О внедрении инклюзивного образования в Дагестане

51

Общая информация

Ключевые слова: региональный опыт внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Маллаев Д.М., Бажукова О.А. О внедрении инклюзивного образования в Дагестане // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Сегодня все чаще рассматриваются идеи инклю­зивного (включающего) образования. Однако для на­шего общества понятие «инклюзивное образование» является новым, вызывая много сомнений и опасений. Эти опасения оправданы. Практика показывает, что концепция инклюзивного образования требует опре­деленных изменений не только в системе среднего, но и дополнительного и профессионального образова­ния, являющегося одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защи­щенности инвалидов.

Полный текст

Сегодня все чаще рассматриваются идеи инклю­зивного (включающего) образования. Однако для на­шего общества понятие «инклюзивное образование» является новым, вызывая много сомнений и опасений. Эти опасения оправданы. Практика показывает, что концепция инклюзивного образования требует опре­деленных изменений не только в системе среднего, но и дополнительного и профессионального образова­ния, являющегося одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защи­щенности инвалидов.

Для эффективности внедрения инклюзии в образо­вание необходима преемственность его ступеней «дет­сад—школа—вуз». Семья и общество, готовые к интег­рации ребенка в дошкольное образование, облегчают процесс интеграции-инклюзии в школьное образова­ние одновременно для всех участников процесса — как для ребят с особыми потребностями и их родителей, так и для обычных детей и их родителей, школьных педагогов и психологов.

Включая детей с особыми образовательными по­требностями в общеобразовательное пространство, на­до обеспечить его квалифицированными специалиста­ми, добрыми и отдающими энергию любви детям и ро­дителям, зажигающими их своей духовностью, помо­гающими решать проблемы воспитания и образова­ния. Подбору персонала должно уделяться большое внимание. Знаниями в области специальной педагоги­ки и психологии должны владеть не только учителя, но и их помощники.

В настоящее время, по данным Министерства обра­зования и науки РФ, инклюзивное образование уже внедряется в порядке эксперимента в образователь­ные учреждения различного типа в ряде субъектов Российской Федерации, в число которых входит и ре­спублика Дагестан.

Здесь насчитывается 18 коррекционных образова­тельных учреждений, осуществляющих обучение де­тей с ограниченными возможностями здоровья раз­личной этиологии. В сентябре 2008 года при поддерж­ке Министерства образования и науки РД и Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в СШ № 4 была внедрена мо­дель инклюзивного образования для детей с наруше­нием опорно-двигательного аппарата. Специалисты кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педаго­гического университета (ДГПУ) взяли на себя ответ­ственность за обеспечение учебно-методическим мате­риалом и оказание психолого-педагогической кон­сультативной помощи как учителям, так и родителям этих детей.

В 2008 году на базе ДГПУ прошли повышение квалификации по программе «Воспитание и обуче­ние детей с нарушениями функций опорно-двига­тельного аппарата. Инклюзивное обучение» педагоги из Ингушетии, Чеченской республики, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ставропольского края. Ведущие специалисты ка­федры дали исчерпывающую информацию об осо­бенностях психического развития детей с ограничен­ными возможностями здоровья, методиках инклю­зивного обучения и инновационных формах органи­зации образовательного процесса. Специалисты ка­федры дают консультации учителям, работающим по программе инклюзивного образования в республиках Северного Кавказа.

В заключение отметим, что, осознавая значимость инклюзивного образования на современном этапе раз­вития общества, необходимо правильно построить процесс становления и развития инклюзивного обра­зования в нашей стране, учитывая опыт других стран. В то же время нельзя снижать значимость специаль­ных коррекционных образовательных учреждений, обучающих детей с выраженными отклонениями в развитии и нуждающихся в специализированных ус­ловиях. Эти учреждения являются ресурсными цент­рами для учителей, работающих в системе инклюзив­ного образования.

Информация об авторах

Маллаев Джафар Михайлович, доктор педагогических наук, член;корр. РАО, заведующий кафедрой Дагестанского государственного педагогического университета, Россия

Бажукова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2386
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0