеграции при условии совершенствования республиканской системы коррекционно-педагогической помощи детям с ООП в плане структурно-функциональной и кадровой ее модернизации.
Литература
- Кондратьев Э. В. Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы: Доклад зам. министра образования РС (Я) на круглом столе «Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы». — Якутск, 2010.
- Малофеев Н. Н, Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—94.
- Юдина И. А. Становление коррекционно-педагоги-ческой помощи детям с отклонениями в развитии в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования: дисс. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001. 23 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5002
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 192
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4