Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании

459

Общая информация

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение

Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование не может быть эффек­тивным без индивидуального подхода к учащимся, о необходимости которого единодушно говорят отечест­венные и зарубежные методисты и практики. Научно-методической базой индивидуализации обучения мо­жет быть нейропсихологический подход к диагности­ке и разработке эффективных стратегий обучения. Как он может быть реализован?

Основным документом, фиксирующим индивиду­альный подход к обучению, является индивидуальная образовательная программа (ИОП). Безусловно, ИОП должна содержать сведения, чем должен овла­деть данный ученик в конце учебного года. Вариатив­ность школьных программ — необходимая особен­ность инклюзивного обучения. Но цели программы не будут достигнуты без указания путей и методов реше­ния поставленных задач. Выбор путей и методов дол­жен быть основан на анализе индивидуальных особен­ностей когнитивных процессов и поведения школьни­ка. Наиболее эффективные методы анализа разработа­ны в нейропсихологии.

Полный текст

Инклюзивное образование не может быть эффек­тивным без индивидуального подхода к учащимся, о необходимости которого единодушно говорят отечест­венные и зарубежные методисты и практики. Научно-методической базой индивидуализации обучения мо­жет быть нейропсихологический подход к диагности­ке и разработке эффективных стратегий обучения. Как он может быть реализован?

Основным документом, фиксирующим индивиду­альный подход к обучению, является индивидуальная образовательная программа (ИОП). Безусловно, ИОП должна содержать сведения, чем должен овла­деть данный ученик в конце учебного года. Вариатив­ность школьных программ — необходимая особен­ность инклюзивного обучения. Но цели программы не будут достигнуты без указания путей и методов реше­ния поставленных задач. Выбор путей и методов дол­жен быть основан на анализе индивидуальных особен­ностей когнитивных процессов и поведения школьни­ка. Наиболее эффективные методы анализа разработа­ны в нейропсихологии.

В американских школах ИОП пишет команда спе­циалистов. Она утверждается раз в году на совместном заседании, и в ней содержатся следующие разделы.

  1. Данные об имеющемся уровне знаний и успешнос­ти обучения ученика (academic achievement) и его функ­циональных возможностях (functional performance), что предполагает описание, как они влияют на включение ребенка в учебный процесс и его успешность в освоении общеобразовательной программы, на его роль в коллек­тиве класса и его домашние обязанности.
  2. Измеримые цели программы учебного года (учебные и/или функциональные).
  3. Описание, как будет измеряться прогресс в до­стижении целей программы.
  4. Необходимое специальное и дополнительное обучение с описанием модификации программы и до­полнительной помощи, оказываемой персоналом шко­лы при освоении общей общеобразовательной про­граммы и при дополнительных занятиях.
  5. Перечень занятий класса, в которых ученик не будет участвовать.
  6. Описание, какие возможности будут предостав­ляться ученику при написании городских контроль­ных работ (например, увеличение времени). Примеча­ние: если ученик не может принимать участие в кон­трольных работах, какие альтернативные способы бу­дут использованы.
  7. Даты начала и завершения и частоты дополни­тельных занятий.

Этот документ, важный для планирования (и про­верки) образовательных услуг, также включает:

  • описание сильных и слабых сторон ребенка,
  • запрос родителей,
  • результаты наиболее новых обследований,
  • стратегии помощи ребенку,
  • речевой и коммуникативный статус и необходи­мость помощи [8, p. 75—77].

Анализ опыта работы в коррекционных классах и общеобразовательных классах с включением проблем­ных детей показывает, что выявление сильных и сла­бых сторон ребенка и разработка стратегии помощи ребенку наиболее эффективно осуществляется при взаимодействии педагогов и нейропсихологов.

В рамках нейропсихологии разработаны как теоре­тические и практические основы диагностики состоя­ния высших психических функций (ВПФ) детей, так и теория и методы коррекционной работы по преодо­лению отставаний в развитии ВПФ.

Нейропсихологический анализ состояния ВПФ позволяет обнаружить сильные и слабые стороны раз­вития каждого ребенка, установить качественную спе­цифику недоразвития, прогнозировать будущие за­труднения в становлении познавательных процессов. Нейропсихологическая диагностика включает не только тестовые методы, но и методы «следящей диа­гностики», т. е. метод наблюдения за поведением ре­бенка в ходе работы и на отдыхе и анализ выполнения учебных и творческих задач. Такая диагностика про­водится нейропсихологом и педагогом совместно. Она предполагает предоставление ребенку различных ви­дов помощи и анализ того, что именно помогает ребен­ку. Поэтому существенную роль в наблюдении за ре­бенком и адаптации его к школьному обучению играет именно педагог, который владеет богатым арсеналом методов по развитию активности, самостоятельности ребенка, его познавательной сферы.

Итак, взаимодействие нейропсихолога с педагогом заключается в совместном выявлении не только осо­бенностей высших психических функций (ВПФ) ре­бенка, ведущих к его недостаточной состоятельности, но и «каким образом и при каких условиях возможно преодоление трудностей, как сделать шаг от неуспеха к успеху. Совместно решаются задачи по подбору ме­тодик, градации трудности вводимых заданий, нагляд­ного и вербального материала, а также способа его по­дачи, повышающего возможности ребенка в выполне­нии заданий» [3].

На основе полученных индивидуальных данных после совместного обсуждения педагогом и нейропси-хологом сильных и слабых звеньев ВПФ каждого ре­бенка, может быть выработана общая стратегия рабо­ты класса, разделение его на группы по проблемам. Причем при изучении различных предметов состав групп может изменяться. При составлении программы занятий учитывается, что в классе одновременно бу­дут находиться дети как с общими, так и с индивидуаль­ными трудностями.

Как правило, общими особенностями современных детей являются трудности произвольной организа­ции, замедленность или импульсивность, легкая от-влекаемость, быстрая утомляемость, трудности кон­центрации внимания, нарастание затруднений при длительном выполнении заданий в одной модальнос­ти и пониженный уровень мотивации учебной дея­тельности.

К индивидуальным особенностям могут относиться сложности с переработкой слуховой или зрительной информации. Если педагог использует на занятии сис­тему методов, направленную на компенсацию трудно­стей усвоения зрительной информации, то другие дети в этот момент могут остаться без внимания, и наобо­рот. Поэтому при составлении программы работы нужно учитывать все компоненты, которые составля­ют осваиваемую сложную функцию. Если у одного ре­бенка или группы детей проявляются свои специфи­ческие трудности, педагог должен помогать им прора­ботать каждое звено этой психической функции. Ос­тальные дети в этот момент имеют возможность совер­шенствовать навыки самостоятельной работы в задан­ном виде деятельности, который дается им относи­тельно легко.

В целом стратегия работы с классом инклюзивно­го обучения предполагает, что организация занятий должна базироваться на методах работы, опирающей­ся на сохранные звенья и постепенно втягивающей в работу слабые звенья. Для реализации такого подхода могут быть использованы системы методов для «выра­щивания» слабого звена. Педагог, обучая детей како­му-нибудь навыку, выстраивает систему отношений взрослый-ребенок, где взрослый берет на себя функ­ции слабого звена, постепенно передавая все большую часть функций ребенку. В соответствии с идеями Л. С. Выготского, задания должны варьироваться от простого к сложному по следующим параметрам:

  • совместное — самостоятельное (от разделения функций между обучающим и обучаемым через посте­пенное сокращение роли обучающего к самостоятель­ному действию);
  • внешне опосредованное — внутреннее (от дейст­вия с привлечением внешних материализованных опор, внешней программы к внутреннему, выполняе­мому в уме действию);
  • развернутое — свернутое (от развернутого поэле­ментного выполнения и контроля действия к их свер­нутым формам).

Особенное внимание при составлении программы работы группы должно уделяться подбору учебного и наглядного материала. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необ­ходимо подбирать (создавать) учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе.

Наш опыт показывает, что такой метод помогает каждому ребенку успешно решать познавательные за­дачи и находить свои пути для компенсации слабого звена.

Для повышения интереса ребенка к занятиям реко­мендуется использовать игровые, сюжетные методы обучения, включать задания в смысловой контекст, постепенно переводя исполнение от эмоционально ок­рашенного в более произвольный план. Необходимо создавать условия, в которых меньше проявлялись бы нейродинамические нарушения детей, повышалась их познавательная активность, формировалась учебная мотивация.

Для обеспечения гибкого подхода к особенностям всех учащихся рекомендуется использовать следую­щие методы.

  1. Пространство класса делится на зоны: учебную и игровую. Это дает возможность проводить занятия с частью детей не только за партой, но и на полу или за игровым столом, помогает снизить трудности удержа­ния позы за партой в течение 40 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных категорий детей.
  2. В классе вводятся правила поведения, с которы­ми ознакомлены дети, родители, учителя. Правила по­ведения в классе являются общими для всех, в том числе и для учителя. Например, если в правилах пове­дения записано, что в классе нельзя кричать, то никто (в том числе и учитель) не кричит. Правила нельзя вводить длинным списком. Одновременно можно при­нять одно-два правила. Следующие можно вводить только после того, как усвоены уже принятые правила.
  3. Учитывая специфику возраста и индивидуаль­ные особенности детей, можно создавать щадящий ре­жим нагрузок. В зависимости от состояния детей и со­держания конкретного занятия на начальном этапе они могут продолжаться различное время — от 25 до 40 минут. Занятия могут не делиться на предметы и не объединяться единым сюжетом. На всех занятиях дол­жен реализоваться принцип межпредметных связей. На начальном этапе доля игровых ситуаций может преобладать над учебными задачами. Постепенно эмо­циональное и непосредственное выполнение заданий должно переходить в более произвольный план.
  4. Учитель должен ставить перед собой задачи со­циализации детей. Перемены предназначены не толь­ко для того, чтобы дети могли восстановить силы и по­общаться, но и приобретали навыки взаимодействия, учились правильно вести себя по отношению друг к другу.
  5. Особое внимание должно уделяться подбору на­глядного и учебного материала. К критериям оценки адекватности учебных материалов для процесса ин­клюзивного обучения относятся: уровень содержа­тельной сложности; зрительная насыщенность; размер шрифта; распознаваемость образов; смысловое ис­пользование цвета; ориентация на ребенка — правшу или левшу; разноуровневость (пригодность для ис­пользования детьми с разными уровнями когнитивно­го развития) и вычерпываемость материалов; частот­ность употребляемых слов; эмоциональная составля­ющая. Очень важна ориентация наглядных материа­лов на личный опыт и интересы детей. Многие нагляд­ные материалы учащиеся могут сделать в классе об­щими усилиями, например, «числовой ряд», «круглый год», и это увеличивает интерес к ним.
  6. Необходимо учитывать индивидуальные особен­ности детей, низкий уровень мотивации, эмоциональ­ную нестабильность. Поэтому система оценки должна подчеркивать любые, пусть самые незначительные ус­пехи каждого ребенка. Очень важно развести в пони­мании детей и родителей понятия «отметка» и «оцени­вание». Мы оцениваем не ребенка, а результаты его де­ятельности. «Оценка» может быть высокой при низ­кой «отметке». Оценка может быть балльной и мате­риальной — красивая наклейка, картинка-штамп, ма­ленький подарок. Рекомендуется также организовы­вать выставки детских работ. Каждая работа рассмат­ривается всеми детьми, в каждой можно найти что-ни­будь хорошее. Постепенно дети учатся оценивать свои работы и сравнивать их с работами других детей.
  7. В настоящее время нейропсихологические мето­ды все больше внедряются не только в диагностичес­кую, но и в коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Су­ществует целый спектр методик, активно применяю­щихся как при индивидуальной коррекции, так и при групповой работе, в том числе в начальных классах школы [1; 2; 4—6; 7].

Двадцатилетний опыт по применению методов нейропсихологической коррекции в педагогической практике показывает, что совместная работа педагога и нейропсихолога создает условия для успешного обу­чения различных категорий детей с ОВЗ.

Литература

  1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление труд­ностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: «Питер», 2008.
  2. Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Пылаева Н. М, Хо-тылева Т. Ю. Скоро школа. Путешествие Бима и Бома в страну математику. Методическое пособие и рабочая тетрадь. — М.: «Теревинф», 2006.
  3. Пылаева Н. М. Опыт нейропсихологического ис­следования детей 5—6 лет с задержкой психического развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 3. С. 37—45.
  4. Пылаева Н. М, Ахутина Т. В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7—9 лет. — М.: «Теревинф», 2006.
  5. Пылаева Н. М, Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5— 7 лет. — СПб.: «Питер», 2008.
  6. Пылаева Н. М, Ахутина Т. В. Учимся видеть и называть. Развитие зрительно-вербальных функций у детей 5—7 лет. — СПб.: «Питер», 2008.
  7. Хотылева Т. Ю, Пылаева Н. М. Графические дик­танты. — М.: ГОУ ЦПМССДиП, 2010.
  8. Detrich R. From policy to practice: IDEIA and evi­dence-based practice. In: Educating individuals with dis­abilities: IDEIA 2004 and beyond. Ed. by Elena L. Grigorenko. N.Y.: Springer Publishing Company, 2008.

Информация об авторах

Татьяна Васильевна Ахутина, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8503-2495, e-mail: akhutina@mail.ru

Наталья Максимовна Пылаева, кандидат психологических наук, Заслуженный научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, Старший научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-506X, e-mail: pylaeva.nataliya@mail.ru

Татьяна Юрьевна Хотылева, кандидат педагогических наук, Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3283-5873, e-mail: th@ort.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 6975
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 459
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 7434
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 7