Обучающий досуг как одна из форм образовательной деятельности молодых инвалидов от 18 лет и старше

52

Общая информация

Ключевые слова: создание включающей среды

Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Медведева Л.Б., Сергеева Л.А. Обучающий досуг как одна из форм образовательной деятельности молодых инвалидов от 18 лет и старше // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Инвалиды в настоящее время составляют около 10 % от населения России. Особое положение среди них занимают ментальные инвалиды. Эта группа — од­на из самых уязвимых в нашем обществе по многим показателям. Например, статистика утверждает, что в 60 % семей после рождения ребенка-инвалида мать воспитывает его одна. Но даже если семья не распада­ется, перед ней со временем встает вопрос: что будет с ребенком после смерти родителей?

После школы основная часть ментальных инвали­дов не могут, как правило, продолжить свое образова­ние, получить профессию и трудоустроиться. Они си­дят дома или находятся в сомнительных компаниях, испытывая на себе различного рода угнетения (раб­ский труд или бытовая беспомощность, психологичес­кое давление, сексуальные домогательства и т. д.).

Полный текст

Инвалиды в настоящее время составляют около 10 % от населения России. Особое положение среди них занимают ментальные инвалиды. Эта группа — од­на из самых уязвимых в нашем обществе по многим показателям. Например, статистика утверждает, что в 60 % семей после рождения ребенка-инвалида мать воспитывает его одна. Но даже если семья не распада­ется, перед ней со временем встает вопрос: что будет с ребенком после смерти родителей?

После школы основная часть ментальных инвали­дов не могут, как правило, продолжить свое образова­ние, получить профессию и трудоустроиться. Они си­дят дома или находятся в сомнительных компаниях, испытывая на себе различного рода угнетения (раб­ский труд или бытовая беспомощность, психологичес­кое давление, сексуальные домогательства и т. д.).

Среди множества проблем, с которыми сталкивает­ся семья, имеющая таких детей, следует выделить про­блему социальной изоляции — исключения из общест­ва этих детей и отчасти их родителей. В такой ситуа­ции люди с ментальной инвалидностью на всю жизнь остаются детьми, лишенными возможности жить са­мостоятельно, общаться с другими.

Большая часть инвалидов с ментальным заболева­нием воспитываются в интернатах, где недостаточно уделяется внимание развитию навыков и способнос­тей. Даже те, кто потенциально мог бы научиться че­му-то и хоть как-то обеспечивать и обслуживать себя, в итоге оказываются полностью зависимыми от окру­жающих.

Опыт работы нашего учреждения говорит о том, что молодой инвалид может найти для себя в учрежде­нии культуры возможность обучения, интересного со­держательного досуга и создания среды общения, ус­ловия для восстановления или развития различных функций.

ГБУК ГСКЦ «Надежда» — единственное в Москве учреждение культуры, которое по уставу оказывает содействие интеграции инвалидов в общество и имеет двадцатилетний опыт работы по социокультурной ре­абилитации инвалидов разных возрастов и категорий заболевания (в том числе и ментальных).

Основными принципами, которыми руководству­ется в своей работе «Надежда», являются интеграция, толерантность, индивидуальный подход, развитие мо­тивации к творчеству, поиск новых социокультурных технологий, что созвучно принципам инклюзивного образования.

Основу процесса социокультурной реабилитации инвалидов составляют разнопрофильные технологии, направленные на обучение, всестороннее развитие творческих способностей инвалидов, повышение их культурного уровня и образования, на обеспечение ор­ганизации досуга и неформального общения, на орга­низацию самодеятельного художественного творчест­ва [1—3]. В своей работе мы используем и обучающий досуг, являющийся важным фактором в жизни чело­века наряду с его производственной деятельностью. Для людей, мало занятых в трудовой сфере деятельно­сти (пожилых и инвалидов), обучающий досуг имеет огромное значение, так как обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями. До­суг подразумевает такой род занятий, который дает че­ловеку ощущение удовольствия, приподнятого наст­роения и радости. Люди собираются вместе для того, чтобы расслабиться, снять стресс, разделить интересы с друзьями и близкими, удовлетворить запросы, по­чувствовать физическое и психологическое удовле­творение, завязать общественные контакты и полу­чить возможность самовыражения или творческой де­ятельности.

Через обучающий досуг в свободный форме, люди вместе с удовольствием получают умения и навыки в интересующей их сфере занятий, которые в дальней­шем могут лечь в основу их трудовой деятельности (вышивание, шитье, вязание, бисероплетение, ком­пьютерная грамотность и т. д.).

Приведем несколько примеров.

Студия прикладного творчества «Рукодельница», изостудия «Танец на листе» — в этих коллективах ре­ализуется реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусст­ва и направленная на развитие мелкой моторики, воз­можностей разных частей тела (при отсутствии рук), на самопознание, коррекцию психоэмоциональной сферы, расширение кругозора, развитие памяти, вни­мания, ассоциативного и образного мышления.

Занятия в театральной студии дают возможность раскрыть эмоции, что так характерно для ментальных инвалидов. В работе используются самые простые формы для выражения эмоций, переживаний — жесты и движения, музыка, пение. Театр дает инвалидам воз­можность общаться с другими инвалидами, то есть со­здает для них среду себе подобных людей. Творческая деятельность дает инвалидам возможность стать более самостоятельными и освоить некоторые навыки.

В программе реабилитационной интегрированной студии «Лотос» сделана попытка объединения всех видов эстетического развития личности: это психоте­рапевтические возможности фольклора, традицион­ной народной культуры в целом; сценарное и режис­серское, актерское и сценическое мастерство, импро­визация, культура речи, вокал, сценическое движе­ние, а также декоративно-прикладное творчество че­рез создание образа своими руками (эскиз, пошив, украшение костюмов, изготовление сценического реквизита).

В результате занятий мы увидели, что молодые ин­валиды стали более уверенными, раскрепощенными, научились общению с незнакомыми людьми, у них расширился круг интересов. В процессе занятий роди­тели начали активно взаимодействовать со своими де­тьми и другими участниками студии. Гастрольная по­ездка еще раз показала родителям, насколько их дети не приспособлены к самостоятельной жизни, что ста­ло толчком для создания неформального объединения родителей и детей — семейного клуба «Встреча».

Занятия в семейном клубе «Встреча» проводятся по принципу реальных дел: приготовление пищи, по­ходы в магазин, в социальные службы, в Сбербанк для оплаты счетов квартплаты и т. д. — то, что нужно чело­веку, чтобы почувствовать свое место в обществе. Об­суждая одно из занятий, мама Тани сказала: «Что раньше я говорила себе? — Лучше я сделаю сама, пусть она не мешается. Теперь я терпеливо жду и мне не жалко разбитой посуды или испорченного продукта, потому что результат бесценный: моя Таня начала са­мостоятельно мыть посуду, резать хлеб и т. д.».

В программу следующего творческого сезона се­мейного клуба заложен курс по совместному (родите­ли—дети) освоению компьютерной грамотности, на­выкам работы в Интернете. Также мы планируем ак­тивное использование «социальных» компьютерных игр, моделирующих ситуации в магазине, метро, на улице и т. д., что позволит молодому инвалиду адапти­роваться к той или иной незнакомой жизненной ситу­ации. Подключение к компьютерным играм родите­лей, по отношению к которым ребенок выступает в ро­ли инструктора и наставника, несет в себе большую социально-педагогическую задачу. В данных условиях он может чему-то научить родителей, в чем-то оказы­вается лучше их, что чрезвычайно важно для психиче­ской и эмоциональной реабилитации. Развивающие и обучающие компьютерные игры как один из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и рече­вых дефектов лягут в основу запланированного про­граммного курса.

В студии вокала «Экспромт» используются разно­образные музыкальные средства для психолого-педаго­гической и лечебно-оздоровительной коррекции лич­ности инвалида, развития его творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активации соци­ально значимых качеств. Голос — это уникальный «ин­струмент», данный человеку самой природой. Петь в любом случае полезно, если даже нет ни слуха, ни голо­са. Пение — это, прежде всего, правильное дыхание, ко­торое и является одним из важнейших факторов здоро­вой жизни. Методы вокалотерапии активно использу­ются для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрес­сии, бронхиальной астмы, головных болей и др.

Использование танцевально-двигательной терапии для обучения инвалидов на основе разных видов тан­цевального искусства широко распространено в хорео­графических коллективах центра «Надежда»: студия бальных танцев, танцы народов мира, народный кол­лектив концертно-театральная шоу-студия «Игра». Занятия направлены на развитие опорно-двигательно­го аппарата и мышечной системы, пластики, формиро­вание коммуникативной сферы, коррекцию психо­эмоциональных состояний.

На сегодня эти коллективы принимают активное участие в культурной жизни города (в конкурсах, фес­тивалях, выездных концертах, информационно-обуча­ющих семинарах).

Клуб общения молодых инвалидов «Рандеву» прово­дит дискотеки, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, экскурсии и др. Такие формы работы способ­ствуют общению, знакомству молодых инвалидов, формированию длительных дружеских связей. Это со­ставляет очень важную часть в жизни людей с ограни­ченными физическими и сенсорными возможностями. Благодаря встречам в клубе «Рандеву» образовалось несколько семейных пар.

Более 10 лет в «Надежде» работают курсы ком­пьютерной грамотности. Наш компьютерный класс имеет всего семь посадочных мест, но это не умаляет его популярности и значимости для инвалидного со­общества Москвы. Молодежь и люди зрелого возрас­та — основные потребители этой услуги. А для инва­лидов по слуху на сегодняшний день это практически единственные такие курсы, где педагог владеет жесто-вым языком.

Компьютерные курсы как социальная реабилита­ция инвалидов являются насущной потребностью со­временного общества. Умение инвалида работать на компьютере и в Интернете значительно расширяет его возможности в обучении и трудоустройстве, создает условия для обучения и организации рабочего места на дому. Немаловажно, что открываются новые воз­можности для проведения досуга и общения. Дефицит последнего испытывают многие инвалиды, и это одна из наиболее острых проблем инвалидности. Интернет сегодня все больше рассматривается как способ облег­чить жизнь многим инвалидам, в силу объективных обстоятельств лишенным возможности передвиже­ния, общения, получения информации и трудоустрой­ства, способ сделать их жизнь полноценной и актив­ной во многих отношениях, преодолеть барьер, отде­ляющий инвалидов от остальных граждан страны.

Также в центре «Надежда» для молодых инвалидов есть группа оздоровительной аэробики «Феникс», в про­грамму занятий которой входит адаптированная к фи­зическим возможностям участников аэробика (степ-до­ска, мячи). Спортивный клуб «Навигатор» специализи­руется на таких видах спорта, как дартс, боулинг, биль­ярд, новус. В спортивном зале центра проходят занятия и соревнования по дартсу и новусу. По договоренности с различными спортклубами Москвы наши инвалиды занимаются на их территории боулингом и бильярдом, также по договоренности они посещают и бассейны. В течение творческого сезона мы проводим или прини­маем участие не менее, чем в 10—15 соревнованиях раз­личного уровня или в других спортивных мероприяти­ях, проводимых для инвалидов в Москве. Таким обра­зом, интеграция спорта и культуры в рамках организа­ции обучающего досуга различных групп населения да­ет, в первую очередь, шанс инвалиду доказать себе и об­ществу право на активное существование — в умствен­ном и физическом плане.

В представленных примерах ряда творческих фор­мирований ГСКЦ «Надежда» обобщен практический опыт работы по проведению творческих занятий обу­чающего досуга с использованием социокультурных технологий.

Центр активно транслирует свой опыт работы че­рез систему информационно-обучающих семинаров во все учреждения культуры клубного типа города Москвы, формируя тем самым общегородскую реаби­литационную среду.

Инвалиды — люди особенные, но они не просто «объект милосердия», который существует ради того, чтобы другие люди имели возможность про­явить свою любовь, терпение и смирение. Инва­лид — такой же человек, личность, как и все ос­тальные. И задача общества — дать ему возмож­ность проявить себя как личность по мере его воз­можностей.

Литература

  1. Моздокова Ю. С. Концепция системы социально-культурной интеграции инвалидов // Вестник МГУКИ. 2006. № 2. С. 59—68. — Примеч.: с. 62—63.
  2. Краткий атлас социально-культурных реабили­тационных технологий / Сост.Ю. С. Моздокова. — М.: МГУКИ, 2001.
  3. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социо­культурного проектирования. — СПб.: СПбГУП, 1998.

Информация об авторах

Медведева Людмила Борисовна, директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Городской социокультурный центр «Надежда», Москва, Россия

Сергеева Л.А., государственное бюджетное учреждение культуры Городской социокультурный центр «Надежда», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5130
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0