Развитие интеграционных процессов в образовательном пространстве Республики Беларусь

93

Общая информация

Ключевые слова: региональный опыт внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Варенова Т.В. Развитие интеграционных процессов в образовательном пространстве Республики Беларусь // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

История развития интеграционных процессов в Республике Беларусь началась с 1995 года на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития (ОПФР, официальный термин в государстве: «лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические наруше­ния, которые ограничивают его социальную деятель­ность и препятствуют получению образования без со­здания для этого специальных условий» (Кодекс Рес­публики Беларусь об образовании, 1.5)). Началось все со следующих организационных форм: классы интег­рированного обучения; специальные классы в общеоб­разовательной школе; коррекционно-педагогическое консультирование.

Полный текст

История развития интеграционных процессов в Республике Беларусь началась с 1995 года на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития (ОПФР, официальный термин в государстве: «лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические наруше­ния, которые ограничивают его социальную деятель­ность и препятствуют получению образования без со­здания для этого специальных условий» (Кодекс Рес­публики Беларусь об образовании, 1.5)). Началось все со следующих организационных форм: классы интег­рированного обучения; специальные классы в общеоб­разовательной школе; коррекционно-педагогическое консультирование.

В 2006 году вступил в действие новый норматив­ный документ министерства образования, регулирую­щий данный процесс на уровнях дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с ОПФР — Инструкция о порядке открытия и функци­онирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

Интегрированное обучение в Республике Беларусь рассматривалось и рассматривается как альтернатив­ная форма получения образования детьми с особенно­стями психофизического развития. Данный процесс носит эволюционный характер. Общее число детей, интегрированных в общеобразовательную среду, со­ставляет более 60 %.

В последние годы отмечается тенденция к сокра­щению специальных классов в общеобразовательной школе и увеличению классов интегрированного обу­чения и воспитания. Последних в 2010/2011 учебном году функционирует 5475, в них насчитывается 9730 обучающихся с ОПФР, а специальных классов — 192, в которых обучается 1579 учащихся.

Трансформирование системы специального обра­зования в Республике Беларусь осуществлялось по­этапно с 1998 по 2010 год по трем основным направле­ниям:

  • организационно-структурные преобразования;
  • обновление содержания специального образова­ния;
  • совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

Заключительный этап (2007—2010) был нацелен на дальнейшее сближение специального и общего образо­вания. Это заложило основы для развития инклюзив­ного образования, в котором основные аспекты интег­рационных процессов — методологический, норматив­но-правовой, программно-содержательный, научно-ме­тодический и социально-психологический — требуют переосмысления и несколько иного наполнения.

Основная идея интегративной педагогики: с интег­рации в школе — к интеграции в обществе. Интегра­ция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть мак­симально приближены к условиям и стилю жизни об­щества, в котором они живут. Однако следует заме­тить, что равные условия не обозначают равное каче­ство и не гарантируют равные результаты.

Идея образовательной интеграции имеет свои до­стоинства и недостатки. Сторонники совместного обу­чения выделяют такие положительные моменты, как:

  • стимулирующее воздействие более способных од­ноклассников;
  • наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;
  • развитие навыков общения и нестандартного мы­шления (у обеих сторон);
  • возможность проявления гуманности, сочувст­вия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;
  • снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;
  • исчезновение страха у здоровых, нормально раз­вивающихся школьников, перед возможной инвалид­ностью.

На практике, конечно, не всегда все так гладко об­стоит с установлением взаимоотношений. Часть детей демонстрирует чувства от негативного восприятия до «безразличного приятия». В 40-х годах ХХ века был проведен ряд экспериментов с различными структура­ми взаимодействия в классе, воспроизводящими демо­кратическую, автократическую и анархическую мо­дель (К. Левин и др.). Результаты исследования пока­зали, что демократические ценности необходимо при­вивать заново каждому новому поколению, целена­правленно создавая в школах необходимые для этого условия, ибо они усваиваются значительно труднее, чем авторитарные установки.

В последнее время ряд ведущих европейских поли­тиков (Ангела Меркель, Николя Саркози, Дэвид Кэ-мерон и др.) говорят о провале интеграционных про­цессов в своих странах, уязвимости кросс-культурной психологии и призывают перейти от мультикультур-ной политики к либерализму.

Противники идеи интеграции выдвигают следую­щие аргументы:

  • неоднородность состава класса наносит ущерб хо­рошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, за­медляя рост способных учеников;
  • дети с трудностями в обучении находятся в невы­годных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;
  • учителя стоят порой перед неразрешимой нравст­венной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;
  • стране нужны здоровые граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

Приоритет моральных принципов перед экономи­ческими имеет свое обоснование у представителей разных политических ориентаций. У одних это осуще­ствление политики равных возможностей, у других — реализация принципа индивидуального самоутверж­дения.

С 1 сентября 2011 года вступит в силу Кодекс Рес­публики Беларусь об образовании. Согласно этому своду законов в число основных направлений государ­ственной политики в сфере образования входят:

  • обеспечение доступности образования, в том чис­ле, лицам с особенностями психофизического разви­тия в соответствии с их состоянием здоровья и позна­вательными возможностями, на всех уровнях основно­го образования и при получении дополнительного об­разования;
  • создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизичес­кого развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи.

В главе «Государственные гарантии прав в сфере образования» подчеркивается, что право граждан с особенностями психофизического развития на образо­вание обеспечивается созданием для них специальных условий для получения образования, интеграции в об­щество, социализации.

Для целенаправленного развития интеграционных процессов как осознанного выбора на альтернативной основе помимо соответствующей нормативно-право­вой базы необходимо наличие следующих условий:

  • научно-организационное обеспечение инклюзив­ного образования;
  • психологическая готовность всех участников об­разовательного процесса;
  • дефектологическая грамотность учителей массо­вых школ;
  • учебно-методическая обеспеченность моделей интеграции;
  • разработка технологий взаимодействия двух учи­телей в одном классе.

Обоснованный отбор детей с особенностями пси­хофизического развития для совместного обучения — одно из главных условий эффективности интеграци­онных процессов. Принятие решения об интегриро­ванном обучении строится на добровольных началах при гарантированном соблюдении прав ребенка с осо­бенностями психофизического развития, при актив­ном участии родителей на всех этапах принятия реше­ния, при реализации индивидуального подхода и оп­ределении образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его особенностей развития. Ребенок направляется в интегрированный класс на диагности­ческой основе по заключению Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявле­нию родителей. Основой для принятия решения об интегрированном обучении должен служить не столь­ко медицинский диагноз, сколько психологический.

Усилия педагогов направляются на то, чтобы на­учить детей воспринимать и оценивать себя как лич­ность, т. е. осознавать собственные способности, каче­ства характера, слабости, потребности, границы своих возможностей, научить осознавать и выражать собст­венные чувства и желания; на то, чтобы развивать по­ложительную Я-концепцию, а также сформировать у детей умения:

  • воспринимать другого человека, сочувствовать и помогать ему;
  • видеть свое место в группе, считать себя ее чле­ном и испытывать чувство общности;
  • конструктивно реагировать на разочарования и неудачи;
  • принимать решения, предполагающие возмож­ность заключения компромисса;
  • ориентироваться и соблюдать правила совмест­ной жизни, иногда за счет ущемления собственных ин­тересов;
  • различать негативные и положительные пути ре­шения конфликта, уметь использовать последние;
  • видеть других детей и уметь сотрудничать с ними;
  • понимать, что такое предрассудки, и подвергать их сомнению.

Именно этими вопросами занимается созданная в каждой школе, где есть интегрированные классы, служба психолого-педагогического сопровождения. Тем не менее, в крупных городах, особенно в Минске, родители детей с особенностями развития, но с со­хранным интеллектом, стали предпочитать обычный класс интегрированному, несмотря на то, что в интег­рированном классе меньше общее число учащихся, ра­ботают два педагога и организуются коррекционные занятия согласно учебному плану соответствующей специальной школы.

Необходимость интеграции в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений. Социальные преобразования, демократизация и гуманизация образования, идеи достоинства и самоценности личности, имеющей все права на реализацию сво­их интересов и потребностей, признание равных прав в области образования лиц с психофизичес­кими нарушениями определяют методологичес­кую основу интегрированного обучения и воспита­ния.

Однако проблемными вопросами и стратегически­ми линиями реализации идеи инклюзивного образова­ния как нового этапа развития интеграционных про­цессов являются:

  • обновление государственного образовательного стандарта, содержания программного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по отдельным учебным дисциплинам;
  • психолого-педагогические основы интенсифика­ции социального развития учащихся с психофизичес­кими нарушениями, включая формирование жизнен­ной компетенции;
  • организационные формы коррекционно-развива-ющей работы и трудового обучения в условиях совме­стного обучения.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 4649
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 93
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1