Обучающий досуг как одна из форм образовательной деятельности молодых инвалидов от 18 лет и старше
Общая информация
Ключевые слова: создание включающей среды
Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Медведева Л.Б., Сергеева Л.А. Обучающий досуг как одна из форм образовательной деятельности молодых инвалидов от 18 лет и старше // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Инвалиды в настоящее время составляют около 10 % от населения России. Особое положение среди них занимают ментальные инвалиды. Эта группа — одна из самых уязвимых в нашем обществе по многим показателям. Например, статистика утверждает, что в 60 % семей после рождения ребенка-инвалида мать воспитывает его одна. Но даже если семья не распадается, перед ней со временем встает вопрос: что будет с ребенком после смерти родителей?
После школы основная часть ментальных инвалидов не могут, как правило, продолжить свое образование, получить профессию и трудоустроиться. Они сидят дома или находятся в сомнительных компаниях, испытывая на себе различного рода угнетения (рабский труд или бытовая беспомощность, психологическое давление, сексуальные домогательства и т. д.).
Полный текст
Инвалиды в настоящее время составляют около 10 % от населения России. Особое положение среди них занимают ментальные инвалиды. Эта группа — одна из самых уязвимых в нашем обществе по многим показателям. Например, статистика утверждает, что в 60 % семей после рождения ребенка-инвалида мать воспитывает его одна. Но даже если семья не распадается, перед ней со временем встает вопрос: что будет с ребенком после смерти родителей?
После школы основная часть ментальных инвалидов не могут, как правило, продолжить свое образование, получить профессию и трудоустроиться. Они сидят дома или находятся в сомнительных компаниях, испытывая на себе различного рода угнетения (рабский труд или бытовая беспомощность, психологическое давление, сексуальные домогательства и т. д.).
Среди множества проблем, с которыми сталкивается семья, имеющая таких детей, следует выделить проблему социальной изоляции — исключения из общества этих детей и отчасти их родителей. В такой ситуации люди с ментальной инвалидностью на всю жизнь остаются детьми, лишенными возможности жить самостоятельно, общаться с другими.
Большая часть инвалидов с ментальным заболеванием воспитываются в интернатах, где недостаточно уделяется внимание развитию навыков и способностей. Даже те, кто потенциально мог бы научиться чему-то и хоть как-то обеспечивать и обслуживать себя, в итоге оказываются полностью зависимыми от окружающих.
Опыт работы нашего учреждения говорит о том, что молодой инвалид может найти для себя в учреждении культуры возможность обучения, интересного содержательного досуга и создания среды общения, условия для восстановления или развития различных функций.
ГБУК ГСКЦ «Надежда» — единственное в Москве учреждение культуры, которое по уставу оказывает содействие интеграции инвалидов в общество и имеет двадцатилетний опыт работы по социокультурной реабилитации инвалидов разных возрастов и категорий заболевания (в том числе и ментальных).
Основными принципами, которыми руководствуется в своей работе «Надежда», являются интеграция, толерантность, индивидуальный подход, развитие мотивации к творчеству, поиск новых социокультурных технологий, что созвучно принципам инклюзивного образования.
Основу процесса социокультурной реабилитации инвалидов составляют разнопрофильные технологии, направленные на обучение, всестороннее развитие творческих способностей инвалидов, повышение их культурного уровня и образования, на обеспечение организации досуга и неформального общения, на организацию самодеятельного художественного творчества [1—3]. В своей работе мы используем и обучающий досуг, являющийся важным фактором в жизни человека наряду с его производственной деятельностью. Для людей, мало занятых в трудовой сфере деятельности (пожилых и инвалидов), обучающий досуг имеет огромное значение, так как обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями. Досуг подразумевает такой род занятий, который дает человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди собираются вместе для того, чтобы расслабиться, снять стресс, разделить интересы с друзьями и близкими, удовлетворить запросы, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.
Через обучающий досуг в свободный форме, люди вместе с удовольствием получают умения и навыки в интересующей их сфере занятий, которые в дальнейшем могут лечь в основу их трудовой деятельности (вышивание, шитье, вязание, бисероплетение, компьютерная грамотность и т. д.).
Приведем несколько примеров.
Студия прикладного творчества «Рукодельница», изостудия «Танец на листе» — в этих коллективах реализуется реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства и направленная на развитие мелкой моторики, возможностей разных частей тела (при отсутствии рук), на самопознание, коррекцию психоэмоциональной сферы, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления.
Занятия в театральной студии дают возможность раскрыть эмоции, что так характерно для ментальных инвалидов. В работе используются самые простые формы для выражения эмоций, переживаний — жесты и движения, музыка, пение. Театр дает инвалидам возможность общаться с другими инвалидами, то есть создает для них среду себе подобных людей. Творческая деятельность дает инвалидам возможность стать более самостоятельными и освоить некоторые навыки.
В программе реабилитационной интегрированной студии «Лотос» сделана попытка объединения всех видов эстетического развития личности: это психотерапевтические возможности фольклора, традиционной народной культуры в целом; сценарное и режиссерское, актерское и сценическое мастерство, импровизация, культура речи, вокал, сценическое движение, а также декоративно-прикладное творчество через создание образа своими руками (эскиз, пошив, украшение костюмов, изготовление сценического реквизита).
В результате занятий мы увидели, что молодые инвалиды стали более уверенными, раскрепощенными, научились общению с незнакомыми людьми, у них расширился круг интересов. В процессе занятий родители начали активно взаимодействовать со своими детьми и другими участниками студии. Гастрольная поездка еще раз показала родителям, насколько их дети не приспособлены к самостоятельной жизни, что стало толчком для создания неформального объединения родителей и детей — семейного клуба «Встреча».
Занятия в семейном клубе «Встреча» проводятся по принципу реальных дел: приготовление пищи, походы в магазин, в социальные службы, в Сбербанк для оплаты счетов квартплаты и т. д. — то, что нужно человеку, чтобы почувствовать свое место в обществе. Обсуждая одно из занятий, мама Тани сказала: «Что раньше я говорила себе? — Лучше я сделаю сама, пусть она не мешается. Теперь я терпеливо жду и мне не жалко разбитой посуды или испорченного продукта, потому что результат бесценный: моя Таня начала самостоятельно мыть посуду, резать хлеб и т. д.».
В программу следующего творческого сезона семейного клуба заложен курс по совместному (родители—дети) освоению компьютерной грамотности, навыкам работы в Интернете. Также мы планируем активное использование «социальных» компьютерных игр, моделирующих ситуации в магазине, метро, на улице и т. д., что позволит молодому инвалиду адаптироваться к той или иной незнакомой жизненной ситуации. Подключение к компьютерным играм родителей, по отношению к которым ребенок выступает в роли инструктора и наставника, несет в себе большую социально-педагогическую задачу. В данных условиях он может чему-то научить родителей, в чем-то оказывается лучше их, что чрезвычайно важно для психической и эмоциональной реабилитации. Развивающие и обучающие компьютерные игры как один из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов лягут в основу запланированного программного курса.
В студии вокала «Экспромт» используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности инвалида, развития его творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активации социально значимых качеств. Голос — это уникальный «инструмент», данный человеку самой природой. Петь в любом случае полезно, если даже нет ни слуха, ни голоса. Пение — это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Методы вокалотерапии активно используются для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей и др.
Использование танцевально-двигательной терапии для обучения инвалидов на основе разных видов танцевального искусства широко распространено в хореографических коллективах центра «Надежда»: студия бальных танцев, танцы народов мира, народный коллектив концертно-театральная шоу-студия «Игра». Занятия направлены на развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, пластики, формирование коммуникативной сферы, коррекцию психоэмоциональных состояний.
На сегодня эти коллективы принимают активное участие в культурной жизни города (в конкурсах, фестивалях, выездных концертах, информационно-обучающих семинарах).
Клуб общения молодых инвалидов «Рандеву» проводит дискотеки, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, экскурсии и др. Такие формы работы способствуют общению, знакомству молодых инвалидов, формированию длительных дружеских связей. Это составляет очень важную часть в жизни людей с ограниченными физическими и сенсорными возможностями. Благодаря встречам в клубе «Рандеву» образовалось несколько семейных пар.
Более 10 лет в «Надежде» работают курсы компьютерной грамотности. Наш компьютерный класс имеет всего семь посадочных мест, но это не умаляет его популярности и значимости для инвалидного сообщества Москвы. Молодежь и люди зрелого возраста — основные потребители этой услуги. А для инвалидов по слуху на сегодняшний день это практически единственные такие курсы, где педагог владеет жесто-вым языком.
Компьютерные курсы как социальная реабилитация инвалидов являются насущной потребностью современного общества. Умение инвалида работать на компьютере и в Интернете значительно расширяет его возможности в обучении и трудоустройстве, создает условия для обучения и организации рабочего места на дому. Немаловажно, что открываются новые возможности для проведения досуга и общения. Дефицит последнего испытывают многие инвалиды, и это одна из наиболее острых проблем инвалидности. Интернет сегодня все больше рассматривается как способ облегчить жизнь многим инвалидам, в силу объективных обстоятельств лишенным возможности передвижения, общения, получения информации и трудоустройства, способ сделать их жизнь полноценной и активной во многих отношениях, преодолеть барьер, отделяющий инвалидов от остальных граждан страны.
Также в центре «Надежда» для молодых инвалидов есть группа оздоровительной аэробики «Феникс», в программу занятий которой входит адаптированная к физическим возможностям участников аэробика (степ-доска, мячи). Спортивный клуб «Навигатор» специализируется на таких видах спорта, как дартс, боулинг, бильярд, новус. В спортивном зале центра проходят занятия и соревнования по дартсу и новусу. По договоренности с различными спортклубами Москвы наши инвалиды занимаются на их территории боулингом и бильярдом, также по договоренности они посещают и бассейны. В течение творческого сезона мы проводим или принимаем участие не менее, чем в 10—15 соревнованиях различного уровня или в других спортивных мероприятиях, проводимых для инвалидов в Москве. Таким образом, интеграция спорта и культуры в рамках организации обучающего досуга различных групп населения дает, в первую очередь, шанс инвалиду доказать себе и обществу право на активное существование — в умственном и физическом плане.
В представленных примерах ряда творческих формирований ГСКЦ «Надежда» обобщен практический опыт работы по проведению творческих занятий обучающего досуга с использованием социокультурных технологий.
Центр активно транслирует свой опыт работы через систему информационно-обучающих семинаров во все учреждения культуры клубного типа города Москвы, формируя тем самым общегородскую реабилитационную среду.
Инвалиды — люди особенные, но они не просто «объект милосердия», который существует ради того, чтобы другие люди имели возможность проявить свою любовь, терпение и смирение. Инвалид — такой же человек, личность, как и все остальные. И задача общества — дать ему возможность проявить себя как личность по мере его возможностей.
Литература
- Моздокова Ю. С. Концепция системы социально-культурной интеграции инвалидов // Вестник МГУКИ. 2006. № 2. С. 59—68. — Примеч.: с. 62—63.
- Краткий атлас социально-культурных реабилитационных технологий / Сост.Ю. С. Моздокова. — М.: МГУКИ, 2001.
- Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования. — СПб.: СПбГУП, 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5231
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 71
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1